М. Л. Рио «Если бы мы были злодеями»
- Жанры/поджанры: Триллер | Реализм | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В день, когда Оливер выходит из тюрьмы, его уже ожидают. Детектив Колборн хочет знать правду, и спустя десять лет Оливер готов ее открыть.
В то время он был одним из семи студентов-шекспироведов в академии Деллехера, в месте, где царит дух извращенных амбиций и нечеловеческой конкуренции. В этом уединенном мире горящих каминов и книг в кожаных обложках Оливер и его друзья играют роли не только на сцене, но и за ее пределами: герой, злодей, тиран, соблазнительница, инженю и массовка.
Однако на финальном году обучения здоровое соперничество перерастает в кровавое. Вечер одного спектакля переворачивает жизнь молодых актеров с ног на голову. Наутро каждому из студентов предстоит взглянуть в лицо своей личной трагедии и сыграть главную роль своей жизни: убедить в невиновности полицию, друг друга и самих себя.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 9 апреля 2023 г.
Весь мир театр
Вот удивительная глупость, и мир в это верит. Будто бы в несчастьях, что мы сами причиняем себе своей распущенностью виноваты расположение звезд, солнца и луны. Словно мы злодеи по необходимости.
Шекспир «Король Лир»
Любите ли вы Шекспира? Если ваше знакомство с творчеством Барда на среднестатистическом уровне русскоязычного (читай — не имевшего пьес в школьной программе) не-читателя: Гамлет держит черепушку, Ромео и Джульетта умирают, Отелло душит Дездемону, Макбет со своей бабой грохнули короля — то вам сильно не сюда. Хотя если так, с чего бы вам вообще брать эту книгу? Вы читатель и взяли ее потому что: 1, Галина Юзефович хвалила; 2. говорят, что похоже на «Тайную историю», которую продвинутым книжным девочкам и мальчикам положено обожать, хотя я из всех книг Донны Тартт люблю меньше всего, но я и не девочка уже давно; 3. лонг Ясной поляны и одна из первых книг нового издательства «Дом историй», где теперь Настя Завозова — а вот это как раз те причины, которые привлекли меня
Итак, вы читатель, следите за модными новинками и имеете представление не только о сюжетах шекспировских пьес, но и о ключевых сценах: на балконе в «Ромео и Джульетте», ведьмы в «Макбете»., однако пьес не читали и постановок не смотрели, тогда вам все еще не сюда. Вас будет раздражать обилие незнакомого контекста, на котором в романе строится примерно все. Потому что из четырех составляющих книги: детективная интрига, элитарное закрытое сообщество (салют, «Тайная история»), ненадежный рассказчик и что ж там на самом деле было?, много-много прямых и косвенных цитат — вы возьмете три первых, и разозлитесь на загадочную М.Л.Рио, о которой гудридс говорит, что она писательница. а еще актриса, и автор магистерской диссертации по Шекспиру, но прежде всего запойный читатель. И наговорите о книге гадостей, вроде «Тартт на минималках», хотя проблема не в ней.
Но если вы знакомы с шекспировским творчеством, «Словно мы злодеи» станет для вас невероятной роскоши подарком. Каждая сцена, пронизанная ассоциациями, развернется веером множества значений, с возможностью проживать одновременно происходящее с героями и с теми их прототипами, чьи роли в данный момент играют, чьи образы накладываются на этих двадцатилеток всей мощью четырехсотлетних архетипов, со всей накопленной за это время семантикой. И вот, после того, как я столько усилий приложила, чтобы отговорить вас читать, а вы все еще здесь, давайте разбираться, о чем книга.
Их семеро, четверокурсников актерского факультета Деллакера, отсев был чудовищным к выпускному четвертому курсу на актерском осталась семерка. За колледжем укрепилась слава фабрики звезд, отсюда выходят танцоры, музыканты, вокалисты, за выпускниками охотятся менеджеры прославленных коллективов, а на дипломные спектакли приезжают представители виднейших театров. Актеры — элита. Самые заметные, самые яркие, все время на перекрестье взглядов. Ричард — красавец, здоровяк, невероятно талантлив и очень силен физически, все главные роли достаются ему. Мередит — его девушка, материализованный соблазн, из очень богатой семьи, амплуа femme fatal, героиня. Рен двоюродная сестра Ричарда, хотя совсем на него не похожа, милая и обаятельная, амплуа инженю. Филиппа — ум, честь и совесть этой компании, амплуа — субретка, травести, хотя в шекспировском театре ей часто приходится играть юношей.
Джеймс, не менее талантлив, чем Ричард, но в тени его харизмы обречен играть вторые положительные роли. Александр — мощное отрицательное обаяние, скарамуш и трикстер. Оливер, герой-рассказчик, вечный второй, в отличие от Джеймса, не претендует на главные роли и четко осознает свой потолок, но при этом замечательный чуткий партнер — театр ведь прежде всего взаимодействие. Первый курс, введение в профессию, второй, этюды и маленькие роли в постановках старшекурсников, третий, комедии — все это позади. Четвертый курс — время шекспировских трагедий. Конец первого семестра ознаменует «Юлий Цезарь», финал — ««Король Лир», которого в «Деллакере» обычно не ставят в силу невозможности для столь юных людей воплотить настолько явно возрастной образ. На сей раз в спектакле примут участи педагоги. Замечательно интересно и со знанием дела прописано сценическое мастерство: особенности движений при поединках, создающие у зрителя впечатление боя, но красивого, в отличие от реальных драк, и главное — максимально избегающего травматизма партнера. Этот момент стоит запомнить, потому что он ключевой.
В Деллакере есть одна необычная фишка — ко всем значимым праздникам студенты получают запечатанные воском (!) конверты с указанием роли и сцен, которые нужно будет подготовить из определенной пьесы без обсуждения с партнерами. То есть, буквально имерсивный театр, метод погружения. Определенные, как правило . самые яркие сцены из пьес будут разыгрываться ими с чистого листа, без предварительных репетиций, даже без знания, какие роли достанутся партнерам, и в естественных декорациях. На Хэллоуин назначен «Макбет», самая мистическая из шекспировских драм и пьеса с самой дурной репутацией, окруженная в театральном мире множеством легенд о роковых поворотах в судьбах тех, кто ставил ее и в ней играл. Оливеру достается Банко, Джеймс внезапно Макбет, девочки ведьмы. Ставятся избранные сцены, все пять сотен студентов и профессоров колледжа собираются посмотреть, как на берегу ручья разыграются сцена с ведьмами, а потом явление окровавленного призрака Банко. Предельная степень реалистичности, действие на берегу реки, зрители и актеры в восторге, Ричард, в кои веки оставленный без главной роли, взбешен. На пьянке после представления он ведет себя агрессивно.
С этого начнется череда жестких абьюзерских действий, которым он станет подвергать друзей, как бы ненамеренно причиняя им на репетициях жестокую физическую боль, а готовят они в качестве первого дипломного спектакля «Юлия Цезаря», не забыли? Сюжет которого убийство заговорщиками тирана, поправшего идеалы демократии. И вот, среди прежде монолитных друзей, зреет заговор, по типу: «миром и батьку легче бить», давайте навалимся все вместе. да поучим его. Но того, чем обернется банкет после генерального прогона не ждал никто. Собственно, на этом заканчивается завязка и начинается непосредственно история, которой я не буду пересказывать, потому что вы здесь не за тем, чтобы узнать краткое содержание, а для того. чтобы решить для себя, стоит или не стоит читать этот роман.
Скажу совершенно искренне — стоит. Но бэкграунд не то, чтобы приветствуется — он здесь обязательное условие. Аудиокнигой в исполнении Григория Переля это просто роскошно.
Shab13, 17 апреля 2023 г.
Оливер отсидел «десятку» за убийство и выходит по УДО. Незадолго до окончания срока к парню приходит экс-детектив Джозеф Колборн, которого мучает то самое дело об убийстве. Что тогда произошло и почему? Оливер соглашается рассказать бывшему следователю всю правду. Читатель вместе с рассказчиком отправляется на десять лет назад, в 1997 год, в момент, когда четвертый курс актерского факультета Деллакера узнал, что они будут ставить «Юлия Цезаря». Их, студентов, было семеро, они дружили уже несколько лет, были молоды, красивы, амбициозны и неистово любили Шекспира.
«Словно мы злодеи» — то, что сейчас принято называть «темной академией». Элитное учебное заведение со своей формой и традициями, небольшая компания студентов и страшная тайна, связавшая их чтобы потом разрушить.
Вот они, выходят на авансцену: Ричард и Мередит, Александр и Рен, Джеймс и Филиппа, и сам Оливер. Имератор, соблазнительница, злодей-трикстер, инженю, герой, травести и вечный второй номер. Интересно, что даже сами герои называют рассказчика тем, что оттеняет истории других, делает их более выразительными. Читатель понимает – кто-то из них умрет в скором времени. Но кто?
Интрига с жертвой держится, примерно, до середины романа, после чего читатель наблюдает за саморазрушением героев, гадая «Почему в тюрьме именно Оливер?». Сложить всю картину не так уж и сложно, но читать интересно. Автор поднимает тему зла: делает ли злодеем человека плохой поступок? И насколько совесть мощное чувство.
Это история также о любви и одержимости, в основном Шекспиром и театром. Насколько студенты любят и чувствуют Уильяма Шекспира, что даже в обычной жизни общаются его фразами. Насколько они одержимы театром, что не прекращают играть, даже покидая сцену – роли и амплуа словно становятся второй натурой.
Самые мощные и запоминающиеся эпизоды — это как раз-таки сочетание театра и Шекспира. Разыгранная сцена из «Макбета» на берегу озера в канун Хэллоуина; вышедшая, перед полным залом, из-под контроля сцена убийства Цезаря; и «Ромео и Джульетта» во время рождественского карнавала.
А вот в минусы можно отнести излишние самокопания Оливера во второй половине романа, особенно его неопределенное поначалу, и все более осмысленное позже, отношение к Джеймсу. А еще тут есть парочка больших роялей в кулисах, приведших к некоторым нужным случайностям.
«Словно мы злодеи» неплохой роман, который, увы, меркнет в тени «Тайной истории» Тартт и который ограничен обозначением «темная академия». По факту, это неплохой триллер о театре и подростковой рефлексии.
cherrybella, 25 марта 2021 г.
Первой моей мыслью, когда я дочитала последнюю страницу и захлопнула книгу, было: «Что за бред я прочитала?!». Но этот бред мне понравился. Атмосферный такой, в моём вкусе. «Психоделичненько», как сказал один из персонажей этого романа.
Итак, книга мне очень понравилась. Было сложно не сравнивать её с великолепной «Тайной историей» Донны Тартт (упоминание которой красуется на обложке), но я старалась оценивать «Злодеев» как можно более объективно.
Атмосфера прекрасна. Элитный старинный университет, окружённый лесом и озером, труппа актёров, спектакли с завораживающими декорациями и костюмами... Я, как поклонница «дарк академии» была в восторге. Очень эстетично и красиво написано.
Сюжет... тоже неплохой. С самого момента «несчастного случая» начинаешь подозревать неладное: видно, что каждый из персонажей что-то недоговаривает и скрывает. А конечный поворот событий меня действительно потряс. В целом, это не детектив, и интриги особо и нет, но было интересно наблюдать за действиями и событиями. Всё время думаешь: «Что они вытворят на этот раз?»
Персонажи. Вот тут у меня есть некоторые претензии. Они все очень яркие, запоминающиеся и интересные (не только главная семёрка, но и их преподаватели, к слову), но проблема в том, что они немного поверхностные. На мой взгляд, автор недостаточно раскрыла их характеры. Я люблю, когда к героям можно заглянуть в душу, узнать их мысли и чувства, и мне этой психологии не хватило. Они больше делают, чем думают, и часто мотивация их поступков бывает непонятна. Хотелось бы более детальных описаний того, что творится в их головах. Потому что иначе сложновато им сочувствовать и сопереживать – ты просто не понимаешь, зачем и почему они это делают.
Также, на мой взгляд, переборщили с загадочностью героев. Автор будто напихала им разных тайн, но по ходу забыла их раскрыть. А такие персонажи, как Александр, Рен, Филиппа, – вовсе остались где-то в стороне.
Также непонятна причина главного конфликта между героями.
Ну, и напоследок соглашусь с теми, кто говорит, что тут слишком много Шекспира. Это, конечно, задаёт атмосферу и привносит некую изюминку, но нужно знать меру. Некоторые страницы сплошь состоят из цитат, и это не очень удобно, не говоря уж о том, что человеку, который мало знаком с творчеством Шекспира (мне, например) будет непонятно и неинтересно. Их одержимость этим великим драматургом можно было выразить по-иному, а не просто вставлять большие отрывки из его пьес в текст книги.
В целом, все эти недостатки не умаляют того, что это произведение оказало на меня положительное впечатление, мне оно понравилось. Читая последний акт и эпилог, я вообще была на эмоциях от напряжения и нетерпения. Конечно, мои чувства к этой книге не так сильны, как к той же «Тайной истории» (которую лично я считаю шедевром), но я точно не осталась разочарована, и мне не жаль времени, потраченного на прочтение.
Автору удалось написать книгу в духе «дарк академии», но при этом она создала нечто по-своему оригинальное. Несмотря на недостатки, я считаю, что она проделала хорошую работу. Буду теперь советовать «Если бы мы были злодеями» к прочтению.
P.S. Кстати, узнала я об этой книге ещё в начале прошлой осени, и сразу заинтересовалась, услышав о её схожести с «Тайной историей». Я с нетерпением ждала её перевода на русский язык и ухватила почти сразу после того, как она вышла!