Кристофер Руоккио «Империя тишины»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Ксенофантастика | Конфликт отцов и детей | Генетические эксперименты, мутации | Контакт | Культы | Вторжение «Чужих» | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Человек, которого почитали как героя и презирали как убийцу, рассказывает захватывающую историю своей жизни в дебютной книге тетралогии «Пожиратель Солнца», созданной по лучшим канонам эпической космооперы.
Адриан Марло из самых благих побуждений ступил на путь, который мог окончиться только огнем. И теперь Галактика благодарна ему за истребление всех пришельцев-сьельсинов. Но еще она помнит его как дьявола, уничтожившего солнце, погубив при этом миллиард людей – и даже самого императора – вопреки воле Империи.
Адриан не был героем. Не был он и чудовищем. И даже просто солдатом.
Сбежав от отца, который уготовил ему будущее палача, Адриан оказался на чужой отсталой планете, без средств к существованию. Он был вынужден сражаться в гладиаторских боях и выживать среди интриг при дворе планетарного владыки, и в конце концов отправился на войну, которую не начинал, за Империю, которую не любил, против врага, который так и остался загадкой.
Первоначально роман планировался к публикации под названием «The Murdered Sun».
Входит в:
— цикл «Пожиратель солнца»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Мэнли Уэйда Уэллмана / Manly Wade Wellman Award, 2019 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
BookNest Fantasy Awards, 2018 // Дебютный роман | |
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Научная фантастика (1 116 голосов) | |
номинант |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (США) |
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kvadratic, 6 февраля 2020 г.
Чистейший, кристализованный, незамутненный, высочайшей степени очистки образец космической оперы, с которого слова «научная фантастика» спадают, как горчичные зерна с острия иглы.
Главный герой: фиолетовые глаза, черные волосы, белая кожа, кривая ухмылка. Время: далекое-далекое будущее. Вселенная: Земля-колыбель человечества стала легендой, человечество расселилось по огромному количеству систем, встретило другие разумные расы, завоевало их или пытается. Аристократы всех мастей и рангов, Империя с огромным влиянием зловещей и могущественной теократической организации — Капеллы, космические корабли, похожие на огромные ледяные замки плащи и камзолы, гладиаторы и рабы. А, и еще они. Ну вы знаете. Энергетические мечи, да.
Мне для полного счастья не хватило какой-нибудь сцены вроде «герои направляются с планеты на космический корабль по стеклянному мосту в карете, запряженной лошадьми». Вот было бы что-то подобное — поставила бы 10/10.
У Патрика Ротфусса (ох, сколько раз его будут поминать в обзорах на «Империю тишины», так что сразу начну с него) автор «Империи» вежливо позаимствовал замечательную сюжетную схему «Мое имя гремело на сотни миров, я убивал взглядом демонов и повергал империи одним дыханием. И сейчас я вам быстренько на семьсот страниц расскажу, как я родился, подрос и пошел в школу».
У Адриана враги не жгли родную хату, не проявлялись никакие сверхспособности и даже никаких страшных семейных секретов или тайных врагов у него не было. Не преследовал его злой рок, и не маячил над ним дамоклов меч предназначения. Был Адриан сыном лорда, и был немножко слишком романтичным для того, чтобы стать правителем, но достаточно талантливым и упорным, чтобы сделать карьеру ученого-схоласта. Но у папы-лорда были другие планы — отправить Адриана учиться на инквизитора. Что же, отступив от вышеупомянутой сюжетной схемы, герой до школы так и не добрался. Зато он прошел путем, которым шли до него тысячи литературных пылких юношей: бомжевание в трущобах безжалостного мегаполиса; тяжелая и смертельно опасная работа, позволяющая проявить качества лидера и мотивационного тренера и собрать команду друзей и единомышленников для последующих приключений; открытый конфликт с сильными мира сего, который еще как аукнется в будущем и открытие Таинственной Тайны, способной перевернуть все представления человечества о себе.
Роман получился красивый, искренний, наивный и немного забавно-пафосный. Он постоянно намекает на грядущий мрачный беспредел и развешивает ружья на все доступные вертикальные поверхности. Имейте в ввиду, что в «Империи...» царит тотальный феодализм и средневековье, особенно в части влияния религиозной организации на светскую власть, а герой — такой себе drama queen, и отношение у окружающих к нему соответвующее. А любовная линия, она тоже прямиком из Ротфусса (я последний раз про него, честно). Недосягаемая возлюбленная героя, такая прекрасная, резкая, умная и непокорная, такая раздражающая. Надо сказать, раздражает она заметно меньше, чем недоброй памяти Денна, и причины динамить нашего парня у нее есть — она банально годится ему в матери по возрасту.
Это очень порывистый, эмоциональный текст, при этом богатым и гладким языком написанный. Оказывается, очень приятно читать про героя, все происходящее с которым является не чередой судьбоносных случайностей, а прямым следствием его поступков (это неоднократно подчеркивается). И отдельное спасибо автору, что не любит возить героя лицом по битому стеклу для эмоциональной реакции читателя, а в любых обстоятельствах, даже на самом дне, устраивает маленькие праздники. Жду вторую часть, надеюсь на противостояние боевых кораблей в космосе с обилием пыщ-пыщ.
А иностранные языки учить нужно, это билет к вашему будущему (но только постарайтесь не уничтожать галактики сверх необходимого).
Angvat, 28 мая 2020 г.
Как-то «громкие дебюты» последнего времени стали напоминать все одно и то же. Берет начинающий автор все, что ему нравится, складывает в одну кучу и будто бы надеется, что либо не заметят, либо сочтут заимствования тонкими аллюзиями. И здесь примерно все так же, все о том же. Казалось бы, космоопера – такой жанр, куда тащи что хочешь, минимально ретушируй и скрепляй, и все будет смотреться более-менее органично. Заодно можно дать фантазии разгуляться вкривь и вкось, вширь и в глубину. Но нет. В данной книге нас не ждет ничего, кроме вторичности, видимо очередное не столь юное дарование решило вообще особо не напрягаться. Вполне резонно было бы сравнить книгу с «Дюной» (откуда здесь есть чуть ли ни прямые цитаты) или «Именем ветра» (тут даже структура построения повествования весьма похожая), или может даже Боевой колотушкой 40 с гаком, но мы не пойдем легким путем и копнем поглубже, обнаружив вещи куда менее известные, на которые, тем не менее, книга походит куда больше.
Во-первых, это цикл Джина Вулфа о палаче Северьяне, не особо мной любимый. Тут вам и подача в виде мемуаров героя, якобы переведенных автором на наш язык, и обещания героя рассказать о великих делах, когда по сути в самой книге он ходит по паре захудалых деревень (в нашем случае – планет), и демонстрация якобы большого мира лишь несколькими деталями, порой всплывающих в повествовании, и еще кое-чего по мелочам. Да тут даже манера окончания книги почти один в один, мол дорогой читатель, впереди нас ждут эпические события (книжки через две-три, или никогда), так что потерпи немного. К счастью, тут хотя бы нет дурацких пьес и псевдопритчей, не несущих в общем сюжете никакого смысла, и на том спасибо. Как и зацикленности автора на, кхм, амурных похождениях героя, так что еще не все потерянно.
А во-вторых, это вещь у нас практически неизвестная, да и у буржуинов порядкам позабытая штука под названием «Fading Suns» ака «Гаснущие солнца», которая взяла многие идеи у «Дюны», но развила их и дополнила. Вот тут в описание мира все почти один в один: псевдоримская империя в космосе, церковь, жестко контролирующая технологии, дворянские рода, чьи представители живут сотни лет, космическая экспансия, во время которой человечество покоряет слаборазвитые расы, пока наконец не сталкивается с той, которая может дать ему отпор…
Но Византия Секундус со всеми этими повторами-заимствованиями, в конце концов фентези вон сколько лет все одних и тех же эльфов да орков эксплуатировало, и ничего. Вторичный антураж можно простить, если на его фоне развиваются увлекательные события. Но снова нет. Как и в случае с вышеупомянутым палачом Северьяном, нам обещают грандиозные события, битвы космических флотов, взрывающиеся звезды, пиратские корабли, набитые солдатами-киборгами, а на деле демонстрируют провинциальную зарисовку. Герой покидает родные пенаты, всю оставшуюся книгу приключается в захудалой деревне (в нашем случае – на захудалой планете, но в нашем случае почти без разницы) и изливает потоки своих сумбурных измышлений и нытья на несчастную бумага, все также мельком продолжая обещать нечто грандиозное где-то вдали. Но нет, спасибо, плавали, знаем, Северьян дубль два. Один раз я уже на такое купился, много лет назад, четыре книги продираясь к куцей и невпечатляющей концовке, так и не получив обещанных суровых сеч и грандиозных свершений. Второй раз меня на таком не проведешь. Да и к тому же давайте все-таки помянем «Имя ветра», где что там случилось со второй книгой (которая на мой взгляд оказалась куда хуже первой), и где третья, а? Не произойдет и здесь подобного, есть ли гарантия, что мы получим хотя бы вторичные и затянутые приключения, а не просто невнятный кисель, где автор сам слабо понимает, что же ему делать со своим миром, как в случае с какой «Стратагемой ворона?»
Короче, пускай это звездолет дальше летит без меня. Да и вы призадумайтесь, стоит ли тратить время на очередной сверхзатянутый пролог еще даже не оконченного цикла.
Neradence, 5 апреля 2022 г.
В процессе чтения никак не могла отделаться от ощущения, что читаю произведение из топа Wattpad в разделе «фанфиков», и это ну ни разу не комплимент в адрес автора. Тут просто столько вторичности, что это допустимо именно в фанфиках, которые не претендуют на издание в твёрдой обложке и номинациях на любые премии: и прямые вставки из «Дюны», и из «Гипериона», и из «Вархаммера 40К», и чёрт знает из чего ещё. Щедро приправленное флёром Вульфа с его меланхоличным движением от точки A до точки B, когда персонаж в конце первой книги умудряется только до городских ворот дойти.
Строго говоря, я не имею ничего против аллюзий к общеизвестным произведениям и мэтрам жанра, но не в том случае, когда книга из них целиком (!) состоит. «Империи тишины» требуется какая-то особая награда за максимальное число надёрганных клише, смешанных в одном миксере и выданных в романе. Не осуждаю, просто недоумеваю, что это и почему.
А ещё роман страшно, невыносимо, невероятно нудный. Это вообще очень частая проблема авторов, которые пишут a la мемуары, потому что сохранять динамичность повествования от первого лица на протяжении ~800 страниц, не скатываясь в самоанализ и самолюбование — надо иметь талант уровня примерно Шолохова и его же жизненный опыт. А в «Империи тишины» имеем в наличии только клише на клише о богатом мальчике-лорде, который превращается в уверенного истребителя нечисти, ой, то есть, галактик.
(Но если бы он истреблял нечисть, а не пришельцев и звёзды, ничего бы не поменялось, потому что в данной космоопере есть только опера, без космоса. Но её зато вагон. С мелодрамой в комплекте.)
И этот истребляющий мальчик занимается тем, что постоянно страдает, потому что истребителем всего и вся он станет когда-то потом, ну там, к концу четвёртой книги. Может быть. А пока он страдает о том, что его не любят родители, не любят его пассии, по которым он воздыхает в одностороннем порядке, страдает о том, что жизнь его не удалась, страдает о том, что он не стал тем, кем хотел, и вообще мало ли можно найти причин для того, чтобы пострадать. Бесконечный уровень рефлексии, бессмысленной и беспощадной, лично меня утомил где-то к первой трети, а к концу романа вообще осточертел до невозможности.
И самый неприятный момент в книге лично для меня: изначальная постановка завязки. Автор устами главгероя говорит, что он-де дьявол и пожиратель солнц, и сейчас он нам тут покажет мега-эпические битвы... А в результате рассказывает о своём сложном жизненном пути со времён детского сада, в котором из сложного только то, что сам герой себе и организовал потоком не очень умных решений. Это прям мем «ожидания / реальность», и реальность опять очень невыгодно смотрится на их фоне.
Сеттинг псевдо-средневековья в антураже космооперы — очень на любителя, к которым я не отношусь. Я пришла читать фантастику про звездолёты, технологии и космические Империи, построенные на скоростях выше световых, а мне тут про мечи и каменные замки с около-римской организацией аристократии рассказывают. Ну зачем, у меня для этого есть целая подборка авторов, которые честно пишут своё героическое фэнтази и не прячутся за космической ширмой.
Мне, в общем, категорически не зашло. Читать последующие тома не буду, автором не впечатлилась, хотя не могу отдать ему должное хотя бы за усидчивость: написать дебютный роман такого объёма могут не только лишь все. Но я пас.
ncaf112, 19 июля 2020 г.
Довольно вторичное, если не «третичное» произведение. Не на руку ему сыграло и то, что мне как читателю за последнее время попадалось много книг с главным героем — подростком, следующим по пути из князи в грязи. И обратно. И эти книги были более качественно и интересно написаны. Хотя можно сказать, что рефлексия (которой здесь весьма много) парня 18-20 лет с тонкой душевной организацией и «не такого как все» передана достоверно. Написано несколько высокопарно, дабы передать аристократическое происхождение протагониста.
Рассказчик всю дорогу стращает нас грандиозными событиями которые произойдут с Адрианом Марло, как он будет содрагать миры, сокрушать армии и наводить ужас на Галактику. Но пока на 600+ страницах я расскажу как он не ладил с отцом и братом,
Мир следует космооперным лекалам, не привнося ничего особо нового. Самые сильные реверансы в сторону «Дюны» конечно. Технологии, общественное устройство. Но не только. Я не из тех болезных, что про любую космооперу говорят «о, прямо как в warhammer 40.000!», но тут даже меня терзали смутные сомнения. Когда у тебя есть ужасная космическая Инквизиция, способная сжигать целые планеты за ересь, встречаются (в чуть иных значениях) словечки типа «сервитор», «примарх» и пр. менее значимые параллели — сравнений избежать трудно.
Итого:
Как «Дюна», но без хитросплетения интриг и религиозной философии.
Как «Гиперион», но без оригинальных идей.
Как Warhammer 40.000, но без эпических событий и размаха фантазии.
RonS, 4 мая 2023 г.
Этот обширный роман открывает серию в жанре космической оперы.
На мой взгляд полноты событий и действия недостаточно для книги такого размера. В первую очередь не понравился голос Адриана из будущего, который давал информацию о конце всей серии или некоторых последующих книгах, а также о судьбе второстепенных персонажей. Я думаю, что этот литературный способ повествования (предсказуемость) вместе с самовосхвалением героя не делает книги лучше. Сюжет можно разделить на две части — до и после неожиданной перемены позиции Адриана. Первая часть зашла лучше, чем вторая, хотя после окончания первой части я ожидал обратного. Вторая часть оказалась слишком длинной и ненасыщенной, за исключением исследований и боевых действий в конце книги. Однако появление врагов и загадок не смогли изменить восприятия первой книги серии — это слишком большой пролог к дальнейшему повествованию.
В книге есть временные прыжки и перемещения главного героя, из-за чего большинство второстепенных персонажей остаются в его прошлом и не появляются на страницах первой книги. Надеюсь, они появятся в сиквелах. Тем не менее, многие персонажи имеют свою индивидуальность и хорошо запоминаются. Главный герой также хорошо представлен, хотя его чувствительная и задумчивая натура не позволила ему сопереживать. Кроме того, его происхождение и приобретенные с детства способности обеспечили ему успех на протяжении всей книги, сделав бессмысленным резкое и интересное изменение его исходной позиции.
В основном, затянутое повествование книги содержится в диалогах. Например, во время боя много разговоров, а сцена знакомства с наследниками графа чрезвычайно затянута. Во многих диалогах слишком долго обсуждаются проблемы главного героя. Также в книге много философских цитат и изречений, которые делают героев слишком сухими и не вовлеченными в свои текущие проблемы. Эти недостатки перевесили хорошие диалоги, в которых присутствует напряжение и противостояние между персонажами.
Книга хорошо написана и легко читается. Некоторые ненужные описания, а также мысли главного героя, собранные в отдельные небольшие главы, снизили оценку в этом пункте.
Построение мира в книге хорошее. Хотя общая концепция схожа со многими книгами в жанре, тем не менее, хорошо показаны различные планеты, необычные расы, иерархия и организация огромной империи. Враги империи сделаны с фантазией. Жаль, что их полноценное изучение, как и исследование тайн прошлого, происходит довольно поздно.
Думаю, книга хорошо подойдет любителям медленного темпа сюжета и постепенного развития мира.
Trickster.Rea, 30 марта 2024 г.
Во время прочтения романа у меня возникло стойкое ощущение, что его писал 15-летний подросток, не имеющий жизненного опыта. Некоторые сцены и диалоги написаны до того наивно, что становится неловко. Главной герой не вызывает привязанности или положительных чувств. Он ведёт себя по-детски и совершает глупые поступки. Чему у него поучится? Второстепенные персонажи до того блеклые, либо шаблонные, что не запомнились совсем.
Автор заимствовал форму повествования у Джина Вулфа, лор у Фрэнка Герберта, романский стиль(никогда такого не было и вот опять) у WH 40k, крылатые фразы у Шекспира и других классиков английской литературы (иногда от обилия цитат начинает подташнивать). Где же сам Кристофер Руоккио? А нет его.
Диалоги в основном пустые, раздутые и бессмысленные. Руоккио, видимо, не хотел показать мастерство красноречия, а просто решил заполнить лист буквами. Что ж, это у него получилось прекрасно.
В тексте встречается много мелких раздражающих фактов, наличие которых к концу текста достигает серьёзного количества.
Например, по хронологии события происходят на 20000 лет вперёд, когда Земля погибла. Герой же разговаривает со своим учителем на классическом английском и при этом ловко цитирует Шекспира. Серьёзно? В наше время латынь считается мёртвым языком. Его изучают на ограниченных специальностях. Латыни примерно 3000 лет.
Про название вин на французский манер вообще молчу.
Так же я обратил внимание на плохую редактуру, что на мой взгляд непозволительно для коммерческого продукта. В седьмой главе автор пишет «лето уже на исходе», а в девятой, спустя несколько дней, «осталось 3 месяца до осени». Так лето на исходе или только началось?
Вывод: типичный проходняк, поберегите своё время. Пропустив ничего не потеряете.
Вторую книгу читать не стану, не смотря на то, что англоговорящие блогеры поют ей восторженные дифирамбы.
Fant_Fan, 11 июня 2024 г.
Каждый шаг или чих ГГ сопровождается подробнейшим описанием сопутствующей обстановки, мыслей и эмоций, и всё это — сплошное нытьё и скулёж. При этом он ничего не способен сделать нормально, несмотря ни на какую выучку. Иногда его может парализовать страх, а иногда — оживить истерика. Но он всегда — жертва событий, на которые не способен повлиять. Суть содержания вкратце — беспомощность, возведённая в абсолют; ГГ страдает, а автор этим упивается.
m3r7v1y, 6 июня 2024 г.
Не знаю, зачем я дочитал это до конца, какие-либо интересные события перестали происходить уже после первой трети книги. (Хотя и интересные были вторичны как под копирку с других произведений).
Уныло, наивно, медленно, долго, предсказуемо. Да еще и повесточку впихнули ни к месту.
Даже немного грусть накатила из-за потраченного времени, не хочется в руки брать новые книги.
ааа иии, 14 февраля 2020 г.
Личностно ориентированная космоопера, в которой мало космоса и много рефлексии.
Мир: «Вархаммер 40.000» на технологиях «Гипериона» и «Дюны», припудренный находками других писателей. Через варп в криогенной фуге, от инквизиции отталкивающее пули поле не спасет, схоласты-ментаты, проклятые ксенобиты, Виндзоры в изгнании, фальшивая религия, поединки словесные и в Колизее, вольные торговцы, легионы гвардейцев, экстрасоларианцы-Бродяги, архаизмы... Вместо англославика — англо-хинди. Если не знакомы с источниками, то:
а)ознакомиться с «Дюной» Херберта и «Гиперионом» Симмонса стоит;
б) Вера в императора и предназначение человечества помогают аристократам и не отличимым от них корпорациям эксплуатировать в своей части терраформированного космоса миллиарды низкотехнологичных крепостных, теша себя финансами, дуэлями, гладиаторскими боями и опасаясь чем-нибудь задеть Капеллу, пытками тормозящую прогресс (типа ИИ) и контакты с чужаками во имя сожженной Земли. Люди как скот и ресурс, генные модификации только для нобилей и служителей, инопланетяне либо рабы, либо смертельно опасны. Кругом зло и социальный фатализм на фоне XVI тысячелетий письменной истории.
Несколько необычен ГГ, исповедального характера мемуары которого и получили название «Империя тишины». Не сирота. Не военный. Не музыкант. Не калека. Склонный к прагматизму и насилию гуманист, поступивший в гладиаторы, когда надоело воровать. Главный талант — склонность к мелодраме, жизненная линия — из князей в грязь и обратно.
У автора есть кое-какие идеи по поводу социологии инопланетян, а из художественных средств характерна тяга к афористике и ограничению пространства.
Переулки, крепостные стены, тюрьма, лабиринт Древних, коридоры, дверь в личные покои, трубы канализации, место на бережку... Вот его локации. Если вводится космический корабль — защитное покрытие, внутренний коридор, хватит. Колоссо — жизнь в закулисье. Подход камерной сцены к описаниям это не плохо, он роднит Руоккио с поздним Хербертом. И порой дает вряд ли предусмотренный эффект: ремонт космопорта точно полуразорившийся автосервис... Что будет, когда Марло доберется до сьелсинских ледяных звездолетов?
В целом, приятное чтение, чуток похожее на Вулфа, хотя несколько перегруженное философствованием и отсылками к эпическим событиям в следующих томах.
Nikonorov, 18 апреля 2021 г.
«Я истребил целую расу, я уничтожил солнце, меня знают как убийцу, полусмертного, вечного, пожирателя солнца и так далее. Но сперва послушайте-ка, с чего я начинал, как огребал и как выгреб из этого всего, будучи пареньком заносчивым и хвастливым».
Когда книга начинается с того, что рассказчик заявляет о своих регалиях, причем, довольно весомых и масштабных, а в первой главе он предстает еще юнцом, это всегда интересно. Таким приемом пользовался Патрик Ротфусс в неоконченном цикле «Хроники Убийцы Короля». Именно тем и был притягателен тамошний первый роман — «Имя ветра»: в самом начале хозяин таверны перечисляет свои достижения, ачивки, подвиги, факты о себе, причем, эпического размаха, но начинает историю с малых лет. Тут-то ты понимаешь, что тебе надо будет конкретно так следить за персонажем, ибо интересно, как же он пришел к тому, о чем заикнулся в начале. Это цепляет. Таким же приемом воспользовался и Кристофер Руоккио. Наговорил в самом начале столько всего, чтобы подсадить распахнувшего от удивления рот читателя на крючок интриги и держать до самого завершения истории. Такая, знаете ли, затравочка, чтобы провести любознательного до конца цикла.
Здешний герой — Адриан Марло — гениален, умён не по годам, знает всё лучше других, даже если нихрена не шарит в той или иной специализации, но решает задачу едва ли не по щелчку. Автор, похоже, в курсах, что щепотка пафоса (этого слова в рецензии будет много) в романе была более чем обильной, и видит это. У Адриана есть наставник, и автор через этого наставника обращается и к Адриану, и к нам. Он заявляет: «Эй, Адриан, а обязательно, чтобы всё, что ты говоришь, звучало как драма?» Что как бы намекает.
И сразу на правах дисклеймера: я не читал ни «Дюну» Герберта (хотя это я однажды исправлю и заполню лакуну), ни «Вархаммер», ни «Звездные войны». Это я к тому, что, изучая отзывы, не раз видел, как «Империю тишины» называют вторичной и приводят в пример вышеозначенные циклы. Их я не читал, так что мне было вполне себе норм и комфортно! Буду судить со своей колокольни, не затронутой всплывшими сравнениями с тем или иным произведением.
Вообще, фантастику я читаю редко, но тут молодой автор, которому, кстати, сейчас всего 25, а первый роман он написал и того раньше, в 22, постарался, завлек и аннотацией, и языком, стилем — я читал ознакомительный фрагмент и прямо кайфовал почти с любого рандомного абзаца. Что называется «торкнуло». Кстати, возраст автора меня очень удивил, хотя и были все основания думать, что «Империю тишины» написал явно не бородатый дядька — это считывалось в образе амбициозного главного героя, нагловатого и бурлящего максимализмом. То, что течет в жилах, наверное, каждого второго парня (или мужчины уже, фиг знает) в возрасте около двадцати и чуть-чуть старше.
И давайте сразу: если вы больше любите фэнтези, а не фантастику — не переживайте. В «Империи тишины» одно практически неотличимо от другого. Грань слишком тонка. Любую высокотехнологичную вещь можно заменить магией, а здешние декорации так вообще подобающие — замки, дворцы, трущобы, заполненные улочки, заведения, гладиаторские арены, подземелья и так далее. У меня, как у лютого фэнтезёвника, никакого дискомфорта не было. И это при условии, что на дворе 17-е тысячелетие, люди, благодаря генной инженерии, живут сотнями лет, в наличии есть варпи, фуги и десятки обитаемых миров-планет.
Итак, по истории: она довольно проста, как математика за 2-й — наследник архонта одной из планет, по натуре своей вышел не таким, каким надобно прагматичному предку: он не жесток, он мягок, склонен к эмпатии, он человечен, не карьерист и далек от политических игрищ. Вот коротеньких абзац, характеризующий его натуру:
«На мгновение я подумал, что эта женщина может наброситься на меня. С отцом она не посмела бы так себя вести. Я был слишком мягок. Отец приказал бы высечь ее и провести голой в колодках по главной улице Мейдуа. Криспин высек бы ее сам.
А я просто ушел».
При этом высокое положение Адриана постоянно мешает ему и создает конфликтные ситуации как с родней, так и с подчиненными. Мы видим почти сразу, что ему нет места в сложившейся иерархической структуре, он смотрит не прямо и вверх, а вбок. Это порождает шутки собственного сочинения, декламируемые подчиненным Адриана, на тему своего положения. Типа, «Ваш отец работает в электросети? А давайте поменяемся?» и всё вот в таком трололо-духе. Адриан — максимальный любитель знаний и науки, языков и дипломатии — настолько, что даже женщины его не интересуют. Мужчины, слава богу, тоже. И это еще одна общая с Ротфуссом черта — какие-то колченогие недолюбовные линии. Даже не любовные, а просто на уровне симпатии мужчины и женщины. В один момент я, прости господи, испугался, что у нашего Адриана не только кровь голубая, но намеков на это, слава автору, не было. Ну, на самом деле автор попытался показать зачатки каких-то там отношений, и даже не раз, но все они вышли какими-то больными и неуклюжими, сопровождались невозможностью, страданиями и иными невзгодами, что должно было посеять в восприятии Адриана женского пола некую драму и болезненность. Но, буду честен, вышло это не шибко убедительно, и перед нами, скорее, не травмированная личность, а банальный задрот. При этом он юноша ранимый, воспринимающий мир гораздо ярче и шире, чем, так сказать, надо голубой крови. Чувствами, а не разумом. Сердцем, а не прагматичностью. Будучи старшим сыном и претендентом на трон, благодаря длинному и острому языку лишается не только права на оный, но и отцовской благосклонности, из-за чего батя, дабы перевоспитать незадачливого сынулю, спроваживает его на отдельную планету для перевоспитания, запихивая его в одну религиозную инстанцию — что-то типа инквизиции. При этом отец держит в уме свои прагматичные цели. Но и это Адриану не по душе: он охвачен совершенно иными мечтами — ему бы полетать по Вселенной, увидеть мир, изучить планеты, посмотреть на всякие расы...
В конечном счете он разрабатывает план побега. Способ свалить он находит: его замораживают, рон должен будет проснуться в определенном месте через определенное количество лет, но почему-то обнаруживает себя абсолютно голым на планете трущобного типа (привет Терминатору). Ну так, собственно, и начинается история выживания парня в стиле «из князей в грязь», а потом потихонечку обратно наверх. Бродяжничество, голод, кражи, сражения за собственную жизнь, унижения, боли, триумфы, заслуги, победы, признание — ну что, уже узнаёте Квоута из «Имени ветра»?
Сюжет типичен, можно даже сказать «банален», но смак кроется в деталях, языке и каком-то чарующем пафосе происходящего. Не знаю почему, но всё это штырит и находит отклик внутри. Может, виной всему то, что ты осознаешь, как герой поднялся до неведанных высот и с высоты опыта смотрит на себя-молодого, босоногого, униженного и оскорбленного, но Кристофер Руоккио крепко держит читателя за глаза и не горит желанием отпускать.
Адриан-мемуародел критикует себя-прошлого за какие-то поступки или неосторожно брошенные фразы, комментирует те или иные события, общается с нами, как с читателями мемуаров, и всё это дополнительно погружает и придаёт настоящести и большей выпуклости. Происходит некий слом 4-й стены.
Адриан Марло знатно пострадал в юношестве, отчего и сформировался, как мы можем догадываться, в личность жесткую и радикальную. Помимо горячего нрава у парня в самом начале неудавшейся родословной карьеры уже было незавидное положение: родился он не традиционно, а искусственно, в инкубаторе, на основе самых отборных генов его рода, мать — лесбиянка и тусовалась в своём дворце с наложницами даже тогда, когда ее сын лежал в больнице при смерти. Никто его, бедолагу, не навещал: с матерью ясно, а тут еще и отец тупо карьерист и рассматривает сыновей как шестеренку его механизма, которому не должно останавливаться, а не как КРОВИНОЧКУ и РОДНУЛИЧКУ. В условиях искусственных родов тут уж не до тесных семейных связей. И, спрашивается, как в подобных обстоятельствах не почувствовать себя одиноким?
Родственная и политическая серьезность, да и вообще достоверность мира дополнительно подкрепляются еще и тем, что автор активно использует римскую и греческую терминологии. Что неудивительно, зная, что он увлечен историей, в частности — древних Греции и Рима. В романе множество отсылок на античные времена, встречаются цитаты философов и мыслителей, припоминается и Шекспир сотоварищи, и вот этот лексикон, сотканный из логофетов, примархов, плебеев, гипогеев, пельтастов, атенеумов и прочих красивостей довольно-таки убеждает, хоть и требует привыкания (для подготовки ко входу в языковую экосистему не забудьте сперва прочитать 15-страничный глоссарий в конце).
Книгу эстетически приятно читать не только за счет языка, но и классного нейминга — расы, планеты, и все это с неизменным римско-греческим колоритом. Выглядит дорого, поэтично и просто красиво (особенно если сравнить, например, с Р. С. Бэккером и его вырвиглазными и ломающими рот авторскими словечками).
Второстепенные герои здесь картонноваты и больше похожи даже не на функции, а на кисточки, которыми пишется психологический портрет главного героя: желание помочь, забота, проявление смекалки, отваги и прочее. В наличии есть мужицкая компания, влюбившаяся дама, дама, холодная как цветовая гамма снайдерката «Лиги справедливости», лучший друг, всякие высшие чины разных сословий и инстанций, одни из которых благоволят Адриану, другие же вставляют киберпалки в киберколеса.
Как нестандартный персонаж интерес представляет та самая дама с холодным нравом — доктор, исследователь ксенобитов (читай — инопланетян). С ней-то Адриан и трещал без умолку почти всю последнюю треть книги, и это в один момент начало надоедать, потому что их отношения никакого развития так и не получили (ну мы помним: как у Квоута с Денной). Доктор эта полна пацифизма и желания сохранять жизни как инопланетян, так и людей. Она умудряется даже злиться и обвинять того человека, который заступился за ее честь, вызвав соперника на дуэль. Типа, ты козёл, ты убьёшь его, а я совсем не хочу, чтобы на моей совести была смерть, и вообще, зря вы это сделали, товарищ, я бы решила вопрос более миролюбиво.
Еще из ярких моментов: высокая динамика происходящего. С оговоркой — до последней трети. Адриан одержим изысканиями в области инопланетян и языков на планете, где он пребывает большую часть романа, и высокоритмичное повествование переходит в научные исследования и соответствующие диалоги, с углублением в культуру инопланетян, их повадок, с дальнейшими общением и взаимодействием. Тут-то я и заскучал, конечно. Хочется верить, что столь много уделенного времени всяким умандхам, их пещерам, символам на стенах как-то сыграет в дальнейшем, но, чую, этого не произойдет.
Интересно наблюдать за взаимодействием сьельсинов (инопланетян) и Адриана, видеть его чуткое и дипломатическое отношение к ним, если учесть, что сам Адриан в начале истории говорит, что убил всю их расу. Это заведомо цепляет, хочется понять — а как так вообще? Хороший хитрый литературный прием.
Мне понравилась книга в первую очередь становлением героя, который извечно шел против шерсти. Понравилась та часть истории, где были гладиаторские бои — было в этом что-то солдатски-романтичное, что я люблю в «Черном отряде» Глена Кука и в «Малазане» Стивена Эриксона. Правда, здесь это присутствует с большим налетом подростковости и детскости, но антураж таки наклевывается.
Теперь пройдемся по минусам, самый ощутимый из которых — тот самый стопор в последней трети. Ну неинтересно читать про детали неизвестной цивилизации, которая нагрянула на тебя как снег на голову, а бесчисленные разговоры повторялись из раза в раз и разнообразием не радовали. По-моему, интересны они были разве что участникам разговора и самому автору (что одно и то же). Читая, я очень надеялся, что дальнейшие события и повороты сюжета оправдают эту тягомотину. Посмотрим, как оно будет. Либо это должно как-то выстрелить и сыграть значимую роль, либо господин Руоккио прямо-таки записался.
Еще один минус: это повторы. Чтобы подсчитать по пальцам рук кол-во фраз «раздула ноздри», «складка между бровей», «посмотрел на свои ботинки» и «скрыл улыбку», надо быть, во-первых, минимум Шивой, во-вторых, Шивой-мутантом.
Третий минус — некая моногамность голосов взрослых. Либо я предвзят, либо реально чувствуется нехватка возраста и опыта, но большинство важных персон, высоких чинов от графов до инквизиторов говорят одним голосом повзрослевшего ребенка, который имитирует речь взрослого дядечки или тётеньки. Это особенно видно на последних страницах романа.
Четвертый минус — странности главного героя. Несмотря на то что он умен и гениален, Адриан еще пока юн и неопытен, он фактически подросток, хоть ему уже и за 20. Он горяч и заносчив, местами глуп и то и дело совершает неосмотрительные вещи. Не знаю, баг это или фича, хотел ли автор показать, что каждый юноша способен совершать не пойми что, но, тем не менее, дисбаланс бросается в глаза. Например, Адриан полтора года копит деньги на покупку флаера, чтобы свалить с планеты, а потом даёт в морду высокопоставленному лицу и обрекает себя на казнь, перечеркивая все дотошные мысли о подготовке и сбережениях и планы на побег. Вдобавок к этому, иной раз героя и нас соответственно одолевают рефлексии и самоистязания несоразмерные произошедшему. Слишком уж он гиперболизирует и драматизирует, то травмируясь так, что мочи нет, то взваливая на свои плечи ответственность за весь мир.
Но если вы заранее понимаете, что хотите от истории, понимаете, в каком тоне и кем она будет рассказана, то вряд ли это вас остановит. Герой взрослеет, матереет, обретает друзей, теряет их, точно так же и с врагами, набирается ачивок, ловит респекты и восхищенные взгляды, прыгает по карьерной лестнице и строит грандиозные планы на будущее. Довольно очевидная история, которую нужно читать и наслаждаться процессом, как в случае с «Темной Башней» Стивена Кинга, не ожидая сюжетных кульбитов, тем более что автор в самом начале цикла выкладывает все карты на стол, отчего каждый роман — по сути, подводка к итогу.
Как и почти всякое произведение молодого мечтательного автора-героя, концовка не лишена романтики, пафоса и наивной такой сказочности по части товарищества и дружбы, респектов со всех сторон и многогранного признания от самых разных сословий. Классика, предсказуемая классика, которая, однако, не сказать что смущает. Это понятно. Я был к этому готов и заранее настроил себя на эту волну. Да и, чего греха таить, люблю я таких героев. Если они близки и вам, равно как и стилистика повествования, то вряд ли вас отпугнет роман.
По итогу: если вы любите красивый и поэтичный, чувственный языку Ротфусса, если вам нравятся истории про гениальных чуваков, которые начинали свой путь через тычки и спотыкачки, но стали Великими и Ужасными, а точнее даже УЖАСАЮЩИМИ, если вы любите пафосные и зрелищные истории с закосом под мемуары, то вам сюда.
«Империя тишины» — это для тех, кто соскучился по Ротфуссу (ГДЕ ТРЕТЬЯ КНИГА, ЧУВАК?!), но, быть может, подустал от фэнтезийного антуража.
Беря во внимание владение словом и типаж истории, я думаю, что завершить цикл автору удастся — эффектно и пафосно. Логично ли будут выстроены события? Не знаю. Уверен лишь, что это будет масштабно, красиво, эпично и максималистски впечатляюще.
Я ставлю всё-таки 8 баллов, которые ближе к 9, но всё-таки 8. Если автор постарается сгладить стопорные моменты, проработает психологию и не будет совсем уж записываться какими-то внутренними штуками сомнительного интереса, выйдет вообще огонь.
Продолжение читать буду.
Как-то так.
Katie, 31 июля 2022 г.
Слабоумие и отвага. Кажется, таков девиз главного героя «Империи тишины». Технологии, путешествия в космосе, генетическое усовершенствование, инопланетные расы — все это могло бы увлечь читателя, если бы было качественно описано. Но нет, это незначительный фон для нытья и тупых поступков героя.
Книга захватывает период жизни героя с его 19 лет до 23 лет. Всю жизнь его воспитывали быть дипломатом. Но все это как будто просто слова. Герой только освоил несколько внепланетных языков. А в эмоциональном плане остался на уровне десятилетки. Он по-детски импульсивен, им легко манипулируют все кому не лень. При всем псевдо-древне-римском укладе жизни ГГ как-то умудряется вырасти нежным цветочком, которого в первую очередь заботит, что отец не навестил его после ранения. Даже пережив «страшные лишения» позднее ГГ не меняется, лишь идет на компромис с совестью для заработка денег. У него нет цели. Он просто хочет «поговорить со сьельсинами» — жестокими иномирцами, которые уничтожают миры империи и якобы являются канибалами. Собственно все. Нас периодически подкармливают обещаниями великих путешествий и свершений ГГ в будущем. Но по сути мы не понимаем, зачем вообще это читаем. Ставки не повышаются, читать скучно. ГГ настолько неуязвим, благодаря биоинженерии, а также обещаниям автора о великом будущем героя, что нам незачем переживать — ГГ не пострадает ни при каком раскладе.
Второстепенные персонажи картонны — к ним тоже не привяжешься. ГГ бьет себя в грудь и просит поверить ему на слово, что все для него равны. Жаль, что мы это не видим, потому что они появляются на короткие мгновения и только для фона. Это печально, ведь автор явно хотел показать космополитичность ГГ и зашоренность прочей аристократии. ГГ не обращается с уважением со слугами (или рабами), ценя их труд. Не пытается помочь не знатным друзьям, когда у него появляются возможности. Ему достаточно кичиться «лишениями» в один из периодов жизни, чтобы сказать «я как все, не как аристократы».
Подводя итог, хочется сказать, что художественное переосмысление чьих-то ходов меня не сильно смущает, пока это делается увлекательно и качественно, пока я испытываю эмпатию к героям. Но это оказался не тот случай. Ни по одному из пунктов меня книга не увлекла — дочитывала из принципа, чтобы иметь право написать отзыв и убедиться, что ничто так и не поменяет героя.
Iriya, 27 июня 2021 г.
«Пока на жестокость отвечают жестокостью, на убийство — убийством, на огонь — огнем, не имеет значения, чей меч больше запятнан кровью.»
Свет! Казалось, само Солнце успело состариться, прежде чем я нашла слова, чтобы рассказать о полюбившемся мне романе. Это всегда сложно! Удивительно, насколько люди, места и литературные произведения являются своевременными. Эта книга появилась в моей жизни именно тогда, когда я нуждалась в ней, как в долгожданном глотке свежего воздуха. Не имеет значения, что именно произвело на меня такое впечатление — меткие мысли, глубокие образы героев, яркий антураж происходящего, увлекательные события или все это вместе взятое... Не важно. Главное, что оказавшись на финальной странице этой части цикла, я была в полной уверенности, что непременно хочу читать ее продолжение. Поэтому с чувством и с расстановкой своих мыслей спешу поведать Вам о том, что именно вы сможете прочитать на страницах этого амбициозного дебюта Кристофера Руоккио. Уважаемые любители книг, в том числе и эпического фэнтези! Если Вы хотите увидеть, как интересные персонажи и придуманные миры прекрасно находят свое отражение в космической опере, то «Империя тишины» обязательно порадует Вас. В этом романе автор знакомит читателей с Адрианом Марло. Кто он — разочаровывающий первенец благородного архонта или многообещающий наследник урановой империи, миротворец или подстрекатель, монстр или герой — решать Вам. Вся Галактика знает его имя. Но задолго до того, как он приобрел дурную славу человека, победившего инопланетную расу, уничтожив и погубив при этом миллиарды жизней, у него была своя история. Поскольку много правды о его прошлом было искажено, Адриан сам рассказывает нам о своей жизни, дав узнать гораздо больше, чем вышло когда-то на первый план. Итак, однажды из глубин Космоса прорвались похожие на ледяные замки корабли, погубив в пламени целые людские роды. Именно с этих печальных событий начинаются «Хроники Пожирателя Солнца Адриана Марло, повествующие о войне между человечеством и сьельсинами». Их мы и будем здесь лицезреть. Полетелиииии...
«Ошибочно думать, будто бы мы обязаны знать то, что на нас влияет. Ошибочно думать, будто бы то, что влияет на нас, обязано быть реальным. Реальна Вселенная, и мы находимся в ней, какие бы силы ни вели нас сквозь время...»
Написанная в традициях эпических фантастических романов «Империя тишины» представляет собой произведение в виде автобиографии. С высоты пережитых лет главный герой оглядывается на свою долгую и легендарную жизнь, описывая нам происходившие с ним когда-то события и давая им некую оценку. У автора блестяще получилось установить эмоциональную связь между читателем и Адрианом. Он умен, но по-юношески наивен, созидателен и по-хорошему идеалистичен, обладает инициативностью, но в то же время растерян и не знает, как выйти на избранный путь. Первая половина книги очень похожа на историю о взрослении молодого человека, изо всех сил пытающегося найти свое место в мире. Как и следовало ожидать, с ним происходит череда неприятных вещей, которые открывают ему глаза на правду об окружающих людях, заставляя от многого отказаться. Шагая быстро и уверенно по страницам, Адриан перебирает все виды трагедий, не оставляя читателям времени, чтобы перевести дух между жестокими ударами его Судьбы.
Стиль автора прекрасен, несмотря на то, что повествование шло от первого лица (чего многие не любят). Иногда мне казалось, что передо мной два рассказчика, разрыв в сознании которых обоснован накопленным столетним жизненным опытом одного из них. Все это связано с тем, что Руоккио шикарно работал с временными векторами — описывая прошлое в настоящем времени с интригующими экскурсами-намеками в будущее. Иногда такая игра с временем необычно влияла на динамику, ценой нескольких строчек перенося историю на много лет вперед. Лирические отступления, описания антуража, экспозиции и философские рассуждения героя настолько ярко разнообразили произведение, что следить за текстом было не менее интересней, чем за сюжетом. Мысли о взгляде человека на мир и месте в нем, сказанные устами героя, интерполировали содержание. Каждая строчка произведения была уместна и всяким словом входила созвучие со мной. Потрясающе!
«Будущее может наступить только в свое время, однако схоласты учат, что существует множество вариантов будущего, и только разбивающиеся о вечное Сейчас волны времени и вероятности создают этот мир. Это не то будущее, что существует в Непрерывно Ускользающем Времени, а варианты будущего.»
Я осталась в восторге от красноречивой образности автора, который рисовал сюжет словами настолько правдиво, что каждое описанное им хрупкое мгновение действительности виделось мне на расстоянии протянутой руки. Глазами юноши, умеющего по-мудрому вдумчиво созерцать прелести окружающего мира, мы видели море с отражением в нем розовой луны, восхищались звездами, мерцающими в небе. А огни орбитальных кораблей и спутников безмолвно разукрашивали небо на фоне россыпи мириады звезд. Все это прекрасно дополняло сюжет и на краткий миг раздумий помогало заглушить пронзительный вой хаоса, ежеглавно сопровождающего героя. Построение Вселенной в целом и отдельно взятых планет в частности тоже порадовало. На момент описываемых событий, которые переносят читателя в далекое будущее, человечество заселило больше полумиллиарда обитаемых миров, принадлежавшим к разным государствам. Различные политические фракции, религиозный орден и множественные философские аспекты также придавали этой истории сложный характер.
«Удивительно, как большой мир отбрасывает тень на нас, хотя наши мгновения быстротечны и несоизмеримы с ревущим напором времени.»
Этот роман — слияние жанров, поскольку читателям представлено масштабное полотно, содержащее столько же фэнтезийных элементов, сколько и фантастических. Кровавые интриги благородного общества в комплекте со столкновениями религиозно-политических взглядов отдельно взятых его представителей, города-замки с гладиаторскими зрелищами и межпланетные перелеты, открывающие перед читателями новые миры и людские расы. Иногда этот этот увесистый роман принимал форму эпического фэнтези, пусть без магии, но с необычными сверхъестественными существами, связь между которыми была похожа на паутину нейронного кружева. На самом деле, я не могу сказать, что в этом произведении много чего-то действительно оригинального. Однако энтузиазм и готовность Руоккио объединить все эти идеи в одну гремучую смесь делало его по-своему особенным. Изюминкой книги для меня стало пребывание главного героя в качестве гладиатора, общение с другими бойцами и обучение их мастерскому бою в команде.
«Никогда не знаешь наперед, какой человек окажется змеей, а какой — мангустом. Пока не укусишь его… или он тебя не укусит.»
Главная тема, которую, на мой взгляд пытался передать автор в компании главного героя, — это преодоление ксенофобии. Единственное, в чем Адриан находил истинное удовольствие — это желание исследовать и учиться. Он изучал языки всех рас Империи и за ее пределами, включая язык единственных существ, которые когда-либо боролись против человечества. Язык врага. С этого и начинается самая важная для меня интрига этого цикла, которая влечет непременно читать продолжение этой книги. Она связана с необычной инопланетной расой, именуемой сьельсинами. Нам не дается практически никакой информации о них, перед читателями постоянно звучат лишь догадки. А их важная тайна, неожиданно появившаяся на страницах романа, загадочно скрыта за черными развалинами древних сооружений. Неведомая архитектура этих пугающих построек будоражила мое сознание. Вместе с героем мне казалось, что в них была темнота не пространства, а времени, как разверзшаяся пасть неведомой пустоты, в которой отражается эхо будущего, навсегда закрытого для многих. Или эхо прошлого? Пока не ясно, но до мурашек проникновенно.
«Полезно вспомнить, что мы лишь малая часть Вселенной, а не центр ее...»
Рассказывать о хороших книгах можно до бесконечности. Поэтому я умолкаю, надеясь на то, что кто-то после моего отзыва все же рискнет познакомиться с этой историей. Так много всего случилось здесь, так много изменилось, прекрасно продолжалось, и все же...наступили заключительные страницы. Вместе со штормом мы покинули планету, поднимались сквозь чистое и горячее сияние Солнца, сквозь облака к тишине, скрытой в темноте ночи. Часть моей души навсегда осталась на улицах Боросево и в колизее, в замке и его бастилии. Она осталась с бесстрашной девушкой на дне канала и на арене Колоссо. Бывают минуты, мгновения, слова, которые становятся рубежами. Когда время расщепляется и остается только то, что начнет происходить после. Так случилось и здесь. У всего есть финал, и вот он пришел. Мне не дарована роскошь предвидения, поэтому сложно судить о том, что будет дальше. Но увиденное в этом романе настолько притягательно, что я непременно начинаю читать вторую часть цикла под названием «Ревущая тьма». Адриан, дальше я снова пойду с тобой. Продолжение следует...
«Тот, кто надеется на будущее, оттягивает его приближение, а тот, кто будущего боится, приглашает его войти в свою дверь.»
feel-it, 24 марта 2020 г.
Купил книгу, наткнувшись на хвалебный отзыв, кажется, в журнале «Мир фантастики». К сожалению, завышенные ожидания сыграли со мной злую шутку.
Автор совершенно не стесняется заимствовать у других, тут вы легко найдете схожести с Дюной, Именем ветра, Гиперионом, а хорошенько копнув, вероятно и с рядом других знаковых произведений. К сожалению, данный роман вчистую проигрывает каждому из вышеперечисленных романов. Думаю, связано это с тем, что данная книга — дебют для Кристофера Руоккио. Написано хорошо, да и сюжет довольно интересный, только вот акценты расставлены совершенно не в тех местах, где этого бы хотелось.
Из плюсов:
У автора хороший вкус в литературе, поэтому его заимствования и отсылки скорее радуют, чем раздражают.
Написано хорошо, читается легко.
Мир прописан довольно интересно, хоть и очень камерно.
После неубедительной и неинтересной середины, ближе к концу книга наконец оживает, сюжет развивается и даёт хорошую затравку на продолжение.
Из минусов:
В середине книги проседания по динамике просто чудовищные, читал по диагонали.
Главный герой ну никак не развивается. Очень много душевных переживаний, которые в целом ничего не меняют ни в его поведении, ни в характере.
Львиная доля второстепенных персонажей прописана из рук вон плохо. Даже если очень постараться, испытать по отношению к ним хоть какие то чувства совершенно не выходит.
Итог: Для дебюта, очень достойно. Но если не делать скидок, не могу поставить выше 7. Однако потенциал автора чувствуется, хочется верить, что в будущем он порадует чем то действительно монументальным.
GoodOK, 30 октября 2023 г.
В целом роман понравился.
Перечислю особенности, которые отношу к плюсам:
1. Язык относительно простой, сложных конструкций нет, читается легко и быстро (может заслуга переводчика и редактора).
2. Простая и по большей части интересная история, рассказываемая от лица главного персонажа.
3. Огромный мир, по которому автор расселил человечество. Не смотря на то, что действие первой книги происходит на нескольких планетах, масштаб чувствуется, и Руоккио явно это будет раскрывать в последующих книгах.
А вот, что я отнесу к минусам произведения:
1. Главный герой, как не крути, калька то ли с Квоута, то ли с Фитца, но более пафосный и наглый (а так и дложно быть, т.к. он отпрыск высшей знати). На Квоута он похож тем, что в тексте часто всплывают «титулы» главного героя (убийца ксеносов, еретик, друг всех ксеносов и т.п.), только у Ротфусса было интересно и забавно понимать от куда какая «лычка» приклеилась к герою, а здесь, только для создания пафоса. На Фитца Адриан похож тем, как он совершает необдуманные поступки и глупо тупит с женским полом. В случае Фитца необдуманные поступки часто раскрывались позже с интересной стороны и обосновывались, а вот для Адриана такие вещи призваны просто двигать сюжет дальше, без какой-либо подоплеки и двойного дна.
2. Отношение с женским полом странное, хочется спросить «А Вы, часом ни-ни?, а то с женщинами Вы, как-то, не-не!». Но видимо у аристократии будущего есть возможность хорошо контролировать свои гормоны, потому к предметам своего вожделения ГГ с романтическим настроем лишний раз не суется.
3. Заимствования из вселенных, описанных другими авторами
4. Самый жирный минус — это как персонаж умеет мысленно нудно нудеть. Вот происходит какое-то событие, и Адриан его пол страницы перетирает в мозгу, иногда это к месту, но чаще утомляет.
В одну книгу Руоккио уместил довольно много событий и действующих лиц, которых связал с Адрианом различными взаимозависимостями и отношениями, получилось интересно. Порадовал реверанс в сторону именитых фантастов – учителей главного героя, которые учили его думать и сражаться, зовут Гибсон и Мартин.
Даже, если, не давать скидку на возраст автора, произведение получилось добротное. Цикл читать продолжу.
vanchetius, 25 июля 2022 г.
Можно понять обилие негативных отзывов — книга зайдет далеко не всем.
Во-первых, она довольно тяжело читается, так как многие куски текста действительно нудные, наполненные не только рефлексией и философствованием главного героя, но и затянутыми описаниями довольно стандартной обстановки.
Во-вторых, как многие отметили, тут довольно много заимствований из других произведений. Политическое и социальное устройство напоминает Дюну, скитания героя в юношеском возрасте ассоциируются с приключениями Квоута из «Имени ветра» Ротфусса, цитирование классиков и философствование позволяет провести параллели с «Гиперионом» Симмонса, ну и так далее.
Но несмотря на все это, нельзя сказать что читать неинтересно. Текст приятный, есть и оригинальные идеи, сюжет развивается. Первую часть прочитал и сел за вторую.