Сью Бёрк «Семиозис»
Вынужденные высадиться на планету, про которую они ничего не знают, люди полагаются только на собственные ограниченные ресурсы. Планета покрыта пышной растительностью, а на деревьях растут вызывающие привыкание плоды. Корни странной флоры сплетаются в руинах древней инопланетной цивилизации. Но чтобы выжить, колонистам придется вступить в симбиоз с разумным растительным видом, цели которого неизвестны.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Семиозис»
Номинации на премии:
номинант |
Китчис / The Kitschies, 2018 // Золотое щупальце (дебютный роман) | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2019 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Дебютный роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2019 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2020 // Роман (США) |
- /языки:
- русский (1), английский (5), французский (2)
- /тип:
- книги (6), цифровое (2)
- /перевод:
- Ф. Бюри (1), Т. Черезова (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Francine, 26 января 2025 г.
Книга вошла в список обязательного прочтения по рекомендации Рэя Нэйлера на ФантЛабе, с одной стороны, я сразу увидела влияние идей «Семиозиса» на только что прочитанную «Гору в море» Нэйлера, но, с другой стороны — «Гора в море» задала очень высокий стандарт в жанре «мягкой, гуманитарной» фантастики.
Концепция романа и его повествовательная композиция мне понравились.
Книга начинается с высадки колонистов на планету, которую они впоследствии назовут Pax (Мир), а себя будут называть пацифистами. Колонисты бегут с Земли недалекого будущего за своей мечтой о гармоничной экосистеме и идеальном обществе, которое они создадут на другой планете для себя и своих потомков. Всего на планету прибывает 50 человек, и их число сокращается в период адаптации и освоения будущего дома.
Повествование ведется хронологически, но от лица различных персонажей из разных поколений, в том числе часть повествования ведется от имени разумного растения, живущего на планете (его зовут Стивленд). Автор уделил много внимания различиям в восприятии и осмыслении одних и тех же событий в зависимости от личности и мировоззрения «рассказчика». Любопытно оценивать как по-разному относятся к своим со-колонистам различные персонажи, как происходит эволюция идеализма первого поколения в их потомках от поколения к поколению, который, претерпевая изменения, все равно остается фундаментом развития социума. Отчетливо заметно, что постоянно обыгрываемая автором позиция столкновения идеалиста с реальностью несет отпечаток личности автора.
При этом, акцент повествования каждого из рассказчиков обусловлен его ролью в обществе и уровнем знаний. То есть, каждый рассказчик говорит о своем. Стивленд, например, долго и подробно расписывает процесс синтеза различных органических соединений и их воздействие на биохимию других живых существ.
Это книга о социальных взаимоотношениях, структуре рождающегося общества, адаптации колонистов, контакте с другими разумными видами, личных отношениях и взаимоотношениях, быте, флоре и фауне планеты, и все перечисленное изобилует специфическими терминами, неологизмами, иногда достаточно коротко объясняется с научной точки зрения, при этом характер повествования неспешный, без масштаба, героики, великих целей и побед. Люди живут своей обычной жизнью, их в равной мере интересует как исследование планеты, изучение и одомашнивание новых видов животных, так и первый секс, ревность, зависть к ближнему. В жизни различных поколений приоритет решаемых повседневных задач иной, например, для прибывших колонистов, число которых сокращается после первых адаптационных несчастных случае задача наличия потомства выходит на первый план.
Автор, кстати, привержен «западному» варианту пацифизма: идеалы идеалами, но, если колонистам надо обеспечить устойчивое потомство, то подход к решению задачи чисто прагматический. Отчетливо прослеживается иерархическая организация будущей экосистемы, несмотря на повсеместную декларацию идеализма.
Интерес к событиям появился у меня примерно после 60%, когда описательный текст, сосредоточенный на внутренних переживаниях и мыслях персонажей, сменился динамикой, решениями и действиями.
Подробно раскрыта идея межвидовых коммуникаций и восприятия одних существ другими, в том числе в области стремления колонистов-идеалистов создавать симбиоз и гармонию со всем живым, в то время как объект намерения видит в них только ресурс.
Для меня лично основным недостатком и камнем преткновения, помешавшим относится к книге серьезно, стал уровень нескольких концептообразующих фантдопов. Иными словами, несущие колонны созданного мира в моем восприятии разваливаются, при этом контент явно рассчитан на «взрослого» читателя с определенным жизненным опытом и сложившимся мировоззрением, уже способным критически оценивать системность и структурность созданных миров.
Отдавая должное автору, и сами персонажи, и концепты других живых существ проработаны детально и глубоко. Никаких противоречий, замечаний и вопросов на этом уровне у меня нет. Любая попытка подняться на уровень выше в постижении мира попросту невозможна, внятные ответы на вопрос «А почему?» на этом уровне не существуют.
Надеюсь, что книга найдет своего читателя, у которого не возникнет такого внутреннего противоречия.
А для меня «Семиозис» останется в памяти как Орсон Скотт Кард на минималках.
ааа иии, 9 апреля 2025 г.
Жили-были, в восстановленном среди рощ апельсинов и ананасов городе стекловаров... Кто бы? По мнению перевода, «миряне». Это так-то про удравших от земных проблем на планету Мир, до отлета подписавших конституцию духовных ценостей. Кое-кто из них ( акушер-дрессировщик, ищущий ответы и еду ученый, детектив под стимуляторами, восставшая активистка и т.д.) расскажет о нескольких судьбоносных для себя днях и получилась дискретная хроника судьбы семи поколений.
Сложной и тяжкой. Сухопутные ландшафты вроде океанского шельфа (воздухоплавание семян, синептичий риф, крабы и трилобиты), непривычны, непонятны и ничуть не гостеприимны. Биота торопится выяснить, на что годен человеческий труп. Но проблематика «Семиозиса» хитрее «Времени тёмной охоты» и «Перевала». Техника есть (правда, все меньше) и не твердолобость колонистов мотивирует мрачность.
Обычно от разумных растений в книжке ждешь пастораль и незлобие. Причин, по которым с ними в романе не так благостно, как с травами Саймака и Демина и вовсе не весело, как с деревом у Лаумера, две:
— это мягкая, но научная фантастика, а ботаники знают о конкуренции душителей с отравителями и как те используют другие виды (По всякому. Цветы красивы, приятно пахнут... органы размножения чужими силами. Покупали? Сажали?). До многоходовки инжира коварство не доходит, но и здешний простой рецепт выигрышен в смысле Дарвина;
— планета-то в военном постапокалипсисе своей биологической цивилизации. Земляне глазом горожан видят дикие джунгли, лианы, плоды, мотыльков и игривых флиппокотиков вместо руин, битв и потока информпакетов. У флоры зеркальные проблемы. Для животных разум излишен, говорит себе местный интеллектуал, пока идут-мерцают дни.
Что пользы может быть больше, чем от отходов, впрочем, становится понятным и запоздалый Контакт, через элементарную (для тех, кто без пальцев), систему счисления — на любителя классической НФ. Как и костры орлов, как и... Есть пасхалочки, есть.
С этим в «Семиозисе» хорошо. Но он монотонен: я пошел, я хотела, я демонстрирую кое-какие белки типа миозина, муж и раньше наблюдал у меня бессонницу. «Скорбь всех лишила душевного равновесия, но мне это уже стало надоедать». И.т.д. Исповедь ли, описание ли, как связанных облили ацетоном — отстраненность. Меняется темп для глав Хиггинса, но разница мала.
Часть бу-бу-бу из-за крена социального в сторону дискуссионного клуба. Модератор, ко-модератор, голосование, дебаты, отчеты в обществе менее четырехсот человек... Что люди, Стивленд, разумный бамбук, готов аргументировать, взвесить все «за», высказать гипотезу — «А ведь он даже не произнес панегирик на похоронах Люсиль, что было откровенной халатностью».
Полиграфия в норме, к переводу основные претензии выше.
Рекомендации: судьба мечты, биохимический контакт, проблемы растительной цивилизации, корни памяти и плод разумности.
glaymore, 3 июля 2023 г.
Аннотация обещала неглупую планетарную НФ про контакт поселенцев с растительным разумом. Название, опять же, отсылает к семиотике и намекает на проблематику интерпретации символов и знаков.
На практике же, говоря словами Ленина, оказалось «формально все верно, а по сути издевательство».
Книга на 90% посвящена быту колонии хиппи-пацифистов на далекой планете; как они дружат, как поют свои песни, как обнимаются, плачут, смеются, спят друг с другом, играют на флейтах, и главное — много и со вкусом говорят о своих чувствах.
По ходу дела колонисты действительно сталкиваются с мыслящим бамбуком, но ни у кого это особого удивления не вызывает. Ну ок, бамбук так бамбук, давайте с ним тоже дружить, можно даже принять бамбук в граждане нашего поселения.
Книга не то чтобы плохая — ближе к концу, когда коммуна сталкивается с племенем примитивных негуманоидов, даже становится интересно читать. Очень удачно выбрана форма «романа в рассказах», где каждая глава = история из жизни одного поколения. Но в целом видно, что авторку в первую очередь интересует не НФ, а образ жизни хиппи, их мысли и переживания, и кто с кем переспал, и что почувствовал по этому поводу.