Сергей Наумов «На расстоянии крика»
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Майор Андрей Долгинцов, опытный разведчик, действующий под позывным «Седой». И вот новое задание, последние дни войны. Но, требуется, не только под «чужой личиной», проникнуть в район Альп, на границу Австрии и Швейцарии. Но, связаться с агентом под, позывным Аякс, Но и выявить группу, в которую входит сотрудник Кальтербруннена, переправляющий на запад микропленки со списками агентов.
Входит в:
— цикл «Седой»
— журнал «Искатель 1978'1», 1978 г.
— антологию «Приключения 1978», 1978 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dxbckt, 14 октября 2022 г.
Как оказалось — данный роман разделен на три части, что-то вроде: дело №1, дело №2 и дело №3... В каждой из них — фактически самостоятельная история выполнения того или иного задания...
Часть первая «В двух шагах от рая» повествует о ликвидации некой «бензоколонки для фрицев», уничтожение которой имеет важный стратегический интерес. Само собой — путь к пункту «Б», оказался тернист и извилист (с многочисленными ловушками и неожиданными встречами). Финал же данной части (как ни странно) очень напомнил роман Ю.Брайдера, Н.Чадовича «Гражданин преисподней» (конкретно способом «ликвидации неучтенных запасов горючки»)) Самое забавное — что «избранный вариант решения задачи» очень удивил)) Однако несмотря на явный «нестандарт мышления» — данный способ действительно сработал))
Часть вторая «На расстоянии крика» (как и часть первая) так же оказалась «завязана» на «восхождение по отвесным стенам» (некоторого рода — военный альпинизм). Однако вместо «простого задания» (найти и уничтожить), ГГ (на этот раз) пришлось побывать «в шкуре Штирлица» (работая под легендой). В целом — атмосфера (данной части) очень напомнила книгу Ишенко «Черный альпинист» (несмотря на различие идей сюжета). Бонусом же данной части (видимо) стало обретение ослепительной «валькирии на обложке»))
Часть третья «Останься живым» повествует вроде бы о «легком и простом» задании... но выполнить его оказывается практически невозможно... Очень короткий и динамичный рассказ в котором почти нет «ничего лишнего»...
P.S Конечно — все изложенное очень легко принять за «очередные похождения» (уже приевшихся) супергероев «отечественного разлива» (типа «Слепого», «Бешеного» и тп), но если воспринимать написанное не так шаблонно (лишь сравнивая изложенное, с очередным Голливудским творением в стиле «Скалолаз»), постепенно закрадывается мысль о том, что «пафосная реальность супербоевиков», все таки не идет ни в какое сравнение (с имевшими место) реальными подвигами наших дедов...
P.S.S еще что удивило — я то (по наивности) думал, что данные вещи написаны в «суровых 90-х» (первое впечатление), но как оказалось, что данные части были опубликованы аж в Приложении (к журналу ЦК ВЛКСМ «Вокруг света»), а именно «Искатель № 1» 1978, 1981 года)) Еще один повод как-нибудь перечитать «данные архивы»)) А то обычно «выкинуть раритеты» рука просто не поднимается, а читать ... читать вечно «руки не доходят»))
Нескорений, 19 августа 2016 г.
За свою жизнь С.М. Наумову довелось не раз менять сферу своей деятельности — он работал геологом, учителем, журналистом и даже пробовал себя в качестве режиссера и сценариста. В области литературы вотчиной Наумова стали военно-приключенческие произведения, основу которых составляет цикл повестей и рассказов, объединенный фигурой майора разведки Андрея Долгинцева, оперативный псевдоним: Седой. В авторском сборнике 2005 года содержится ошибка: фильм «В двух шагах от «Рая» с А. Булдаковым, вышедший уже после смерти автора в 1984 году, был снят по одноименной повести, а не по мотивам «На расстоянии крика», которая хоть и входит в цикл о Седом, но предлагает нам иную историю, да ещё и ошибочно называется в сборнике романом. Забегая вперед, скажу, что повесть вышла не ахти, шаблонный шпионский квест почти «по Штирлицу».
Очередное задание Седого заключается в том, чтобы, воспользовавшись документами пленного германского гауптмана, отправиться в Австрию с рекомендательным письмом к Кальтенбруннеру. На дворе весна 1945-го и финал войны уже немного предсказуем, поэтому из охваченной пламенем Германии бежит не только «Динамо», но и вообще все, способные самостоятельно передвигаться. Седому следует постараться вступить в контакт со связным, который числится под псевдонимом Аякс, и втереться в доверие небольшой группы сотрудников гестапо, которые через Альпы будут уходить в Северную Италию. В составе этой группы находится важный германский разведчик, который понесет с собой микрофильм, где содержатся сведения обо всей германской агентуре, оставленной на территории стран Восточной Европы — это и есть главная цель Седого.
Вообще, складывается впечатление, что подобный микрофильм — это голубая мечта всех мировых разведок. Сразу же вспоминается повесть Ф. Кауцкого «Скорпион и король», где за аналогичными данными гонялись представители сразу нескольких стран. На практике же существование этого «философского камня» для всех шпионов представляется крайне сомнительным, в спецслужбах работают отнюдь не дураки и складывать все яйца в одну корзину никому в голову не придет. Реальная работа шпионов, как правило буднична и малоинтересна широким кругам обывателей, поэтому писатели активно создают Миф, романтизируя рутину рыцарей плаща и кинжала в угоду читателям, жаждущим острых сюжетов. Доходит до смешного: некоторые молодые работники органов начинают одеваться по примеру книжных «коллег», за что получают по шапке от опытных товарищей.
Огорчает также тот факт, что вся детективная интрига повести загублена на корню — поломать голову над тем, кто же на самом деле скрывается под псевдонимом Аякс и каким из персонажей окажется таинственный носитель микрофильма, читателю не придется. Нет, конечно, автор старался сохранить интригу до конца и прямым текстом раскрыл искомые фигуры лишь в кульминации, но я не знаю кем надо быть, чтобы самостоятельно не вычислить этих типов при первом их появлении в сюжете — автор настолько глупо и топорно пытается отвести от них внимание читателя, что достигает практически противоположного эффекта — не хватает только неоновых указателей, праздничной мишуры и конфетти с бравурной музыкой. После таких косяков желание продолжать чтение сразу пропало, на горизонте замаячил жирный хэппи-энд и целый караван перелетных роялей.
Понятно, что литература подобного сорта не может обойтись без приторного патриотического пафоса, к слову, в этой повести его не так много, но то как он здесь проявляется вызвало у меня, мягко говоря, недоумение. Автор умудрился запихать пассаж из серии «вставай, страна огромная»... в единственный романтический эпизод произведения, более абсурдного решения мне сложно было себе представить. Вот вы могли бы признаться в любви женщине с лицом статуи «родины-матери», которая вполне может ответить вам взаимностью голосом Левитана? Какие там «эдельвейсы», вот Седой — настоящий сверхчеловек, меня аж заколбасило после этого момента. Ну и, конечно, в комплекте идет полный набор штампов, типа паролей а-ля «здесь продается славянский шкаф?» и «цветочных» явок. Нет, можно писать интересные книги про шпионов, как делал тот же Ю. Семёнов, где все персонажи были самостоятельными личностями, а враги не производили впечатления бумажных мишеней для тира, можно, конечно, работать и по шаблону, только кому это будет интересно, особенно сейчас, когда читателю доступна любая художественная литература, а не только та, которую выдавали в обмен не несколько кило макулатуры.