Уилл Айснер «Контракт с Богом и другие истории арендного дома»
В конце 70-х «Контракт с Богом» произвел революцию в мире американских комиксов. Уилл Айнер, признанный комиксист, решил создать комикс не похожий ни на один другой. Получились четыре практически автобиографические истории о любви, вере и предательстве, происходящие с жителями одного арендного дома в Нью-Йорке в 30-е. Эти проникновенные рассказы соединились в невероятный графический роман, ставший классикой комиксов и по-прежнему остающийся близким и трогающим образцом настоящей большой литературы.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KindLion, 12 сентября 2020 г.
Я не большой знаток комиксов. По правде сказать, я и не читаю их вовсе. Точнее – закончил давным-давно, еще в детстве. С тех пор, как перестал читать истории про Пифа в выписываемом родителями журнале «Наука и жизнь».
А тут натолкнулся в библиотеке на «Контракт с Богом» и не смог пройти мимо. Первое, что поразило после того, как пролистал несколько страниц – так это сама идея. Думаю, большинство из нас, будучи детьми, не раз слышали сентенции на счет того, что, если ты несешь в мир добро, то и Мир тебе будет давать только добро. Только на место слова Мир (которое с большой буквы) в некоторых случаях подставлялось когда «люди», а когда – «Бог». Многие про то слышали, но лишь один (насколько мне известно) Фримми Херш, герой первого рассказа этой книги, подошел к делу весьма основательно. Он, на манер Моисея, начертал на камне свой договор с Богом. Чем, скажите, не скрижали?
И было на этом камне написано что-то типа «я – обязуюсь быть таким-то и таким-то, творить только добро, а ты – не оставь меня в милости своей». Все чин-по-чину. И подпись, скрепляющая сей контракт.
Поразительно глубокая в своей философичности вышла у Уилла Айснера эта небольшая графическая повесть.Повесть о еврейском мальчике из небольшой деревеньки на краю Российской Империи, попытавшемся договориться с Богом и жить по его заповедям.
Перед читателем автор разворачивает всю непростую и противоречивую жизнь этого маленького (по Чехову) человека. Черно-белая графика, удивительно выразительные рисунки дополняют и, я бы сказал, наполняют жизнью тело повести. Возьмись описывать в прозе то, что Айснер рассказал нам в этом рассказе-повести, и выйдет полноценный многостраничный роман.
Очень понравилось! Заслуженная десятка из 10.
Ну а теперь расскажу немного о трех четвертях дегтя, взятых на прекрасную четверть первого рассказа.
В этой книге, помимо «Контракта с Богом», еще 3 рассказа. Все они принадлежат перу (и карандашу) того же Уилла Айснера. Но, увы, они не дотягивают до планки, поднятой им самим в первом рассказе книги. Рисунки в этих рассказах – так же хороши. Но вот сами рассказы – без начала, без конца, без морали, без философии. Прочел/пролистал утром – а к вечеру уже и не вспомнишь, о чем в них речь.
Посему – общая оценка книге – только 7 из 10. Да и это – слегка завышено.
Robot3000, 18 октября 2018 г.
Долгое время российским любителям комиксов Айснер был почти неизвестен. Многие слышали про премию, названную в честь художника, но оценить работы самого мастера не могли. Совсем недавно издательство «МИФ» выпустило знаковую, как для самого Айснера, так и для индустрии комиксов в целом, работу «Контракт с Богом». Книга была написана, когда сам автор был уже немолод и, кроме того, жанр комиксов переживал глубокий упадок. Жестокая цензура сковала фантазию создателей комиксов по рукам и ногам, и на свет выходили, в основном, глупые детские истории про супергероев.
«Контракт с Богом» называют чуть ли не первым графическим романом. Это не совсем справедливо, ибо графический роман, как комикс, изначально вышедший в виде книги, а не в виде отдельных выпусков, возник гораздо раньше, чуть ли не в конце XIX века. Но представители этого жанра были весьма редки и малочисленны. Заслуга Айснера в том, что он сумел показать широкой публике, что комиксы – это не только истории про супергероев, что они способны поднимать сложные и серьезные темы и быть не хуже традиционной литературы, разговаривая при этом с читателем на совсем другом языке.
«Контракт с Богом» состоит из четырех коротких историй, связанных между собой только местом действия – доходным домом на Дропси Авеню, в Нью-Йорке 30-х годов XX века. Жители доходного дома, в основном, нищие евреи, сбежавшие в Америку из Европы, подальше от погромов, революций и войн. Сам Айснер, также, провел детство в подобных условиях, поэтому в историях сборника очень много автобиографических деталей. Например, в первой истории, в честь которой озаглавлена книга, рассказывается о старом ортодоксальном еврее, у которого приемная дочь умерла от лейкемии в 16 лет, и он пустился, после этого, во все тяжкие. И у самого автора дочь умерла в столь же юном возрасте, поэтому написание комикса помогло ему осознать и пережить свою потерю. Или, например, в последней истории рассказывается о том, как постояльцы семьями выезжали на отдых на природу, чтобы в дешевых отелях отдохнуть от городской суеты, по возможности подзаработать и найти себе богатого жениха или невесту. И в образе парнишки, которого соблазняет жена владельца отеля, вполне узнается сам Айснер.
В целом истории показывают простых людей не с лучшей стороны, но автор не занимается морализаторством – все устремления и действия персонажей вполне понятны с человеческой точки зрения, да и подано все с легкой иронией. Впечатления от прочтения каждой отдельной истории, как от хороших художественных рассказов.
Рисунок тоже очень хорош. Айснер рисует в карикатурном стиле, характерном для 40-50-х годов, похожем на стиль Х. Бидструпа. При этом все эмоции на лицах персонажей выписаны очень живо и реалистично, рисунок очень детализированный и прекрасно отображает быт того времени и, к тому же, видна большая работа с построением кадров и ракурсами. В общем, мастер он и есть мастер.
Однако, истории очень короткие и мне просто не хватило объема книги, чтобы в полной мере восхититься работой Айснера. Знаю, что цикл про Дропси авеню состоит из трех книг, но выйдут ли они на русском языке – неизвестно. Кроме того, книга, несмотря на небольшой объем, довольно дорогая и при этом, некоторые страницы плохо пропечатаны.
По моему мнению, «Контракт с Богом» стоит прочитать всем тем, кто называет комиксы – тупыми книжками в картинках. Несмотря на довольно солидный возраст, этот роман не потерял актуальности и сегодня. И, кроме того, он является важной вехой в развитии комиксов, как искусства.