Елена Хаецкая «Золото гномов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Гномы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Конан в Гиркании отнимает у козаков пленника-гнома Алвари, который рассказывает ему о сокровищах гномов и обещает привести к ним Конана, если тот поможет ему украсть талисман. По пути они встречают амазонку Сфандру, знакомятся со злобным ифритом, чуть не гибнут в пустыне. В конце концов талисман они украли, но Алвари обманывает Конана и скрывается с ним. Конан бросается в погоню, находит гномов и их сокровища, но не всё так просто...
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 23 марта 2025 г.
Позволю себе кулинарно-гастрономические аналогии. Представьте себе, что вы являетесь ценителем какого-нибудь распространённого блюда, которое вы можете заказать в любом мало-мальски приличном ресторанчике. Да, есть вариации, есть оригинальные рецепты, в каждом заведении своя подача, но блюдо то же самое! Вкус основных ингредиентов узнаваем с закрытыми глазами как это делают участники в кулинарных тв-шоу.
В романе Хаецкой от блюда одно название и оно не соответствует содержанию. Это как рисовую кашу называть пловом, а запеканку — лазаньей по-итальянски.
Зачем вы населяете Хайборию гномами и ифритами? Зачем вы заставляете разговаривать героев так, как никогда не могут говорить люди, выросшие в реалиях условного «древнего мира»? Амазонка, которая должна воспитываться в пренебрежении к мужчинам, не спит, ворочаясь и вожделея еженощно нашего славного варвара? Зачем вам это уважаемые авторы? Торчащий член огненного демона, изрекающего: «Женщину — хочу!» Это что такое вообще, скажите мне, пожалуйста? Низвести поведение инфернального существа до первичных физиологических потребностей — вам, скажите, зачем такое надо? При этом ифрит чуть не срыгивает (или срыгивает, что-то не помню, как там в тексте) от удовольствия после сытного «обеда» казаками.
Ктулху милосердный, назовите своего героя Харрей Потной, а мир в котором он действует Засраиной какой-нибудь и у меня к вам не будет никаких вопросов. А так — я просто киплю от возмущения. Придраться много есть к чему. Например: за магическим камнем Конан отправляется в одной набедренной повязе, но как-только камень оказывается у него в руках тут же появляется и ремень, и мешок для камня на ремне и т.д. Это один маленький пример. Мало того, что пишут ерунду, так и пишут её небрежно.
Оживающие статуи, тупые жадные трактирщики, непобедимость Конана (особенно «доставил» эпизод, в котором наш киммериец одновременно сражается сразу с четырьмя богинями) и его способности полиглота, поиск немыслимых сокровищ — это привычно, традиционно и даже не вызвало у меня особых претензий.
Литературно написано неплохо, но.. . Про «но» я немного написал выше.
Это даже не «конина» — это эрзац-конина, это бутлег-конина.
Согласен с Фалконом и Groucho Marxом, что такой подход к легендарной франшизе неприемлем.
Darth_Veter, 25 августа 2022 г.
Очередная авантюра приводит Конана к таинственному храму Алат, где он должен выкрасть находящийся там Камень Алазата. Его попутчиками в этом путешествии будут настоящая амазонка и гном-заклинатель...
Надо сказать, неплохая подделка под западных сказочников со стороны российской писательницы Хаецкой. Конан вполне узнаваем и традиционен, хотя его юмор явно приобрел славянские черты, почти такие же, как у семеновского Волкодава. Он особенно хорошо проявляет себя во время общения героя с попутчиками и подчиняющимся ему ифритом. Правда, лично мне показалась весьма подозрительной его материалистическая философия, не слишком то вяжущаяся с образом неграмотного варвара-юнца. С одной стороны, он вроде бы верит в богов (по крайней мере, в Крома), а с другой — считает явной мистификацией все сверхъестественные ритуалы храма Алат. Сюжет развивается плавно, но без набившей оскомину затянутости. Главная интрига, конечно, связана с похищением Камня Алазата — тут автор проявила изрядную изобретательность и фантазию. То же самое можно сказать и о финальной сцене в гномьих горах: автору удалось весьма оригинальным ходом лишить варвара заветных сокровищ, оправдав тем самым его дальнейшие похождения по миру Хайбории.
Роман написан понятным языком с легким юмористическим оттенком. Некоторые шуточки героев могут вызвать у вас ответную улыбку, поэтому особо не расслабляйтесь — шутки шутками, но о своей цели никто из главных действующих лиц не забывает. Как говорят на Западе: дружба дружбой, а денежки — врозь. По ходу действия сказка делает «поворот налево» и сразу становится взрослой, с рейтингом 16+. Не знаю, насколько такой финт оправдан сюжетно, но мне в глаза всё же бросился. Амазонки, конечно, не были святыми девственницами, но мужиков ненавидели лютой ненавистью. Правда, хайборийский цикл — это всё же некая альтернативная реальность, где возможны существенные отличия от установленных стандартов. Если сильно не придираться к логике поведения героев, то вполне сойдет для развлекательного чтения на один тоскливый вечерок.
---------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как Конан впервые столкнулся с казаками и заключил с отбитым у них гномом выгодное для себя соглашение о последующем вознаграждении. Самое занятное — это смотреть, как оно медленно, но верно теряет свою актуальность.
Groucho Marx, 24 февраля 2021 г.
Я благодарен предыдущему рецензенту за ценные разъяснения, но я настроен к роману ещё более критично. Это непретенциозное развлекательное чтение, но даже чтиво подобного уровня должно держаться некой непротиворечивой системы. Здесь же новые элементы вводятся в действие без всякого соотношения с уже имеющимися структурами, просто для получения «лузлов», как это было модно выражаться некоторое время назад. Тот же ифрит — для чего он? Просто для хохмы, он не ускоряет и не усложняет действие. Без всякого ущерба для сюжета ифрита и его вмешательства можно вырезать из повести — никто даже не заметит, ибо это «вставные эпизоды», «шоустопперы».
Гномы, да? А за лесом, надо полагать, эльфы выставили дозоры против орков, а за горами сидят Саруман с Сауроном? В общем, «Золото гномов» не ревизионизм Вселенной Конана, а просто халтура. Мир, описанный в романе, составлен из обрывков миров, придуманных разными (очень разными) писателями, писавшими о разном. Аура вселенной Говарда, где на грандиозных руинах исчезнувших цивилизаций возникают юные «варварские» королевства, в книжке Хаецкой утрачена полностью. Все элементы сюжета собраны вместе случайно, по принципу «забавности» и «неожиданности» («ух ты, вот это поворот!»), и никак не стыкуются друг с другом. Это принцип, «а что если на место Бильбо Беггинса вставить Конана-Варвара?»
Такая халтура годится только для одноразового чтения. Я не могу представить читателя, который настолько нетребователен, что захочет повторно перечитать сие творение госпожи Хаецкой.
Фалкон, 8 января 2018 г.
Именно из первоиздания данного романа мы узнаем о существовании такого «писателя-авангардиста», как Дуглас Брайан, написавшего «четыре романа и цикл новелл» о Конане, и что данный роман «написан в 1969 году». Как и все ранние читатели, я искренне поверил в эти бредни. Посему, для ограждения молодых читателей, нужно прежде всего подчеркнуть, что это вовсе не Брайан, и, что характерно — даже не Дуглас. Да и роман написан отнюдь не во времена героического продолжательства оригинальной Саги, в которые творили неплохие западные авторы (не все и не всегда). Автор вовсе Елена Хаецкая. Можно по-разному относиться к импорту забугорных псевдонимов, но для меня один этот факт сильно портит впечатление от восприятия текста. Потому, как следом за Хаецкой Сагу наполнили легионы всяких норвегов и новозеландцев, некоторые из которых вообще посягнули на Святое — осмелились спорить, глумиться и переписывать тексты автора саги и Конана — Роберта Говарда. Все это выглядит как непонятное идоло-западопоклонничество. Как будто нормальный читатель не оценит добротный текст, если он не будет снабжен логотипом «Брайан».
Минус два балла за непонятную и потенциально гнусную выдумку.
Самый роман. Опять непруха, которая требует развернутого объяснения. Мы созерцаем гнома Алвари. Никаких гномов в Хайбории Роберта Говарда не было. Брайанофилы утверждают, что не сказано и об их отсутствии. Но по мне даже этот стандартный прием критиков-комментаторов Писания вообще не действует. Хайбория Говарда — это органичный взаимоувязанный мир. Утверждать, что в ней может быть все, что прямо не опровергнуто — значит, размывать данный мир до степени утраты им оригинальности. Алвари, кстати, персонально перекочевал впоследствии в цикл Толуэлла «Великая душа», который и сам не может похвастать качеством истинной Саги. А гномы вообще — как раса — населили вымышленные (фальшивые) Хайбории сонма вышеупомянутых норвего-зеландцев. Один из этих псевдо-импортных товарищей прямо написал позднее (в 1998 году), что у гномов мало женщин и они в большинстве своем содомиты. Мне никаких содомитов в мире Говарда не надобно (как и нигде вообще). Любопытно было бы узнать у Хаецкой — Алвари содомит или как? Безусловно отнимаю три балла только за исковерканный мир Роберта Говарда. Кстати, и ифрит как таковой тоже не особенно вписывается в Хайборию Говарда, в которой вполне достаточно всяких иных демонов.
Текст. Достаточно бодр и вообще неплох — если считать его произведением о вымышленном не-Хайборийском мире.
Есть некоторая проблема — за которую балл отнимать не буду — неоригинальности сюжета. Что мы имеем — квест о поисках сокровища Конаном, который заканчивается облапошиванием Конана, с попутным истреблением чудовищ. Сюжеты Говарда по справедливости не лучше, но он писал в 30-е годы, является родоначальником жанра, да и адресовал свои сочинения отнюдь не обремененным интеллектом читателям. Современный автор так действовать права не имеет. А кто думает, что имеет — тому я рекомендую оседлать машину времени и телепортироваться во времена Говарда и писать там.
Герои. Конан не оригинален, но ослом (как у некоторых других авторов), пубертатом и инфантилом не выглядит. Нормальный Конан. Алвари (если он не содомит) — индивидуален, желчен, ворчлив и гнусен, как и всякий гном. Отличный не-Хайборийский гном. Сфандра бледна, но она обязательно должна быть по логике сюжета (Сага о Конане — как и о Бонде — обязательно должна сопровождаться наличием соответствующего персонажа). Прочие второстепенные герои все-таки некоторые штрихи характеров имеют; должен признать, что в рамках приданных им ролей добротны.
Линия с демоном-ифритом — вполне приемлема с некоторыми замечаниями. Эпизоды первичного вызывания ифрита склонен все-таки счесть юмором, а может, и назиданием современным пубертатам — не плюй в неположенных местах. Дальнейшая его судьба легко угадывается; кому интересно — читайте.
Описанный мир. Он, в общем-то, внутреннему взору вполне представляется. Так что и здесь — нормально.
Концовка — стандартна для большинства приключений Конана (как вариация бывает только разве что — сокровища пропил), но вот в контексте данного романа нехороша. Конан облапошен особо гнусным образом. Мерзкий гном зримо не наказан, на моем восприятии Конана, как героя, нанесена незаживающая рана. Однако, она оригинальна, посему наказания не требует.
В итоге — хороший, добротный роман (лучший среди написанного Хаецкой), о стандарных приключениях похожего на Конана двойника-варвара, в каком-то приятном, но не-Хайборийском, мире.
С учетом указанного выше — 5 баллов.
say2014, 1 октября 2017 г.
Всё-таки ранние произведения Хаецкой о Конане мне нравятся куда больше, чем то, что вышло из под её пера позже.
Добротный роман о ранних годах Конана, написанный с юмором и легко читающийся, герои и сюжет запоминаются надолго, что тоже показательно... Единственно, к чему можно придраться — несколько странное окончание романа...
Vlad lev, 15 апреля 2013 г.
Не являюсь ни знатоком, ни поклонником, ни ценителем российской алтернативной Гибории (=Хайбории) , но это роман госпожи Хаецкой , пожалуй, лучшее её произведение и один из лучших среди изданных российских
sham, 2 мая 2012 г.
Не понравился мне Конан Хаецкой. Написано неплохо, а вот сюжет квестовый прямо совсем слабый. Финал так вообще показался за уши притянутым — эти сдвиги во времени. В целом — не очень...
Eyulala, 23 апреля 2011 г.
Увы, больше половины дать не могу. Уже, наверное, сотни авторов успели «пошалить» на Хайборийских землях. Но достойный фанфик обязан как минимум, на мой взгляд, дополнять мир создателя, не говоря уже о внесении какой-то получившей развитие идеи. Всё остальное из серии юмор + экшн — можно от скуки почитать, но всё равно будет вспоминаться Тот Амон, Ян Чиенг, Ветры Аквилонии и старые добрые сопродолжатели Картер и де Камп, в чём-то даже превзошедшие создателя — Роберта Говарда.
glupec, 14 апреля 2008 г.
В принципе, читается вполне нормально — не хуже и не лучше, чем большинство западных повестей о Конане. Вполне себе на уровне... Если не вспоминать, что это написала сама Елена Хаецкая, которая, в принципе, уже тогда была способна на гораздо большее — то впечатление будет очень даже приятное...
zarya, 27 января 2008 г.
Самое лучшее о Конане вообще. Из того, что я читал, конечно; но сомневаюсь, что изменил бы мнение, даже прочитав всю «конаниану» целиком. Замечателен юный Конан, озабоченный собственной солидностью, и замечателен карлик Андвари, классический персонаж из галереи причудливых типажей, созданных Хаецкой.
Loki, 5 марта 2007 г.
Немого юмора и интересный сюжет. Интересная заморочка с неделимостью золота гномов. Хорошо.
elent, 11 сентября 2006 г.
Драгоценные камни гномов, на которых держиться время и пространство — это нечто невиданное. Хаецкая привнесла в Конину новенький фокус.