Ирина Лазаренко «Хмурь»
«Я – наконечник стрелы, разящий зло!» – рявкает герой и сносит головы злодеям во имя добра.
Он не может ошибиться и ни в чем не сомневается: ему указывает путь высшая сила – воплощенное стремление к справедливости. Он – лишь орудие возмездия, а стреле, как известно, ничего не снится по ночам; его заботит только признание, возможность выполнять свой долг и еще – чтобы окружающие не слишком окружали.
Однако известно куда люди мостят дорогу светлыми намерениями. Сильные мира того вынашивают собственные планы на героя и других хмурей, собираясь обманом или силой превратить их в инструмент собственных интриг, шантажа и запугивания.
Что-то даже начинает получаться — но тут выясняется, что хмури стали не орудием и даже не оружием, а рукой, способной его направлять.
И всё завертелось…
Награды и премии:
лауреат |
Премия «Планета Крым» (имени Леонида Панасенко), 2019 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Марика, 21 августа 2020 г.
Очень не люблю писать рецензии на произведения с закрытым копированием. Мне тяжело перетюкивать по буковке своеобразный текст с неологизмами с весьма оригинальными словоморфами. Хотя рефераты по марксизму-ленинизму или там истории я писала без каких-либо сложностей целыми абзацами, но там были комбинации общеизвестных слов в безликий текст, который я полумеханичести переносила на бумагу.
Здесь же мне большая фига.
Я с одной стороны помню все слова в лицо, поэтому спотыкаюсь на опечатках — текст в таких местах внезапно корчит мне гримасы. А с другой стороны читаю очень быстро и слова фактически не вижу, а вижу фильм. То есть, напоровшись в своём полёте на неологизм или «не такое написание», я выпадаю из кина мордом в буквы. И начинаю разбираться, что это? Ошибка или авторский стиль?
Дознаватерь вместо дознаватель.
Варка — вид людей.
Начт — как я поняла сокращение от «значит». Сначала подумала было, что это такое обращение-титулование, но по контексту вышло, что мусорное слово.
Рыбалка — не занятие, но рыбак.
Творины — созданная тварь.
Болотцы и ничейцы — жители болот и беженцы, никому и никуда не принадлежащие — а-а-а какая прелесть!
хорунок — надо посмотреть в словаре...
Но, как говорят последнее время, интефейс был понятен интуитивно, а единый зависший без интуитивного понимания хорунок (тут надо было просто знать) — погоды не портил.
Будучи ветеринаром-визуалистом, я с профессиональным сомнением читала такие фразы:
...На руках-окороках,..., выпячиваются и тут же опадают бугристые мыщцы...
Но сама будучи писателем, изволившим написать о мощной грации львицы, прыгнувшей вверх, сравнивая её с лавиной (которая прыгает всегда ВНИЗ), я сделала усилие и засунула диагноста-биолога в сундучок.
Читатель — как я люблю — попадает сразу в дей, идёт расследования, и уже по ходу разбирается, кто кому куда и зачем.
Текст делится на главы с действием, перемежающимися главами-отступлениями, названными «Незабывание» — это слово меня очаровало. Главы незабывания — по сути или флешбеки-пояснялки, или рефлексии главного героя. То есть это вводно-обоснуйные кусочки, красиво и уместно западающие в канву повествования.
Авторский стиль не дает прыгать по верхам или читать по диагонали. Мне было жаль, что это электронная книга и я не могла читать с закладками, возможными исключительно в бумаге. Сам текст очень густой, насыщенный не только неологизменными вывертами, но и наполненный весьма оригинальными взглядами на казалось бы обыденные вещи.
Текст интересен не только по форме, но и по сюжету. Каждая глава не только добавляет информации, но оканчивается смысловой точкой или очень симпатичным клифхангером, освещающим прочитанное с нового угла.
История течёт плавно и всё это вышеперечисленное создает атмосферу сказительности, аутенчиной обоснованности мира и даже эпичности изложения.
Есть мир, покалеченный отгремевшими чародейными войнами, населенный природными и рукотворными разумными и безумными существами. У мира реального есть изнанка или Хмурая сторона, недоступная простым смертным, но только хмурям — специально выученным ходцам.
Хмурая сторона воспринимается хмурями как некое туманное пространство, куда можно попасть исключительно умеючи, но это пространство обладает своеобразным разумом, волей и способностью показывать хмурям истинную подоплёку свершившегося в реале.
На третьей главе я возжелала карту — набралось многовато географии, связей и взаимоотношений и мне было сложновато увидеть всё это сразу. На пятой главе я поняла, что желание карты — это кокетство, потому что никаких сложно подвывернутых дислокаций или перемещений не происходило. Всё очень ясно показывается и вполне понятно перемещается.
Я очень рада, что послушалась друзей и пришла во вселенную Ирины Лазаренко. Теперь этот мир есть и у меня и я еще вернусь. Я найду эту книгу в бумаге и с огромным удовольствием буду перчитывать, когда захочу снова окунуться в доброжелательную жажду жизни и познания, в столь разное понимание дружбы, мира и счастья, так естественного для столь разных людей и нелюдей, которые все желая добра, нечаянно или намеренно творят зло, а потом мучительно исправляют неожиданные плоды трудов своих...
Адреналинкс, 16 декабря 2018 г.
«Справедливость должна быть справедливой!» — это известно всем.
А может, просто: «Справедливость должна быть!»
Или так: «Справедливость – должна. Желательно нам»
А вообще: «Данунафиг её, справедливость эту, от неё одна путаница».
Вы прослушали краткое содержание романа «Хмурь». Ладно, шучу. Конечно же, в книге всё гораздо сложнее, глубже и страшнее.
Группу детей превращают в принципиально новых таинственных существ – хмурей. До последнего этапа превращения доживают далеко не все, загадочная «хмурая сторона» принимает далеко не всех и не все принимают её, но те, кто выжил, выдержал и научился… Мир получил, благодаря им, сильное и опасное оружие – способность на раз вычислить виновного в той или иной ситуации и покарать его.
А что получили сами хмури? Ощущение собственной исключительности и неповторимости? Ощущение всевластия? Да, но надолго ли? «Я — справедливость», — постоянно твердят герои, пока не начинают задумываться, так ли они справедливы? И так ли справедливы те, кто их создал? Пусть хмури исключительны и неповторимы, но разве выбирали они для себя такую судьбу? У стрелы не спрашивают, хочет ли она лететь неведомо куда или предпочитает остаться в колчане и там состариться, но речь-то всё-таки о людях.
Выбор сделали за них, не спросив, не оставив альтернативы, отрезав все пути к отступлению, не давая даже решать, где и когда вершить справедливость. Оружие не выбирает, кого ему разить. Так, во всяком случае, предполагалось…
А если оружие с этим несогласно, остаётся лишь объявить, что оно – суть ошибка. И следующая партия «хмурей» уже не будет ходить на хмурую сторону за ответами – новые хмури будут просто убивать. Не задумываясь, не впадая в глупую рефлексию, не ища справедливости. Оружию ни к чему думать и рефлексировать…
Мир романа получился выпуклый, показанный с разных сторон, есть загадки, есть перевёртыши, о которых не буду писать, чтобы не раскрывать интриги. Есть нависшая над миром угроза, есть юмор и философия. Есть и взгляды на вопрос справедливости под другими углами, например, в отношении творин – существ, созданных руками человека, но так и не ставших ему равными. Зато одна творина помогает стать человеком ключевой героине… Хотя, как мне кажется, для подобного преображения – из неистовой фурии в мирную лекарку – одних лишь бесед с русалкой мало. Но, возможно, будет следующая книга, где раскрытие героини и прочих героев будет более полным. И возвращаясь к творинам – может, ещё не одна помогла бы людям в чём-либо, дай им возможность… Однако – увы. «Справедливость – должна. Но – не всем».
В общем, я считаю, что книга удалась!
Разве что, финал не очень понравился. Внезапный переброс героев показался слишком уж рояльным, да и превращение авторской находки – нетривиальных хмурей – в обычных магов покоробило.
Я так понимаю, это нужно для связки со следующими книгами. И, наверное, в связке с этими книгами всё будет смотреться гармонично, но пока, вот, царапнуло. Хотя и не испортило общего хорошего впечатления.
Siama, 3 октября 2018 г.
Есть мнение, что читатель боится оригинальных текстов, что его нужно изощренно приманивать знакомым и понятным, чтобы затем рассказать историю, какой ещё не было.
А по мне так стоит просто избавить его от нудных вступлений, необходимости изучать трактаты о волшебных расах – и с ходу швырнуть в гущу событий, где поначалу все покажется знакомым и понятным, а потом случится почти классическое: «и все заверте...»
Что, собственно, и делает Ирина Лазаренко в романе «Хмурь». Интрига тут с первой страницы, даже две: есть детективная история, и есть интересный герой. И пока мы с одной загадкой разберемся – вот уже новые, целая россыпь. И за каждой из них – снова интриги, ответы вперемешку с новыми вопросами.
Причем вхождение в мир для читателя фэнтези очень уютное, в чем-то даже привычное: поначалу кажется, что структура будет, как в «Ведьмаке», но само повествование помягче, с юмором (в основном – темным). Другое дело, что спустя пару глав мыслей о схожести с чем-либо не остается.
Герои истории все очень разные. Есть люди без прошлого. Несчастливые и отчаянные. Те, кто пожертвовал собой во благо, неизвестно – реальное или кажущееся. И те, кем пожертвовали.
Есть люди – просто люди, которые хозяйничают в собственных домах, растят детей, любят, дружат, убивают. Иногда потому убивают, что пришлось, иногда – потому что захотелось, а иногда и вовсе непонятно – почему.
Есть творины – созданные чародейством существа, которые тоже как-то живут и чего-то хотят. Спросят ли их когда-нибудь: как и чего? Или будут ждать, пока творины придут и возьмут сами?
В мире «Хмуря» воплощена мечта о справедливости: есть непогрешимые судьи – те, кто узрит истину несмотря ни на что. Но в настоящих историях нет места идеальному, так и здесь справедливость оказывается не той и не тем, а Хмурая сторона, на которую ходят за ответами, подкидывает новые вопросы, и на них уже не ответишь однозначно. Как всегда, человеку придется думать и выбирать самостоятельно.
И отвечать за последствия своего выбора.
Чем привлекательна книга для читателя?
Быстрое и легкое вхождение в историю, без долгих-нудных вступлений.
Интересные, живые герои.
Непредсказуемый сюжет – ни одного ожидаемого хода!
И даже любовь (как без нее-то).
История цепляет всерьез и оставляет немало вопросов на размышление. И, кроме прочего, вы просто приятно проведете время за книгой!
А еще читателей ждет бонус: хотя история «Хмуря» окончена, но история мира продолжается в других произведениях автора. Поэтому, если вам хочется доподлинно узнать, а верные ли выборы сделали герои, а что было в этом мире дальше – всегда пожалуйста!
Правда, я не уверена, что ответы будут однозначными ;)
ldv-writer, 24 сентября 2018 г.
Есть такие портреты с эффектом живого взгляда – с какой стороны на него ни посмотри – встречаешь ответный взгляд внимательных глаз. Нечто подобное могу сказать и о романе «Хмурь». Его невозможно читать отстраненно, рассматривать, словно некое абстрактное полотно в музее. С первых страниц начинается живое общение с этой книгой, и это нисколько не преувеличение и не метафора. Это роман-снайпер. Он странным образом находит точки, попадание в которые намертво «цепляет» читателя и оказывает на него самое сильное воздействие, и метко вонзает в них свои стрелы. «Я – наконечник стрелы», — говорит главный герой, и все так и есть, поверьте. Он – часть магии романа и зря говорить не будет. Это роман-гипнотизер. Он затягивает читателя глубоко в свой мир и не отпускает. Это роман-оборотень. Он постоянно меняет обличья. Только ты привыкаешь к одной картине мира, и тут же выясняется, что все совсем не так, как тебе кажется. Это многослойный роман. На каждом шагу снимается еще один покров тайны, и мир открывается с еще одной стороны. Это роман-слалом – так много в нем неожиданных поворотов и виражей сюжета — только успевай удивляться! Это традиционно для автора глубокая проработка характеров героев, колоритных, интересных, живых, правдоподобных, а также антуража. А еще — великолепно созданная атмосфера, которой в процессе чтения буквально пропитываешься. Это фирменный авторский язык, оригинальный, непохожий ни на кого, удивительно образный и цветастый, с юмором, обилием языковых находок и неологизмов, от которых получаешь настоящее удовольствие. Кстати, пусть слово «юмор» вас не обманывает – роман близко не юмофант. Это серьезная фэнтезийная вещь, динамичная, но не пустоприключательная, глубокая, но не занудная. Это весьма нетривиальная идея – о силе, способной стать воплощенной справедливостью, и о ее носителях, вовсе не желающих быть чьими-то орудиями, очень интересно поданная. Вообще, тема справедливости невероятно актуальна сейчас в нашем мире. Здесь же она рассмотрена под совершенно неожиданным углом, заданы многие важные вопросы, на которые человечество ищет вопросы веками, и даны на их неожиданные, порой парадоксальные ответы. Роман содержит мощный эмоциональный заряд и месседж, заставляющий много о чем задуматься. Есть в нем и ударный финал, а еще… ну, вы ведь никому не скажете, да? Это разбросанные по тексту в нескольких местах маленькие бонусы-тайнички с кладами. Найдете их – прекрасно – получите дополнительный кайф. Нет – ничего страшного – роман и без них отменно хорош. Настоятельно рекомендую к прочтению.
xdma, 15 ноября 2018 г.
Даже не помню как наткнулся на этот роман.
С первых страниц повествование увлекло, заинтриговало действием, драматизмом и некоторой загадочностью, усиленную флэшбэками. Книга читается легко, язык повествования хорош, в нём обильно и гармонично используются выдуманные автором названия, глаголы и определения, напоминающие старославянские. Довольно быстро читатель погружается в туманную атмосферу загадок и тревожного ожидания каких-то серьёзных перемен. Описание мира выдаётся небольшими порциями, что так же поддерживает интерес к роману, к концу повествования общая картина мира и его истории более-менее становится понятной, но всё же недостаточно полной. Некоторые аспекты мира и некоторые персонажи остались раздражающе схематичными. Сюжет весьма интересный, нелинейный, отношение к происходящему периодически кардинально меняется. Персонажи с красочными именами и прозвищами в большинстве своём выразительные и живые, запоминающиеся, хотя эволюция главных героев на протяжении романа показалась недостаточно мотивированной.
На протяжение всего романа поднимается довольно интересная тема абсолютной справедливости. Эта непростая тема рассматривается с различных сторон но так и остаётся открытой. Да и как может быть справедливость абсолютной когда сами понятия добра и зла очень относительны, что многократно успешно подтверждается на протяжении романа. Финал романа, при всей его масштабности и драматизме показался мне скомканным и не слишком вразумительным. Он оставляет возможность автору продолжить историю мира. Дополнительными недостатками были вялость действия в середине произведения, вызванная затяжными, частенько пробуксовывающими, размышлениями персонажей. Периодически начиналась чехарда очень коротких глав, в которых действие очень резко и очень ненадолго перемещалось от одних персонажей к другим, к финалу это откровенно раздражало. В электронном варианте присутствуют несколько картинок, лучше бы их там не было, книга заслуживает лучших иллюстраций.
В общем — хороший роман молодого отечественного автора. Однако через некоторое время после прочтения трудно вспомнить его содержание.