fantlab ru

Николай Трублаини «Глубинный путь»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Глубинный путь

Глибинний шлях

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Советский школьник присылает в редакцию научно-популярного журнала проект колоссального подземного тоннеля, благодаря которому поезд сможет добраться из Москвы во Владивосток за несколько часов. Интересной идеей всерьёз заинтересовались учёные и инженеры. Но враги нашей страны не дремлют и пытаются сорвать «стройку века».

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан в 1941 году на основе повести «56-я параллель» («56-та паралель»), в том же году опубликована первая часть романа: .М. Трублаїні — Глибинний шлях:Науково-фантастичний роман (ч.1):«Літературний журнал» №№1-4/1941.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Лахтак. Глубинный путь.
1960 г.
Глубинный путь
1961 г.
Глубинный путь
2021 г.

Периодика:

Літературний журнал №4 1941
1941 г.
(украинский)

Самиздат и фэнзины:

Глубинный путь
2011 г.

Электронные издания:

Глибинний шлях
(украинский)
Глубинный путь
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Глибинний шлях
1948 г.
(украинский)
Глибинний шлях
1956 г.
(украинский)
Глибинний шлях
1966 г.
(украинский)
Глибинний шлях
1970 г.
(украинский)
Глибинний шлях
1988 г.
(украинский)
Глибинний шлях
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я познакомился с этим замечательным научно-фантастическим романом ещё в далёком детстве. Как сейчас помню, это было украинское издание 1956 года, достаточно полное (390 страниц), вышедшее в серии «Бібліотека пригод і наукової фантастики». Особенно понравился зачин — глава «Снежная королева» — история с найденным на скамейке письмом, знакомство журналиста Олексы Кайдаша с очаровательной Лидой Шелемехой. Всё это было захватывающе написано, герои получились живыми, интересными, фантастические идеи — эпохальными, будоражащими воображение!

Я хорошо знал и любил творчество Николая Трублаини, после таких произведений, как «Крылья розовой чайки», «Лахтак», «Волохан», ну, и уж конечно — блистательной приключенческой повести для юношества «Шхуна «Колумб», которая долгое время была у меня настольной книгой.

Не удивительно, что я с большой энергией и надеждой взялся за «Глубинный путь».

Работая над научно-фантастическим романом, выдвигая новые идеи, Трублаини старается разбавить сухие научные сведения и проекты острым действием, неожиданными поворотами сюжета.

Тут и романтическая глава «Снежная королева» с загадкой найденного письма, тут и любовь к дерзкой и ослепительно красивой Лиде Шелемехи инженеров Самборского и Макаренко, да и самого Олексы Кайдаша, тут и детективная история с проникновением вора в квартиру лётчика Шелемехи, и приключение с юным изобретателем Тарасом Чутем, которого неизвестный выбросил с поезда... Есть в романе и традиционные для того времени происки врагов советского государства, убийства, вредительство, терроризм, разоблачение шпионов- палеонтолога и журналиста Догадова и некоего вредоносного Черепашкина.... Догадов описан более ярче и мощнее, а история Черепашкина, пожалуй, самое слабое звено в конструкции романа.

И ещё важны люди, герои новой советской эпохи. И их Трублаини выписывает старательно. Это и героический лётчик Шелемеха и его сестра Лида, мужественный журналист Кайдаш, мрачный, ищущий, выдерживающий критику, но отстаивающий свои идеи инженер Макаренко, профессор Довгалюк, инженер Самборский (противостоящий Макаренко и его идеям), неутомимый экспериментатор доктор Барабаш, спасающий Лиду от страшной болезни и прочие. Писатель утверждает правильные, человеческие ценности.

В романе есть и слегка завуалированный, но всё же ощутимый протест против всеобщего страха и «демона подозрительности». Так, дотошный следователь Томазян как бы между прочим замечает: «Бдительность не должна превращаться в подозрительность».

Рисуя взрослых, сформировавшихся людей новой эпохи, писатель не оставляет в стороне и юное поколение. Его образец — мальчик Тарас Чуть. Именно он предлагает строительство гигантского туннеля (метрополитена) между Москвой и Владивостоком ( в виде хорды). Подобные мысли уже приходили в голову инженерам, мальчик только лишь наметил этот смелый проект.

В романе подробно показана разработка идеи «глубинного туннеля», по которому поезда будут ходить со скоростью 1300 км в час, и до Тихого океана можно будет добраться за несколько часов.

Герои романа — люди вдохновленные научным поиском. Они спорят, предлагают новые проекты, критикуют.

Макаренко предлагает герметичные вагоны с кондиционированным воздухом, Самборский — вагоны с искусственным климатом, щитовой изоляцией. Воздух поступает не в устройство для кондиционирования, а хранится под давлением в специальных баллонах.

Интересны опыты Кротова с посадкой и высадкой пассажиров на полном ходу поезда. Специальные вагоны двигаются по параллельной колее, набирают скорость, прицепляются к заднему вагону поезда, и в поезд переходят пассажиры...

Пожалуй, окончание романа, где показана война союза империалистических государств против СССР, показалось мне несколько фрагментарным, вторичным. Видно Трублаини, работавшему над книгой в 19140-1941 годах, помешала начавшаяся война. И здесь он даёт точный намёк: благодаря хорошей подготовке, быстрой мобилизации в начале войны враги имеют преимущество, наступают, а Красная Армия терпит временные поражения.

Писатель догадывается о том, что техника в новой войне будет играть решающую роль. В его книге Красная Армия побеждает врага не конницией, а благодаря мощным многомоторным самолётам с пушками и пулемётами, штурмовым танкам, подземным кораблям — литостатам.

Кстати, из российских изданий главы с войной СССР против капиталистических государств были убраны. Роман безжалостно был сжат и выходил в сокращённом переводе М. Фресиной.

И лишь в новейшем русском издании 2016 года, благодаря редакторам и переводчику М. Краснецкой, книга предстала перед читателем в самом полном виде.

Конечно, на книге есть отпечаток своего времени, да и автор, погибший на фронте, не сумел отредактировать роман.

Сейчас эта книга не теряет своей прелести. Это классика научно-фантастической и утопической литературы, обладающая и немалыми художественными достоинствами.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По размаху НФ воображения Николай Трублини, пожалуй, превосходит авторов сегодняшних «бестселлеров» из серии «если завтра война». Возможность скоростной переброски — по «хордовым тоннелям» — войск с одного театра военных действий на другой — мечта любого стратега!

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень напомнила произведения Григория Адамова, но, видимо, не из-за сходства авторских стилей, а из-за общих примет фантастической литературы сталинского времени: шпионы, гениальные открытия советских учёных, доблестный труд советских рабочих, опять шпионы... Сейчас всё это кажется архаичным ( и слава Богу!). Хотя, к чести Трублаини, он гораздо больше внимания уделил научно-фантастической составляющей сюжета — то есть постройке «метро» от Москвы до Владивостока, чем шпиономании и пафосу. К тому же, героев автор попытался сделать похожими на живых людей и добавил романтики в их отношения. Сама идея колоссального метро любопытна, но вот только кто сейчас будет читать советскую производственную фантастику? Есть в книге некоторое очарование ретро, но это на любителя.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я «Глубинный путь» читал ещё в школе – в издании 61-го года. В «рамке» не читал. И поэтому какой там текст – не знаю. Но судя по то-му, что переводчик дан только один – должно быть такой же.

Но – тоже ещё в школе – но несколько позже я прочёл его в ори-гинале — «Глибинний шлях» на рідній мові (рідній автора – а не моей). Издание было примерно второй половины 60-х – начала 70-х.

Так вот: оно было больше русского где-то на треть если не боль-ше. Это я помню чисто визуально – при одинаковом формате книг (ес-тественно на такие детали – как размер и плотность шрифта я тогда внимания не обращал). И гораздо больше по тексту.

Как раз в той части – что была выпущена в русском либо ещё пе-реводе, либо уже издании – были шпионы-диверсанты, которых разо-блачают (возглавлял их то ли управдом, то ли завхоз – такой вроде бы смешной и туповатый, который ещё в первой части строил козни про-тив гениального школьника Тараса Чутя (так его кажется звали)). Была война СССР с врагами – на два фронта: Западный и Дальневосточный. И войну мы эту выиграли исключительно благодаря этому самому тун-нелю. малой кровью, могучим ударом!

Не уверен только закончилось ли всё это Всемирной Революци-ей? Или хотя бы Всеконтинентальной? Но по-моему всё-таки закончи-лось – иначе зачем было бы такой роман писать в то время.

Так что – насколько я понимаю – сокращения были сделаны в русском издании потому что в начале 60-х такое печатать было просто нельзя.

А всё это – информация к сведению тех, кто захочет «Глубинный путь» прочитать – если такие найдутся, конечно…

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх