Артур Кларк «Молот Господень»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Космический Патруль, созданный для защиты Земли от астероидной угрозы, засекает опасный объект. Его масса два миллиарда тонн, и он с огромной скоростью мчится к Земле. В действие вступает давно разработанный план «Атлант», и космический корабль с грузом специального оборудования направляется к астероиду для коррекции его траектории.
Переписан из одноимённого рассказа 1992 года
Награды и премии:
лауреат |
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1995 // Зарубежная книга (Великобритания/Шри-Ланка) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 7 августа 2023 г.
Рассказ о столкновении Земли с летящим к ней астероидом. О том как создавалась служба слежения и предотвращения космических катастроф (кстати, а есть ли такая?)
Даже не знаю, был ли первичен этот рассказ (хотя Кларк по моему уже в 50-х описал все возможные линии фантастических произведений) и наверняка каждый из последующих писателей-фантастов отталкивались от его идей, расширяя и дописывая. Кларк — это просто фонтанирующий идеями человечище!!! Откуда он их брал в 50-х??? Из ноосферы какой-то что ли?
Он описал например в одном из рассказов реактивный ранец для передвижения в космосе...
Вот считала что знаю все его произведения. Однако, попался сборник рассказов, и я поняла что Кларк настолько многогранен и плодовит. И что он совсем не устарел.
Более того — он намного современнее некоторых сегодняшних фантастов!
Так что читайте сэра Артура Кларка. Да пребудет с вами сила науки!)))
Тимолеонт, 28 июля 2022 г.
Невозможно не заметить сильнейшее сходство с неплохим фильмом «Столкновение с бездной». Да, из «экранизации» убрали целые сюжетные линии и добавили свои, полностью убрали весь хрислам, да и в целом сделали всё возможное, чтобы немалая книга вместилась в фильм. Фактически, от «Молота Господня» осталась только летящая в сторону Земли комету. Нельзя даже сравнивать эту книгу и фильм со «Звёздным десантом», ибо полностью очистив экранизацию от заложенного Хайнлайном милитаристских идей, Верховен наоборот сделал хорошее антивоенное кино и наполнил его уже своим смыслом. «Столковение с бездной» же — просто зрелищный и немного затянутый аттракцион с Морганом Фрименом в роли чернокожего президента за десять лет до Обамы.
Впрочем, как раз-таки заложенный Кларком смысл — самое слабое место книги. Весь хрислам и ведомые вокруг него интриги — скучны и неправдоподобны. А вот «космический патруль» и злоключения «Голиафа» — это уже круто. За подвигами настоящих героев следить гораздо интересней. Забавно, что как и Хайнлайн, Кларк здесь описывает всякую новую мораль, по которой все могут спокойно трахаться со всеми, но, к счастью, Артуру хватило вкуса не описывать это в подробностях и не смаковать, как Роберт.
Pride1983, 21 декабря 2019 г.
Последний роман Артура Кларка, если брать в расчёт написанные сольно, повествует о борьбе человечества в лице команды космического корабля «Голиаф» с космическим гостем — астероидом, названным Кали, который по прогнозам должен в ближайшее время столкнуться с Землёй и вызвать необратимые последствия, ставящие под сомнение существование привычной жизни на планете.
В центре повествования фигура капитана Роберта Сингха. На протяжении романа подробно освещены основные вехи его жизни, самым заметным событием которой, естественно, до встречи с Кали, стала победа в первом марафоне на лунной поверхности.
Две интриги так и сохранились для самостоятельного домысливания — происхождение непонятных сигналов с Сириуса и возможность полностью оцифровать человеческий организм с последующим воспроизведением всей его сущности.
Роман эпизодически напоминает два более ранних произведения Кларка. Во-первых, «Лунную пыль», которое также является романом-катастрофой. Да и многие проблемы экипажу «Голиафа» доставляют, как и «Селене», физические явления — извержение гейзера на Кали вследствие нагрева и влияние гравитации Луны на траекторию движения астероида. Во-вторых, «Свидание с Рамой». Здесь и полёт к неизвестному объекту, пусть и другого происхождения, и программа «Космический патруль», созданная для отслеживания потенциально опасных для человечества небесных тел, и, наконец, похожие семейные ситуации главных героев. Единственное отличие, в «Раме» у Нортона было официально две жены — на Земле и на Марсе, а Сингх расстался с первой, прежде чем жениться второй раз на марсианке. К слову, интересный момент был в конце романа: когда у Сингха был выбор, каким воспоминаниям предаться в последние минуты жизни, он внезапно выбрал свою первую земную семью.
В целом роман явился достойным завершением самостоятельного творческого пути автора и подвёл черту под целым сонмом великолепных научно-фантастических работ Кларка, пусть и несколько проигрывая его лучшим образцам, но до конца держа в напряжении и неведении относительного своего финала и, как всегда, порадовав читателя множеством интересных и занимательных вещей.
Ну и, наконец, снова очень кстати пришлись, как и во всех поздних романах Кларка, завершающие объёмные комментарии автора.
mka, 27 сентября 2022 г.
Это уже не тот Кларк, который удивил мир фантастики космической одиссеей в двух частях не считая поздней третьей попытки. Поздний Кларк напоминает Лема. Роман перегружен не имеющими отношения к НФ предысториями и диалогами, наивными описаниями достижений будущего и тп.
victoruss, 3 марта 2014 г.
Кларка читаю с удовольствием. Роман «Молот Господень» не самый сильный, но все равно интересный. Хотя определенные недочеты сюжета присутствуют...
Создана служба слежения за астероидами, угрожающими Земле. И даже построены два корабля, которые в случае возникновения такой угрозы могут доставить на опасный астероид мощный двигатель «Атлант» для коррекции траектории. Но когда такая ситуация реально возникает, оказывается, что двигатель сначала надо собрать на верфи на Деймосе, смонтировать на корабль, совершить перелет в систему Юпитера на Европу, там месяц заправлять баки топливом. Такая огромная потеря времени, когда счет идет на дни. Почему бы сразу не держать готовый корабль с двигателем на орбите Европы?
Далее корабль летит к астероиду, почему-то один. Логичнее было бы послать оба, для подстраховки, на случай непредвиденных проблем. Что кстати и случается.
После выхода из строя смонтированного на астероиде двигателя экипаж находит выход, и использует сам корабль для увода астероида с опасной траектории. Раз силы корабельного двигателя для этого хватает, значит можно было вообще не тратить время на строительство «Атланта», а сразу послать один из кораблей на астероид, а второй возил бы ему топливо.
Когда в конце концов астронавты отклонили астероид на безопасное расстояние, с Земли вдруг решили ударить по нему ядерной ракетой, тем самым резко ухудшив ситуацию. Поступок просто необъяснимый.
Но вообще-то, такие недочеты для Кларка нехарактерны, и не влияют на общую высокую оценку его творчества.
слОГ, 14 ноября 2013 г.
Издательство «Мир» очень оперативно в свое время перевело и опубликовало этот роман. Но роман оказался откровенно слабым. Кларк уже был слишком стар, и «читабельным» роман не является. Увидите роман — проходите мимо.
las777, 22 августа 2012 г.
Роман «Молот Господень» написан через год после написания одноименного и односюжетного рассказа. Но на этот раз автор добавил много деталей и изменил окончание, в рассказе главные герои героически погибают, что очень характерно для Кларка («Фонтаны рая», «Призрак исполина»), в романе все главные герои остаются живыми.
Сюжет знаком многим любителям книжной и кино- фантастики – столкновение Земли с кометой, которое может привести к полному уничтожению всего живого и реакция и действия самого человечества.
Понравились некоторые идеи самого автора или авторов тех источников, которыми Кларк пользовался для написания романа. Создание службы «Космический патруль», которая не только наблюдает за приближающимися кометами и метеоритами, но и пытается перехватить их в глубоком космосе достаточно прогрессивное и правильное решение этой проблемы. Попутно хочу заметить, что мне было интересно узнать мнение автора о гибели динозавров, оказывается, все просто, у них не было Космического патруля, который смог бы перехватить комету, и эта самая комета внесла дисбаланс в их жизнь, когда врезалась в Землю. Отсутствие ядерного и всякого другого оружия тоже радует, клонирование домашних животных (маленькая Тигретта), олимпийские игры на Луне.
Немного огорчило, что человечество будущего все еще подвержено влиянию каких-то экстремистских сект и новых религиозных течений, в романе это смесь христианства и ислама. Но без злобных хрисламистов, возможно, сюжет был бы не такой интересный..
Борьба до конца, использование всех возможностей для победы так характерно для Артура Кларка.
Финал романа похож на финал блокбастера, когда можно предположить, что «Продолжение следует». А может быть предупреждение человечеству и призыв не сидеть и не ждать, а начинать создавать Космический патруль уже сегодня.
«Хотя столкновение и изменило орбиту Кали настолько, что она уже не будет представлять опасность для Земли, вокруг Солнца вращались миллиарды других летающих горных обломков. А комета Свифта — Тутля уже набирала скорость, приближаясь к перигелию. У нее оставалась еще масса времени, чтобы снова передумать.»
k2007, 7 октября 2011 г.
Такая традиционная научная фантастика — есть серьезная проблема (в данном случае спасение Земли от летящего астероида), человечество старается ее решить. Главное лицо в этой книге — инженер и ученый, а не боевик.
Kamil, 19 июня 2009 г.
Классическая научная фантастика. Роман содержит обилие научной информации, но она умело преподносится и не затрудняет чтения. Сюжет отнюдь не экшен, хотя это и выигрышная тема — попытка предотвратить столкновение астероида Кали с Землёй. (Впоследствии на эту тему было написано много остросюжетных романов и снято несколько художественных фильмов). Но помимо этого роман является широкой зарисовкой недалёкого будущего. Будущее это видится классиком НФ в большинстве своём радужным. Небольшие отрицательные моменты имеют место, но они только добавляют реалистичности и исключают роман из числа утопий. Советую эту книгу почитать прежде всего любителям старой научной фантастики и тем, кому надоели мрачные антиутопии.