Николай Трублаини «Глубинный путь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Советский школьник присылает в редакцию научно-популярного журнала проект колоссального подземного тоннеля, благодаря которому поезд сможет добраться из Москвы во Владивосток за несколько часов. Интересной идеей всерьёз заинтересовались учёные и инженеры. Но враги нашей страны не дремлют и пытаются сорвать «стройку века».
Роман написан в 1941 году на основе повести «56-я параллель» («56-та паралель»), в том же году опубликована первая часть романа: .М. Трублаїні — Глибинний шлях:Науково-фантастичний роман (ч.1):«Літературний журнал» №№1-4/1941.
Входит в:
— журнал «Літературний журнал №4 1941», 1941 г.
- /языки:
- русский (5), украинский (8)
- /тип:
- книги (9), периодика (1), самиздат (1), цифровое (2)
- /перевод:
- М. Краснецкая (2), В. Резвый (1), М. Фресина (4), С. Шульженко (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tarasovich09, 21 октября 2018 г.
Впервые я познакомился с этим замечательным научно-фантастическим романом ещё в далёком детстве. Как сейчас помню, это было украинское издание 1956 года, достаточно полное (390 страниц), вышедшее в серии «Бібліотека пригод і наукової фантастики». Особенно понравился зачин — глава «Снежная королева» — история с найденным на скамейке письмом, знакомство журналиста Олексы Кайдаша с очаровательной Лидой Шелемехой. Всё это было захватывающе написано, герои получились живыми, интересными, фантастические идеи — эпохальными, будоражащими воображение!
Я хорошо знал и любил творчество Николая Трублаини, после таких произведений, как «Крылья розовой чайки», «Лахтак», «Волохан», ну, и уж конечно — блистательной приключенческой повести для юношества «Шхуна «Колумб», которая долгое время была у меня настольной книгой.
Не удивительно, что я с большой энергией и надеждой взялся за «Глубинный путь».
Работая над научно-фантастическим романом, выдвигая новые идеи, Трублаини старается разбавить сухие научные сведения и проекты острым действием, неожиданными поворотами сюжета.
Тут и романтическая глава «Снежная королева» с загадкой найденного письма, тут и любовь к дерзкой и ослепительно красивой Лиде Шелемехи инженеров Самборского и Макаренко, да и самого Олексы Кайдаша, тут и детективная история с проникновением вора в квартиру лётчика Шелемехи, и приключение с юным изобретателем Тарасом Чутем, которого неизвестный выбросил с поезда... Есть в романе и традиционные для того времени происки врагов советского государства, убийства, вредительство, терроризм, разоблачение шпионов- палеонтолога и журналиста Догадова и некоего вредоносного Черепашкина.... Догадов описан более ярче и мощнее, а история Черепашкина, пожалуй, самое слабое звено в конструкции романа.
И ещё важны люди, герои новой советской эпохи. И их Трублаини выписывает старательно. Это и героический лётчик Шелемеха и его сестра Лида, мужественный журналист Кайдаш, мрачный, ищущий, выдерживающий критику, но отстаивающий свои идеи инженер Макаренко, профессор Довгалюк, инженер Самборский (противостоящий Макаренко и его идеям), неутомимый экспериментатор доктор Барабаш, спасающий Лиду от страшной болезни и прочие. Писатель утверждает правильные, человеческие ценности.
В романе есть и слегка завуалированный, но всё же ощутимый протест против всеобщего страха и «демона подозрительности». Так, дотошный следователь Томазян как бы между прочим замечает: «Бдительность не должна превращаться в подозрительность».
Рисуя взрослых, сформировавшихся людей новой эпохи, писатель не оставляет в стороне и юное поколение. Его образец — мальчик Тарас Чуть. Именно он предлагает строительство гигантского туннеля (метрополитена) между Москвой и Владивостоком ( в виде хорды). Подобные мысли уже приходили в голову инженерам, мальчик только лишь наметил этот смелый проект.
В романе подробно показана разработка идеи «глубинного туннеля», по которому поезда будут ходить со скоростью 1300 км в час, и до Тихого океана можно будет добраться за несколько часов.
Герои романа — люди вдохновленные научным поиском. Они спорят, предлагают новые проекты, критикуют.
Макаренко предлагает герметичные вагоны с кондиционированным воздухом, Самборский — вагоны с искусственным климатом, щитовой изоляцией. Воздух поступает не в устройство для кондиционирования, а хранится под давлением в специальных баллонах.
Интересны опыты Кротова с посадкой и высадкой пассажиров на полном ходу поезда. Специальные вагоны двигаются по параллельной колее, набирают скорость, прицепляются к заднему вагону поезда, и в поезд переходят пассажиры...
Пожалуй, окончание романа, где показана война союза империалистических государств против СССР, показалось мне несколько фрагментарным, вторичным. Видно Трублаини, работавшему над книгой в 19140-1941 годах, помешала начавшаяся война. И здесь он даёт точный намёк: благодаря хорошей подготовке, быстрой мобилизации в начале войны враги имеют преимущество, наступают, а Красная Армия терпит временные поражения.
Писатель догадывается о том, что техника в новой войне будет играть решающую роль. В его книге Красная Армия побеждает врага не конницией, а благодаря мощным многомоторным самолётам с пушками и пулемётами, штурмовым танкам, подземным кораблям — литостатам.
Кстати, из российских изданий главы с войной СССР против капиталистических государств были убраны. Роман безжалостно был сжат и выходил в сокращённом переводе М. Фресиной.
И лишь в новейшем русском издании 2016 года, благодаря редакторам и переводчику М. Краснецкой, книга предстала перед читателем в самом полном виде.
Конечно, на книге есть отпечаток своего времени, да и автор, погибший на фронте, не сумел отредактировать роман.
Сейчас эта книга не теряет своей прелести. Это классика научно-фантастической и утопической литературы, обладающая и немалыми художественными достоинствами.
мрачный маргинал, 9 января 2011 г.
По размаху НФ воображения Николай Трублини, пожалуй, превосходит авторов сегодняшних «бестселлеров» из серии «если завтра война». Возможность скоростной переброски — по «хордовым тоннелям» — войск с одного театра военных действий на другой — мечта любого стратега!
Вертер де Гёте, 13 сентября 2008 г.
Книга очень напомнила произведения Григория Адамова, но, видимо, не из-за сходства авторских стилей, а из-за общих примет фантастической литературы сталинского времени: шпионы, гениальные открытия советских учёных, доблестный труд советских рабочих, опять шпионы... Сейчас всё это кажется архаичным ( и слава Богу!). Хотя, к чести Трублаини, он гораздо больше внимания уделил научно-фантастической составляющей сюжета — то есть постройке «метро» от Москвы до Владивостока, чем шпиономании и пафосу. К тому же, героев автор попытался сделать похожими на живых людей и добавил романтики в их отношения. Сама идея колоссального метро любопытна, но вот только кто сейчас будет читать советскую производственную фантастику? Есть в книге некоторое очарование ретро, но это на любителя.
ЯэтоЯ, 24 декабря 2009 г.
Я «Глубинный путь» читал ещё в школе – в издании 61-го года. В «рамке» не читал. И поэтому какой там текст – не знаю. Но судя по то-му, что переводчик дан только один – должно быть такой же.
Но – тоже ещё в школе – но несколько позже я прочёл его в ори-гинале — «Глибинний шлях» на рідній мові (рідній автора – а не моей). Издание было примерно второй половины 60-х – начала 70-х.
Так вот: оно было больше русского где-то на треть если не боль-ше. Это я помню чисто визуально – при одинаковом формате книг (ес-тественно на такие детали – как размер и плотность шрифта я тогда внимания не обращал). И гораздо больше по тексту.
Как раз в той части – что была выпущена в русском либо ещё пе-реводе, либо уже издании – были шпионы-диверсанты, которых разо-блачают (возглавлял их то ли управдом, то ли завхоз – такой вроде бы смешной и туповатый, который ещё в первой части строил козни про-тив гениального школьника Тараса Чутя (так его кажется звали)). Была война СССР с врагами – на два фронта: Западный и Дальневосточный. И войну мы эту выиграли исключительно благодаря этому самому тун-нелю. малой кровью, могучим ударом!
Не уверен только закончилось ли всё это Всемирной Революци-ей? Или хотя бы Всеконтинентальной? Но по-моему всё-таки закончи-лось – иначе зачем было бы такой роман писать в то время.
Так что – насколько я понимаю – сокращения были сделаны в русском издании потому что в начале 60-х такое печатать было просто нельзя.
А всё это – информация к сведению тех, кто захочет «Глубинный путь» прочитать – если такие найдутся, конечно…