Владимир Кантор «Прекрасное есть жизнь, или Что такое разумный эгоизм»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fiametta, 11 мая 2018 г.
Совершенно неожиданный для многих взгляд на личность Чернышевского и его роман «Что делать». Я знала, что Чернышевский учился в семинарии, но не знала, например, что его считали надеждой церкви. Я была уверена, что взрослый Чернышевский отошел от христианства, Кантор доказывает, что это не так.
Кантор говорит, что Чернышевский не призывал к революции, а, наоборот, всеми силами пытался противостоять бунту, ибо «народ без разбора ненавидит всех носящих немецкое платье и не пощадит нашей науки, нашей поэзии, наших искусств». Кантор выводит идею разумного эгоизма из библейской фразы «Люби ближнего, как самого себя». «Если ненавидишь сам себя, то и ближнего станешь ненавидеть».
Кантор утверждает, что знаменитый роман «Что делать» был совершенно неправильно прочтен современниками и совершенно неправильно его трактовали десятилетиями советские исследователи. Он утверждает, что роман — антинигилистический, и что тогдашние жандармы были умнее публики и напечатали роман в надежде, что он отвратит молодежь от радикализма. При таком взгляде на роман становится совершенно непонятным образом Рахметова. В традиционном прочтении он революционер-подпольщик, потому и приучает себя к аскетизму (чтобы не страдать в тюрьме без деликатесов), потому и проверяет себя, может ли он долго терпеть боль (кто не может терпеть боль, не вынесет избиения на допросе), потому и не дозволяет себе личную жизнь (чтобы его возлюбленная не оказалась заложницей местных доблестных органов). Если роман антинигилистический, Рахметов (явно симпатичный автору) тогда получается агентом жандармов? А вот поведение Лопухина, Кирсанова и Веры Павловны укладывается в концепцию антиреволюционного романа. Их деятельность хоть и необычна, но абсолютно легальна (артели в Российской Империи были легальны). И я согласна с Кантором, что герои романа отличаются завидным нравственным и эмоциональным здоровьем, потому про них и приятно читать.