Лора Пёрселл «Безмолвные компаньоны»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Готика (Современная стилизация ) | Классический мистический хоррор | Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Когда Элси выходила замуж за аристократа Руперта Бейнбриджа, она верила, что впереди у нее прекрасная беззаботная жизнь. Но судьба распоряжается по-своему. Вскоре после свадьбы Элси теряет мужа и отправляется в заброшенное поместье в английской глубинке, чтобы горевать подальше от людских глаз. Однако и там она не находит утешения: слуги настроены враждебно, кузина мужа ведет себя странно, а главное, всё в старинном доме пропитано страхом...
Награды и премии:
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2019 // Хоррор |
Номинации на премии:
номинант |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2017 | |
номинант |
Стеклянный колокольчик / Glass Bell Award, 2018 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nexus, 19 июня 2020 г.
Роман Лоры Пёрселл «Безмолвные компаньоны» написан от лица молодой аристократки Элси Бейнбридж, которая в результате трагического стечения обстоятельств попадает в Психиатрическую лечебницу имени Святого Иосифа. Поскольку подробности данных обстоятельств очень волнуют полицию, а женщина из-за шока потеряла дар речи, местный врач предлагает ей изложить все, что она помнит, на бумаге. Это не только поможет понять в каком направлении следует вести лечение Элси, но и то, причастна ли она к убийствам в старинном особняке, принадлежавшем семье ее безвременно почившего супруга Руперта. Доктор Шеферд полностью уверен в успехе своей затеи, однако ее результат превзойдет все самые смелые его ожидания...
Как не трудно догадаться, об этом результате мы узнаем в финале книги, а перед этим нам поведают о буднях миссис Бейнбридж в больнице, о жизни женщины в фамильном поместье и о жутких событиях, произошедших там двести тридцать лет назад. И, честно сказать, за редким исключением читать обо всем этом было весьма скучно. И вот почему. Во-первых, мне совершенно не удалось проникнуться готической атмосферой произведения. Несмотря на то, что автор перед созданием романа изучала соответствующую «матчасть», о чем она говорит в послесловии к книге, я не увидел в тексте никаких по-настоящему любопытных примет описываемых эпох (разве что было интересно узнать о том, как у англичан 19-го века было принято соблюдать траур). Подобный викторианский роман мог бы наваять любой начинающий литератор, потративший пару часов на изучение профильных статей в Википедии. Но как оказалось, «Безмолвные компаньоны» — это уже четвертая историческая книга Пёрселл и я ума не приложу, почему она вышла столь бедной на детали.
Кроме того, меня изрядно раздражала главная героиня, которая просто обожала терять сознание при каждом сильном эмоциональном потрясении. И хотя для этой особенности ее организма в дальнейшем нашлось объяснение, я так и не понял, почему Элси не предприняла практически никаких попыток выяснить природу пугавших ее вещей — тех самых безмолвных компаньонов, которые представляли собой натурально выполненные деревянные фигуры людей, купленные предками Руперта Бейнбриджа в 1635-м году в связи с приездом в особняк тогдашних короля и королевы Англии.
Хотя если предположить, что древние «манекены» лишь привиделись миссис Бейнбридж, то моя претензия автоматически снимается. В противном случае, равнодушие Элси к истории компаньонов выглядит крайне нелепо. Ведь у нее было столько возможностей пролить свет на странности, творящиеся в доме! Тут тебе и дневник бывшей хозяйки поместья; и архивные материалы, собранные викарием; и записки умершего супруга, который стремился разобраться в собственном наследстве. Но нет, давайте мы лучше будем без дела слоняться по дому, тупо шарахаясь от расставленных повсюду фигур.
Кстати, они также не произвели на меня особого впечатления, поскольку я так и не увидел их в действии. Шорохи и скрипы — это, конечно, замечательно, но почему ни разу не было показано реальное физическое столкновение персонажей с ожившими неодушевленными предметами? С чего вдруг я должен бояться компаньонов, если они по сути не проявляют никакой активности? Иной раз так и хотелось прокричать испуганной Элси немного переделанную фразу из второго «Очень страшного кино» (Scary Movie 2, 2001): «смотри, это же обычные деревяшки — им нечем тебя переварить!». Но опять-таки, если фигуры лишь померещились главной героине, то ее реакцию на них можно списать на игры ее воспаленного разума.
Думаю, вы уже заметили, что «Безмолвные компаньоны» получились довольно двойственным произведением, сюжет которого допускает разные трактовки. Кому-то понравится мистическая версия истории Элси Бейнбридж, ну а кто-то разглядит в ней вполне правдивую трагедию женщины, на долю которой выпало немало печальных событий. Меня же обе трактовки оставили равнодушным, как и вся эта современная стилизация под готику в целом.
reanimatrix, 20 апреля 2020 г.
Двойственное впечатление от книги — с одной стороны атмосферно (хотя хоррора тут нет, только саспенс), с другой — персонажи появляются и исчезают (священник, например), детективная линия — не огонь, концы не сходятся. Вообще, к автору очень много вопросов. Ощущение, что она собирает все в кучу, нагнетая, теряя интерес к тайне и снова нагнетая: тут и цыгане, и порченная девочка, и лавка, которая пропадает (просто пропадает, а?), и разбитая мебель в лечебнице, которая никак не объясняется. Подобные оборванные нити, а их очень много, приводят к тому, что детективная трактовка не срабатывает. Возможно, это все fantastique, перст судьбы, злое зло, но тогда не хватает легенды, стоящей за компаньонами. В общем, эту историю не сравнить ни с Процессом Элизабет Кри, ни со Странным событием из жизни художника Схалкена. Троечка.
HelenJuly, 29 декабря 2020 г.
Таинственные опилки Фейфорда
Викторианская эпоха пропитала всю книгу — каждое предложение, каждую страницу, каждого персонажа, каждый костюм героя, каждую деталь интерьера. Старый, заброшенный дом, который достался Элси после смерти её мужа.
В мрачном, готичном романе главной героиней становится 35 летняя беременная вдова. Приехав на похороны мужа, она остаётся в Фейфорде** и на её плечи ложится: подбор слуг, восстановление и ремонт комнат в замке — всё сама, всё одна, а брат умотал на фабрику. Я бы продала «эти угодья». По наследству, целиком владеет этим имуществом Элси, и там она не жила, и не посещала то место. Причём, всё в доме отдаленно напоминает о любимом муже. Этот поступок не понятен, собственно последствия не заставили долго ждать — смерть одного цепляет смерть другого:
Писатель нам даёт возможность проникнуться и эпохой 1635г. — полное погружение в историю Англии, в быт поместья и в таинственные предания прошлого семьи Руперта Бейнбриджа.
«история имения походила на низкопробный бульварный роман ужасов»
Замечаю, что история с куклами у писателей всегда обыграна интересно.
Вполне возможно, что будет продолжение — реванш у Элси.
** Вообще-то, это авиабаза
Nikquest, 7 декабря 2018 г.
Не очень увлекательная, довольно рваная, но зато цепляющая история, которая поначалу будто бы рассказывает о психическом безумии женщины, у которой погиб муж. Целая куча недомолвок штабелями вываливается на читателя с первых страниц, вплоть до того, что совершенно непонятно, как умер муж, было ли это убийство, самоубийство или он просто тихо скончался. Главная героиня сама не знает, не помнит или не хочет помнить, что случилось, поэтому обо всём узнаёт лишь спустя время. А основной интерес и тот самый цепляющий фактор книги в том, что повествование разбито на две вроде бы параллельные друг другу линии: одна в середине 19-го века, другая – на 200 с лишним лет раньше. И та самая куча недомолвок поддерживает в том числе и вялую интригу, через что они будут связаны.
Основная проблема в том, что подано это на сто процентов шаблонно и увлекательности во всём действе мало. Да, история героини цепляет сама по себе, просто если представить, что она испытывает, становится натурально жутковато. Да, первоначально ситуация с двумя временными периодами вносит толику любопытных деталей. Да, общий готический антураж и триллерный саспенс могут подарить пяток интересных сцен. Да, когда дело касается тех самых «компаньонов», преследующих обитателей поместья, и истории их появления, роман чутка кренится в сторону вязкого хоррора и, может быть, даже мистики. Но это всё совершенно не сдабривается ни интересной подачей, ни интересными персонажами, ни интересным авторским взглядом. Одной истории маловато будет для хорошего отношения к книге. Тем более, что и она не без недостатков: общую рваность и упор на недомолвки я уже отмечал, но Лора Пёрселл даже не выдерживает до конца ни одной интриги! Подозрение о сущности местного зла и предсказание развязки приходят, когда до финала ещё добрая треть книги, и эта треть забивается чем угодно, от сумбурного триллера до странных бытовушных диалогов, так что её попросту можно читать по диагонали, ожидая подтверждения своим догадкам.
Shining, 15 апреля 2020 г.
Очень готичная, необычная, захватывающая и, надо признать, довольно жуткая история.
Всё начинается банально: женщина переезжает в древнее загородное имение, деревенские жители ведут себя недружелюбно, ходят слухи о жестоких убийствах и ведьмах... Казалось бы, перед нами обычный роман о Доме, в Котором Что-То Не Чисто. Но нет!
Да, дом, разумеется, не в порядке (огого насколько он не в порядке!) Однако и с другими участниками повествования всё оказывается совсем не так просто, как казалось поначалу. Начинают всплывать жуткие тайны прошлого, которые ставят повествование чуть ли не с ног на голову. Концовка
«Безмолвные компаньоны» — отличная находка для ценителя хороших хорроров. Автор ухитряется пугать без упора на жестокие убийства (хотя и без них тут не обошлось). Это красивая история про нечто загадочное и страшное.
Sergei789, 13 мая 2019 г.
Скажем так — редко когда я смакую что-либо из жанра мистики и ужасов, поскольку хороших вещей мало ) эту вещь смаковал — читал медленно, с огромным удовольствием и, самое главное — до конца, до последней буквы, а это в последнее время нечасто случается ) Написана великолепно
Всячески рекомендую. Да, отчасти готика, отчасти триллер-загадка, повествование в трех временах сразу. Очень интересно, реалистично, достоверно. Веришь. Мытарствам главной героини сочувствуешь сполна
Компаньоны очень логичный, выверенный роман, без малейших натяжек. Вопросы, конечно, остаются — но так ли важны ответы? уж лучше так, чем за уши тянуть и нагромождать дичь на дичь как в тех же Нездешних (тьфу еще раз)
Линдабрида, 21 января 2019 г.
Английский джентльмен-помещик средних лет женится на Элси Ливингстон, совладелице спичечной фабрики, — какая удача для старой девы! Но вслед за свадьбой очень быстро идет таинственная смерть джентльмена, и героиня остается с наследством в виде поместья, с бедной родственницей, да заодно и с фабрикой на заднем плане.
Викторианская спичечная фабрика сама по себе способна дать материал для толстой книги ужасов. От постоянного отравления фосфором у работниц... Ладно, не стоит об этом к ночи. Кое-что жуткое на фабрике Ливингстонов действительно происходит. Но основную готику Лора Перселл приберегла для более традиционной локации — заброшенного особняка и вымирающей деревни. Здравый смысл Элси и ее желание привести все в порядок подвергаются жестокому испытанию. На чердаке (который то ли заперт веками, то ли на самом деле открыт) она находит дневник дамы из XVII столетия, предположительно, ведьмы. И тех самых «безмолвных компаньонов» — жутковато-реалистичные портреты на дереве (в тексте фигурирует мудреный термин тромплей). В старину их использовали для розыгрышей: ставили в комнатах, гости натыкались на них и слегка пугались, принимая деревяшки за живых людей. А если чуть добавить напряжения, получатся как нельзя более подходящие персонажи для хоррора.
И начинается чертовщина. Детская, которая то ли заброшена, то ли нет. Странные шорохи. Опилки на лестнице. Деревянные фигуры, которые, кажется, движутся сами по себе. Странное переплетение событий, случившихся с перерывом в два века. Необъяснимые смерти.
Все меньше остается места для здравого смысла, все нарастает безумие. И Элси попадает туда, где начинается повествование: едва выжившая в пожаре, запертая в больнице для умалишенных, под подозрением в целом ряде убийств.
Мне было жутко. Мне действительно передавался ужас Элси, служанок Хелен и Мейбл.
Писательница предоставила читателям самим разбираться в происходящем, что, наверное, понравится не всем. Дневник Анны Бейнбридж — ему вообще можно верить? Вся эта мистика с «безмолвными компаньонами» — она была в реальности романа или только в воображении напуганной героини? И, раз уж книга позиционирована издательством как детектив, кто же убийца? Элси вскоре становится не до поиска ответов. Автор же намеренно оставляет ситуацию непроясненной, и я была очарована тем, как ее книга балансирует на грани мистики и реализма.