Алексей Иванов «Пищеблок»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых | Любой
Во время проведения Олимпиады-1980 в пионерский лагерь «Буревестник» прибыла «олимпийская» смена пионеров и вожатых из числа студентов. Один из пионеров, Валерка Лагунов, становится свидетелем того как другой пионер, Лёва Хлопов, пьёт кровь у спящего мальчика. Оказывается, в лагере обитают вампиры, которые днем притворяются примерными пионерами, а по ночам пью кровь. Что делать? Кому рассказать? И главное — кто поверит?
// Дружба народов, 2018, №11, с. 27-64. Фрагмент романа «Пищеблок» — первая часть новой книги.
Существует вполне официальное продолжение — роман Анны Прониной «Пищеблок-2».
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Пищеблок»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 289
Активный словарный запас: высокий (3184 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Филигрань, 2019 // Большая Филигрань |
Экранизации:
— «Пищеблок» 2021, Россия, реж. Святослав Подгаевский
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
felixkriventzov, 19 июня 2024 г.
Более раздражающим, чем писатель-дурак, оказывается, может быть писатель, который держит за дурачков читателей. «Пищеблок» безобразен не столько сюжетом, сколько отношением к тексту — это болото из описаний природы «под Тютчева» и надерганных с Википедии советских баек, впихнутых «ради атмосферы», которой нет.
Что бесит? Во-первых, бессмысленные повторы и разжевывания. На кой хрен мне десять раз читать описание внешности вожатой («пухлая и очкастая»), если я с первого запомнил? Зачем пояснять, как из действий персонажей складываются их решения, если кроме них в сюжете ничего и не происходит? Зачем подавать очевидности вроде личности главного вампира так, как будто это невероятно неожиданный твист?
Во-вторых, вялая, несобранная подача. Беззубая метафорическая критика коммунизма (вампиры — это сталинисты!) — это как если бы Сорокина адаптировали для детсадовцев, а хоррор-составляющей тут и не пахнет. Если кто-то обижался за упырей на Стефани Майер, пусть почитает, как их изуродовал Иванов. Вся история держится не на логике, а на его пожеланиях: главгерой не присоединяется к вампирам просто потому что «я хороший, они плохие», лагерные задиры пристают к нему в строго отведенные автором «удобные» моменты, и так далее по списку дешевых допущений.
Ну да, местами на ум приходит и Стайн (точнее, Стайн, который зачем-то взялся писать сценарий для мыла на «России-1»), и если роман действительно написан для восьмилеток — вопросов к нему меньше. История более-менее стройная, герои — противные все без исключения, но запоминаются, а орлятское прощание на ночь таки кольнуло ностальгией. В остальном плохо, читать — не советую, сериал пропущу.
strebkov, 17 ноября 2019 г.
«Пищеблок» — это такой своеобразный анти-Крапивин. И хотя я очень люблю произведения самого Владислава Петровича, но и новый роман Иванова мне тоже очень понравился.
Интересно, что негативные отзывы (на 1 балл) написаны здесь людьми 1965 и 1990 годов рождения (я посмотрел, не поленился :)). И оба они — и «бумер», и «зумер» считают, что жизнь в советских пионерских лагерях протекала как -то иначе. Пионэры не употребляли слово «жопа», «говно», и все как один были готовы к борьбе за дело и т.п. А автор это всё ужасным образом очернил. Ну, ОК!
А вот я как человек, проведший не одну смену в лагерях с 1984 по 1990 годы, могу подтвердить практически документальную достоверность и лагерного быта, и пионерского лексиона. Детский фольклор собран здесь просто изумительный. Фразочки, поговорки, страшилки. Многие из них настолько хорошо мне знакомы, что достаточно произнести начало, и конец всплывает в голове автоматически.
В общем, огромное спасибо автору за погружение в мир моего детства, не вылизанный, не вычищенный цензурой и не приукрашенный.
avsergeev71, 29 октября 2023 г.
«Чудеса в этой стране маскируются под повседневность, и наука отрицает их,
потому что иначе придётся усомниться в повседневности,
которая не может подлежать сомнению».
(А.Иванов «Пищеблок»).
----
Сразу скажу, что роман мне понравился. Прежде всего, с литературной точки зрения он практически идеален: прекрасный слог, сбалансированная композиция, захватывающий сюжет, хорошо прописанные персонажи, которым искренне сопереживаешь. Но дело не только в этом.
Чем дальше мы отходим от эпохи СССР, тем большей деформации подвергается образ первого в мире социалистического государства. Да, многие заставшие СССР что называется «в живую», вполне себе здравствуют, но за 30 лет, прошедшие с момента его распада, выросло (и более чем сформировалось) целое поколение. Поколение, для которого СССР — всего лишь страница учебника истории. А где история — там субъективность, поскольку даже одни и те же факты можно трактовать по-разному. Но даже для тех, кто жил в то время, многие факты теряют свою объективность. Ну, просто потому, что так устроена человеческая память: в молодости, как известно, и «небо голубее» и «трава зеленее», а многие события прошлого приобретают розовую окраску. Да и сам СССР был очень разный: житель Москвы или Ленинграда воспринимал действительность не так, как житель условного Мухосранска, а инженер закрытого «ящика» со спецснабжением — совсем не так, как работник условного совхоза «40 лет без урожая». Как следствие, все, связанное с СССР, все чаще и сильнее превращается в легенду и миф. И это, на самом деле — очень серьезная проблема.
Автор романа попытался показать читателю свой вариант СССР. Показать, так сказать, «от первого лица», ибо автор — ровесник и непосредственный участник той эпохи. Насколько объективной вышла попытка, каждый должен решить сам, тут подсказки не работают. По сути — это вопрос веры. Но от себя лично могу сказать, что не заметил каких-то особых перегибов в ту или другую сторону: ни огульной «антисоветчины», ни елейного восторга. Да, какие-то моменты показались спорными, но в целом, на мой взгляд, картина получилась достаточно правдоподобной (за исключением конечно же мистической составляющей). По крайне мере, ни разу за все повествование, мне не захотелось крикнуть: «Да что вы, не было такого!». Более того, некоторые моменты настолько достоверно переданы, что я порой умилялся чуть ли не до слез, — ностальгию никто не отменял.
Вообще же, мне легко было смотреть на события глазами автора: мы с ним — фактически ровесники, городские (но не столичные) жители, так же как и автор, я сразу после школы поступил в ВУЗ. Октябренок, пионер, комсомолец, детсадовец, школьник, студент — все эти этапы я прошел и испытал, что называется, на собственной шкуре. Соответственно, мне есть что и с чем сравнивать. И что вспомнить. В тот олимпийский год в пионерском лагере я правда не был, но Олимпийского Мишку в последний путь провожал. Со слезами на глазах. А такое не забывается.
Кстати, видимо для усиления объективности, автор применил довольно интересный прием. События показаны от лица сразу двух персонажей: десятилетнего мальчишки и студента начальных курсов. И хотя разница между персонажами всего около десяти лет, и это фактически — одно поколение, взгляд получился довольно объемным, можно даже сказать — стереоскопическим. Наверное, в силу возраста героев: между мальчишеством и юностью, не смотря на малый отрезок времени, пролегает целая человеческая эпоха. Соответственно и «объективную реальность, данную нам в ощущениях» пацан и молодой человек ощущают совершенно по-разному, даже будучи одним и тем же лицом. Поэтому, на одни и те же события сюжета (да и на эпоху за окном — чего уж там) читатель смотрит как бы под разными углами, что конечно же усиливает эффект восприятия.
Отдельно хочу отметить хоррорную составляющую романа. Как по мне, она вполне себе удалась. Городской и пионерский мистический фольклер тех лет — это отдельная большая тема. Все эти ужастики про «черную руку» и «гроб на колесиках» имели широкое хождение в народе, и, по сути, были неотъемлемой частью советской эпохи, удивительным образом сочетаясь с материализмом, атеизмом и строительством «светлого будущего». Жутковатые байки в походах у костра, в пионерских лагерях, в стройотрядах и прочих романтических местах тех лет помнит наверное каждый, заставший то время. Так что мистическая линия сюжета очень органически вписалась в антураж. Можно приобщиться к советскому хоррору, что называется, «а ля натюрель». Конечно, испугаться «до смерти» не получится, но свою порцию адреналина читатель получит наверняка.
Подводя итог, скажу еще раз, что роман получился интересным во всех отношениях: и с литературной, и с исторической, и с культурологической точек зрения. Могу смело рекомендовать для прочтения. Жившие тогда поностальгируют от души, не жившие — получат боле-менее объективный срез той эпохи, где-то спорный и противоречивый, но в целом — вполне достоверный.
HDRip, 1 мая 2022 г.
По отзывам, у меня сложилось впечатление, что многие настолько заострили внимание на «демонизации автором Советского Союза», что не заметили основной посыл романа. А основной посыл вовсе не в том, что «коммунизм — плохо, демократия хорошо». Основной посыл заключается в том, что «насильно мил не будешь» и все попытки принудительно навязать «коллективизм» рассыпаются в прах.
Главный герой, пионер Валерка, никак не может вписаться в коллектив. Его собственный отряд, с которым он постоянно находится в кругу общения, кружки, которые он посещает, и даже взрослые воспитатели, окружающие его — никто не воспринимает его всерьёз. А ведь Валерка вовсе не плохой парень, не странный, не безумный и не пытается избегать общения с другими людьми! Напротив, он всячески старается влиться в каждый коллектив и найти настоящих товарищей. Вот только «коллектив» его каждый раз подводит, когда в самый трудный момент не находится никого, кто мог бы его поддержать, и все от него отворачиваются.
И, собственно говоря, об этом и книга, в первую очередь. О том, чтобы найти настоящего друга и товарища, которому можно будет доверить свои секреты и свою спину. И как бы ни старались пионер-вожатые распихать всех детей по кружкам, секциям и отрядам, но это не делает их друзьями и товарищами — лишь временной компанией до окончания лагеря и не более. Роман о том, что настоящий коллектив может быть построен лишь вокруг людей, которым действительно важна судьба друг друга.
Max1959, 25 августа 2022 г.
Прочел с большим удовольствием. Во-первых все узнаваемо, прошлое описано без малейшей фальши.
Сюжет интересный, разработан.
Но самая большая удача автора — в описании мыслей и поступков главного героя (примерно как в «Оно» у Кинга — часть описывающая героев детьми и делает книгу большой литературой).
Безусловно, набегут Свидетели Совка (уже набежали судя по отзывам). Будут кричать про «антисоветчину» (как будто это ругательство, а не комплимент), усмотренную в романе, и что там еще шепчут их неуспокоившиеся души райкомовцев.
strannik102, 7 апреля 2019 г.
Ничем орлят не испугать, орлята учатся летать (из песни)
При всей кажущейся подростковой простоте книга у Иванова вышла совсем не простая. А непростая!
Понятно, что основными являются три смысловых плана. Это пионерско-летние будни детского оздоровительного лагеря (впрочем, в те поры эти лагеря всё ещё звались пионерскими); это вампирско-кровососательная история типа детско-подростково-пионерской же страшилки, которыми во все времена вовсю стращают друг друга дети; это некоторым образом сатира на всю загибающуюся советскую идеологическую кухню 80-х. При этом первый смысловой слой плавно смыкается со смысловым слоем третьим.
Поскольку в ДОЛах мне привелось работать в течение нескольких летних сезонов (а кроме того полгода в «Орлёнке» и четыре месяца в «Прибое» (Сукко), то какую-никакую вожатскую кухню я знаю не понаслышке и не из хвастливо-приключенческих рассказов приятелей и приятельниц, а изнутри. И тут есть некоторые вопросы к Алексею Иванову. Потому что с организацией летней педагогики в лагере он слегка… скажем так — переподшутил. Хотя допускаю, что многое, видимо, и в самом деле соответствует тому, что и как там было в лагерях в описываемые Ивановым годы. Просто я работал уже на пару десятков лет позже и в наши времена планирование и обеспечение работы лагеря и проводимых мероприятий было уже слегка иным. Взять хоть те же педотряды, школы вожатых и прочие сборы и курсы будущих летних педагогов.
Зато крайне интересно и с полным внутренним правдоподобием описывает Иванов внутренние и внешние реакции детей на предлагаемые им в лагере дела и мероприятия. Да оно и понятно, при полном отсутствии какой-то вовлечённости ребят в планируемые дела лагеря и отряда никакой заинтересованности у них этими показушно-казёнными делами не вызовешь. Ну, и просто все детско-подростковые отношения со всей их иерархией и нюансами было читать крайне интересно. Дружбы и будущие влюблённости, секретики и тайные дневники, обмен галстуками и всё такое прочее. Да и многое из отношений вожатых друг с другом тоже не надумано, а живо и жизненно.
Про кровопийно-вампирско-упырскую направленность романа ничего критического просто не скажу. Во-первых, это в тренде. Во-вторых, позволяет писателю (и читателю) сделать некоторые смысловые переносы на реал тех лет, что-то запараллелить, а что-то прочитать иносказательно. В-третьих, Иванов классно продумал и изложил всю упырскую систему, начиная от стратилатов с переходом на рядовых кровососов и с деталировкой по обстоятельствам и уже наработанным в литературе схемам вурдалачества и вампиризма. В-четвёртых, некоторая ироничность материала позволяет воспринимать его именно как одну распространённых в лагерях детских страшилок историю (кстати говоря, Алексей Иванов очень дельно и толково включил в текст романа несколько таких детских полуночных пужалок и страшилок). В-пятых… и в-шестых... — при желании список можно продолжить.
В результате, читатель получил занятную, лёгкую в прочтении и глубокомысленную при всей своей простоте и лёгкости развлекательную историю. С подтекстами и сносками, с кавычками и скобками, с лукавым прищуром и ироническим смешком.
А поскольку я роман слушал в аудиоформате, то могу только порекомендовать его для тех, кто хочет сэкономить время и получить дополнительное удовольствие от мастерства чтеца. Интонации — великолепные!
RebeccaPopova, 30 августа 2023 г.
Итак, нашумевший роман Алексея Иванова...
Довольно остроумная идея и узнаваемая действительность.
Каждая глава предваряется эпиграфом на тему истекания кровью из советских героических песен — в основном времен гражданской войны. И это вкупе с проживанием рядом с пионерлагерем ветерана революции наводит на определенные размышления...
А еще, памятуя о названии романа, начинаешь присматриваться к персоналу «столовки» и ошивающимся возле здания собакам...
Создается впечатление, что автор ставил перед собой задачу упомянуть в романе как можно большее количество детских забав времен 80-х — то есть книга фактически становится чуть ли не справочником по подобным забавам.
В общем, если кому-то интересно, как протекала жизнь в пионерском лагере и какими шутками перебрасывались между собой пионеры подросткового возраста, то он свое любопытство удовлетворит сполна, да еще, пожалуй, к концу романа и пресытится всей этой эстетикой.
То же самое касается и излюбленных подростковых фразочек того времени.
Многие советские детские присказки, подкалывания или надписи в девичьих тетрадках вызывают радостное чувство узнавания.
Однако немудрено подустать от чтения реплик, отпускаемых не сильно обремененными интеллектом мальчишками.
Впрочем, интеллектуальная составляющая мира взрослых ушла от мира детей не слишком далеко.
Вот что рассказывает студент Игорь на «взрослой вечеринке»:
"– Димон у нас в классе самым остроумным был, – усаживаясь, сообщил Игорь. – Однажды он учительнице химии в колбу засунул собачью какашку.
Димон залился счастливым хохотом.»
Один из главных героев — мальчик с довольно пытливым умом, который ставит перед собой интересные вопросы. Он мечтает о настоящем коллективе.
«Он жалел, что нет такой особой машинки, когда нажал кнопку – и все сразу слушаются, и получается команда.»
Вместо этого он получает коллектив чисто формальный, показушный.
«Валерка обречённо торчал на лавке, не зная, чем себя занять. Товарищеским судом он был приговорён к коллективу.
А чуть позже ему объясняют, что вся пионерская движуха- это понарошку.»
«Так положено! Ты что, обиделся? Маленький, что ли? Это же всё как бы понарошку! Разные там пионерские собрания, флаги, звёздочки, галстуки – они все понарошку!»
Не буду спойлерить и рассказывать, какие необычные — вот прямо-таки мистические — события в лагере помогли ему посмотреть на это все новыми глазами...
Дальше выскажусь кратко:
Как написано: в классической манере советской литературы для подростков, простым языком, легко читается. Все «тонкие» места многократно объясняются с точки зрения здравого смысла.
Есть колоритные запоминающиеся персонажи.
Степень вовлеченности читателя в сюжет: умеренная. Все происходящее выглядит в некоторой степени остроумной игрой.
Hohmach, 5 февраля 2019 г.
На идейном уровне книга продумана просто и изящно. 1980 год, в пионерлагере живёт старый вампир, который по местным вампирским правилам раз в месяц пьёт кровь безвинных детишек. Укушенные маскируются под обычных НОРМАЛЬНЫХ пионеров: носят значок, галстук, ходят строем, участвуют во всех активностях, изображают единение с коллективом. Так они притворяются до той самой ночи, когда взрослый вампир выпивает их детскую кровь.
Из этой нехитрой конструкции выводится такая же нехитрая метафора: вся (поздняя) советскость состоит из бессмысленных ритуалов, нужных лишь затем, чтобы под их прикрытием элита пила народную кровь. Более того, проскальзывает мысль о том, что так оно, возможно, и надо. Например, футбольная команда начинает грамотно играть и побеждает лишь когда тренер становится вампиром и “мотивирует” раздолбаев вампирским трюком с подчинением. Не было бы кровососа — не было бы и победы. Чувствуете, да?
Вообще, поразительно, как Иванов не побоялся выпустить в свет такую явную контру и антисоветчину, пусть даже гротескную. Ведь посыл прописан прямым текстом: мы думали, что красное знамя, серп и молот, гимны и великая история что-то значат, а на поверку это лишь ширма, которая прикрывает бесчеловечные преступления. С этим можно согласиться или нет, но за смелость автора, я думаю, можно лишь похвалить.
Большую часть текста занимает описание пионерского быта. И тут ситуация двоякая.
С одной стороны, Иванов явно провёл большую работу по сбору пионерского фольклора — многочисленные игры, речёвки, анекдоты, страшилки и байки взяты из реальной жизни. Читая всё это, действительно приоткрываешь дверь в ту жизнь, которой у тебя никогда не было (в моём случае), и этот колорит почти что самоценен.
С другой стороны, здешние пионеры — просто набор статистов, у которых есть в лучшем случае фамилия и какая-нибудь одна черта (хулиган, футболист, зазнайка), а чаще всего нет даже этого. Более того, пионеры здесь не только безликие, но ещё и какие-то неприятные: они постоянно переругиваются, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга. Конечно, для детей это нормально, но ведь есть и другая часть спектра – дружба, симпатия, взаимовыручка – и вот этого здесь почти нет. И это очень вредит пафосу книги, ведь таких одинаковых и не очень-то приятных детей тебе совсем не жалко.
Ещё меня удивил язык романа, очень простой и бесцветный. Всё формулируется напрямую, бесхитростно, в лоб. Я не читал других книг Иванова и не знаю, всегда он так пишет, или, может, это такая стилизация (например, под советскую литературу для подростков). Но, как бы то ни было, текст сам по себе эстетического удовольствия не принёс. Он гладкий, но и только.
Роман я прочитал всё-таки не без удовольствия, и остался скорее доволен. Но не покидает ощущение, что автор писал его как-то вполсилы, реализовывая идею по минимуму затрат. Мне кажется, что потенциал идеи значительно мощнее.
streetpoet, 23 ноября 2019 г.
Иванов сыграл на поле Стивена Кинга и, в общем-то, выиграл. Все канонические составляющие романов Кинга на месте: ретро-антураж с большим вниманием к деталям (Иванов больше ставит на сленг, считалки и шутки, а не на бренды одежд и еды), герои — отщепенцы, выделяющиеся на общем сером фоне, и сверхъестественное зло, по факту оказывающееся метафорой зла простого и привычного. Из этих ингредиентов Иванов сделал бойкую историю о пионерах в советском пионерлагере, с не пустыми мыслями, юмором и чувством. Написано здорово, читается бойко. И великолепно сделанный финал только добавил книге вистов.
Это не большая проза, не уровня «Географа», но точно не хуже лучших вещей того же Кинга. Только на нашей почве, а оттого кому-то ближе, а кому-то — наоборот неправдоподобно. Однако, на уровне росфантастики книга такого уровня — однозначное событие.
genametr, 18 июня 2021 г.
Парадокс но с появлением вампиров ивановщина стала менее интересной. Не Пелевин и даже не Веркин. Получилось не смешно и не страшно. Так очередной прыжок на останках СССР. Вся эта возня с пионерская атрибутикой, которая якобы защищает вампиров от солнца выглядит довольно жалко. Зачем? Серп и молот, которые служат символами вампиризма... Ну в 90-е и не такое прокатывало и даже смотрелось свежо, а теперь плесенью покрылось. Такое впечатление что автор этими штуками в свое время не наигрался и теперь наверстывает упущенное. Выглядит как бородатый дядя на трехколесном велике.
Высмеял пионерские ритуалы и правда потерявшие к тому времени смысл, ладно. Коллективизм заменил стадностью бог с ним. Но вот все это бабонюрство с крестиками и звездочками скатилось в какой-то лубок. Не знаю может в сериале ребятам удалось подать это иначе, не столь глупо. Надо глянуть. А в книжке вторая часть скорей разочаровала. Не этого ожидалось. Вместо хоррора диснейленд какой-то. Пока автор писал о том что знает, получалось убедительно и даже пожалуй страшно (советский ужастик « Потеря партбилета») а когда понесло в мистику начался совсем не Стивен Кинг.
Конец тоже не слишком порадовал. Уж больно легко повелись вампиры и дали себя отловить. Один главгад немного потрепыхался, но и он был уделан пионером на раз.
И конечно открытый финал, ну как без него. Наверное чтоб на сценарий хватило )) Удивительно, как из этого короткого и бедного на события произведения, удалось раздуть целый сериал. О чем будут снимать следующие сезоны? Неужели о похождениях вампиров-пионериков в девяностых и двутысячных? Там ведь ничего не закончилось по книге-то. Не сказать чтоб это было плохо, хотя трафаретность большинства героев раздражает. Но ожидал большего от столь раскрученного автора.
Разок прочитать можно. Перечитывать вряд ли потянет. Все и так понятно и при повторах не всплывет ничего нового.
Ouroboros_8, 8 декабря 2022 г.
֍💔 ТУШКИ И ПИЯВЦЫ, или КРАСНАЯ ХТОНИЧЕСКАЯ НЕЧИСТЬ В РЕТРО-СЕТТИНГЕ КРОВОСОСУЩИХ 💔֍
ЦИТАТЫ:
«… он верил в красный флаг и красную звезду, в серп и молот и Гражданскую войну, в орлят, которые учатся летать, и в честный коллектив.»
(Алексей Иванов. «Пищеблок». 2018)
«Они, люди, сами виноваты. Они наплевали на тайну, скрытую в алых знамёнах и пятиконечных звёздах, в серпе и молоте. Людям эта тайна оказалась не нужна. А вампирам – нужна. Вампиры не просто обманывали и не просто пили кровь; они извратили всю суть серпа и молота, всю суть флага и звезды. Но Валерке эта суть была очень дорога. Чем ещё дорожить-то?»
(Алексей Иванов. «Пищеблок». 2018)
В 1991 году пионерия в России прекратила существование на государственном уровне: приказала долго жить. А в 1980-м (описываемое время в романе) она находилась, стало быть, «при смерти»? Не думаю так: «пациент, скорее жив, чем мёртв», ибо до его кончины ещё 11 лет, однако! Буду считать это отправной точкой, которая должна внести ясность (для меня) в роман Алексея Иванова – «Пищеблок». Судя по аннотации автора, читатель должен повеселиться с вампирами.
««Пищеблок» – простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах.»
На самом деле пионерия в описываемое время ещё не загибалась и не задыхалась от партийной идеологии: снимать пионерские галстуки не спешили. Даже тогда, когда пришло время их снять, многие делали это неохотно. Были и те, конечно, кто радовался, что, наконец, не нужно стирать и гладить шелковый галстук. А ностальгия по пионерии возникла довольно-таки скоро … Ибо взамен пионерской организации ничего другого детям не предложили. Вот как-то так.
***
Пионерлагерь под многообещающим названием – «Буревестник»: «Пусть сильнее грянет буря!» Олимпийская смена – Олимпийские игры 1980-го. Это был один из наиболее ярких и запоминающихся моментов истории СССР. А смена – обычная в не совсем обычном пионерском лагере. Корпуса – как пряничные домики: ажурные теремки. Мы попали в сказку? Тогда будь готов! В сказке, чем дальше, тем страшнее. – Всегда готов!
На мой взгляд, оценку советской пионерии, как и идеологии в целом, Алексей Иванов даёт с позиции себя – взрослого, способного к анализу и переосмыслению своего пионерского детства. Задним умом мы все крепки!
Эта «взрослость», идущая вразрез с детским мироощущением того поколения, просачивается в текст про детей, вызывая некую искусственность и недоверие к повествованию. У детей не возникают критические мысли об идеологии и всякой советской, пионерской атрибутике и символике. Не по «росту» пока ещё им такие мысли, как у командира IV отряда Анастасийки Сергушиной.
«– Так тут в лагере вообще одни глупости. Совсем слепой, что ли? Все эти флаги, линейки, речёвки, «свечки» – это же всё игрушечное.»
По крайней мере, образ такого мышления для пионеров – не типичный. В 80-е слишком сильна и крепка ещё была советская идеология в советских детских воспитательных и образовательных учреждениях, пока всё окончательно не развалилось с развалом Союза. А детский возраст – самый внушаемый, поддающийся любому воспитанию.
В то время ни пародировать, ни критиковать существующую реальность не пришло бы в голову большинству взрослых, не то что детей. Критическому мышлению тогда не пытались обучать. О нём даже не упоминали: не знали, что это такое.
Зато все хорошо знали, что значит понятие «дисциплина». Дисциплинированность воспитывали. И оценки за поведение ставили. И никто это насилием – вампиризмом не считал.
Ретроспективный взгляд на недалёкое прошлое часто бывает необъективным: почему-то возникает желание выразить запоздалую критику. Это немного бесит: «Дорого яичко ко Христову дню». У нас же всегда так: сначала – «Ура! Вперёд! Одобрям-с», а потом – «Всё плохо. Заидеологизированность. Вампиры. Кровопийцы».
… Книга про пионеров и пионеров-вампиров. Но вампиры – не только дети, но и взрослые: вожатые – студенты. И не только … Не покидает ощущение, которое укладывается в формулу: «Мухи – отдельно, компот – отдельно». Шикарная и довольно-таки полная художественная энциклопедия подростковой лексики того времени со всякими узнаваемыми «примочками». Детское мировоззрение обычных пацанов. Достоверное описание жизни, быта, взглядов, идейно-воспитательной работы сотрудников пионерлагеря … Автор пишет, пишет … А потом – «Обаце!!!» Надо же и о вампирах написать!..
А вампиры какие-то вымороченные: специально изобретённые под «Пищеблок». Близко не родня вампирам Кинговским из «Салема». Новая модификация кровососущих особенная: они «пляшут под дудку» писателя-затейника.
«Наверное, те, кого кусал вампир, даже не знают об этом. Вампир будто бы заколдовывает их. Или усыпляет, как доктора усыпляют больного, чтобы вырезать аппендицит.»
А ведь Иванов знает всё, что нужно, о вампирах. О том, что вампиры – это нежить. О том, что они без приглашения не заходят. О том, что укушенный сам становится вампиром … При этом он по большей части игнорирует это знание. Хотя у С. Лукьяненко в «Дневном дозоре» вампиры тоже – своеобразные.
Но для чего-то же эта хтоническая нечисть понадобилась А. Иванову. Для чего? – Это главный вопрос.
Кровь как проводник. В прямом и переносном смысле. Каждая из пяти частей романа сопровождается «кровавым» эпиграфом времён в «радиусе» Октябрьской революции и Гражданской войны. Например,
«Кровью народной залитые троны
Кровью мы наших врагов обагрим.
Г. Кржижановский, «Варшавянка». 1897 г.»
«Капли крови густой из груди молодой
На зелёные травы сбегали.
Н. Кооль, «Там вдали за рекой…». 1924 г.»
Для того, чтобы всем было понятно, что на уме у автора. Понятно, конечно, куда уводит читателя Алексей: уж больно «говорящие» эпиграфы. Героев Гражданской войны в романе не так уж много…
Все знают, что История человечества замешана на крови. Многовековая мировая история кровавых войн как конфликтов интересов, идеологий за обладание и подчинение «правильной» идее свидетельствует об этом. Мы всё ещё верим в то, что побеждает тот, у кого правда.
Ложь, искажение исторической справедливости, намеренная фальсификация и подтасовка фактов – это тот же вампиризм. И главный вампир – стратилат использует ложь, лишая пионеров истинной сути пионерской идеологии. А без идеалов ты мёртв. Словно ты стал пустым и сердце твоё не бьётся: зомби – ходячий мертвец. Зомби-вампиры – это управляемо-направляемые инфернальные сущности. Они каждое лето возникают в «Буревестнике» ...
***
Книга заинтересовала меня своей многослойностью и неоднозначностью. Да и сам автор, словно маятник, плавно качает идеи своего романа то в одну сторону, то в другую – противоположную. Только, вроде, определишься, о чём он хочет сказать, а он уже поворачивает в другую сторону. Например, крестов и нательных крестиков вампиры боятся: можно ими себя защитить от них. А потом вдруг вампир, как муху, глотает этот крестик. Есть и другие неожиданности такого рода. И много. Чтобы не быть голословной, вот ещё.
«Качели»: нормально – ненормально. Вначале Валерка уверен, что жить правильно – это не нормально. Но, похоже, он совсем запутался. По его мнению, Бекля со своими прислужниками – тоже правильный: у них свои правила. Классная авторская наводка! Кто же должен 12-летнему пацану объяснить сложности жизни и устройства мира?
Если правильным быть – ненормально, значит и стремиться не к чему. Без правил, а значит и законов, жизнь в обществе превращается в хаос: воцаряются ложь и беззаконие, а потом наступает война. Какая угодно: революция, гражданская, отечественная, мировая. Появляются реальные пиявцы – вампиры и тушки – укушенные: послушные вампирам доноры, которые питают кровососов и подчиняются их воле.
… Книга заставила рассуждать, думать, вспоминать, взмывая и опускаясь на подобных «качелях». А пишет Алексей Иванов очень хорошо: текст качественный. Особенно про пионерский лагерь – просто замечательно. Как и положено писателю, знающему то, о чём он пишет. Чем-то напоминает фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён» (1964). Только вот эмоции «Пищеблок» вызывает совершенно иные: словно из тебя попытались высосать энергию и память.
Замысел автора понимаю, но саму идею его – не разделяю. Не может и не должно быть общего знаменателя в «красном вопросе» исторической справедливости нашей Родины. Должно оставаться место для сомнений и даже – заблуждений. Но и этого недостаточно. Ещё должно быть место для собственных убеждений.
Не могу и разделить авторского глумления над проявлением даже не пионерских, а просто общечеловеческих эмоций: помощь и оказание внимания одинокому старику-ветерану Гражданской войны.
«Сейчас я с ними буду печь пирог с малиной, и потом у нас чаепитие в гостях у Серпа. Демонстрируем тимуровскую заботу о поколении героев.»
Эти циничные слова произносит не пионерка, а вожатая – наставница.
Демонстрируем заботу? Демонстрация! Проявление добросердечности не может быть искренним? – Это уже ни в какие ворота не лезет!
Главный герой – Валерка – одиночка: изгой. Автор противопоставляет его всем остальным. А остальные кто? – Вампиры и тушки! Ничего себе общество!!! Вот и мечется парень из огня да в полымя: между вампирами и хулиганами – Беклей и его шестёрками. Нелегко в таком бедламе сохранять свою индивидуальность. Здесь с автором трудно не согласиться.
Чтобы мальчик не утратил веру в человечность, Алексей Иванов «награждает» своего героя настоящим другом. Такой искренней дружбе вожатого Горь-Саныча – студента, отбывающего практику в «Буревестнике», и пионера-пятиклассника можно только позавидовать. Сюжетная линия дружбы и «спасения человечества» от вампиризма – мощный стержень, на котором держится «Пищеблок». Это – не ЛВПГ, всё-таки.
«Через рукопожатие будто прострелила горячая искра. Валерка верил, что ГорьСаныч – надёжный друг, он не подведёт, и потому Валерка тоже не подведёт ГорьСаныча. Таких друзей у Валерки ещё никогда не было.»
… Несоветской молодёжи, наверно, будет не очень интересно. Современный детский оздоровительный лагерь разве можно сравнить с пионерлагерем? – Заблуждение, если кто-то думает, что похоже. В «Пищеблоке» сильны ностальгические мотивы для советской молодёжи.
Не все смогут понять то время, в котором не жили. Им ближе и понятнее Хэллоуин, чем Пионерский костёр и трудовой десант, помощь старикам-ветеранам, нормативы ГТО ...
Сюжетная линия о пионерах-вампирах для неискушенного читателя – своего рода замануха для развлечения. Чтобы читали все: коммерческий проект. А люди старшего поколения разберутся, кто вампир, а кто тушка (жертва).
Что же остаётся в конце концов? – Остаётся последний оплот: Вера. И символы Веры: Святая вода, Храм Господень, Святое распятие. Золотой крестик у Анастасийки и серебряный – у кривой бабы Нюры: спасение от пиявцев-кровососов. Это тоже символика. И отнюдь не игрушечная, когда есть Вера.
И Валерка, наконец, говорит о значимости и важности советской символики. Точно также, как сегодня мы говорим о ценности символики Российской: герб, флаг ..
.
… Вампиры – они ведь не только кровь сосут, но и, оказывается, – веру в идеалы …
P.S.
Мать любит своего ребёнка всяким: больного, увечного и даже преступника. Для ребёнка мать – это святое. Дети не вправе осуждать своих родителей, какими бы они ни были. Это закон христианской морали и нравственности.
Родина – она тоже мать. Мы знаем её историю … Но нас учили любить свою Родину. Со всем её прошлым. Любовь – не рациональна. Она – не выбирает. Иначе, какая же это любовь?
monkey_do, 14 января 2019 г.
Если честно, название книги меня долго отталкивало. Было в нем что-то...советско-хищное, пропавшее тушеной капустой и вареным луком. Сам не знаю, что именно меня заставило взять, и начать читать эту книгу. Но тем не менее.
О чем?
Лето 1980 года. В столице проходит Олимпиада-80, в маленьком пионерлагере где-то под Куйбышевым все хорошо, тихо и спокойно. Все как обычно: пионеры, линейка, футбол, страшные рассказы, которые пионеры рассказывают после отбоя (да-да, про синие ногти, автобус-мясорубку и вот это всё). И тут, ВНЕЗАПНО выясняется, что в лагере есть ВАМПИРЫ, причем самые настоящие, которые пьют кровь.
Пионеры-вампиры, что может быть прекраснее? :)
Книгу можно «разделить в уме» на две части:
— обычная жизнь пионерлагеря 80-х, которую Иванов, со своим умением подбирать слова и фразы описывает очень колоритно и смешно
— часть «про вампиров» и борбу пионеров с ними
Надо признать, что «Пищеблок» совсем не похож на остальные книги Иванова. Есть тут что-то и от «Тимура и его команды», и от «Мальчика со шпагой», и от «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен». Да и вообще, получился очень смешной и, скорее, сатирический роман про Олимпиаду, пионерлагерь, вожатых и пионеров. :)
Некоторые пишут, что все очень поверхностно и герои безликие, а вампиры тут вообще ни к селу ни к городу, но лично мне показалось, что Иванов описал «типичный» пионерлагерь с «типичными» пионерами, вожатыми, заведующей. Такие знаете, «образы эпохи», в которых каждый (кто старше 30 лет:)) может узнать себя, одноклассников и друзей «по двору». Даже вампиры у Иванова получились «типичными» и, в общем-то, жутковатыми. :)
Книга написана короткими предложениями, читается легко и быстро. Читал практически всегда с улыбкой. Мне понравилось.
Dentyst, 4 января 2019 г.
Первая книга, прочитанная в новом году. Прочитанная быстро и почти с удовольствием.
Быстро, — потому что написано мастерски. Без выкрутасов, просто, достойно. Без злоупотреблений цветистым метафорами и без модной обсцентной лексики, вставленной «для оживляжа». Обширен, конечно, детский фольклор, но он очень органичен и «не режет ухо». Повествование льётся ровно, не спотыкаясь, не провисая, не давая оторваться до последней страницы. Это не вязкие «Дэнжерологи» того же автора.
А вот теперь про «почти с удовольствием»: роман вторичен во многом. Само построение — мистика в совершенно бытовых декорацих роднит «Пищеблок» с текстами Стивена Кинга. Реалистичное описание будней пионерлагеря — это от детской литературы времён СССР. Мистические сцены — они даже не из литературы, а из западных фильмов-ужастиков. Есть и немного криптоистории в стиле Валентинова с его эпопеей «Око силы».
Но даже не вторичность смазывает удовольствие от повествования, а зачем-то понадобившая Иванову идеологическая подоплёка. Кстати, совершенно неоригинальная и уже навязшая в зубах. Какая — спойлерить не буду, сами прочитаете.
Тем более, что роман-то в целом неплох — прочтения вполне заслуживает. И, если, глубоко не копать, то очень даже неплохая страшилка для отдыха.
Oleg83tt, 3 октября 2024 г.
Декорации книги – лето 1980 года, в период проведения Олимпийских игр в Москве. Пионерский лагерь и его социальная среда, река Волга и природа отдыха, а также социальный устой разваливающийся «цивилизации» и мрачно-мистический фольклор.
С одной стороны, все просто, легко и весело, так как можно вспомнить часть моментов из детства, будь то «гроб на колесиках» или подсматривание за девочками в раздевалке. С другой стороны, противостояние вожатых, подростков в своем котле, с их жестокостью и наивностью. Как и одноименный сериал, книга получилась так себе, рад, что прослушал, а не читал, хотя отмечу, сериал годный и рекомендую к просмотру, просто это не мое, как к примеру, фильмы от «Марвел» или «ДиСи», не люблю и все. Дополнительно отмечу, что внутренние переживания и составляющая лучше показаны в книге, а вот вампирские нотки в киноленте.
Рекомендую сериал, а кому ближе книги, то можно и ее, если другого нет под рукой.
URRRiy, 7 декабря 2018 г.
Хорошая попытка написать детско-юношеский хоррор в пионерском антураже советского периода. Идея насчёт пиявцев и стратилата также вполне гармонична. Дети и молодежь -вожатые изображены грамотно, хотя и излишне рафинированно, взрослых персон почти нет, атмосфера советского пионерлагеря почти абсолютная.
Что касается юмора, то он не особо тонкий, разве что по величине слоя на единицу площади. Присутствует секс, пусть и без особых подробностей, то есть книга не для пионеров. Табакокурение и сакральный смысл в коммунистических символах могут задеть нежные струны борцов / почитателей с первым и вторых.
В целом роман по стилю очень смахивает на Ночной дозор, только не доктора Пилюлькина, а эпигонов -подражателей. Читать интересно, но это отнюдь не лучшая книга автора.