Галина Юзефович «О чём говорят бестселлеры: Как всё устроено в книжном мире»
За что мы любили Эраста Фандорина, чем объясняется феномен Гарри Поттера и чему нас может научить «Хоббит» Дж.Р.Р. Толкина? Почему мы больше не берем толстые бумажные книги в путешествие? Что общего у «большого американского романа» с романом русским? Как устроен детектив и почему нам так часто не нравятся переводы? За что на самом деле дают Нобелевскую премию и почему к выбору шведских академиков стоит относиться с уважением и доверием, даже если лично вам он не нравится? Как читают современные дети и что с этим делать родителям, которые в детстве читали иначе? Большинство эссе в книге литературного критика Галины Юзефович «О чём говорят бестселлеры» сопровождаются рекомендательными списками — вам будет, что почитать после этой книги…
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Адажио, 27 июля 2018 г.
Плохие новости. Если вы думаете, что вы утонченная интеллектуалка-англоманка и это – ваша отличительная особенность, то это не так. Англия – колонильная империя и вся ее культура направлена на глобализм. Быть везде узнанной и принятой, жить одними ценностями с миллионами за тысячи километров друг от друга. Другое дело – культура Американская. Им вообще безразлично – узнают ли, примут ли то, о чем пишут для американцев, где-то еще. Главное, чтоб своим понравилось. Вот это индивидуализм!
Но, конечно, главным в книге Галины Юзефович «О чем говорят бестселлеры» является не подробное описание литературных (и культурных) особенностей разных стран. Главное – это возможность научиться искусству чтения у вдумчивого читателя.
Из книги мы узнаем, что такое литературная критика и для чего она нужна. Как разобраться в тысячах литературных списков и не пожалеть о своем выборе. Чем для нас важны «Гарри Поттер», «Маленькая жизнь» или, например, «Щегол». Нужны ли эмоциональные манипуляции над читателем или лучше обойтись без них? Почему выбор Нобелевского комитета, жюри Пулитцеровской премии или Большого Букера не всегда нравится народным массам и почему массы все же не правы. Что случилось с толстыми книгами, как читают современные дети и что вообще происходит в современной литературе.
Сама Галина признается, что эта книга в основной своей массе создана из статей и лекций, которые она уже где-то когда-то издавала, читала, не скрывала их от читательской аудитории. Я не посещаю ее лекций, не слушаю записей, даже Медузу читаю очень редко… да, для меня в этой книге новым было почти все! Ну, кроме того, что сюжет сам по себе всегда обычно повторяет определенный и очень хорошо всем знакомый сюжет из прошлого.
По теме книги – о чем же бестселлеры все же говорят – сказано много. Они могут говорить о злободневном, могут проговаривать больной вопрос из прошлого, могут быть тем, чем на самом деле не являются. При чем бестселлерами, как говорится, не рождаются. Одного таланта литератора в этом деле мало. А что для этого нужно – тут идеальной формулы нет. Кого-то раскрутило издательство, с кого-то стряхнули пыль критики, кто-то, да, – и умный и красивый, тому повезло.
А еще мне очень понравились пространные рассуждения именно о важном для самой Галины. Например, о толстых книгах и путешествиях. Мол, раньше книга была меткой – смотри, что я читаю, и узнаешь, кто я. Теперь границы стерлись и престиж чтения упал. Важнее иметь в кармане яблочные технологии, чем книгу подмышкой…
Кстати о подмышках! Всю книгу ждала упоминания о Мэрилин Монро и ее свойстве носить книгу лицом к миру. Считали, что таким образом не очень хорошо образованная Норма Джин зарабатывала себе очки в глазах общества. Этого примера не было. Зато был о подростках и чемоданах книг. Да, и я такой этап проходила. И не спорю, что по тем же причинам, что и озвучивает сама Галина Леонидовна.
Из этой книги я узнала, что и я тоже критик, работающий в области критики самопрезентации. Как-то поверхностно, с одной стороны. С другой, со мной в компании оказался Петр Вайль, а это, согласитесь, тяжелая артиллерия.
Любителям почитать о литературоведческих вопросах – очень советую. И сама к другим книгам Галины я присмотрюсь в ближайшем будущем. Сейчас же, вдохновившись и собрав подборку из рекомендованных здесь произведений, буду штурмовать книги критиков из группы «критика размышлений». Мне точно есть чему у них поучиться!
intuicia, 12 апреля 2020 г.
Скажу честно, не особо я знакома с современными критиками. Вот литературные и музыкальные критики прошлых веков — да, но они то уже классика. Тут же все сложнее. Галина Юзефович, нет-нет, да и появляется в поле моего зрения. Заинтересовалась я ее мнением по разным вопросам. Послушала некоторые подкасты совместно с Анастасией Завозовой. А недавно, чтобы разбавить художественную литературу, решила почитать ее «выжимку» из разных источников — ну т.е. данный сборник эссе.
Наиболее интересным мне показались заметки про литературные премии и как читают книги современные дети. Автор так же приводит списки литературы по некоторым темам.
Не скажу, что после данной книги сильно что-то изменилось в моих взглядах, но на некоторые вопросы я посмотрела под другим углом. Да и всегда интересно послушать/почитать человека, который знает, изнанку вопроса несколько больше, чем обычный читатель.
KROKS, 16 августа 2018 г.
Книга не из тех, что с гордым видом стоит на полке, пугая гостей интеллектом хозяина (хоть про позиционирование себя через книги в ней тоже говорится). И даже не из тех, что нужно будет непременно перечитать через десять лет. Эта книга должна работать здесь и сейчас, ее задача – охватить как можно больше народу, но один раз. Единожды интегрировав ее в свой читательский опыт и рассмотрев под новыми углами некоторые вещи, отправьте ее приносить пользу кому-нибудь еще.
Ничего кардинально нового в современном литературном процессе книга не откроет, кроме, разве, пары любопытных историй из жизни.
Самыми полезными были главы про три вида критиков и нобелевских лауреатов. Но списки… серьезно? Ими еще пользуется кто-то, кроме несчастных школьников с длинными перечислениями того, что им не интересно, а часто и не по возрасту? Вереницы этих несчастных, тянущихся вслед за бабушками и подпинываемых мамами в библиотеку – вот единственный знакомый мне до сих пор контингент обладателей этих навигаторов тотальной уравниловки. Но, оказывается, есть люди, которые не просто читают списки из Интернета, но еще и покупают(!) эти книги, руководствуясь сомнительными указаниями неизвестной тетеньки и даже не удосуживаясь другие отзывы почитать. А потом требуют у автора списка возврата денег(!) за покупку «вот этого». Надо бы еще за моральный ущерб и потраченное время…
Несмотря на некоторую поверхностность, в книге есть несколько любопытных мыслей. Вот, например:
«Любое взаимодействие с объектом искусства происходит в формате кулачного поединка – сборет оно тебя или не сборет» — констатирует автор, применительно к нашей ментальности. Так вот, оказывается, зачем нужно было давиться слёзовыжимательными графоманскими опусами из школьной программы. Чтобы «утвердить свою индивидуальную самостоятельность и продемонстрировать важное умение противостоять эмоциональным манипуляциям и давлению». Спасибо за разъяснения. Легче не стало, но теперь хоть понятно, почему на волне всеобщей принудительной «гуманизации» детского контента, Муму и Дети подземелья еще держатся – это прививка от манипулирования, оказывается.
С большой надеждой приступала к аннотированному списку нобелевских лауреатов. Но лишь еще раз убедилась в правильности позиции: чем выше премия, тем ниже читательская ценность. (Ладно-ладно, есть пара исключений, но они в списках не значились).
Всем, кому в школе так и не объяснили, зачем читать критику, и отчего Добролюбов с компанией писали про что угодно, только не про рецензируемое произведение, кому интересно явление книги, как культурного феномена, профессионалам – продавцам, библиотекарям и прочим – прочитать стоит.