Валерий Вотрин «Ромовая баба»
Россия, Петербург, самый конец XIX века – века абсолютно европейского, «рационалистического»; в биохимической лаборатории, где ведущие ученые Петербурга исследуют природу чумы, появляется гость, некий иностранец, который представляется специалистом как раз по чуме. В частности, он сообщает, что его занимает феномен «трансмутации». Что вы имеете в виду, настороженно спрашивает русский профессор коллегу и слышит странный ответ: «моровых дев», то есть оживших мертвецов, разносящих заразу чумы. Потрясенный профессор задает последний вопрос: ну хорошо, допустим, вы нашли такую вот «моровую деву», и что вы с ней собираетесь делать? – «Я умею превращать моровых баб в ромовых баб» – был ответ. Ответ немыслимый в стенах того заведения, в которых состоялся этот разговор, но следующая глава, переносящая читателя в Германию на 20 лет назад, заставляет по-другому отнестись к словам странного гостя. Историко-фантасмагорическое повествование про целителя, способного вступать в борьбу с инфернальными тварями, персонифицирующими источники болезней, в частности – чуму.
Полностью опубликован: «Новый мир», №№ 9-10, 2018.
Входит в:
— журнал «Новый мир № 9, 2018», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Нового мира", 2018 // (роман (№9-10, 2018); под псевдонимом Федор Грот) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 14 марта 2019 г.
Почему: лауреат премии журнала Новый Мир-2018
В итоге: во-первых, хочу отметить, что журнал Новый Мир, как мне кажется, неравнодушен к теме душевного здоровья. «Принц инкогнито», «Арнольд Лейн», теперь «Ромовая баба». Всё это — качественная проза про то ли душевнобольных, то ли провидцев, с ненадёжным рассказчиком и очень хорошим слогом.
В «Ромовой бабе» нарочитая историчность сочетается с готической фантасмогорией, когда даже по окончании романа так и не ясно, правда это или больное воображение главного героя.
Как ни странно, «Ромовая баба» мне очень напомнила недавно прочитанный «Арабский кошмар» Ирвина. Судите сами:
* в обоих романах европеец из рационального мира Европы попадает в иррациональный мир восточной страны. В Каир в «Арабском кошмаре» и в Тегеран, Питер, а затем и в астраханские степи в «Ромовой бабе».
* И там, и там сюжет связан с загадочной болезнью. Герой Ирвина весь роман гадает, не страдает ли он арабским кошмаром, а герой Грота-Вотрина ищет моровую деву, чтобы победить чуму.
* У обоих книг сложные и запутанные отношения с реальностью. Шпион-паломник Ирвина без предупреждения из реальности оказывается в многослойном сне, незаметно выныривает из него и погружается обратно; у Вотрина реальность наполнена духами болезней, которые видит только герой романа и, в конце, герой таки проваливается в реалистично-мистический сон, где получает вполне себе сбывшиеся пророчества от самогО демонического Стеньки Разина о судьбе России в двадцатом веке.
Роман небольшой, читается легко, проглотил за один вечер, очень понравилось!