Алексей Барон «Эпсилон Эридана»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Сверхразум
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Наступила новая эра человечества — эра колонизации далеких миров. Одной из таких колоний была планета Кампанелла системы Эпсилон Эридана... И однажды что-то случилось. Планета замолчала. Связь оборвалась, а корабли, ушедшие к планете, просто перестали возвращаться. Однако земляне готовы протянуть руку помощи братьям, попавшим в беду...
Входит в:
— цикл «Эпсилон Эридана»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 263
Активный словарный запас: очень высокий (3267 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 2001 // Меч Руматы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 июля 2020 г.
Честно говоря, с творчеством автора не был знаком (от слова «совсем») и купил книгу только за интригующую аннотацию: «Планета замолчала, а посланные к ней корабли перестали возвращаться...» Обожаю такую завязку! Прочитал роман только через десяток лет, когда появилось свободное время. Что могу сказать? Книга в общем понравилась, потому что автор выдержал стиль и интригу до самых последних страниц, не позволив повествованию скатиться к привычной уже тривиальности.
Сразу видно, что писатель по профессии — ученый: на планеты, звезды и технику даны подробные описания, из-за чего создается впечатление документальности изложения. Это придает книге солидности, а сюжету — реалистичности. Именно так дела и происходили бы на самом деле, если б это была не фантастика. Автор грамотно нагнетает атмосферу таинственности и загадочности, подавая информацию небольшими порциями, способными поддержать напряжение, но не раскрывающими каких-либо важных деталей. Иногда даже создается впечатление, что без таких умелых вбросов ситуация казалась бы вполне ясной и понятной. Картины пустого города просто завораживают, а следы невероятных разрушений настораживают, заставляя буквально проглатывать текст. Исчезновение людей максимально нагнетает градус интриги, заставляя читателя просто теряться в догадках. Но автор делает всё, чтобы читатель не додумался без его помощи. Следуя за сюжетом, все больше ловишь себя на мысли, что роман больше походит на детектив, чем на боевик или космические приключения.
Хочется отметить также легкость и доступность языка изложения: диалоги коротки, речи конкретны, описания вполне зрительны. Среди персонажей нет какого-то выделенного, основного, но тем не менее всё выходит гладко и правильно.
Итог: «Эпсилон Эридана» — один из немногих романов, где ярко показана вся чужеродность Внеземелья, его слепое равнодушие к человеку и враждебность ко всему живому, причем сделано это простым, почти репортажным языком, без срывов в пафос и нудных философских разглагольствований. Учитесь, молодежь, как нужно писать хорошие произведения!
MarchingCat, 24 сентября 2015 г.
Классическая твёрдая НФ, которую, наверное, с очень небольшими правками, пустили бы в печать и в СССР. Отчётливо видны хвосты правил написания романов того времени. Герои осторожные, но смелые, при необходимости готовые к самопожертвованию. Прогресс Землян могуч, идёт семимильными шагами. Братство народов не за горами. Помоги ближнему даже если он против. Да много, много всего. Причём, всё названное идёт роману в плюс.
Сюжет — масштаб загадки, происходящих событий, захватывает сразу и не отпускает до финала. Наличие в произведении следов деятельности предтечей почти всегда даёт такой эффект.
Хорошая привязка к физике и метрике нашей вселенной. В проявления чуждого разума веришь, это вам не Головачёвские стрекозоиды. (Вообще, невольно с книгами Головачёва многие моменты сравниваются).
Описания загадочных событий внятные. Автор показывает реально так, как их видел бы и описывал человек. Без дурных приёмов типа попыток сказать «это было неописуемо», без нелепых метафор и даже без достаточно неплохого приёма (кстати, как у Головачёва) — описать так, что читатель сам поймёт, что это было ну просто неописумо. Автор же пишет так, как видят глаза человека и что показывают приборы. По мне, так очень хороший подход.
Драматичные моменты сильны. Погибающие на Эстабрионе дети буквально берут за душу.
Интересны, пусть и спорны, всплывающие местами рассуждения персонажей на разные темы (о лидерстве, о старении человечества и т.п.).
В минус — ситуация с персонажами. С одной стороны, их даже мало. С той точки зрения, что на «вихре» их сотня человек, а мы отчётливо видим лишь десятка полтора-два, которые и проводят все работы, и тут ну совершенно непонятно что делают в это время все остальные. А с другой стороны, эти пара десятков персонажей откровенно мельтешат. Сюжетом сие оправдано (ну правильно, у каждого свой фронт работ и что они делают нам и показывают по мере развития сюжета), но всё же — напрягает. Реальным живым человеком к финалу романа выглядит лишь Маша — командир «Вихря».
Кроме того, за такой схемой теряется эмоциональность, человечность. В сумме книга по эмоциональности частенько приобретает форму отчёта.
И финал... меня лично очень насторожил. Боюсь, как бы от глобального автор не ушёл к частностям, вместо разгадывания тайн, связанных с предтечами, не «скатился» к приключениям новоявленных прогрессоров в новом мире. Если такое случится — боюсь, просто продвинутая история о попаданцах получится...
Впрочем, чего гадать. Пошёл читать второй роман цикла.
FEDOSSS, 2 марта 2012 г.
Фантастика космическая как она есть, только не утомляющая одними лишь космическими битвами в космосе.Битвы присутствуют, но их не много и все действие происходит на планете с завораживающим пейзажем.Это, можно сказать, социально-филосовская фантастика, в какой-то мере, особенно это видно в окончании романа.
Немного терялся в персонажах, потому как их довольно много, плюс все эти научные названия действий роботов и автоматики слегка изнуряют.Но от этого отнюдь не теряешь нить романа — она действительно интересна.
Присутствует здоровый юмор и любовные отношения, которые придают человечности в век высоких технологий, когда автоматика все делает за тебя — чувства остаются, и это есть хорошо!
Возьму автора на заметку.
Туранчокс, 8 марта 2011 г.
Читая такие романы понимаешь, что всякого рода попытки возрождения НФ совершенно бессмыслены. НФ и не умирала. Перовкласный научно-фантастический роман, способный уровнем собственно научнофантастичности соперничать с Лемом, а гумманистическим посылом со Стругацкими. :super:
Kost9, 4 ноября 2010 г.
Неплохая научная фантастика. Сюжет далеко не оригинальный, однако это не портит общие впечатление. Главным недостатком считаю большое количество персонажей в целом и отсутствие подробного описания, как характеров, так и внешности в частности. :frown:
Cumbrunnen, 6 апреля 2009 г.
Хорошая книга. Единственная из прочитанных мной за последний год, где за все время действия никого не убили. Крепкая научная фантастика, написанная надо думать по классическим канонам (если есть такие). Местами напоминает «Непобедимый» Лема. Космические путешествия, неведомые опасности, являющиеся совсем не тем, чем кажутся на первый взгляд. Немного философии, немного экшена и уйма позитивных эмоций.
dr, 16 октября 2008 г.
Великолепная «хард-НФ». Читал и наслаждался, от начала и до конца. Возможно, действительно новых идей и нет, но из того, что есть, выжат максимум.
Две других книги цикла тоже очень неплохи, хоть и имеют мало общего по смыслу и содержанию с этой. Жаль, что автор так мало пишет.
Kosh, 4 декабря 2009 г.
Книга понравилась, хорошая добротно написанная научная фантастика..
ralpF, 20 октября 2008 г.
Книга очень понравилась, на мой взгляд хорошее воплощение боевой науч. фантастики и интересного сюжета о расселении разумной жизни по другим Вселеннам.
А вот «Те кто старше нас» не порнавилась, ожидал от автора большего!