Марина и Сергей Дяченко «Ордынец»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
...Прямо посреди второй четверти в их пятом классе объявился новичок. Звали его обыкновенно — не то Витя, не то Саша, только никто почему-то не мог запомнить, как именно.
А вот фамилия у новичка была яркая.
Ордынец. Человек орды.
Так и стали звать.
Входит в:
— журнал «Ренессанс 17 (№ 3-1997)», 1997 г.
— сборник «Корни Камня», 1999 г.
— журнал «Звездная дорога №11, 2000», 2000 г.
— сборник «Последний Дон Кихот», 2001 г.
— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2007», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gray11, 21 марта 2025 г.
Завораживающий рассказ, который искусно сочетает повседневность с мистикой, заставляя читателя задуматься о том, где проходит граница между реальностью и чем-то большим. История начинается с появления Ордынца — нового ученика пятого класса, которого главная героиня, Юлька Фетисова, сразу воспринимает как нечто иное, почти нечеловеческое. Его холодный взгляд и манера говорить, будто он прожил не один десяток лет, выделяют его среди сверстников, предвещая череду странных и загадочных событий.
Юлька становится своего рода проводником для читателя, первой замечая в Ордынце что-то чуждое — она сравнивает его с хищной рептилией. Именно через её глаза мы постепенно погружаемся в мир, где школьные будни переплетаются с необъяснимым.
Автор мастерски использует градацию, нагнетая атмосферу тревоги: от мелких школьных конфликтов рассказ плавно переходит к почти катастрофическим событиям у Плотины. Этот образ — Плотина — занимает центральное место в истории. Она символизирует власть человека над природой, но под её водами скрыт целый затопленный мир: деревни, церкви, древнее капище. Ордынец предстаёт хранителем этой памяти, существом, связанным с чем-то большим, возможно, сверхъестественным.
Финальная сцена в музее — настоящий шедевр, напоминающий магический реализм. Она оставляет ощущение, что реальность и фантазия переплелись настолько тесно, что их уже не разделить.
Символика в рассказе проработана до мелочей: Плотина как живое существо, желтобрюхий варан как образ чужеродности, конфеты «Барбарис» как ниточка между мирами. Эти детали усиливают ощущение, что за привычной жизнью скрывается нечто непостижимое — идея, близкая к «Пикнику на обочине» братьев Стругацких. История также вписывается в жанр «слипстрим», где фантастическое незаметно проникает в реальность.
В центре повествования — мысль о том, что чудеса окружают нас, но мы разучились их замечать. Ордынец, возможно, один из тех хранителей, что живут среди нас, влияя на судьбы городов и людей. Автор призывает быть внимательнее к мелочам — случайному прохожему или старому фантику от «Барбариса», который может оказаться ключом к тайне.
bbg, 30 июня 2022 г.
Слегка напомнило «Подробности жизни Никиты Воронцова», но рассказ, конечно, не об этом.
Что делать мурашам, если в их муравейник заползёт непонятный жук? Как с ним общаться, не смотрящим в глаза и норовящим сразу кулаком в нос?
Трудно детишкам, тем более пятиклассникам с потусторонней древней сущностью. И вот эта трудность и инаковость, чуждость нарисованы очень хорошо.
Но цели сущности непонятны.
Yazewa, 28 октября 2013 г.
Очень атмосферно. Намеки, полутона. Видимо, как-то некая личность вселяется в других людей. Как-то она связана с затопленными местами. Как-то спасла треснувшую плотину. Кто? как? зачем? Да неважно. Есть атмосфера загадки, тайны... очень хорошо. И здорово прописаны герои.
god54, 16 мая 2011 г.
Еще одна загадочная история, которая ставит читателя перед дилеммой, куда отнести рассказ при классификации 0 фантастика, фэнтези или... Что же хотели авторы сказать, в чем смысл? Героизм? Не прописано, все скрыто мраком. Чувства человека? Опять же как-то смазано, нерезко и нереалистично. В итоге рассказ, который нужно самому дофантазировать и самому придумать его смысл.
ivan2543, 3 апреля 2011 г.
Мне Ордынец, как личность, понравился – жесткий человек, не считающийся с правилами, навязываемыми обществом и не стремящийся занять высокое место в иерархии – просто живущий сам по себе. В жестоком подростковом коллективе быть таким сложнее, чем во взрослой жизни.
Ann-Matti, 17 апреля 2010 г.
Очень удивительный рассказ. Про то,что не вписывается в рамки. Про любовь,которую не понять -почему? Про отношения, которые держаться на смеси восхищения, принуждения, благодарности и непохожести. Наверно,так и складывается подростковая любовь и привязанность. Люблю просто за то,что ты есть...
amak2508, 5 июля 2009 г.
Одно из немногих произведений Дяченок, которое не понравилось. Во-первых как-то не лег на душу сюжет — слишком традиционный, серенький, малоинтересный. Ну,а во-вторых — манера изложения на уровне намеков, предположений, догадок ( а ля «додумай сам, как тебе надо»), она очень скользкая, и именно в этом случае выглядит, как попытка авторов спасти рассказ, который не получился.
Единственное светлое пятно в произведении — прекрасное описание жизни пятого класса.
видфара, 4 июня 2009 г.
Очень атмосферная и многозначная история! Школа советская, капище древнее, влюблённость на все времена... Вот что детям нужно читать и обсуждать на уроках литературы! Жаль, не каждый педагог способен потянуть такое внеклассное чтение!
Михаль, 25 марта 2008 г.
Разумеется, ни один ребенок не мог бы вести себя как ученик 5-го класса по фамили Ордынец. По замыслу авторов в тело мальчика вселился дух древнего языческого божества, капище которого погребено под многометровой толщей мертвой воды. Он оказался той «аварийной системой», которая ничего не делает, «а потом вдруг... становится нужной».
asb, 12 мая 2008 г.
А мне показалось, что рассказ ещё и о любви. И смвол этой любви — смятая барбариска (ну не дарил он ей цветы, что тут поделаешь)
cherepaha, 1 февраля 2006 г.
Рассказ рекомендуется к прочтению. Интересный сюжет. Мне понравилось.
alexey1978, 17 июня 2005 г.
Совершенно непонятно о чем, но именно тем и интересно. Человека всегда привлекает все непонятное, удивительное или, как минимум, выбивающееся за рамки обыденного.