Кир Булычев «Институт экспертизы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказы о необычной научной лаборатории, в которой совершаются только фантастические открытия и исследуются только необыкновенные явления.
Некоторые герои этих рассказов также встречаются в цикле «Театр теней».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (12), польский (5)
- /тип:
- книги (13), периодика (3), цифровое (1)
- /перевод:
- Т. Госк (4), А. Тышковская-Госк (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 7 октября 2022 г.
Если «гуслярские» рассказы наполнены солнцем, теплом и веселым волшебством, то к «институтским» больше всего подходят эпитеты «грустные» и «взрослые». Не уверена, что время года где-то называется, но по ощущению за окнами все время хмурый ноябрь. Общий структурный подход в целом сохраняется. Как и в «Гусляре», в каждом рассказе присутствует некоторое фантастическое допущение, которое служит основой для возникновения сюжета, и вокруг которого сворачивается клубком история. Вот только если в Гусляре такая штука вызывает радость и удивление жителей городка, то в Институте это фантастическое оказывается привычным элементом бытия, порой настолько, что с трудом его замечаешь в потоке рутины. Зато здесь есть центральный персонаж – Калерия, научный сотрудник, глава лаборатории, примерно 40 лет, со всеми прилагающимися к этому статусу бытовыми и научными проблемами. Нормальный умный взрослый человек (и ура, не очередная красавица Алена!). Мне показалось, что атмосфера научной лаборатории получилась очень неплохо – спокойный мир, в котором довольно приятно существовать, разве что открытия и озарения случаются куда реже, чем хотелось бы, а вкалывать приходиться постоянно. Пожалуй, жаль, что из этих рассказов, несмотря на общих персонажей и место действия, не получилось все-таки полноценного романа, в котором отдельные фрагменты складывались бы в каменный цветок. И пусть бы даже без фантастических составляющих, просто будни и отношения в лаборатории.
Кстати, мне подумалось, что рассказы Булычева – это отличный практикум для начинающих писателей. Они довольно короткие, но каждый – умело и профессионально скомпонованная история, почти обязательно с вплетенным внутрь вопросом, часто риторическим. И нет, это не открытый конец, в воздухе ничего не повисает.
lammik, 26 сентября 2017 г.
«Институт экспертизы» посвящён Науке. Учёные показаны автором живыми людьми — радующимися и страдающими, заблуждающимися и озарёнными светлыми идеями, преодолевающими бытовые проблемы и устраивающими личную жизнь. Присутствует фирменный авторский юмор, но сквозь него проступают нотки сентиментальной меланхолии хорошо пожившего человека. «Детективную историю» и «Кому это нужно?» с чистым сердцем советую прочитать всем, в том числе и тем, кто не любит фантастику, или юмор, или и то и другое вместе.
Yazewa, 17 ноября 2010 г.
Очень симпатичный цикл. Сочетание фантастических идей и реалистичного обрамления. Плюс живые симпатичные (или не очень) герои. Много юмора и иронии. Легкий, очень читабельный стиль.
По-моему, это явная авторская удача.
george1109, 17 июня 2012 г.
Самый неудавшийся, на мой взгляд, цикл Булычева. И научно-фантастические идеи хороши, и психологически все характеры выверены, а типажи узнаваемы, и язык по-булычевски пусть не ярок, но ясен и более чем приличен, но... чего-то не хватает. Зато с лихвой пессимизма и горькой (хотя и справедливой) иронии. При этом и пессимизм и ирония довольно беспросветны. Не видит автор какого-то выхода.
Любому другому поставил бы оценку выше. И даже заметно выше. Но для классика этот цикл, повторюсь, неудача.
duke, 17 октября 2007 г.
Сам Булычев в каком-то интервью говорил о том, что изначально он собирался написать роман об ученых, занимающимися разными «странными» исследованиями. Жалко, что романа не получилось. Зато получилось шесть замечательных рассказов, объединенных общими героями. Если можно в фантастике говорить о реализме, то этот цикл, при всей неоднородности входящих в него рассказов, претендует на звание самой реалистичной литературы в фантастическом наследии Булычева (имхо). Читая рассказы, почти не замечаешь «фантастичности» происходящего — два-три штриха, как бы между делом обозначающие эту нереальность, не отвлекают нас от живых людей и их историй. Иногда веселых, иногда грустных, но всегда очень добрых и «страшно» интересных.
alex-fan, 19 февраля 2009 г.
Один из самых лучших циклов Булычёва: в такой лабораторной среде, он чувствует себя как рыба в воде. В других его рассказах и повестях идеи частенько кажутся устаревшими и слишком наивными: этот цикл исключение
Вертер де Гёте, 16 ноября 2007 г.
Несомненно, один из лучших циклов Булычёва. Герои — работники научной лаборатории, но удивительные опыты и открытия, которые они делают, в рассказах — на втором плане, для героев они — рутина и повседневность. И подобный подход пошёл рассказам только на пользу — Булычев показывает себя не только человеком с безграничной фантазией, но сильным писателем-реалистом(согласен с предыдущим отзывом), способным писать в лучших традициях русской литературы — эмоционально, ярко, глубоко.
Ladynelly, 24 октября 2008 г.
Интересный цикл! Сколько же в мире скрытых зависимостей. Из этого вполне мог получиться сносный роман... А получилось несколько посредственных рассказов...:frown:
Ny, 31 марта 2008 г.
Цикл показался мне достаточно картонным. Слишком мало и слишком по-дилетантски показана здесь наука. Она скорее часть обстановки, а не полноправное действующее лицо. Многие коллективы НИИ с 80-ых по недавнее время примерно так и работали, вяло ваяя что-то околонаучное между решением личных проблем сотрудников. Главными в рассказах оказались, конечно, люди как таковые, но слишком уж мелковаты (за небольшим исключением) их проблемы, чтобы воспринимать рассказы серьёзно и значимо. До «серьёзной» иронии действие так же не дотягивает, как мне кажется.