Трэвис Коркоран «Державы земные»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Антивоенное | Психологическое | Экономическое | Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (На орбите Земли | Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Искусственный интеллект | Колонизация планет и других небесных тел | Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Изобретения и научные исследования | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
2064 год. Земля в упадке, а власти коррумпированы. Депрессия тянется 56 лет. Правительство давит в зародыше любые новые технологии, способные нарушить плановую экономику.
Десятилетие назад группа диссидентов, мечтателей и радикалов-либертарианцев, используя свои научные разработки высадилась на Луне. Именно там они построили себе убежище. Аристилл, подземный город нового фронтира, в котором живут американские технокапиталисты, мексиканские гидрапонные фермеры, вьетнамские инженеры, ИскИны и генетически модифицированные разумные псы.
Земным державам нужны ресурсы, добытые на Луне колонистами. Нужен внешний враг и маленькая победоносная война. Грядет неизбежный конфликт.
Входит в:
— цикл «Аристилл»
Награды и премии:
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Лучший роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solonchik, 8 декабря 2020 г.
Я только что закончил чтение, и, наверное, не стоило писать отзыв, а дать эмоциям и мыслям улечься.
Начинал читать книгу с внутренним предубеждением, поскольку лет 20 назад первый раз познакомился и с тех пор время от времени перечитываю «Луну — суровую хозяйку» Р. Хайнлайна и, наверное, это лучшая романтическая книга об анархической революции и главный нф-манифест либертарианства с человеческим лицом;) Мне заранее казалось, что ничего нового после Хайнлайна сказать нельзя... <режим Торина Дубощита активирован> я... я никогда так не ОКАЗЫВАЛСЯ ПРАВ <Торин мод офф>
Действительно, перед нами та же история: анархически настроенные лунные колонисты намереваются надрать зад земным администрациям. Их возглавляют талантливый инженер, баба-огонь и искуственный интеллект и еще кое-какие персонажи. В этой схватке важен не столько военный потенциал, сколько пропагандистская битва за умы (Томас Джефферсон с его «Декларацией независимости» — едва ли не мощнейшим пропагандистским документом в истории, написанным самоучкой, в курсе). Ничего не напоминает? В середине книги герои Коркорана напрямую начинают обсуждать роман Хайнлайна и это *голосом канцлера Палпатина* ИРОНИЧНО. Нюансы есть, конечно же. Например, у Коркорана в отличие от Хайнлайна нет никаких ассоциаций с «тюремной колонизацией» Австралии, но существенной роли они не играют.
Вместе с тем, я определенно в восторге.
1) Это яркая история с запоминающимися героями. Это не 18 безымянных статистов из «Гидеон из Девятого дома» (простите, у меня до сих пор пригорает с этой кучи... на лопате), а оригинальные характеры, которые... живые, черт побери. Некоторые (если не все) явно срисованы с автора и его друзей, но они достаточно яркие и живые, с недостатками, черт возьми, что им веришь. Иногда ведут себя как идиоты. Иногда встают в пафосную позу и толкают в меру занудную речь о своих идеалах. Злятся. Ссорятся. Совершают необдуманные поступки. Строят хитрые планы. Не всем дали раскрыться до конца, но впереди еще 1 книжка (надеюсь 2 и не больше).
2) Это СОВРЕМЕННАЯ история (в сравнении с «Луной -...» Хайнлайна). В истории про революцию важен не только пафос, но и сатира — у Хайнлайна она, конечно, слегка прокисла за десятилетия с момента написания, и вот тут-то Коркоран постарался на славу. Сатира разная, сатира меткая. Забавно, но ненависти к объекту сатиры у Коркорана не ощущается. Зато язык злой и острый. Правда, великой глубины вы не найдете, но сатира может быть и мелкой, когда актуальна. В «Державах земных» она актуальна. Конечно, пройдет время и сатира Коркорана тоже прокиснет, но пока что — она свежайшая и отличного качества.
3) Это динамично написанная, хорошо «срежиссированная» книга. С клифф-хэнгерами в нужных местах, но без излишков клипового монтажа. Заставляет читать и листать, читать и листать, пока не закончится. Но перелистывал я последнюю страницу и с чувством удовольствия от того, что прочитал, и с чувством удовольствия от того, насколько вовремя закончилась 1 часть.
4) Неплохой язык. Не цитатный, это вам не «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, и описания лунных пейзажей вы перечитывать не будете. Но кто читает историю о революции ради пейзажей? (ради цитат, конечно, читают, тут автор не дотянул).
В общем-то, не будь книга вторична и не будь столь легкой, но не запоминающейся по языку, то были бы заслуженные 10 из 10. И тем не менее, 8+ из 10 — уж больно хороша, чертовка!
GURken, 19 апреля 2024 г.
Очень кинематографичная книга, снять по ней сериал не составит никакого труда. Действия сменяются один за другим, места рассуждениям практически нет. Коркорану с таким темпом повествования, возможно, было бы даже лучше сделать графический роман.
Сельское американское либертарианство автора прослеживается с первой же главы: CEO на Луне стреляет по мишеням, готовясь к войне. Деревенская жизнь классического патриота в окружении сельхозтехники и верных псов на своём ранчо практически один-в-один перешла на страницы книги. Только ранчо на 1/6 гравитации, сельхозтехника бурит шахты в лунных кратерах, а псы генно-модифицированные. Даже кризис среднего возраста прослеживается — главный герой, которому за 40, ездит по тоннелям на мотоцикле. Построение мира, опять же, буквально с Fox News: в Китае война (уже вторая по счету), на ближнем востоке фундаменталисты, Европа из себя ничего не представляет, а о России вообще ничего не известно (только хакеры резвятся в ММО). Но всё это меркнет перед главным страхом республиканца — в штатах теперь плановая экономика, wokeness во все поля и верховенство бюрократии. А это хуже ядерной войны. Как говорится, лучше уж на Луну.
Хорошо, что автор особо не развивает свои веру и принципы через мысли персонажей и просто густо наполняет действия. Читается очень легко. С одинаковым интересом написаны и боевые столкновения, и пешие походы первопроходцев на обратной стороне. Никаких «вот-это-поворот»-ов нет, как нет и оригинальных идей. На оси ремесло—искусство «Державы земные» определённо стоит ближе к левому краю. Но это очень качественная работа и крепкое начало цикла. А с учётом того, что это ещё и дебют, что называется, снимаю шляпу. Многим более именитым авторам потребовалось много лет чтобы прийти к структуре текста, настолько же складно строенной, как эта. Ни скучных моментов, ни провисаний. Опять же, повторюсь, написано словно для телевидения, да так, чтобы даже интригу сохранять между главами, как во время рекламных пауз.
Продолжение читать начал в тот же день, как закончил книгу.
heresyhub, 21 мая 2021 г.
Впервые читаю книгу, где автор откровенно подражает одновременно Айн Рэнд и Хайнлайну. Общий пафос Коркорана вначале срабатывает. Особенно на фоне бесконечного вала текстов о героинях, кидающихся фаерболами ради мести, который в последнее время подают вместо фантастики.
Но об этом Коркоран написал в своем манифесте (https://pikabu.ru/story/tryevis_korkoran_o_svoey_libertarianskoy_fantastike_derzhavyi_zemnyie_7871253):
«Я видел тысячи книг о татуированных Сильных Женщинах-охотницах на вампиров; голливудских любовных историй, у которых нет ничего общего с научной фантастикой, кроме космического сеттинга; сказок о прекрасных порывистых женщинах, которым приходится выбирать из поклонников и параллельно организовывать восстания против Плохих Людей, о пубертатных волшебниках и о многих других, пока искал романы, которые хотел бы прочесть. Где Хайнлайны, Нивены, Пурнелы сегодняшнего дня?»
Современные Нивены и Хайнлайны в лице Робинсона, Кори, Игана, Стивенсона, Рейнольдса и, не знаю, Теда Чана уделывают Коркорана одной левой. И все же после следующей фразы я к нему придираться не готова: «Это история о компетентных мужчинах, которые создают технологии, компетентных женщинах, которые пилотируют космические корабли, и компетентных собаках, которые пишут код.» Это бодрый, но увы, быстро рассыпающийся дебют. Горстка свободолюбивых жителей Луны с помощью желудей, палок и силы духа сражается с коррупционерами с Земли и спорит на тему необходимости общественных институтов. Компетентная женщина там одна — и герой ей постоянно мешает работать, а собаки... ну, собаки действительно пишут код. Тут все честно.
Ed Kalish, 9 декабря 2020 г.
Хорошо сбалансированная проза, состоящая на 80% из социальной фантастики и на 20% – из остроумных фантазий про освоение Луны и использование антигравитационного двигателя.
Перед нами настоящая фантастика ближнего прицела. Действие происходит через сорок лет, в начале 2060-х годов. Земля делится на упорядоченный западный мир и разорванную войнами окраину. В западном мире господствует неосоциализм, сконструированный, видимо, по меркам современных американских левых демократов, но еще более жесткий, со всеми идеологическими прелестями (автор и не думает скрывать своего отношения к этим идеям). И только на Луне есть маленькая колония, неподвластная земным правительствам. Война между Землей и Луной и образует сюжет книги. Первый том заканчивается словами: «Вторжение началось».
Книга Коркорана имеет много достоинств. Она легко читается. В ней хватает и военных событий, и интриг, и достойных внимания персонажей. Информация об устройстве мира дается не единым блоком, а отдельными деталями, встроенными то тут, то там в разговоры и воспоминания героев: автор явно не желает, чтобы его обвинили в склонности к старомодным инфодампам. Впрочем, то, что это продуманный прием, все равно очевидно.
Персонажи психологически правдоподобны. В какой-то момент я подумал, что
Наконец, у Коркорана хватает по-настоящему остроумных научно-фантастических выдумок. Например,
У книги Коркорана лишь один недостаток: автор нигде не нарушает правил. Книга слишком грамотна, слишком сбалансирована, слишком целесообразно сделана. Это делает прозу, что называется, «немного предсказуемой». Вы будете увлеченно следить за событиями, но совсем уж неожиданных поворотов, вынуждающих по-новому посмотреть на мир, не встретите. Например, то, что одна сторона хорошая, а другая плохая – константа, заданная автором с самого начала. Само по себе это не плюс и не минус, но это делает сюжетообразующий конфликт… вот именно, предсказуемым, и требует ввести какие-то переменные взамен.
И Трэвис Коркоран, и его книга вызывают у меня искреннюю симпатию. Но буду ли покупать на бумаге второй том, еще подумаю. С другой стороны, если у автора настолько мощный дебют, то каким же будет продолжение? Так что, наверное, все-таки куплю.
Отмечу один недостаток редактуры: переводчик страшно злоупотребляет курсивом, до такой степени, что делает курсив основным средством формирования интонации (слова и фразы, выделенные курсивом, встречаются на каждой странице). Никто ему не сказал, что так делать не следует.
А еще – бонус. Трэвис Коркоран, оказывается, соавтор одного из продолжений знаменитого Firefly (правда, кажется, еще не переведенного на русский). Фанаты Firefly, налетайте!
AndrewBond, 27 июля 2023 г.
Больше похоже на экономический трактат. Весь сюжет управляется желанием рассуждать на политические темы.
Предсказуемо и скучно.
ааа иии, 2 февраля 2021 г.
Первая половина попытки удравших на Луну отбиться сразу от войск земной охлократии и необходимости собственного государства.
Несколько претенциозное, в меру крепкое повествование, нагруженное конфликтами, характерами, точками зрения на кровь по скафандру, сюжетными нежданчиками, социологией, респектом геймерам и оммажем «Луна — суровая хозяйка». Коркоран в числе крепких научных фантастов... если считать и злободневных. Кому интересно — программную речь автора об отпоре прогрессистам перевели своевременно на mirf.ru.
В тексте раскрыто через персонажей: Майк Мартин это технократическое крыло анархо-капиталистического сирина, юридическое Лоуэлл, гуманистическое «Джон» из моря Москвы, футуристическое — Гамма. Просто ненависть к запретам это Дарси. Дух реальных дел и никакой бюрократии со словоблудием. Характерно отсутствие в Аристилле беглых деятелей культуры и общественников.Этика: желание, возможность и способность работать, вкладывая всё, без оглядки на диплом и сертификат — значит, хорошо. Жизнь чужим умом, папины денежки, мотивация лайками и голосами избирателей, отжим через права потребителя — плохо до суицида (высокий контраст с Гибсоном).
И никакой идеализации «Атлант расправил». Склоки, конфликты, мошенничество. Мартин не умеет вести совещания, гуманист ради ГМО убивает ножом, среди отрицаемых Дарси правил шифрование. Беглый ИИ дружелюбен умеренно. И в прекрасном новом мире умница из-за прилавка будет вопрошать, нафига ей в школу, если у нее рекорд дохода на кв. фут. Наглядные преимущества жизни на фронтире не убедят диверсанта и разные этносы-религии жить в мире и уважении чужих прав. Вопросы есть, но автор вложился на уровне «Синдика» Корнблата.
Про лунный сепаратизм уже понаписано много и кое на что у «Держав земных» свое мнение. Хайнлайну был интересен язык, вкус халявы и форм сожития — Коркоран сух, пристоен и даже сомневается в пользе бомбежек. «Новая Луна» про нравы бразильских кланов — здесь рулит Северная Америка. В вейеровской «Артемиде», «Лунной сонате для бластера» Серебрякова и «Обеспечении» Рюкера главное автономия — здесь завоз. «Гелий-3» Гжендовича (тоже 2017-й), очарован индивидуализмом миллиардера — Powers of the Earth воспета компетентность союза промышленников. Противник, в кои-то веки. не показан тупым и жадным большевиком, для пребывания на стороне зла достаточно военной пенсии. И обратный инжиниринг работает при любом режиме.
Местами автора заносит. Остро про конфликт поколений — да откуда взяться вкусу к бунту и предпринимательству после перечисленных кризисов? Хороший вкус Коркорану в разговоре о равных возможностях просто отказывает, исторические отсылки потешны (для овладения вольной Исландией Хакону не потребовалось и солдата, на «вестфальскую систему» ответ поправка Джексона — Вэника).
Техническое, от грунтовых опор, приваренных к корпусу корабля и до отсутствия на поверхности терриконов, заставляет чесать в затылке. Тому, у кого антиграв, не нужны электромагнитные пушки, см Мирера. В пустых тоннелях свет? Готовить в герметичном объеме мексикано-нигерийские блюда, не удушив соседей? Пальба из гатлингов в невесомости и прочие военные действия — см. Носова, Пэдрейру. Вредно ли прожаренной заатмосферным Солнцем краске излучение ядерного взрыва. И т.п. и т.д.
Продолжения жду, заканчивается в самый критический момент и ход событий не очевиден.
Полиграфия фанзоновская, перевод читаем.
Рекомендуется поклонникам премии «Прометей» и романтики бизнеса, который никому не должен.