Сергей Синякин «Мрак тени смертной»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское | Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Мессия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Вторая мировая война, гитлеровская Германия, поголовное уничтожение евреев... Близкое сходство имен действующих лиц с евангельским сюжетом поначалу воспринимается как случайное, потом становится ясно, что все так и было задумано. Все это выглядит таким реалистичным, что часто ловишь себя на попытке определить, где же здесь вымысел, а где правда. И чего больше, а чего меньше? А если именно в тот недобрый час свершилось Второе Пришествие? А впереди — Третье и последнее?
А между Пришествиями — вечный беглец Иуда, который странствует, предавая за те же тридцать сребреников. И не важно, чье имя и чье лицо он носит: Иуда помнит, все помнит. Но остановиться не может. Через предательство познает он скрытое в людях зло, как когда-то познал страдание. Он Сын Человеческий...
Глубина повести такова, что ей стоит посвятить отдельное кропотливое исследование, подробно разобрать образы Евно Азефа, фашистских вождей, эсэсовца фон Пиллада, Ицхака Бен-Назри, даже просто ответить на вопрос: почему повесть называется «Мрак тени смертной»?..
Входит в:
— антологию «Фантастика 2002. Выпуск 1», 2002 г.
— сборник «Мрак тени смертной», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 467
Активный словарный запас: высокий (3073 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2003 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2003 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
natalia1915, 20 января 2022 г.
Небольшой недостаток повести — полное отсутствие фантастики. Так что и оценки никакой
olpo70, 2 октября 2017 г.
Эмоции просто зашкаливают. Несколько дней пытался привести мысли в порядок и найти место для этой повести в своей голове.
Начну с главного для меня. А может мы действительно не увидели второе пришествие? Может оно действительно прошло мимо нас практически не замеченным? И не обязательно что оно было в немецких концлагерях. Может оно прошло в российских тюрьмах? Или проходит сейчас. А мы уперлись в телевизоры, компьютеры и другие гаджеты и не видим ничего вокруг. Почему мы решили что пришествие будет громким, разрекламированным. Оно пройдет тихо и мирно. И ищущий найдет и жаждущий услышит. А остальные? Не знаю.
Второе о чем нас заставляет сильно задуматься автор. Это предательство. Да как не автору знать об этом. Всё же «мент пишущий»( так его назвал Лукин). Уж он то повидал стукачей. Но Сергей подошел к этому вопросу не совсем обычно. Он попытался разобраться, а откуда исходят корни предательства? Он поставил неожиданный вопрос. А так ли это плохо? Есть ли положительные моменты у этого? И тут же привел огромное количество аргументов и за и против. При этом сам он на этот вопрос так и не ответил. Да я думаю у него и нет ответа. И не у кого не будет. Мы с детства впитали в себя что это зло, что это не достойное занятие, это позор. Но Синякин дает нам посмотреть на это с другой стороны и зерно сомнения закрадывается в твою душу. И вот ты уж и сам, вслед за автором находишь аргументы и за и против. И...не знаешь что и думать.
Конечно же читатели с холодной головой и трезвым рассудком найдут огрехи и минусы в этой повести. Я не хочу. Не хочу портить то самое первое и эмоционально сильное впечатление после прочтения. Я обязательно ещё вернусь к этому произведению. И вам искренне советую.
drogozin, 17 июля 2009 г.
Действие происходит в немецком концлагере в 1943 г. Кто-то из нацистских руководителей разыгрывает весьма реалистичную пьесу о втором пришествии Христа.
Синякин явно неравнодушен к христианской мифологии, реализуя её в своих произведениях то в юмористическом, то в серьёзном ключе. «Мрак тени смертной» с первых страниц заявляет о себе, как о вещи очень глубокой, которую не пробежишь, перескакивая абзацы.
Повесть насыщена явным и скрытым символизмом (в первую очередь библейским), часть которого лежит на поверхности, а другая часть будет доступна для понимания только подготовленному читателю. И проявляется этот символизм не только в схожести имён, как может показаться.
«Мрак тени смертной» рассказывает о познании добра и зла через страдание и о философии предательства. Трудно найти более подходящие для этих тем декорации, чем Второе пришествие во время Второй мировой войны. Особенно ярким и противоречивым (и единственно по-настоящему живым) получился образ Евно Азефа — вечного Иуды, предателя за идею.
Повесть небезупречна, и в довольно скомканном финале не даёт ответа, было ли это действительно вторым пришествием, или просто спектаклем для нацистских лидеров. Однако амбициозность идеи, глубина и качество текста, а также общее хорошее впечатление не позволяют поставить оценку ниже 7.
Ny, 28 ноября 2007 г.
Отличная вещь. Казалось бы, всё уже давно сказано, похоронено и забыто, а всё же осталось в истории этой войны столько пропущенных и недопонятых вещей. В немецком безумстве действительно было нечто мистическое.
chupasov, 5 января 2008 г.
Довольно сложный и амбициозный в литературном отношении текст, что приятная редкость в современной русской фантастике. Ожидать от потребителя популярной литературы медленного, тщательного, квалифицированного (:) чтения — на это нужна смелость. Не сказал бы, что повесть мне очень понравилась, но точно впечатляет.