fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Ордынец»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
333
Моя оценка:
-

подробнее

Ордынец

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

...Прямо посреди второй четверти в их пятом классе объявился новичок. Звали его обыкновенно — не то Витя, не то Саша, только никто почему-то не мог запомнить, как именно.

А вот фамилия у новичка была яркая.

Ордынец. Человек орды.

Так и стали звать.

Входит в:

— журнал «Ренессанс 17 (№ 3-1997)», 1997 г.

— сборник «Корни Камня», 1999 г.

— журнал «Звездная дорога №11, 2000», 2000 г.

— сборник «Последний Дон Кихот», 2001 г.

— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.

— антологию «Украинский хоррор - 2007», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Корни камня
1999 г.
Последний Дон-Кихот
2001 г.
Эмма и Сфинкс
2004 г.
Украинский хоррор - 2007
2007 г.
Год Черной Лошади
2007 г.
Пандем
2008 г.
Эмма и Сфинкс
2009 г.

Периодика:

Ренессанс 17 (№ 3-1997)
1997 г.
Звездная дорога №11, 2000
2000 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завораживающий рассказ, который искусно сочетает повседневность с мистикой, заставляя читателя задуматься о том, где проходит граница между реальностью и чем-то большим. История начинается с появления Ордынца — нового ученика пятого класса, которого главная героиня, Юлька Фетисова, сразу воспринимает как нечто иное, почти нечеловеческое. Его холодный взгляд и манера говорить, будто он прожил не один десяток лет, выделяют его среди сверстников, предвещая череду странных и загадочных событий.

Юлька становится своего рода проводником для читателя, первой замечая в Ордынце что-то чуждое — она сравнивает его с хищной рептилией. Именно через её глаза мы постепенно погружаемся в мир, где школьные будни переплетаются с необъяснимым.

Автор мастерски использует градацию, нагнетая атмосферу тревоги: от мелких школьных конфликтов рассказ плавно переходит к почти катастрофическим событиям у Плотины. Этот образ — Плотина — занимает центральное место в истории. Она символизирует власть человека над природой, но под её водами скрыт целый затопленный мир: деревни, церкви, древнее капище. Ордынец предстаёт хранителем этой памяти, существом, связанным с чем-то большим, возможно, сверхъестественным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Структура повествования выстроена по спирали: от школы к кульминации у Плотины, затем следует временной скачок и неожиданная встреча в музее. Кульминация — ночь, когда Плотина чуть не прорвалась, — полна драматизма: паника, вертолёты, эвакуация и одинокая фигурка Ордынца, противостоящая стихии. После этого он словно завершает свою миссию и становится «обычным» мальчиком — плюётся на переменах, заискивает перед одноклассниками, теряя прежнюю отстранённость.

Финальная сцена в музее — настоящий шедевр, напоминающий магический реализм. Она оставляет ощущение, что реальность и фантазия переплелись настолько тесно, что их уже не разделить.

Символика в рассказе проработана до мелочей: Плотина как живое существо, желтобрюхий варан как образ чужеродности, конфеты «Барбарис» как ниточка между мирами. Эти детали усиливают ощущение, что за привычной жизнью скрывается нечто непостижимое — идея, близкая к «Пикнику на обочине» братьев Стругацких. История также вписывается в жанр «слипстрим», где фантастическое незаметно проникает в реальность.

В центре повествования — мысль о том, что чудеса окружают нас, но мы разучились их замечать. Ордынец, возможно, один из тех хранителей, что живут среди нас, влияя на судьбы городов и людей. Автор призывает быть внимательнее к мелочам — случайному прохожему или старому фантику от «Барбариса», который может оказаться ключом к тайне.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слегка напомнило «Подробности жизни Никиты Воронцова», но рассказ, конечно, не об этом.

Что делать мурашам, если в их муравейник заползёт непонятный жук? Как с ним общаться, не смотрящим в глаза и норовящим сразу кулаком в нос?

Трудно детишкам, тем более пятиклассникам с потусторонней древней сущностью. И вот эта трудность и инаковость, чуждость нарисованы очень хорошо.

Но цели сущности непонятны.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферно. Намеки, полутона. Видимо, как-то некая личность вселяется в других людей. Как-то она связана с затопленными местами. Как-то спасла треснувшую плотину. Кто? как? зачем? Да неважно. Есть атмосфера загадки, тайны... очень хорошо. И здорово прописаны герои.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна загадочная история, которая ставит читателя перед дилеммой, куда отнести рассказ при классификации 0 фантастика, фэнтези или... Что же хотели авторы сказать, в чем смысл? Героизм? Не прописано, все скрыто мраком. Чувства человека? Опять же как-то смазано, нерезко и нереалистично. В итоге рассказ, который нужно самому дофантазировать и самому придумать его смысл.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне Ордынец, как личность, понравился – жесткий человек, не считающийся с правилами, навязываемыми обществом и не стремящийся занять высокое место в иерархии – просто живущий сам по себе. В жестоком подростковом коллективе быть таким сложнее, чем во взрослой жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жалко, что это заслуга только вселившейся в него древней сущности.
А в общем – еще одна таинственная история, причем о том, что действительно произошло, остается только догадываться.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удивительный рассказ. Про то,что не вписывается в рамки. Про любовь,которую не понять -почему? Про отношения, которые держаться на смеси восхищения, принуждения, благодарности и непохожести. Наверно,так и складывается подростковая любовь и привязанность. Люблю просто за то,что ты есть...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из немногих произведений Дяченок, которое не понравилось. Во-первых как-то не лег на душу сюжет — слишком традиционный, серенький, малоинтересный. Ну,а во-вторых — манера изложения на уровне намеков, предположений, догадок ( а ля «додумай сам, как тебе надо»), она очень скользкая, и именно в этом случае выглядит, как попытка авторов спасти рассказ, который не получился.

Единственное светлое пятно в произведении — прекрасное описание жизни пятого класса.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферная и многозначная история! Школа советская, капище древнее, влюблённость на все времена... Вот что детям нужно читать и обсуждать на уроках литературы! Жаль, не каждый педагог способен потянуть такое внеклассное чтение!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, ни один ребенок не мог бы вести себя как ученик 5-го класса по фамили Ордынец. По замыслу авторов в тело мальчика вселился дух древнего языческого божества, капище которого погребено под многометровой толщей мертвой воды. Он оказался той «аварийной системой», которая ничего не делает, «а потом вдруг... становится нужной».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне показалось, что рассказ ещё и о любви. И смвол этой любви — смятая барбариска (ну не дарил он ей цветы, что тут поделаешь)

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ рекомендуется к прочтению. Интересный сюжет. Мне понравилось.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно непонятно о чем, но именно тем и интересно. Человека всегда привлекает все непонятное, удивительное или, как минимум, выбивающееся за рамки обыденного.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх