Жозе Сарамаго «История осады Лиссабона»
Жозе Сарамаго — один из крупнейших писателей современной Португалии, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года, автор скандально знаменитого «Евангелия от Иисуса».
Раймундо Силва — корректор. Готовя к печати книгу по истории осады мавританского Лиссабона в ходе реконкисты XII века, он, сам не понимая зачем, вставляет в ключевом эпизоде лишнюю частицу «не» — и выходит так, будто португальская столица была отвоевана у мавров без помощи крестоносцев. И вот уже история — мировая и личная — течет по другому руслу, а сеньора Мария-Сара, поставленная присматривать над корректорами во избежание столь досадных и необъяснимых ошибок в будущем, делает Раймундо самое неожиданное предложение…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 14 августа 2022 г.
Для меня эта книга оказалась с сюрпризом. Первую треть романа — по чайной ложке — одолевал четыре дня, а потом две трети проглотил залпом.
Даже порывался бросить поначалу, но уж очень тема для меня завлекательная. Одинокий стареющий корректор совершил большую ошибку, точнее, тяжкий проступок и от этого попал в тяжелую жизненную ситуацию. Которая тут же усугубилась появлением в его жизни нового грозного фактора — строгой начальницы, которая взяла его на особый контроль.
Это же история мой жизни! Как ,интересно, Сарамаго повернет это в своей своеобразной манере? А он и не торопится. Что очень удивительно для этого автора. Ведь я читал его более ранние и последние романы. Обычно он по-крестьянски прочно берет быка за рога. Начали строить монастырь. Некто Рикардо Рейс ,сразу после смерти автора, его выдумавшего, приезжает в Лиссабон. Иберийский полуостров оторвался от Европы. В некой стране исчезает смерть. Каин убил Авеля. Сразу, с первых же строк, без проволочек!
А тут словесные кружева, описывающие маленькую жизнь маленького человека, а конфликт завязывается где-то около сотой страницы. Возможно, это был необходимый противовес произошедшему в дальнейшем...
Но главное, характер этой книги таков, что действует она — очень люблю это давнее определение — как глубинная бомба. Вначале скорость невелика, потом идет шибче, а когда текст ближе к завершению достигает дна души — бам! — килотонный взрыв ,поглощающий тебя целиком. Дочитывал, на свою голову, на ночь глядя ,а потом с разнесенной вширь и вглубь душой не мог заснуть. Помогла только лошадиная доза снотворного.
Потому что под видом истории об одиноком корректоре Сарамаго предложил читателю сразу штук пять замечательных романов ,свернутых в узел сверхплотной гравитацией его витиеватой прозы.
Это история любви. Даже две истории. Очень трогательные, тонкие, нежные. (Как невероятно чувственно и свежо он описал первый плотский акт любви — будто не старик пишет, а талантливый молодой романтик. Сколько в этом энергии и эмоционального насыщения!)
Исторический роман о яростной и жестокой эпохе Реконкисты на Иберийском полуострове.
Производственный роман, в котором описан коллектив одного издательства и его многоплановая напряженная работа.
Это фантастический роман. Ибо пишет-то наш корректор вымышленную «историю осады», а значит это полновесная, классическая «альтернативная история». И какая увлекательная!
Настолько разноплановая проза, что — мне потом пришла аналогия в голову — словно это «Шинель» и «Тарас Бульба» Гоголя в одном флаконе. (Тут я собирался сказать, что такое совмещение бы и самому Гоголю в голову не могло бы прийти, а потом, к стыду своему, вспомнил, что Гоголь написал ведь «Мертвые души» ,в которых есть и героическое, и эпическое, и комическое, дрянное, великое и мелкое! Так что пришло бы в голову, он так и сделал)) Или, если брать современников Сарамаго и наших соплеменников, будто Саша Соколов и Эдуард Лимонов решили написать роман в соавторстве.
Как же у него получается сказать так много в столь малом объеме текста? А он антипостмодернист ,можно было бы сказать, но уже есть отличный устоявшийся термин, который хорошо описывает творческий метод Сарамаго. Метамодернизм. Это когда художник признает, что есть иерархия ценностей, и ВСЕ они важны. И все нужно описать как можно более полно.
Не только история кровавого и сурового зарождения Португалии, но и любовь простого солдата и потаскухи. Не только любовь маленького клерка, но и преступление, которое он совершил, что привело к тягчайшим последствиям...
И вот тут мы подходим к самому важному — сингулярности романа — его основной идее. Ведь корректор Раймундо Силва изменил историю, и история в ответ едва не закончилась катастрофой. Всего одно слово лишнее нужно оказалось вставить. И выяснилось, что мелкий человечишка может рулить судьбами мира.
Вот почему эта книга так невероятно важна для нас — именно для нас — сегодня.
По пушкинскому «странному сближению» она вышла в год — 1989 — когда чудовищный вал исторических фальшивок, инспирированный и поддержанный двумя мелкими людишками Александром Николаевичем Яковлевым и Михаилом Сергеевичем Горбачевым, подготавливал почву для уничтожения нашего Отечества. А сегодня — когда я прочитал этот роман — на фронтах гражданской войны — последствии той катастрофы — тысячи молодых и красивых людей гибнут из-за одного лишнего слова — определения Киевская перед Русью — которое используют другие мелкие людишки для своих чудовищных людоедских целей.
И вот эта основная идея книги — последствия фальсификации истории — и была для меня главной болевой точкой при пристрастном чтении. Ведь последствия всегда чудовищны. Почему же Сарамаго написал счастливую историю исторической фальшивки со счастливым финалом и даже положил ее в основание своей родной Португалии? В насмешку что ли над муками и страданиями нашими? Не мог этот великий гуманист возрожденческой закалки совершить столь тяжкий грех!
И только закончив чтение, после взрыва романа на самой глубине, я понял сакральный его посыл. Не хотел Сарамаго писать только об ужасах. Да, отчаянный жест корректора Раймундо Силва непростителен и чудовищен. Но это был жест протеста маленького и слабого против угнетающего его величия. И этот крик НЕТ! был услышан, принят, понят, проступок милосердно прощен, а любовь, воспоследовавшая за прощением помогла вывести заблудшего к свету добра, справедливости и правды.
Жестокости, наполняющей наш мир, можно противостоять не еще большей жестокостью — это будет просто бесконечная резня, как у крестоносцев с маврами — а милосердием и любовью. Это путь к свету. Любовь солдата Могеймо и прачки Оуруаны у стен осажденного Лиссабона имеет будущее, резня — нет!
Величие Сарамаго как автора, что он эту не новую, но не банальную идею не декларирует, как я сейчас, не агитплакат пишет, а всем своим изумительным мастерством подводит читателя за ручку и позволяет самому сделать единственный правильный выбор. Что за мудрый старик! И что за могучее наследие он нам оставил!
И этой книгой он подтвердил свое величие бесспорного классика. Не он достоин Нобелевской премии, а он своим именем поднимает ее статус, как и многие другие великие авторы до него.
О самой «Истории осады Лиссабона» можно бесконечно говорить, так много там всего, но надо вовремя закруглиться. Лучше прочитайте!
П.С. Добавление на следующий день. С таким склерозом только отзывы на исторические романы писать! Ведь вот что еще удивительно в этой книге, и делает ее особенно близкой нам. Осада Лиссабона, описанная в романе и ставшая точкой отсчета в истории Португалии, случилась в тот самый год, когда Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил Черниговского князя Святослава (отца будущего героя «Слова о полку Игоревом») для совместного празднования и обсуждения дел будущего устройства Руси в одно из мелких поселений своей земли — Москву. 1147 год. Это стало первым упоминанием города и считается точкой отсчета его жизни. Будущей столицы Великого Княжества Московского, Московского царства и России. Не грех еще раз процитировать нашего великого Александра Сергеевича Пушкина: «Бывают странные сближения».
IvanoffAlex, 10 июня 2020 г.
Меня уговорили почитать данный опус, но 80 страниц описывать то что можно было разместить на 3х с украшением повествования... извольте-с, закинул в топку.
Тем более что историческую прозу и альтернативную историю воспринимаю неплохо, здесь вода льется океаном.
Резюме: Словоблудие