fantlab ru

Ричард Лаймон «Берегись!»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.79
Оценок:
81
Моя оценка:
-

подробнее

Берегись!

Beware

Другие названия: Beware!

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Элси поняла, что что-то странное творится в ее маленьком супермаркете, когда топор для разделки мяса начал сам по себе летать по помещению. Все остальные поняли что что-то странное творится, когда на следующий день нашли труп Элси на столе для разделки мяса — аккуратно разрезанный и упакованный...

Невидимый ужас пришел в город, оставляя за собой жуткие следы кровавой вакханалии... И жертвы этого ужаса скоро выучат страшный урок: то зло является самым страшным, которое нельзя увидеть...

---

Аннотация взята из источника: Richard Laymon «Beware», ISBN-10: 0-8439-6137-6, ISBN-13, 978-0-8439-6137-9

Входит в:

— антологию «Реликты», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Берегись!
2015 г.
Реликты
2019 г.
Берегись!
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Beware! and Dark Mountain
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды Ричард Лаймон решил написать свою версию истории человека-невидимки, и у него получился «Берегись». Да, у Герберта Уэллса этот персонаж был довольно неприятной личностью, однако Лаймон пошёл дальше, и его невидимый человек вызывает омерзение пополам с отвращением. Таких маньяков, съехавших с катушек, надо ещё поискать. Хотя тут я не совсем прав. Всё-таки мы говорим о творчестве автора «Подвала», в романах которого полным-полно всяких отморозков, так что поиски будут не такими уж долгими.

В «Берегись» две основные сюжетные линии. В первой Лэйси сталкивается с невидимым маньяком и пытается выжить, а во второй Мэтт устраивает разборки с кровожадными сектантами. Линии очень быстро сплетаются воедино замысловатым образом, и долго гадать, как связаны культисты и невидимка не придётся.

У романа две беды, которые уравновешены двумя достоинствами. Во-первых, ни о какой проработке характеров нет и речи. Персонажи не прописаны даже минимально, из-за чего читатель не вовлекается в историю. А без вовлечения остаётся только поражаться кровожадности автора, который щедро пускает своих персонажей в расход. С другой стороны, у романа бешеная динамика и про отсутствие живых героев быстро забываешь. События развиваются настолько быстро, что книгу сложно отложить, благо она небольшая и без проблем прочитывается за пару вечеров. Во-вторых же, у меня сложилось впечатление, что в «Берегись» Лаймон переборщил с жестокостью. Возможно дело в минимуме чёрного юмора, который обычно смягчает происходящее на страницах. Здесь же количество шуток можно пересчитать по пальцам одной руки. Опять же, с другой стороны, жанровое направление «Берегись» балансирует между эротическим триллером и боевиком, что достаточно необычно и оставляет приятное впечатление.

Рекомендую роман только если вы, как и я, решили ознакомиться со всем творчеством автора.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот честно скажу, если б я прочитал «Ночь в тоскливом октябре» или «Странствующий цирк вампиров», а затем эту книгу, не зная автора – ни за что бы не поверил, что это один человек написал. Не поймите неправильно, они все хорошие, на самом деле – но насколько же разные! По сравнению с поздними, тонкими и атмосферными произведениями, ранний Лаймон 80-ых – это чтиво куда более грубое, жесткое и переполненное каким-то животным, первобытным драйвом. При том что фантазия у чувака уже тогда работала очень даже здорово. Вот взял классическую НФ идею про человека-невидимку (прямехонько по Уэллсу) – и забабахал из нее могучий сплаттер-триллер, чем предвосхитил в какой-то мере ряд более поздних сюжетов на эту тему. То, чем должен был стать «Hollow Man» Верхувена, но так и не стал.

Роман короткий, и событиями переполнен настолько, что и страницы не проходит, чтобы не случалось чего-нибудь захватывающего и жуткого. Постоянно убегают, догоняют, прячутся, кто-то делает или с кем-то делают что-то нехорошее, не заскучаешь. А также будет много всякой кровавой жести, шокирующих мерзостей, расчлененки, непременных изнасилований (вот уж чего даже перебор, я на этом еще остановлюсь далее). Лаймоновщина at its finest!

Важно отметить, что книга не является хоррором как таковым. На самом деле, это некая, можно сказать, квинтэссенция, выжимка из всех боевиков и остросюжетных триллеров категории Б периода 70ых — 80ых. То есть, весьма тупо, но развлекает преизрядно. Всякие там супер-крутые наемники, ветераны Вьетнама, зловещие сектанты, выглядящие как смесь сатанистов с сайентологами, конспирология и зловещий заговор, огнестрельные разборки на пустынных трассах, стрельба из двух пистолетов в прыжке, автомобили Ford Granada и Pontiac Firebird. Того и гляди из-за угла выйдет Чарльз Бронсон, или Берт Рейнольдс… )) Я не могу назвать, к каким конкретно фильмам тут есть отсылки, но одно могу сказать точно – параллели с к/ф «Кобра» местами очень заметны, хотя он вроде бы вышел позже романа. Только эта книжка гораздо жестче любых фильмов – много всякого такого, чего на экране никогда бы не показали, а если и показали, то в сильно смягченном варианте.

Есть две основные сюжетные линии.

В одной из них, журналистка Лэйси Аллен из маленького городка Оазис сталкивается со следами деяний загадочного и неуловимого преступника, терроризирующего местный супермаркет. А вскоре и сама с ним знакомится, и гораздо ближе, чем хотела бы, после чего ее жизнь превращается в кромешный ад. (Кстати, «Лэйси Аллен»… Совпадение? Не думаю! Я лично не раз культовую актрису 80-ых Нэнси Аллен представлял в этом образе, пока читал — времен киноленты «Dressed to Kill»)

А на другом конце страны, некий наемник и ветеран боевых действий Дукейн по заданию богатой семьи занимается спасением единственной наследницы, которая попала в сети тоталитарной секты, практикующей кровавые оргии и человеческие жертвоприношения. По ходу расследования, солдат удачи узнает много интересного и пугающего про культ и возглавляющую его Лаведу – женщину столь же прекрасную, сколь чудовищно жестокую.

На первый взгляд, между событиями нет ничего общего. Но через какое-то время обе линии в силу ряда случайностей пересекутся (на самом деле, не случайностей, и линий таки не две, а чуть больше, но не буду спойлить). И вот тогда… начнется такая вакханалия адского угара во тьме содомской бездны, что все предшествующие приключения и злоключения героев быстро померкнут на этом фоне.

Повторюсь – книжка весьма жесткая. Ну, Лаймон жи есть! Может и не самая экстремальная, ни у него, ни в жанре вообще, но всякого эдакого в ней хватает – не для слабых духом. И особенно это касается, пожалуй, сексуального насилия. Тут прям перебор, даже по меркам данного автора, который этой темы никогда не чурался. То, что главную героиню несколько раз жесточайшим образом насилуют на первых 100 страницах, причем не намеками, где-то за кадром, а прям вот графично, со всякими мерзкими деталями и описаниями ее мысленных переживаний «в процессе» и «после» – ну чрезмерно это. Понятно, что надо показать, насколько ублюдочен и злобен антагонист, и на что он способен... Ну показали, чоужтам – даже слишком ярко. :-/ Впрочем, давно известно — там, где мейнстримные авторы обычно проводят черту, Лаймон ее весело перепрыгивает, и сотонински хохоча бежит дальше. ;-)

Насчет антагониста, к слову – тут, кажется, впервые у Лаймона встречается прием, который он потом не раз использовал. Смена перспективы, когда мы в определенный момент переключаемся на POV злодея и начинаем видеть события в его восприятии. Здесь даже имеет место более интересная тема – когда одни и те же события показывают с разных точек зрения. Сначала глазами жертв(ы), а через какое-то время в виде «рекапа» глазами маньяка, уже с иными акцентами и раскрытием каких-то неизвестных ранее деталей.

На сей раз, русский перевод романа не только существует, но и доступен в сети! Но я, полистав выборочно, не рекомендую за него браться, т.к. лично мне перевод показался дерьмовым и надмозговым, в духе 90-ых (когда, наверное, и сделан – вроде было все-таки старое издание). Не только смягчена жесткая лексика (это еще ладно), но и испорчена стилистика, да еще и искажен смысл ряда фраз, в т.ч. довольно важных. Меня от такого «ажтрисёт», хочется самому расчленить кое-кого мясницким тесаком.

Всего один пример из диалога главной героини с маньяком:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

“What did I do? Did I do something to you?”

“It’s what you didn’t do. But we’ve taken care of that, haven’t we?”

Суть:

- Что я сделала? Сделала тебе что-то плохое?

- Дело в том, чего ты НЕ сделала. Но эту проблему мы с тобой уже решили, да?

У надмозгов:

— И, что мне делать? Что я могу сделать для тебя?

— То, что еще не сделала. Но мы позаботимся об этом, не так ли?

Помимо очевидных ошибок, необходимо еще самую малость спойлерное пояснение: злодей знал девушку раньше, на что и намекает. Это важно. Несколько позже мы узнаем, в чем дело, и почему он так на ней зациклен. У надмозгов же – ну просто маньяк, и чего он гоняется именно за этой случайной девахой – совершенно неясно. И так, подозреваю, во всем остальном тексте.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ричард Дик Лаймон,человек не нуждающийся в представлении.Человек который действительно зажигает в своих произведениях.Экшн,юмор,кровь,насилие и секс,все это он.Данный роман играет на протоптанной тропинке(тема Невидимка).Казалось бы,а чем тут можно удивить,Невидимый человек,ууу страшно... Но Лаймон умеет удивлять,это по его части.В романе 2 главных героя(по факту 3,но об этом чуть позже).Главная героиня,которую преследует маньяк-невидимка и главный герой-мего парень умеющий все,этакий Стивен Сигал и Чак Норрис в одном флаконе.НУ и 3й персонаж,я о нем уже говорил,человек-невидимка.За которым гонятся наши антагонисты,за антагонистами охотится наш Сигал,а наш маньячелло-насильник в свою очередь гоняется за главной героиней.Весело же,правда?Одна из отличительных черт романа,это «рассказ в рассказе»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
невидимка будучи в плену у наших гг,рассказывает на запись как он пришел ко всему этому,один из интереснейших моментов
и это потрясающий момент,смотрится свежо и оригинально(imho).Это скорее не хоррор роман,а триллер.Есть конечно же пару жутких моментов,но тут больше драйва,а хоррор это ведь не только кровь и насилие.

P.S.В целом отлично,но это явно не тот роман с которого следует начинать свое знакомство с автором,есть у него куда более яркие произведения. Оценка 8/10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С Лаймоном у меня связаны в основном довольно негативные эмоции... во всяком случае, БЫЛИ связаны. Сейчас объясню.

Началось моё знакомство с автором посредством антологии «Кровь? Горячая!», и «Ванна» оставила после себя ощущение обмана. Я ни черта не понял, как женщина разделалась с трупом своего любовника, и поскорее забыл об этом рассказе.

Далее был «Подвал», столь хвалимый многими. И опять я не был впечатлён, а уж что послужило тому виной — плохой перевод или недоработки самого автора — мне уже было не интересно.

Настал черёд «Острова». Но и здесь меня ждало разочарование. Разухабистый «сплаттер» (кровища и сиськи — всё есть!) дочитывать было очень сложно. И это несмотря на ляпы и отсутствие логики у героев. Роман показался ну слишком затянутым, так что «мясокровища» уже не впечатляла, а сиськи не радовали. Кое-как домучив последние страницы, я пообещал себе Лаймона больше не читать.

Ладно, прошло года два или три, и меня заинтересовала тема каннибалов. Покопавшись в сети, выудил оттуда короткий роман «Леса здесь тёмные». Автором был, как уже понятно, Ричард Лаймон, и меня это настораживало. Однако... роман прочитался влёт. Секс, насилие, бешеный драйв — и всё это при небольшом объёме, так что не наскучило ни разу. Я остался доволен.

Потом были несколько неплохих рассказов («Котята», «Банкетный зал», «На лесной поляне»). К длинным романам я не прикасался: в памяти ещё было живо мучительное чтение «Острова». И тут...

Наконец, к теме. Благодаря нескольким хорошим людям, свет увидел перевод ещё одного раннего (а значит небольшого) романа — «Beware».

Я прочёл его ещё не подправленным: ужасающие грамматические, стилистические и орфографические ошибки постоянно ставили подножки, порывая споткнуться, но я уже разогнался, и меня было не остановить. Секс и сиськи, кровь и драки, драйв невероятный. Круто! Прочитал за вечер. Мне понравилось. Тема человека-невидимки была обыграна просто мастерски, а уж этот ритуал превращения... Роман нужно читать.

Но и здесь не обошлось без минусов. Самый главный — излишняя торопливость. Да, драйв и всё такое, но уж слишком схематичны были некоторые сцены, которые могли бы напугать, но именно из-за своей скомканности не пугали. Как пример, сцена в отеле:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Топор обрушился на дверь еще раз, разнося стул на куски. Дверь открылась. Звук выстрела оглушил Лэйси, и она посмотрела на Скотта.

Он сидел на корточках, пригнувшись, и стрелял. Отблеск пламени от выстрелов освещал его лицо. Лэйси закрыла уши от нескончаемого грохота автоматического оружия. Топор накренился вперед, качнулся в воздухе и упал на пол.

И опять же, я не знаю наверняка (жаль, не учил английский), то ли виноват перевод, то ли сам Лаймон, но торопливость в описании убийств и некоторых других страшных сцен подпортили впечатление от весьма неплохой истории. Как и конец, скомканный и оттого кажущийся притянутым за уши.

Вот такие впечатления. Читать или нет — решать вам, но я бы настоятельно рекомендовал сделать это: от прочтения ничего не потеряете.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх