Роджер Леви «Платформа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | С множеством интриг | Религиозное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Человечество ушло с непригодной для жизни Земли. Оно нашло новую звёздную систему, вот только её излучение оказалось куда хуже, чем у Солнца, и теперь все люди в той или иной степени поражены тяжёлыми болезнями. Старая религия под запретом, но зачем она нужна, когда есть новая, — глобальная социальная сеть, к которой подключен каждый, и каждый же имеет шанс на воскрешение после смерти. А зависит оно от голосов пользователей.
Платформа, огромный буровой комплекс, связанный с воскрешением, окажется в центре противостояния мафии, религиозных фанатиков и законников.
Награды и премии:
лауреат |
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2023 // Выбор жюри. Произведение (перевод с английского Романа Демидова) |
Номинации на премии:
номинант |
Новые горизонты, 2023 // Международная номинация (читательское голосование) (перевод с английского Романа Демидова) |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Р. Демидов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sityrom, 23 августа 2019 г.
Во что верить человеку, если религия устарела?
Земля погибла – виной чему была человеческая жадность и недальновидность – но человечество уцелело, переселившись в безымянную солнечную систему. В ней множество планет, которые терраформирование сделало пригодными для жизни, одна беда – излучение местной звезды становится причиной раковых заболеваний и резко снижает сроки жизни. К тому же религия – «боговерие» — в этом новом обществе не приветствуется, а планеты, упрямо цепляющиеся за веру, держатся наособицу. Однако у людей есть кое-что получше религии – социальная сеть ПослеЖизнь, в которой можно просмотреть жизнь практически любого человека (если ему в мозг имплантирован специальный нейрид) и при желании отдать ему свой голос. Люди, набравшие больше всего лайков, получат второй шанс на жизнь. А пока что они ожидают решения в специальных капсулах, плавающих в вечно беспокойном море суровой планеты под названием Хлад.
На Хладе происходит половина действия романа — его детективная линия. Здесь однажды вечером случается серия жестоких нападений, последней жертвой которых становится человек по имени Таллен. У Бейла, местного полицейского, есть причины полагать, что на самом деле он был единственной целью маньяка, а остальные атаки были совершены для отвода глаз. Однако выяснить, почему его хотели убить, не удается ни Бейлу, ни его подруге Рейзер — едва оправившись от нападения, Таллен устраивается рабочим на одну из буровых платформ, добывающих ценное вещество из ядра планеты. Собственно, эта платформа и есть та самая «The Rig» из названия.
Вторая линия романа начинается на планете с милым именем Геенна. Здесь, как можно догадаться, как раз и обитают религиозные фундаменталисты. А еще здесь живет гениальный, но несколько аутичный мальчик Алеф. Его довольно обыденное, хоть и расцвеченное периодическими расправами над неверующими, существование меняется, когда по соседству поселяется странная парочка: живущая без мужа женщина – шок! – и ее сын Пеллонхорк, который, несмотря на свою очевидную социопатию, становится другом Алефа. А затем выясняется, что новые соседи – жена и сын могущественного преступника, что на них ведется охота, и вот Алеф оказывается уже не просто приятелем, а правой рукой Пеллонхорка, помогая тому построить собственную криминальную империю.
Говорить о сюжете «Платформы» сложно: один пересказ завязки, как видно, занимает непозволительно много. Это потому, что шестисотстраничная «Платформа» по сути своей книга-головоломка, в которой лишнего просто нет: любое событие неслучайно и связано с остальными, любая деталь мироустройства в конце концов займет свое место в общей картине. Неслучаен переезд Пеллонхорка с матерью в дом по соседству с семьей Алефа. Неслучайно появление Рейзер на Хладе, и неслучайна ее профессия – сбор историй из жизни обычных людей для одного из ПараСайтов ПослеЖизни (да, книга полна неологизмов, слов-кошельков и обыденных слов, обретающих в контексте романа совершенно иное значение). Разумеется, сыграет и сама ПослеЖизнь, и таинственная неназываемая планета, и даже фоновые элементы вроде той же высокой смертности от рака. И в конечном итоге обе линии – абсолютно неравные по времени, ведь расследование Бейла и Рейзер занимает пару месяцев, а подъем Пеллонхорка и Алефа на вершину преступного мира длится несколько десятилетий – сойдутся в одном месте.
На платформе, разумеется.
В оглушительном финале, после которого не останется вопросов без ответа.
Человеку нужно во что-то верить. Человеку нужно чувствовать свою связь с другими людьми. И если религия устарела – что ж, социальная сеть может оказаться не самой плохой заменой.
Deliann, 28 февраля 2022 г.
«Платформа» – первое знакомство большинства российских читателей с британским писателем Роджером Леви. На данный момент автор написал всего четыре романа, три из которых вышли в период с 2000 по 2006 год. А последний его роман, собственно, «Платформа», увидел свет в 2018. Такая пауза в двенадцать лет произошла из-за необходимости долгой и тяжелой медицинской реабилитации Леви. И многое из пережитого автором в этот период можно увидеть в «Платформе».
Это история далёкого будущего. Человечество покинуло Землю, заселило какую-то звёздную систему, попыталось адаптироваться и жить дальше. Большинство колоний с разных планет поддерживали связь между собой, но были и полностью или частично отгородившиеся от окружающего мира. Читателю предлагается две сюжетные линии, разделенные временем и расстоянием. В одной нам показывают детство и взросление мальчика Алефа с каким-то расстройством аутического спектра. Алеф живёт на крайне религиозной планете, которая старается не особо контактировать с остальными мирами, заводит дружбу с недавно переехавшим соседским мальчиком, ходит в школу и даже не подозревает, насколько выходящей за привычные человеческие рамки будет его дальнейшая жизнь. По сути, линия Алефа – это линия взросления и становления персонажа. В другой истории нам показывают детектив с убийствами и расследованием. Писательница сетевых рассказов Рейзер знакомится с двумя мужчинами. Спустя короткий промежуток времени оба они оказываются чудом выжившими жертвами маньяка.
В описании выше я сильно упростил завязку сюжета и не упомянул некоторые важные детали по одной простой причине: роман слишком сложен для подобного пересказа. Более того, в данном случае описание завязки ничего особо не даст. В «Платформе» слишком много деталей, которые раскрываются постепенно, и общая картина открывается лишь на последних 50-60 страницах. Так что я бы рекомендовал браться за роман с минимумом информации о нём, постепенно погружаясь в придуманный автором мир и разбираясь в местных правилах. Сначала будет мало что понятно, читая первые три главы, вы можете даже захотеть бросить книгу, но затем интерес будет только нарастать, причём довольно стремительно.
Чем «Платформа» хороша, так это структурой и атмосферой. Первая – чёткая, выверенная и продуманная. Ни одной лишней сцены, ни одной не нужной детали. В финале все вопросы получают ответы, а все ружья стреляют. Что касается второй, то Леви написал обычную для себя меланхоличную историю, добавив личного опыта. Подозреваю, что именно так в книге появилась сцена нападения на одного из персонажей, особенности реабилитации после нее, как медицинской, так и психологической, идея сознания, путешествующего по сети, в то время, пока тело лежит в неподвижности и так далее. Ну и помимо переживаний такого рода, в книге поднимаются темы религии, социальных медиа, экстремальных видов спорта, человеческой близости, да и много чего еще. Роман может много чего дать вдумчивому читателю, надо только читать не спеша, переваривая всю полученную информацию.
Если хотите прочитать научную фантастику с обилием приключений, сражений и разнообразных персонажей, то «Платформа» — это не ваш выбор. А вот если вам хочется глобальной, но в то же время личной истории будущего, которую придется собирать по кусочкам в единое полотно, то на «Платформу» определенно стоит обратить внимание.
GLV, 10 февраля 2022 г.
Платформа — это абсолютно целостное произведение, Леви создал интересные миры, неперегруженные описаниями, «живых» персонажей обладающих своими переживаниями, мыслями и сомнениям. Героям веришь, и переживаешь за них до самого конца книги.
Практически детективный сюжет переплетён с научной фантастикой, драмой и лёгким налётом таинственности. Плюс несомненно в том что нет какой-то запредельной фантастической идеи и супертехнологий, вместе с тем, автор в своих некоторых рассуждениях затрагивает извечные философские темы, нет ощущения что читаешь очередную пустую фантастику с «богом из машины».
В итоге: книга отличная, рекомендовал бы прочитать тем людям, кому надоели бесконечные «книжные сериалы» на 20 и более томов.
egorro.san, 11 февраля 2024 г.
Загадили люди Землю окончательно, да и ушли искать другой дом. Заселили другую систему, терраформировав ее планеты и астероиды, по пути потеряв все религии. Только на одной планете, с красноречивым названием Геенна, живут люди, чтящие священную книгу Балаболию. И есть еще неназываемая планета, которая отгородилась от всей остальной Системы, и никто про нее ничего не знает. Вся же остальная Система живет в Песне (такая соцсеть будущего) и надеется на Послежизнь — шанс на воскрешение, если остальные жители Системы за это проголосуют, а живут люди в Системе мало, что то не так с излучением светила.
В книжке две поначалу не связанные между собой истории, которые к финалу достаточно гармонично пересекутся. Первая — история взросления гениального вычислителя с РАС и его дружбы, а потом и службы, с сыном Самого Большого Мафиози Системы, который, так уж совпало, был весьма целеустремленным психопатом. Будут борьба за власть, планы внутри планов внутри планов, предательства, убийства, подкупы, но и любовь, куда ж без нее. Никому верить нельзя, а друг требует невозможного и угрожает жизни беременной любимой...
Вторая история — детективная — происходит на планете Хлад, которая минимально терраформирована, и условия жизни на ней крайне суровы. В ней пересекаются пути рассказчицы историй Рейзер, которая по наводке своего ИИ путешествует по Системе, встречается с выбранными им людьми, а потом рассказывает об их жизни для местного аналога «Каравана историй», паксера (полицейского) Бейла и Таллена, ремонтирующего поломанные вещи. Пересекаются не случайно: и Бейла и Таллена Рейзер выбрал для знакомства ИИ. Потом происходит серия убийств, в которой живым остался только Таллен, и вроде как Бейл его спас, сам чуть не погибнув, но это, возможно, не точно. Что то не стыкуется по времени, странное поведение дежурного офицера, допустившего пьяного Бейла к поискам убийцы, намеки начальства, чтобы Бейл не лез не в свое дело... Таллен, который после эксперименального лечения плохо что помнит, зато приобрел склонность к самоубийству (скорее его греет возможность совершить его), что делает его оптимальным кандидатом к работе на Платформе, куда он и устраивается. На Платформе же все истории и сойдутся в финале.
Написано хорошо, увлекательно, есть определенные нестыковки и моменты, вызывающие чувство «не верю», но их немного. Второй слой, который, собственно,основной на мой взгляд — это создание псевдорелигии Послежизни с обоснованием механизмов того, как это работает. Хорошая книжка.
Ynona, 15 января 2024 г.
Загробная жизнь!..
«Платформа» — это научно-фантастический роман, действие которого происходит в будущем, где Земля была заброшена, а вера/религия вымерла и больше не практиковалась. Как в таком обществе люди воспримут идею воскрешения после многолетнего застоя, основанного на избирательной системе? Как человек будет проживать свою жизнь, зная, что это может случиться с ним и что однажды история его жизни станет известна всем, кто участвует в системе?
Религия или ее отсутствие играет ключевую роль в истории. Две планеты построены на религии, остальные — не так сильно. «Вопросы», связанные с религией, подробно изучены и стимулируют технологические инновации, в том числе доведение социальных сетей до интересных крайностей, которые лежат в основе крупнейшего конфликта. Я ожидала, что социальные сети и аспект голосования в этой программе станут главной движущей силой истории. История раскрывает причины создания программы, которая определяет следует ли возвращать людей с грани смерти или нет. В книге пять главных героев: Алеф, Таллен, Рейзер, Бейл и Дельта. Алеф жил за сто лет до основных событий. И его сюжетная линия мне понравилась больше всего!
Копы, детективы, внутренние аудиторы и убийства вносят свой вклад в историю. Персонажи хорошо подобраны, а технологические достижения логичны. То, что поначалу кажется небольшим отклонением от основной истории, в конечном итоге связывает воедино множество разрозненных нитей. Межпланетные преступные синдикаты также играют свою роль.
Автор создал новые слова. Что удивительно, так это то, что вам не нужен словарь, чтобы понять их. Они в некотором роде являются логическим развитием нашего существующего языка; а затем, помещенные в контекст предложений, они просто обретают смысл.
Мир «Платформы» представлялся мне мрачным и унылым. В книге отсутствует детальная проработка мира. Он н не кажется живым. Я ожидала от такой обширной системы подробного описания локаций, информации о культуре и повседневной жизни обычных граждан и тому подобное. Опять же, учитывая, что предпосылкой романа является «Жизнь после смерти», я ожидала, что автор потратит на нее больше времени. Мы видим описание Буровой установки, сарки, в которые помещают тела и бросают их в океан и т. д., но мне показалось, что это было второстепенной идеей. Как работала система голосования? Где именно находятся люди, получившие второй шанс на жизнь, и что происходит на протяжении всего этого процесса?..
heresyhub, 1 июня 2022 г.
«Платформа» Леви показалась мне недокрученной, а несколько сюжетных линий — откровенно лишние наросты на отличной драме. При этом обратить внимание на автора стоит. Пол Ди Филиппо неистовствует (https://locusmag.com/2018/05/paul-di-filippo-reviews-the-rig-by-roger-levy/) и сравнивает его с М.Гаррисоном и Бестером, у меня ощущения не такие.
Итак, человечество с разрушенной Земли переместилось в другую систему, колонизировав ряд планет и основав крупную социальную сеть «ПослеЖизнь», в которой можно просматривать отредактированные воспоминания-жизни людей и голосовать, хочешь ли ты дать им второй шанс. Второй шанс — оказаться замороженным в капсуле, пока не будет изобретен способ справиться с его проблемой. И это актуально, ведь люди болеют быстро мутирующим раком, а добыча ресурсов крайне сложна. В тексте есть штормовая планета, в которой ресурсы добываются на опасных морских платформах, Геенна, где живут религиозные фанатики (в остальных местах религия запрещена), и мир, где находится штаб-квартира опасного криминального авторитета, ведущего шекспировскую войну с другим таким же.
Рассказчика три, но самый интересный — это савант с эмпатией Алеф, который начинает дружить с психопатом Пеллонхорком, постепенно знакомясь с его отцом. Устрашающий Дрейм держит половину системы в своих руках. Из этих болезненных отношений и вырастает будущее для миллиардов людей, о чем читатели узнают в конце. Личное перетекает в глобальное. «Платформа» — это не рядовой фант, однако он не раскрывается, хотя драму Леви выстраивает красиво. Любопытная вещь, но расслоение (3-4 рассказчика) здесь не нужно, без него получилось бы более пронзительно. Многоголосие создает претензию на масштаб, которая завершается банальной и местечковой сценой финала. Но автор выше среднего, это факт.