Элена Ферранте «Моя гениальная подруга»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В бедном квартале Неаполя живут две девочки, ставшие подругами ещё в детстве. Они вместе ходят в начальную школу. Лену отмечают как способную ученицу, но никто не догадывается что своими успехами она обязана своей дерзкой подружке — Лиле.
Проходят годы. Они обе меняются, но живут всё в том же районе, среди тех же людей, знакомых им с юных лет.
Входит в:
— цикл «Неаполитанские романы»
Экранизации:
— «Моя гениальная подруга» / «L'amica geniale / My brilliant friend» 2018, Италия, США, реж. Саверио Костанцо
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anka_hobby, 21 августа 2024 г.
«Моя гениальная подруга» Элена Ферранте, 384 страницы
История двух девочек, Лену и Лилу, которые живут в бедном квартале Неаполя в 50-е. Они то сходятся, то расходятся, но всегда держат друг друга в поле зрения. И на фоне их жизни автор показывает меняющуюся судьбу квартала и то, как события влияют на дружбу девочек.
Мне очень понравилось как автор описал атмосферу этого места. Непривычно видеть Италию такой — нерадушной, бедной, мрачной и несолнечной, где бледные дети шляются по улицам и могут за свою жизнь так и не увидеть моря.
И конечно тут не обошлось без горячей итальянской крови, которая закипает от любого неправильного взгляда.
Квартал, где обитают девочки, является для них целым миром. Они не знают ничего о том, что происходит за его пределами и какая там кипит жизнь. Они пропитаны местными страстями, жесткостью и агрессией. Никакой полиции и закона, все проблемы решаются кулаками через старших братьев, а если таковых нет, то и женщины могут вступить в драку. Фашизм, мафия, коммунисты — чего только не увидел квартал и его обитатели за короткий промежуток времени.
В первом томе (а это у нас целая неаполитанская тетралогия) нам показали детство и отрочество героинь. И оно у них было совсем не сахарное, хотя сами девочки хоть и понимали, что живут в нищете и всеми силами пытались из нее выбраться, находили счастливые моменты.
Вся их история это дружба вопреки — здравому смыслу, характерам, обстоятельствам. Они слишком разные и стоим им приблизиться, как тут же друг друга отталкивают. Их дружба скорее похожа на соревнование — кто лучше в учебе, у кого уже есть парень, кто напишет книгу. Но даже это соревнование они умудрились пронести через всю свою жизнь. Возможно дело в том, что они никогда и не видели нормальных отношений — ни дружеских, ни семейных, и во всей этой токсичности дружили так, как могли. Но все же Лену и Лилу зависимы друг от друга и только вместе не чувствуют одиночества. Хотя одна горда, умна и колка на язык, легко скажет что-то обидное или совершит какой-то странный, даже грязный поступок, а вторая бесконечно ревнует и завидует первой, даже учится не ради себя, а лишь бы утереть нос. И Лилу действительно гениальна, но ее паршивый характер мешает ей обрести определенных высот. Это чудо, что две такие гениальные и умные девочки родились одновременно в одном и том же квартале, полном лишь разнорабочих, говорящих на диалекте и не способных прыгнуть выше собственной головы.
Финал такой, что чувствуешь, заварушка обеспечена. И хочется взять второй том и продолжить этот увлекательный и мрачноватый неаполитанский сериал.
Советую всем, кто хочет посмотреть на Италию под иным углом и заглянуть в мрачные уголки Неаполя.
Gourmand, 22 июля 2024 г.
Роман о двух девочках из бедного квартала Неаполя 50-х годов 20 века. Одна, Рафаэлла Черулло, уменьшительно Лила, из обычно-бедной семьи сапожника, другая, Элена Греко, уменьш. Лену, из семьи чуть менее бедной семьи швейцара муниципалитета. От лица второй девочки ведётся всё повествование. Мы смотрим на Лилу глазами подруги, а именно Лила в романе главная героиня.
Их дружба не похожа на дружбу обычных девочек. Они обе неординарны, умны и потому тянутся друг к другу. Поначалу независимая и замкнутая Лила не видит в Элене надобности, отталкивает её, но испробовав в качестве конфидентки другую, понимает, что Лену ей необходима. Но жизнь преподносит сюрпризы. Дороги девочек расходятся. Я со слезами читал часть, где уверенная в себе отличница Лилу самостоятельно изучает латынь, чтобы не отстать от подруги, чтобы доказать, что она способна учиться лучше всех, но... денег на учёбу в средней школе в семье сапожника нет. Задумайтесь! В средней школе. Не в университете, не в частном колледже в Англии — нет средств на обучение в обычной средней школе. Да и необходимости в учёбе не видит ни отец, ни мать Лилы. В их рабочем квартале образованность ни к чему. Латать подмётки или продавать с лотка фрукты можно и без школьного аттестата. И каково жить в таком окружении амбициозной девочке, стремящейся вырваться из нищеты? Сперва Лила не сдаётся, пробует другой путь, не путь знаний, и отдаляется от подруги, продолжающей обучение, но позже, и это я тоже читал с грустью, избирает самый тривиальный, самый девчачий вариант, буквально задавив в себе Лилу, отстаивавшую независимость.
Непросто складывается жизнь и рассказчицы, Элены-Лину. Она привыкла тянуться за подругой, обмениваться и принимать её образ мыслей, но из-за редкости встреч и разных интересов (Элена успешно продолжает учиться), она переходит к простому копированию внешней жизни подруги, возвращаясь по сути в раннее детство, когда она бегала за Лилой и усаживала свою куклу точно так же как и та. Вот только парни и романтические свидания вовсе не игры с куклами, к тому же Элена чувствует фальшь в отношении Лилы к жениху, богатому по меркам родного квартала.
В романе много и других историй, не связанных напрямую, но влияющих на жизнь девочек (да-да, девочек! В конце первого романа обеим по шестнадцать лет). Эти дополнительные истории раскрывают ту среду, в которой героини растут, принимая как должное, но всё же понимая, что эта среда их поглотит, если они не вырвутся оттуда.
Из всех эпитетов, которыми можно охарактеризовать роман, я выбрал «правдивый». Не жизненный, а именно правдивый роман о дружбе.
majj-s, 8 ноября 2021 г.
Жить = дружить
«Она была нужна мне как стимул, как опора, как потайной ход в мир, расположенный за пределами нашего квартала.»
Вопрос: «Ты Лила или Лена?» — среди кодовых фраз сегодняшней жизни не на том месте, какое раньше занимали «заграница нам поможет», «господин назначил меня любимой женой» или «жить хорошо, а хорошо жить еще лучше». Прежнее общество было монолитным, все смотрели и читали более-менее одно и то же, нынешнее сегментировано. Мы находим компактные ниши по интересам и размещаемся там с максимальным удобством, но по-прежнему нуждаемся в социокультурных кодах, по которым свои опознают своих. Одним из таких стала эта история, воплощенная в книгу и фильм, который посмотрели миллионы.
Дружба длиною в жизнь от одной из самых загадочных писательниц современности. Элена Ферранте в 2019 когда я читала четырехкнижие, была свершенным литературным призраком. Она как-бы существовала: кто-то же написал все эти книги, но никто никогда не видел ее. И публика не знала абсолютно ничего о том, кто скрывается под псевдонимом. Миллионные тиражи, переводы на два десятка языков и строжайшее инкогнито.
Сейчас ситуация немного прояснилась, в сетях появился портрет приятной немолодой женщины, и мы уже знаем, что писательнице семьдесят восемь лет. И это еще подогревает интерес. Только представьте: литературный дебют случился на пятидесятом году жизни («Любовь в тягость» L'amore molesto 1992), а подлинный успех пришел, когда синьоре Ферранте было за семьдесят. Обнадеживающий пример самореализации, не правда ли?
О тетралогии. «Неаполитанский квартет» включает четыре книги, к музыке, вопреки заглавию, отношения не имеющих. Но идея назвать четверку романов с двумя сквозными героинями квартетом, сразу выводит цикл из круга сериальных ретро-историй. Да, придумать что-то новое об отношениях двух людей в подлунном мире невозможно однако не стоит пытаться оценивать литературное произведение на основе критерия «о чем». Важнее «как сделано» и «что автор дал читателю» Сделано мастерски. а сказать госпожа Ферранте сумела важные вещи — честь ей и хвала.
В первую очередь это о том, что дружба — не только сорт отношений, делающих реальность чуть более приемлемой и дарящий поддержку, внимание, понимание. Важнее, что она может стать стимулом подниматься над окружением, расти над собой, извлекать свою Галатею из мраморной глыбы. О ментальном голоде, которого не утолить ничьим обществом, кроме общества одного человека. О радости расцветать под внимательным, любящим, ревнивым взглядом. О счастье быть подругой лучшей девушки на свете (скажи мне, кто твой друг и я скажу...)
Во вторую, это книга учебы, а такого рода произведений очень немного. Среди романов взросления, где герой ищет и трудно находит свое место в жизни, удельный вес учебы удивительно мал. Чаще школа, колледж, университет выступают в роли скучных декораций, на фоне которых развиваются действительно важные для героев события. Что до любовных романов, в них учебному процессу и вовсе отводится роль досадной помехи. «Моя гениальная подруга» выстраивает логистику учебного процесса, дает четкие действенные алгоритмы — как для традиционной системы образования, так и для экзотического экстерната.
И лишь потом это мыльная опера жарких неаполитанских страстей середины прошлого века. Элена Ферранте так аккуратно завернула в них свои главные темы, что читатель проглотит, не поморщившись. Может даже и не заметив. Но они начнут прорастать в нем, независимо от степени осознанности и желания понимать. Чуточку меняя к лучшему.
Отличное четырехкнижие. Браво, «Синдбад», браво, синьора Ферранте!
negativecharge, 20 июля 2019 г.
Если судить по книге «Моя гениальная подруга» Элены Ферранте, то в город Неаполь лучше даже не приезжать, не говоря уже о том, чтобы там родиться. Просто сволочь на сволочи сидит и сволочью погоняет. Проще сдохнуть, чем там жить. Но сдохнуть почему-то никто не торопится, так и копошатся в грязи, ни на что не надеясь.
А это наши две девочки-героини Лила и Лину, они встречаются в этом аду, чтобы начать свою странную дружбу. Одна — воплощение гениальности и непокорности, вторая — предпочитающая идти в фарватере первой и одновременно пытающаяся превзойти её. Конечно, главные героини не такие гады, как их родители, родня, учителя, соседи и прочие люди, встречающиеся им на пути. Ведь они-то две заслуживают оправдания, раз героини. Хотя... они ничем не лучше других, пусть и считают себя иными.
И вот читаешь всю эту мерзость… и читать не хочется, и бросить не получается. Всё время побеждает любопытство: что ж эти все товарищи ещё натворят такого, и что ж с ними в итоге-то будет. Такой вот парадокс книги. Так что если хочется окунуться в блеск и нищету Неаполя, то начинайте читать. Но потом уже придётся дочитывать до конца.
sam0789, 6 сентября 2018 г.
Да… Те, кто рассчитывают на книгу о дружбе подруг – ничего подобного тут не найдут. Я не рассчитывала ни на что. Ну может быть чуть чуть. Сбивает название –МОЯ, да еще и гениальная, ПОДРУГА. В итоге имеем книгу о соревновании 2-х девушек, которые пусть и не враждуют в открытую, но ведь это и не дружба! Хотя может разные народы вкладывают разный смысл в это понятие?
Лену выбрала Лилу. За её характер, за её смелость, решительность, независимость от чужого мнения, бесстрашие и не только. Именно Лену начала дружбу (назову это так только потому, что так считает автор) – стала ходить хвостиком за Лилу, помогала там, где не просили – короче активно стала соваться в жизнь Лилу. Ну Лила и привыкла…
Мое понятие подруги – отличается от авторского. Мое мнение – поведение Лену и Лилы – поведение соперниц. Когда стараются перепрыгнуть одна другую. А здесь? Ах, ты делаешь так, а я сделаю еще лучше! Ах, тебя допустили до экзаменов – я вот отвлеку тебя, чтобы ты не сдала его! Ах, обащают на тебя внимание мальчики – а мне на фиг оно надо (что Лилу еще скажет, здесь всё от природы зависит). Ах, вот смотри, теперь и на меня мальчики обращают внимание! Ах, посмотри да сколько их! Ах, а мне уже и предложение сделали! А ты, моя гениальная подруга, учись дальше. Тебе это дано, ну чтож поделаешь, мне этого не дано…
Читать интересно. Идет не один сюжет, а много много историй из жизни девочек. Но в целом книга вызывает противоречивые чувства! Неужели всё-таки из-за названия? Если бы книгу не преподносили нам, как историю о дружбе – может и судили мы о ней по другому?
EvgenDavids, 7 октября 2018 г.
Первая книга цикла задает фундамент всей истории и открывает для нас главные персонажи — двух девушек Лену и Лилу, судьбы которых так тесно переплетаются между собой и миром Неаполя с самой первой страницы этой истории. Эта необыкновенная история заслуживает быть прочитанной каждым читателем во всем мире.