Мария Степанова «Памяти памяти»
Новая книга Марии Степановой — попытка написать историю собственной семьи, мгновенно приходящая к вопросу о самой возможности сохранять память о прошлом, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека. Люди и их следы исчезают, вещи лишаются своего предназначения, а свидетельства говорят на мертвых языках — описывая и отбрасывая различных посредников между собой и большой историей, автор «Памяти памяти» остается и оставляет нас один на один с нашим прошлым.
Награды и премии:
лауреат |
Большая книга, 2018 // Первая премия | |
лауреат |
Ясная Поляна, 2018 // Выбор читателей | |
лауреат |
Литературная премия "НОС", 2018 |
Номинации на премии:
номинант |
Ясная Поляна, 2018 // XXI век | |
номинант |
Литературная премия "НОС", 2018 // Премия Волга/НОС | |
номинант |
Литературная премия "НОС", 2018 // Приз критического сообщества | |
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 2021 // Международная Букеровская премия (Россия; перевод Sasha Dugdale) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
r9snick, 27 сентября 2024 г.
Незаслуженно недооцененное произведение фантлабовскими читателями и главное — абсолютно уникальное.
С одной стороны, это отличный нон-фикшен, в котором автор пытается реконструировать прошлое своей большой семьи из разрозненных осколков: фотографий, личных воспоминаний, писем и архивных документов родителей, бабушек, дедушек, тёть и дядь. А в процессе построения нарратива автор ещё и пытается не только создать память, но и отдать памяти должное, осмыслить её роль в нашей жизни, в способах её построения. Это роман(с) о памяти и про память, причём ещё и построенный на концептуальной модели Франсин Хирш, то бишь постпамяти — переданной поколенческой травме и культурной памяти в искажённых образах.
Почему так мало оценок и они настолько паршивые с таким синопсисом — понять решительно невозможно.