Мамору Хосода «Дитя чудовища»
Кроме мира людей есть и другой — мир монстров. Именно туда попадает девятилетний мальчик, оставшийся в полном одиночестве посреди шумного Токио. В городе монстров, Дзютэне, его находит медведь по имени Куматэцу и даёт ему имя Кюта. Между учителем и учеником устанавливаются причудливые отношения: они спорят друг с другом по поводу и без. Проходят годы упорных тренировок и приключений, узы крепнут, и герои становятся близки, словно отец и сын... Однако мир монстров не так-то прост, и круговорот неожиданных событий не оставляет и следа от размеренного уклада жизни.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Eni, 15 октября 2024 г.
Тот неловкий момент, когда нравится, как история придумана, но не нравится, как написана.
Это детское/подростковое фентези по мотивам мифов и, наверное, народных сказок. (Я совсем не краевед в японском фольклоре). Здесь пересекаются мир людей и мир монстров, здесь выразительные архетипичные персонажи и сказочные законы.
Основной линией идёт тема взросления и трансформации. Причём, она затрагивает как ученика, так и наставника. Главный акцент делается на выборе пути: человек я или монстр? Но есть и другие выборы тоже, зеркально повторяемые для разных персонажей из обоих миров: простить или нет, сказать ли правду, отпустить или удержать… Интересная и не занудная мораль, что нельзя сдаваться, что наша внутренняя тьма подвластна нам самим, что можно родиться человеком, но потом сделаться чудовищем (тут это довольно тонко и крутится туда-сюда), и что нужно спасать, а не мстить.
Мне понравились главный герой и его учитель-медведь, с их равновеликим упрямством, похожей судьбой и одинаковыми сложностями в выражении своих чувств и сокровенных мыслей. Понравился уютный средневековый городок, в котором живут милые и совсем не страшные монстры, на контрасте с шумным, сияющим неоном Токио, переполненным слишком занятыми собою людьми. Понравилась и сама история, как одинокого маленького мальчика вырастили и воспитали чудовища. Очень близка мне также идея, что наши Учителя заполняют пустоту в наших душах, а иногда, если нужно, становятся нашими мечами.
Я сразу посмотрела, конечно, анимэ, и, клянусь, оно великолепное просто! Даже то, как забавно перевели в дубляже все имена, ничуть его не портит.
Но вот в книге повествование ведут три рассказчика от первого лица. Они сменяют другу друга в произвольном порядке, и нет никаких способов угадать, кто сейчас говорит. Потому что говорят они все примерно одинаково, контекст не всегда считывается сразу, и подписывать для нас фрагменты, где чьи, тоже никто не стал. Ужас как неудобно и как раздражает в процессе!
Язык книги скупой. И это не та восхитительная лаконичность, часто свойственная именно японской литературе, а, скорее, уж простота на грани примитивности. Кульминация, на мой вкус излишне накручена и не везде логична. В анимэ она смотрится отлично, а в книге не хватило слов, чтобы передать её также сильно. Ещё мне показалось, что в тексте нет каких-то важных фраз, которые есть в анимэ, и слегка смещены некоторые акценты, что тоже искажает впечатление.
В общем, книгу я решила оставить в коллекции, но, если мне захочется снова повидаться с героями этой истории, я пересмотрю анимэ.
mak-grou, 6 октября 2021 г.
Пацанёнок, живущий в современном Токио и заодно являющийся наследником богатой фамилии, после смерти матери и ухода отца убегает из семьи родственничков-опекунов с мыслью: уж лучше бомжевать, чем красиво жить.
Заплутав в лабиринтах узких улочек Токио, он в какой-то момент попадает в тёмный переулок и неожиданно проходит между мирами, оказавшись в параллельном Токио, где все люди – это звери о двух ногах. Причём все эти козлы, кабаны, волки и т.п. — звери добрые и даже человечнее людей.
Пацанёнку этот мир понравился и он остаётся тут жить, для чего устраивается учеником к огромному медведю по имени Куматэцу, дабы постигать восточные единоборства и попутно заниматься уборкой по дому. Медведь нарекает его новым именем Кюта, или Кю (по количеству лет пацану, Кю у зверей — это девять). Несмотря на грозный вид, медведь на крутого бойца совсем не тянет — постоянно слоняется без дела, пьянствует, а своё жилище превратил в помойку.
И вот всю центральную часть этой довольно тоненькой книжки (208 страниц) занимают скучные и нудные описания ежедневных тренировок пацана. Причём никаких секретных техник и хитростей в тренировках нет, пацанёнок тупо копирует все движения медведя по типу: размахнись палкой — «Вуух», ударь ею — «Вжуух» и т.п., доходит до того, что он даже передвигается по дому боком и задом наперёд, не видя, но «интуитивно» чувствуя, куда в следующий миг шагнёт медведь. Таким образом, Кю научается предсказывать все движения медведя и соответственно, в совместных спаррингах легко уклоняется от всех его атак.
Тем временем, за тренировками проходят годы. Видя успехи пацана, к медведю повалила звериная молодёжь, в основном бесталанная, но медведь, не будь дураком, тут же начал зашибать на этом неплохую деньгу. Кю повзрослел, покрепчал и сильно заскучал по старому человеческому миру, отчего стал периодически шастать по проходу между мирами в свой родной Токио. Там он находит давно потерянного отца, который плачет и клянётся, что искал пацана всю жизнь, пацан прощает ему все грехи и заодно спасает от хулиганов школьницу, которая сразу к нему прониклась (т.е. втюхалась). Узнав, что Кю живёт непонятно где и годами не посещает школу, она тут же берётся за его обучение по школьным учебникам. Кю обнаруживает недюжинную тягу к знаниям (но не к школьнице) и со временем планирует поступать в универ.
А в мире зверей вот-вот начнётся поединок между двумя самыми сильными бойцами — кабаном и медведем (тем самым Куматэцу) за право стать наместником бога на этой земле. Дело в том, что предыдущий наместник — белый кролик, наконец-то решил уйти, т.е. по местной традиции, переродиться в божество и теперь кто-то должен занять его свято место.
И вот один из сынков кабана начинает строить козни против медведя, применяет на того не понятно откуда взявшуюся магию и телекинез, по итогу чего медведь оказывается убиённым мечом, запущенным в него как раз с помощью телекинеза. Ну а сынку превращается в огромного кита и начинает преследовать Кю, дабы до кучи завалить и его.
Последние страницы книги это уже просто какое-то низкопробное аниме: в процессе финального махача между китом и Кю кварталы Токио превращаются в развалины.
Тем временем тот самый перерождающийся кролик уступает своё право перерождения в бога медведю Куматэцу и последний, не успев до конца умереть от смертельного ранения, перерождается в божественный меч, что падает с небес прямо в грудь нашему пацанёнку, но не убивает его, а напротив, придаёт ему сил и пацанёнок оным мечом рубит кита. Весь этот бред завершается хэппи-эндом в виде грандиозного салюта из конфетти, медведь в виде меча поселяется в груди у пацана (откуда периодически ведёт с ним диалоги), а сам пацан на радость школьнице, таки поступает в универ.
Вот и вся сказочка — скучная и нудная. Зато короткая, 3-х часов вам хватит, чтобы её прочесть. Вот только не советую тратить время на эту ерунду, поскольку я уже сделал это за вас и вам пересказал.
Моя оценка 2 из 10.
Кстати, книжица хоть и уменьшенного формата, но издана довольно прилично – твёрдый переплёт, белые, прошитые странички, глянцевая суперобложка. Тем не менее, она явно не стоит таких огромных денег, что просят за неё в интернет-магазинах, а это порядка 1000 р. Мне удалось взять её со скидкой за 765 р., но красная цена ей, по моему мнению, пара сотен, не больше.
P.S.: расширенная версия этого отзыва и другие обзоры книг в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/blogarticle74540