Эрнест Клайн «Второму игроку приготовиться»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: На основе игровой вселенной | Социальное | Приключенческое | С ярко выраженной любовной линией | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Виртуальная реальность
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Искусственный интеллект | Спасение мира | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Жизнь после смерти | Обмен разумов, перемещение разума | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
Спустя несколько дней после победы в конкурсе основателя OASIS Уэйд Уоттс делает открытие, которое снова меняет его жизнь.
В тайниках Халлидея, ожидая его наследника, скрывается технологический прогресс, который сделает ОАЗИС и виртуальный мир в целом в тысячу раз более чудесным и захватывающим, чем Уэйд мог мечтать. Чтобы найти это наследство, требуется пройти новый квест, решить новые загадки — последние пасхалки от создателя OASIS, намекающие на таинственный приз. На пути героя ждет неожиданный, невероятно мощный и опасный соперник, который не остановится ни перед чем, чтобы получить то, что он хочет. Будущее виртуальности и всего человечества — в руках Уэйда и его команды…
Входит в:
— цикл «Игроку приготовиться»
Номинации на премии:
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Научно-фантастический роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Snowcolored, 15 апреля 2023 г.
Первый роман теперь-уже-цикла «Ready player» в своё время меня не то чтобы поразил, но заставил вспомнить времена молодости, когда отрываешься от книги или по звонку будильника, или переворачивая последнюю страницу. От продолжения истории сдержанно ждал чего-то подобного, не смотря на вполне закрытый финал «Первого игрока».
В не особо далёком будущем большая часть человечества променяла реальный мир на виртуальную симуляцию OASIS, созданную тремя эксцентричными гениями-гиками. С её помощью они хотели дать людям возможность вместо жизни в нищем и неприглядном мире наслаждаться эскапизмом выдуманных вселенных с помощью костюмов и очков виртуальной реальности. Ко второй книге технологии сделали ещё один шаг вперёд: теперь аппарат может симулировать воздействия на все органы чувств, создавая полную иллюзию реальности происходящего в OASIS.
В основе обеих книг — система прохождения сложнейших квестов, требующих от игроков безупречного знания гик-культуры 80-90х годов, то есть времени, пришедшегося на молодость создателей OASIS.
— Как думаешь, почему Кира была так помешана на Средиземье?
— Эскапизм чистой воды. Творчество Толкина напрямую вдохновило создание Dungeons & Dragons. А те, в свою, очередь, вдохновили первое поколение дизайнеров видеоигр, которые пытались воссоздать D&D на компьютере. [...] Если бы не Толкин, всем нам, задротам, пришлось бы несладко последние лет сто.
Как уже можно догадаться, главные герои этой книги занимаются как раз тем, что решают загадки, меряются навыками в видеоиграх и проявляют нечеловеческие познания в рамках вымышленных миров.
«Второму игроку приготовиться» очень долго раскачивается: много реального мира, много отношений героев, чудовищно много «повесточки». В общем, всего того, о чём автор писать не умеет. И вот, наконец-то, топорно появляется новый квест, а топорный главный злодей топорно развязывает основной конфликт книги. Ура, понеслось!
Первое задание не может похвастаться кучей отсылок к гик-культуре, но по уровню задротства в плане поиска неочевидных решений уделывает всё, что было в первой книге. Отличное начало приключения! Второе — настоящая игровая археология, в которой исследуются история создания самой игры и судьба её создателей. Ну а дальше в дело вступают американские подростковые фильмы от режиссёра Джона Хьюза, из которых на слуху один только «Клуб «Завтрак»», всё остальное же очень нишевый продукт, который мало кого может заинтересовать за пределами одного-единственного поколения граждан США. Четвёртая загадка с детскими образовательными ТВ-шоу снова исключительно на американскую аудиторию. Потом начался музыкальный квест, бодрый, с хорошей битвой, но вот сам артист… Нет, я, конечно, понимаю, почему был выбран именно Принс, и дальше объясню это, но в плане музыки это всё тот же нишевый американский продукт не для мировой аудитории. Зато последняя загадка затмила изрядную долю предшествующего негатива. Наконец-то герои оказались в Средиземье, да ещё и в Первой эпохе!
И тут я вынужден сделать отступление. Вообще, главный герой — просто каноничный хиккан и задрот, знающий наизусть все диалоги из «Монти Пайтона и Святого Грааля», но во второй книге он совершил чудовищную ошибку, стоившую ему изрядной доли характеристик, в первую очередь интеллекта: он по-прежнему оставался белым гетеросексуальным мужчиной. Именно поэтому имеем такие особенности по квестам:
1. Решён транссексуалом. И это не я обращаю внимание на его… гендер? Пол? Это автор тычет им в глаза читателю. И вообще, всё, что происходит дальше, аналогичным образом прямолинейно, как по методичке, вываливается на страницы книги.
2. Пройден азиатом при полной интеллектуальной импотенции главного героя (при этом подобные задачи в первой книге он щёлкал как орехи). Плюс обязательная лекция про сексизм в игровой индустрии.
3. Пройден сильной и независимой девушкой при полной интеллектуальной импотенции главного героя (а мы помним, что он имеет обычай засматривать фильмы до полного запоминания). В комплекте стенания о том, какими плохими были фильмы 80-х из-за малого количества чернокожих актёров.
4. Детские квесты, наконец-то уровень нашего героя!
5. Пройден чёрной лесбиянкой (нет, это не шутка) при полной интеллектуальной импотенции главного героя (да-да, снова вспоминаем первую книгу и внезапно испарившиеся музыкальные познания). Бонусом рассуждения о том, как же низко скатился артист, который в начале своей карьеры занимался ЛГБТ-пропагандой среди детей, а потом резко ушёл в христианство и стал очень даже против всего этого.
6. Ну вы поняли. Конечно же, с обязательным укором в сторону Профессора об исключительно белых эльфах, гномах и людях в его книгах.
Финальная битва между главным плохишом и deus ex machina с роялем из кустов в руках (вы же помните, что в этой книге главный герой вообще ничего не может?) скучна до безобразия. И вот уже хочется в пух и прах разгромить этот роман, но последняя глава и эпилог неплохо так вливают мёд в эту бочку дёгтя. Тут вам будут и вопросы трансгуманизма, и этической составляющей ИИ, и космические полёты в духе Денниса Тейлора.
Итого, в плане увлекательности и наличия отсылок к популярной культуре книга сильно уступает первому роману, по количеству и качеству «повесточки» всё вообще ни в какие ворота не лезет. Более того, книга окончательно лишилась даже того соевого бунтарского духа, который был у «Первого игрока». И пара действительно приятных квестов вместе с отличной концовкой в духе вот-это-поворот очень слабо поднимают общий низкий уровень романа.
n00buk, 1 января 2021 г.
Вторая книга сильно уступает первой. Сюжет слишком предсказуем и изобилует современными нормами политкорректности. Если в первой книге это не так сильно бросалось в глаза, то тут это прямо в лоб пихают. Ну и сами квесты были не такими интересными (во всяком случае для меня). В целом читабельно, но не более.
olga.sb, 18 июня 2023 г.
Сколько раз зарекалась читать продолжения… Особенно, если даже первая книга не зашла )) Однако посмотрела в сотый раз фильм (который у меня в списке редких исключений, когда экранизация в миллиард раз лучше первоисточника) и решилась.
Ладно, конечно, объективно было не так ужасно, если сравнивать именно с первой книгой, а не с фильмом. Изначально произведение писалось ботаником, ностальгирующим по играм и поп-культуре 80-х, для таких же, как он сам. Ничего не изменилось. Текст просто под завязку набит перечислением названий песен, фильмов, игр и книг, из которых я знала только Толкина (и это что-то говорит, что мне, фанату ВК, не было известно про Арду первой эпохи). Короче, для очень, ну просто очень узкой аудитории.
Дальше, автора побудила к написанию продолжения коммерция на волне успеха экранизации (и она правда шикарна!), вот только он опирается целиком на свой первый текст, где в наличии крайне значительные расхождения с кино (имхо, вообще не в пользу книги):
Всё было бы ничего, но помимо скучнейших квестов и непонятных без гугла отсылок (почти в каждом абзаце, отчего я себя чувствовала третьей лишней при разговоре двух друзей), тут еще и всё разбавлено обязательной повесткой. Просто для примера: вопрос жизни и смерти, время буквально идет на секунды, а герои прерываются, чтобы повозмущаться на тему отсутствия афроамериканцев в фильме или обсудить гендерную дискриминацию при найме на работу компании. И так постоянно. Галочка ради галочки.
А полный набор самых очевидных штампов не обсосал и не осветил только самый ленивый: виртуальная реальность реальнее реальной реальности (Гибсон, Лукьяненко, Матрица…), опасные искусственные интеллекты (там даже в самом тексте ссылаются на кучу источников вдохновения), перекачка сознания в вирт (Воннегут, Гибсон…). Правильно, зачем что-то придумывать, когда можно своровать идею и обозвать ее «оммажем». Честно, уже печально от такого отсутствия оригинальных идей.
Сами квесты – полнейший шлак. Но если в первой книге их было 3, то тут аж 7! Я, увидев число, пришла в уныние, и не зря. С натяжкой интересных оказалось всего два (уберу под спойлер:
Ну и финал такой беспомощно-приторный, что я даже подвывала кое-где.
По итогу, я постаралась абстрагироваться от сравнений с чудесной экранизацией и всё же решила поставить 4-*, так как хорошие и правильные мысли присутствовали, да и писатель работал в том же ключе, а значит, не следовало ждать от него чуда. Однако если кто-то не читал первую часть, а смотрел фильм, рекомендую продолжение не брать (или брать на свой страх и риск).
Rayli77, 17 февраля 2023 г.
Если вам интересна тема первой книги, вы гик и любите море отсылок, то и вторая книга вам покажется занимательной, хоть и менее увлекательной. По существу, сделать нормальное продолжение вполне законченной истории это всегда достаточно сложная задача. Во второй книге квесты стали менее интригующими, загадки более пресными. Очень смутило, сколь рознится стиль отсылок: в первой книге мы имели прямое погружение в поп-культуру 80х, а тут нам всё смешали и подают рваными кусками.
В первой части тема равенства было некой моралью, здесь она уже подаётся как нечто обыденное, соответственно текущей повестке. В общем и целом, времени потраченного не пожалел, но и приятных воспоминаний как то не то что бы много о книге.