Николай Бердяев «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)»
Опубликованный в 1916 году «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» заключает в себе итог предыдущих исканий Н. Бердяева и открывает перспективу разворачивания уже самостоятельной и оригинальной его философии. В этом произведении «религиозная философия» Н. Бердяева, созданная в ситуации конфликта с официальной православной церковью, впервые была вполне осознана и выражена. Центральным же стержнем «Смысла творчества» становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения и человек поставлен в центр бытия.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
duke, 6 февраля 2025 г.
«Намедни прихожу – лежит книга; взял, из любопытства, развернул да три страницы разом и отмахал. Просто, брат, рот разинул! И знаешь, обо всем толкование: что, например, значит метла, лопата, чумичка, ухват? По-моему, метла так метла и есть; ухват так и есть ухват! Нет, брат, подожди! Ухват-то выходит, по-ученому, не ухват, а эмблема или мифология, что ли, какая-то, уж не помню что, а только что-то такое вышло… Вот оно как! До всего дошли!»
(Ф.М. «Село Степанчиково и его обитатели»)
Было бы слишком дерзновенно с моей стороны попытаться в нескольких строчках описать эту бердяевскую работу, но свое отношение к прочитанному высказать все же попробую. Работа эта писалась, когда Бердяеву было уже около 42 лет, поэтому «религиозная философия» его уже вполне осознана, выстроена и более-менее ясно выражена. Жаль, не могу сказать, что выстрадана (уж слишком он непостоянен).
Начинается книга с утверждения-наблюдения: ни в одном из Евангелий (да и в целом, ни в Ветхом, ни в Новом Завете) нет упоминания о Творчестве как таковом. Что бы это значило? По большому счету, ответ на этот вопрос и составляет суть данной работы, — не буду его приводить, дабы не спойлерить (как бы смешно это не звучало). В попытке разрешить этот вопрос и предъявить-представить-доказать собственное видение этой концепции рассматриваются различные философские, религиозные, мистические системы, связанные с такими фигурами (кто-то в большей, кто-то в меньшей степени) как Ницше, Достоевский, Штейнер, Плотин, Кант, Булгаков, Федоров, Толстой, Платон, Фрейд, Данте, Челлини, Шестов, Соловьев и еще несколько десятков имен, включая святых отцов, символистов, индийских йогов и пр. и пр.
Творчество — проявление богоподобия в человеке? Что важнее – «искупление греха» или реализация творческого призвания? Аскетика и «послушание» — единственный путь для достижения Царства Божия? Случайно или нет мы так часто обращаемся к античности, где еще нет идеи о Спасении (Христос пока не явился), но есть Красота, Искусство, Наука, Гармония и Соразмерность. Может они тоже могли бы привести (или хотя бы приблизить) человечество к «райским кущам»? Или вот еще пример «странно-удивительного» рассмотрения: лучше было бы для России, если бы вместо Серафима Саровского и Пушкина было бы два Серафима Саровского? Ответ опять-таки скрою, дабы прельстить читателя ознакомиться с текстом самостоятельно.
«Первичная» свобода, над которой не властен даже Бог – отличная Идея – и прекрасная тема для дискуссий по поводу религиозных догматов. Это «обычный бунт» (вслед за Ницше)? Или краеугольный камень для основания «новой религии» ?.. Еще одна часть работы, довольно объемная, посвящена «половому вопросу». Она про «андрогинность», про брак, про отношения между полами и т.п.: никогда не думал на эту тему с такого ракурса, надолго завис, переваривая… есть над чем поразмыслить. Опять-таки, безумно интересные идеи в основе, но… боже, сколько лишних слов. Финальная глава подытоживает все, что сказано было выше касательно Творчества, его места в обществе, его места в семье, его места в религии. С моей точки зрения, выводы эти выглядят слишком утопично, если не сказать фантастично.
Не очень знаком я с биографией Бердяева, — по мне так за эту работу он вполне мог быть отлученным от Церкви (наговорил он тут не меньше, чем Лев Николаевич – благо, что не был так знаменит и влиятелен в социально-духовном смысле).
Несмотря на обычное бердяевское многословие, сквозь тернии слов, неологизмов, определений, туманных и неочевидных выводов и бесконечных повторов можно разглядеть блестящие мысли и яркие идеи. Некоторые, подобно дзен-буддистским коанам, вводили меня даже в какой-то ментальный ступор. Среди всех русских философов по оригинальности (и смелости) я ставлю Н.Б. на второе место (первое безусловно занимает его тезка Николай Федоров с его «Философией общего дела»).
PS А может я и не прав касательно «многословия». Возможно, именно в подобном обрамлении главная мысль, которую пытается донести Н.Б. до читателя (разной степени искушенности в философических дисциплинах и попытках познаниях Бытия как такового), зажжет тот самый «творческий огонь», что испепелит загнивающее духовное болото «человека чавкающего» и превратит его в «человека творческого», «человека созидающего».
PPSS Не могу обойтись без менторства, уж простите: вместо того чтобы ходить на какие-то мотивирующие встречи и курсы к разным коучам, тарологам, тренерам личностного роста, доморощенным психологам, гуру и прочим полугуркам, можно просто скачать эту аудиокнигу, нацепить наушники и походить недельку-другую, погружаясь в волшебный мир бердяевских изысканий (открытий?). Пользы, в деле «исправления» собственной судьбы, будет, несомненно, больше! Еще и бесплатно😊
korantir, 8 июня 2024 г.
Подробный комментарий и критика системы взглядов Бердяева в отзыве, пожалуй, не нужны. Ожидал, исходя из названия, достаточно узконаправленной книги, однако тут представлены почти все основные философские категории и вопросы бытия. Взгляды Бердяева антропоцентричны, для него важны свобода и творчество, выделяемое как интуитивное мистическое религиозное действо прибавления бытия. Достаточно много времени уделяется критике рациональной философии, логики, науки.
Книга хорошо подойдет, если нужно быстро ознакомиться с основными идеями Николая Александровича. В то же время текст довольно сильно фрагментирован, а некоторые идеи повторяются по сто раз. Оптимально для чтения «наискосок» после первых 3-4 глав.