Михаил Однобибл, Вероника Кунгурцева «Киномеханика»
Действие романа разворачивается в 1970-е годы. Интрига так или иначе затрагивает судьбы обширной галереи действующих лиц, каждого — со своей загадочной и драматической историей, своими терзаниями, заблуждениями, своими пороками и страстями.
Начинаясь как стилизованная история предательства и мести, сюжет преодолевает пороги детективных коллизий и постепенно входит в русло вполне земного, даже натуралистического реализма и, проведя читателя сквозь физические и душевные страдания персонажей, когда уже кажется, что все обречены и выхода нет, вдруг совершает новый поворот.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 20 ноября 2018 г.
После блистательной Очереди именно второй роман должен был ответить о природе таланта автора и возможности развития. Оставим в стороне Кунгурцеву и ее вклад, но преемственность с первым романом есть. Однобибл снова выдал кафкианскую фантазию, но в иных декорациях. Использование антуража черноморского побережья СССР 70-х годов не отменяет ни условности Учреждения с не до конца расшифрованной системой истцов-ответчиков , ни структуры построения, при которой центральный наблюдатель ходит по кругу, одолеваем мороком, а все персонажи время от времени разъясняются нарочитыми канцеляризмами и сложносочиненными предложениями. Однобиблу удается воссоздание логики сновидения , в котором нарушены причинно-следственные связи и отсутствие возможности организовать материал в связную картину со стороны наблюдающего. В этом романе я бы отметил нотки Азольского — и Марат совершенно от этого автора и манера поведения прячущегося тертого волка тоже. Совершенно в восторге от сюжетных узоров и авторских перемещений на узком пятачке персонажей. В плюс — фигура умолчания — собственно морячок с фуражкой. который из морока возник и исчез в неизвестность, ну и девочка Тоня тож. Дивная фантасмагория, в которой даже и прием постоянного подслушивания чужих разговоров ( изрядно скомпрометированный уже в и в 19 веке), совершенно оправдан избранной манерой изложения и ракурсом центрального прячущегося рассказчика. Высший балл не ставлю исходя из специфичности все же романа — это определенно интеллектуальная рассудочная проза без больших эмоций и мелодраматичности.