Иван Наумов «Обмен заложниками»
Сборник рассказов «Обмен заложниками» — дебютная книжка молодого писателя Ивана Наумова.
В своих рассказах, жестких, но обладающих выраженным гуманитарным посылом, Наумов продолжает традиции отечественной научной фантастики, великолепно проявившей себя именно в форме короткой новеллы. Здесь вы не найдете драконов, гоблинов и других атрибутов фэнтези; герои Наумова живут, борются и пытаются разрешить неразрешимые проблемы в условиях техногенной цивилизации, далеко не всегда благосклонной к участи каждого отдельного человека или представителя иной цивилизации.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2008 // Лучшая дебютная книга. 3 место («Бронзовый Кадуцей») | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книги — Лучшая дебютная книга |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2009 // Дебютная книга | |
номинант |
Сигма-Ф, 2009 // Крупная форма, романы сборник |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kkk72, 6 февраля 2009 г.
По наводке badgerа взялся за этот сборник — первый для молодого писателя, и поначалу был просто ошарашен. Впечатление от первых рассказов сборника — неужели перед нами второй Тед Чан? Очень уж много схожих мотивов нашлось в творчестве этих двух, столь разных авторов. И в первую очередь, это — разнообразие сюжетов, неожиданные повороты событий, удачное сочетание необычных идей, социальной остроты и тонкого психологизма. Раздел «Здесь и сейчас» — пожалуй, лучший в сборнике. Мне даже трудно выделить в нем какой-то один рассказ. Странный и причудливый «Горгон» написан в стилистике Желязны. «Пошла муха на базар» поначалу почти реалистичен, но в нем тоже чувствуется влияние великого Роджера. «Стекло, бетон, слоновая кость» напомнил мне почему-то гибрид Латыниной и знаменитого Киза, хотя сюжетно они и не слишком похожи. А вот «Четвертое октября» и «Шымыдыршы» настолько наши, отечественные рассказы! И все-таки самое сильное впечатление из этой части сборника произвел «Гип-гип» — очень мощное и очень необычное описание контакта.
Во второй части «Не совсем здесь» выделяется «Гарлем-Детройт» — мрачное, но реалистичное описание близкого будущего с пронзительной концовкой, и совершенно безумный рассказ «Улыбнулась», просто ошарашивший меня. А вот остальные рассказы — оригинальные пародийные трактовки известных с детства сюжетов, забавны, но не более того.
В третьей части «Не совсем сейчас» собраны совсем разные по стилю рассказы. «Сто одно» и «Лас Эгас» не слишком понравились. В «Мумбачьей площадке» идея хороша, но, на мой взгляд, автор смазал концовку. «Бабушка Мороз» — крепенький и симпатичный, хоть и не очень реалистичный боевичок. А вот душевная «Синяя комната» и жесткий, цепляющий «Обмен заложниками» — действительно хороши.
В итоге до Теда Чана Иван Наумов не дотянул, но впечатления от сборника у меня остались очень положительные. Даже опытные мэтры могли бы гордиться таким сборником, а для начинающего писателя — несомненный успех. Рекомендую обратить внимание на эту книгу!
слОГ, 15 февраля 2009 г.
Очень спорный вопрос будут ли «опытные мэтры» гордиться сборником рассказов в который вошли практически все их ранние вещи. Не лучшие ранние вещи, а все подряд. Для начинающего автора этот сборник, с точки зрения читателя, вполне на уровне. Но не более того. Естественно его можно сравнить с Врочеком, т.к. больше не с кем сравнивать...
А я через полгода после прочтения могу сказать, что запоминаются по-настоящему два-три рассказа (это хорошо), но перечитывать сборник целиком я точно не буду (это, естественно, минус). Кстати, к сожалению по опыту восприятия тех рассказов, которые я читал в периодике ранее могу заметить, что при повторном прочтении они выглядят слабее. А юмореску про Репку вообще можно было бы не включать (как и еще пару рассказов) — сборник был бы только лучше. А мэтров у нас не так много (Дивов, Лукьяненко, Лукин) ну и до чьих сборников дотянется «Обмен заложниками»?