fantlab ru

Олег Кожин «Драконье лето»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Драконье лето

Другие названия: Рыцари с улицы Пушкина

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Это лето обещало быть жарким, длинным и скучным. Четверо друзей – Жан, Серый, Тоха и Юрка – собирались провести его в городе. Кататься на великах и аттракционах, гулять и играть в компьютерные игры, есть мороженное и… совершенно не готовились ко встрече со смертельной опасностью. Но со двора и из парка исчезли птицы. Из квартир начали пропадать кошки. Большой и грозный бродячий пес обзавелся страшными ранами на боку… Кажется, где-то рядом притаилось нечто страшное. Оно хочет есть, оно охотится. Готовы или нет – мальчишки попробуют отыскать чудовище.

© издательство

Входит в:

— сборник «Игра в куклы», 2021 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший рассказ / повесть (Выбор читателей. 2 место)

Номинации на премии:


номинант
Книгуру, 9 сезон (2018 г.)

номинант
Интерпресскон, 2019 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Большая книга ужасов 75
2018 г.
Игра в куклы
2022 г.
Драконье лето
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обстоятельно критиковать Кожина — это примерно как всерьез спорить на тему литературы с пятиклассником. Пусть он исправно получает пятерки за школьные сочинения и даже победил на каком-то конкурсе юных талантов с историей о Самом Страшном Монстре в Мире — малыш остается малышом, как бы важно он ни надувал щеки. В итоге даже если в таком споре побеждаешь, то чувствуешь себя по-дурацки, ибо потратить время можно было на куда более полезные вещи...

Конечно, в сохранении юности ума и духа нет ничего плохого, а если уж берешься за детскую литературу, пусть и в жанре городских ужасов, то без ощущения вечного детства, что бережно хранится в потаенных уголках сердца, автору придется туго. Но вот тут-то и выплывает уродливый и разбивающий надежды подводный камень, очень частый в кожинском творчестве: инфантильности в его текстах хоть отбавляй, а вот живой искры детства обычно нет совсем...

Как уже известно из аннотации, повесть рассказывает о четырех пацанах. Которых вскоре станет чуть меньше и это вроде как должно вызвать грусть у читателя. Однако сопереживать тому, чей психологический портрет укладывается буквально в единственное слово «клоун» (не мое — авторское!) очень трудно. С остальными пацанами примерно так же: Жан — «красивый» (что бы это ни значило) и занимается историческим фехтованием, Тоха — «вожак» (по сюжету малозаметно) и занимается тяжелой атлетикой, Серый -... оправдывает свое имя, потому что он та еще серость даже по сравнению с остальными героями-картонками. Вероятно, Серый своими колебаниями и телодвижениями изображает для читателя преодоление самого себя путем преодоления древнего зла. Проходит обряд инициации. Становится равным... или, правильнее сказать, «ровным» пацаном. Хорошо, конечно, что не «чОтким» — чОткие в кожинском Петрозаводске тусуются отдельно.

Собственно, почему в моем отзыве постоянно мелькает грубоватое слово «пацан»? Почему, например, не заменить его на нейтральное «мальчик», ведь герои тут — самые обычные дети, а не двухметровые усатые юнцы-акселераты? Нет, не заменяется. Никак. Кожин то ли умышленно, то ли просто списывая в очередной раз мышление и повадки персонажей с себя и своего круга общения, рисует нам именно пацанов: жестких, резких и дерзких, как юные самцы шимпанзе. От гопников, к которым они относятся со смесью брезгливости и опаски, их отличает только умение выплескивать накопленную агрессию более социально приемлемыми способами. В остальном же они точно так же мыслят стадными стереотипами, подчиняются «древним инстинктам» (опять авторское!) и изо всех сил стараются сохранить репутацию истинных мужиков. Да, из пацана обычно вырастает именно мужик, а не мужчина.

Рыцари с улицы Пушкина — плоть от плоти своих родителей: провинциальных обывателей среднего класса, мелких начальников и таких же мелких бизнесменов. Примерно такой тусклый набор взрослых образов проглядывает на фоне этой истории, дополняясь растрепанно-накрашенными домохозяйками неопределенного возраста и якобы душевными, но на самом деле просто душными приподъездными алкашами. Да и тех он описывает с какой-то ленцой. Мол, а чего описывать, если все и так понимают, о чем речь — достаточно летним вечерком прогуляться в любом дворике потрепанных временем многоэтажек.

Единственный персонаж, который вызвал было у меня интерес — одноногий моряк по прозвищу Сильвер, — очень быстро сошел со сцены и в дальнейшем точно так же никак не раскрылся в тексте. Будто автор полемически намекнул, что время Крапивина с его мирами-кристаллами и сентиментальными морскими легендами давно прошло, а вслед за ним пора бы уйти вдаль по Дороге и слишком чуждым миру живых «крапивинским мальчикам», освободив прожаренные солнцем турники, горки и песочницы для новых поколений, которые приключениям духа единогласно предпочитают приключения тела. Но понятия не имею, верна ли моя догадка или нет. Лично мне кажется, что для такой тонкой отсылки Кожин слишком толстокож.

В целом же, если отбросить все эти долгие рассуждения, Кожин выдал не более, чем очередной невзрачный (и, увы, нестрашный) монстрорассказ о том, как школьники залезли на чердак и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убили там летучую мышь.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олег Кожин — талантливый российский писатель, работающий преимущественно в жанре ужасов. В свое время его замечательный слог и увлекательные сюжеты смогли по-настоящему унести меня с собой, заставили по-новому взглянуть на русский хоррор, и открыть для себя немало других, несомненно крепких авторов. Я с нетерпением ждал выхода повести «Рыцари с улицы Пушкина», потому что произведение позиционировалось, как мальчишечий хоррор. Как и многие другие поклонники страшных историй, я воспитывался творчеством Стивена Кинга с его «Телом», «Оно» и «Талисманом», а рассказы «Узкая колея нашего детства», «Не ложися на краю...» и «...где живёт Кракен» не вызывали сомнений: Кожин умеет взывать к голосам прошлого в наших головах. Как к приятным, так и не очень.

«Рыцари» вышли в блекловатой для искушенного читателя (но, насколько мне известно, продаваемой) серии «Большая книга ужасов», мимо которой можно было бы легко пройти, если бы не имя вышеупомянутого автора на обложке. Повесть была переименована в «Драконье лето», и компанию в сборнике ей составили еще два увлекательных произведения.

«Лето» — повесть, градусом хоррора не допрыгивающая до Кинга и держащаяся где-то на уровне Стайна. Здесь нет расчлененки, нет жестоких убийств, нет секса. Зато есть загадочное чудовище и группка смелых ребятишек с нашего с вами двора. Детские голоса естественны, описано все ярко, буднично, лампово и прочитывается влет. И пускай детишки вовсю пользуются мобильниками, гуглом и социальными сетями — отголосок вашего собственного детства, при прочтении, все равно не заставит себя ждать. Я бы не стал сравнивать эту историю с монументальным романом «Оно», хотелось бы сказать по-другому. Повесть «Драконье лето» может создать ощущение, что написал ее ранний Крапивин, к которому Кинг периодически заглядывал на чай. И получилась по-настоящему хорошая история, которую определенно стоило ждать.

Оценка: 9
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прямо второй Стивен Кинг судя по отзывам. Ну такой как сейчас, на исходе карьеры :))) Читал я рассказики Кожина и не впечатлился. Боюсь и «драконье лето» слишком детские ужасы для меня. Но придется попробовать, буду только рад поменять свое мнение и найти если не Кинга то хотя бы второго Веркина который сейчас тоже не особенно жжет ((

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Переключусь с Гжендовича который хорошо начал (клуб абсолютной кредитной карты), но уже малость поднадоел со своей мизогинией.
полистал «лето» жаль но даже на рассказы веркина для школьников это не тянет. Не хватает собственного узнаваемого стиля. А без него это всего лишь подражание и заимствование. Скучно стало с первых страниц. Уж лучше читать плач Гжендовича про плохих женщин от которых все случаются все ужасы мира
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(сам-то он был женат на молоденькой польке и не думал разводиться скорей уж боялся что она его бросит)
чем такую вот подростковую штамповку

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо написанный хоррор для подростков. По жанру похоже на «ужастики» Р. Стайна и страшилки Э. Веркина.

Карелия. Петрозаводск. Летние каникулы. В одной пятиэтажке живут четверо друзей-восьмиклассников. Все ребята разные, у каждого свои увлечения, стремления, характер. Но, дружат пацаны давно и крепко.

И вот, в обычную летнюю жизнь этого города вторгается нечто необычное. Сначала странное, а потом — страшное.

Эта книга — российский вариант «Оно» С. Кинга. Причём, написана эта повесть так, что мне, считающим «It» — одним из лучших романов «короля ужасов», ни разу не захотелось сказать, что у Кинга все лучше, интереснее и лучше. И это отлично! Можно смело советовать это произведение О. Кожина тем читателям, которые хотят прочитать «Похожее произведение». Только, в российских декорациях. И для меня это огромный плюс. Родные пенаты ближе и понятнее, чем далекий штат Мэн.

Мелкие недостатки есть, но они не портят хорошего впечатления от повести.

Мне не хватило для «полного счастья» одного. Зачем автор ориентировал эту книгу на подростков? Сделал вариант «суперлайт», как точно подметил в своём отзыве URRRiy. В жанре подросткового хоррора — все идеально. Но, хотелось бы полноценного, взрослого романа-ужасов. Чуть больше крови, чуть больше страха.

А так — все на высоте. Очень атмосферно. Герои — замечательные, вроде бы, и повесть подростковая, а за ребят переживаешь. Уж очень они живые получились. Ну и финал хорош. Отличный баланс мистики и реальности, поэтому, достаточно натурально и страшно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно видеть, что авторы ССК не замыкаются в своей серии, а публикуются и в других. Очень мощный сборник получился. Кожину в самом деле удаются типажи и характеры детей. Если даже я, далеко не молодой человек, прочно ассоциировал себя с героями, это о чем-то говорит. Для подростков «Драконье лето» наверное вообще сродни откровению. Меня бы такая книга в детстве, что называется, накрыла. Мальчишки эти, летние каникулы, противостояние неведомой опасности — это уже архетипы хоррора, но как же ловко играет на них автор! Одна претензия, очень уж маленький повесть. Но за яркость и невозможность оторваться, я готов ей это простить.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший приключенческий ужастик для подростков, кстати, +16 на книге явная перестраховка, содержание вполне допустимо для возраста +12. Есть сезон летних каникул, есть компания подростков, есть кровожадное чудовище, есть конечно и жертвы указанного субъекта. Чувствуется влияние Стивена Кинга, «Оно» самое, безусловно суперлайт. Для взрослого читателя книга тоже может быть интересна, автор — талант, но все же целевая аудитория определяется четко.

Рекомендую для приобщения подрастающего поколения к литературе.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если на обложке написано «Олег Кожин» и вы любите хоррор: то берите, не ошибётесь :) Сборник очень достойный, «Драконье лето» читается влёт (впрочем, как и два других произведения). Герои живые и симпатию вызывают влёт, монстр нешаблонный: сюжет если и бит, то слегонца. Короче говоря, к покупке рекомендую (сам уже купил, ага) :))

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх