Александр Зорич «Ночь в палеонтологическом музее»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Эта была её экспедиция, её динозавр, её бенефис! Но чего только не сделаешь ради музея. И ради собственной работы...
Входит в:
— антологию «Территория Дозоров. Лучшая фантастика 2019», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladimir Puziy, 29 июля 2019 г.
Рассказ, читать который было очень грустно. Может, оттого, что я помню, какими были лучшие рассказы Зоричей: искромётные, непредсказуемые, с оригинальными идеями.
Здесь всё просто и предсказуемо, и фантастика здесь, мягко говоря, не слишком оригинальная (да и -- необходимая ли для раскрытия идеи?). Главная героиня -- влюблённая в свою работу учёная. В недалёком будущем палеонтологические музеи оснащают неким аналогом очков виртуальной реальности -- иначе не привлечь в музей молодёжь*. И оказывается (к удивлению героини, но вряд ли -- читателя), что в виртуальной реальности динозавры не похожи на самих себя, ни внешне, ни масштабами, вдобавок травоядные виды хищно сражаются друг с другом, а ещё там -- увы, увы -- есть какой-то виртуальный магазин. Все эти неожиданные открытия героиня совершает сразу после того, как хамовитый начальник-менеджер заявляет, что найденный ею в Монголии новый вид следует описать как хищный, поскольку его хотят назвать в честь спонсора, а кто же называет в честь спонсора травоядных динозавров, это не по-пацански, ещё спонсора оскорбим, а значит, лишимся финансирования...
Здесь в игру вступает некий ИИ: система, которую -- как выясняется -- чаще используют для развлечения детишек, а не для серьёзной научной работы. Главной героине нужно получить от ИИ заключение о том, что динозавр на самом деле был хищный. Всё решается с помощью топора и шантажа: если в первый раз ИИ отказывается, нужно взять топор (не шучу) и пригрозить разнести на хрен банки памяти ИИ. Иными словами, героиня совершает ровно то же, что с нею только что совершил начальник-менеджер: ей пригрозили увольнением -- и она поддалась. ИИ, разумеется, тоже поддаётся: о каких принципах и идеалах может идти речь, когда тебе угрожают уничтожением, правда же?..
Самое интересное, что новая реальность -- не воображаемая, но «реальная», с реальностью виртуальной и никем не востребованной «истинной наукой» -- оказывается для главной героини не столь уж шокирующей. Ни бороться за свою «правду», ни особо ужасаться она не планирует. Она приспосабливается. Потому что, в общем-то, все громкие слова о Храме науки и проч. оказываются лишь словами. Ни научная достоверность, ни судьба музея её на самом деле не заботят. Единственное, чего она хочет -- заниматься любимым делом: ездить в экспедиции, отыскивать очередных динозавров. Не для науки -- для самой себя.
Вот и выходит, что по замыслу ли авторов или вопреки ему, но рассказ Зоричей -- о злобе дня, которая является с тем самым топором и с которой, если верить рассказу, бороться смысла нет. О злобе дня, которая совершенно явно проявляет то, о чём до сих пор можно было саму себя обманывать. Если когда-то героиня и лелеяла некие идеалы, их давно нет, а есть попросту желание «чтобы не трогали», и в угоду этому желанию она готова лгать и кривить душой, -- достаточно было всего лишь припугнуть.
Написан рассказ так, что от нас, кажется, ждут сочувствия героине. И некоторую жалость действительно испытываешь, но скорее -- к себе давнему, прекраснодушному. К тому, кто верил, что если уж человеку было однажды дано, то он это дар сможет проявить после дюжины проектных романов.
Впрочем, в этом смысле рассказ -- очень полезное, отрезвляющее чтение. Но только в этом.
- — -
* Наиболее фантастической, конечно, здесь представляется история про то, что раньше молодёжь ходила в палеонтологический музей, а потом вдруг перестала -- и очки виртуальной реальности со встроенной туда игрой взяли да спасли положение.
mputnik, 6 апреля 2019 г.
Уже хотел единицу влепить и отделаться дежурной фразой о несовпадении склонностей и пристрастий, но... — развязка впечатлила. Туше, уважаемый Автор, повышаем ставки до пятерочки.
Суть негативизма: светлый Храм Фантастики используется как декорация для примитивной боллитры, всего лишь — как презренная, низменная, обшарпанная декорация. Ежели удалить из текста сего тот мизер формальный, что и позволяет ему — опять же формально — именоваться «фантастикой», то не изменится — ровным счетом ни-че-го. В ином «окружении», в самом обыденном, и вовсе не фантастическом — он так и останется самим собой. Для кого как, что называется, для меня — оскорбление в лучших чувствах. Потому как деяние сие именуется «...неприкрытой спекуляцией на популярности и привлекательности жанра...». Это низко, это мерзко, это — заставляет читать то, на что — будучи предупрежденным соответствующим образом — даже не взглянул бы.
Но в данном конкретном случае — тронула энергетика рассказчика и экспрессивность главного героя. А, вернее, даже не так — искренность текста, искренность на грани фола. В своё время был такой поэтический конкурс — с таким же названием («искренность на грани фола»), в котором я подвизался в судейской бригаде. Так вот, там был такой рефрен — «...ежели ты не распахнул душу свою настолько, что любой желающий может туда спокойно плюнуть, твой текст недостоин прочтения, ибо он, попросту — никому не интересен...»
URRRiy, 17 января 2019 г.
Хороший рассказ о том, что нужно делать честному ученому, чтобы не дать вымереть палеонтологическому музею. А также немного о динозаврах, будущих студентах и экскурсантах, плюс о коммерческой жилке у коммерческого директора.
Рекомендую.