Дэвид Хертер «Чернь, Золото и Зелень»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Стивен Мэдисон прилетает в Прагу для научной работы и разведывательной деятельности. Он делает запросы в книжные магазины, посольства, ищет общества чешских диссидентов. Однажды он получает приглашение на Стрелецкий остров и так начинаются его удивительные приключения...
Входит в:
— журнал «Postscripts, Spring 2005, Issue #3», 2005 г.
— антологию «Ужасы», 2006 г.
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- В. Двинина (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frogman, 19 мая 2024 г.
Ну прямо исповедь в стиле Лавкрафта. Шпион-учёный получает задание в Праге. В его распоряжении древняя библиотека. Что нужно для счастья?
Монстров из-под воды!
Фатализм концовки- Лавкрафт.
Мрачные описания города и катакомбы- Лавкрафт.
Скучновато и «много воды» — опять Лавкрафт!
Мне история понравилась. Но не ясно, почему родные главного героя погибли. Они то тут при чём?
А Харстман и Милована ( вот уж имя для зубастой твари в чешуе) вышли прямо из кошмаров Говарда Филипса.
lumen2012, 21 апреля 2020 г.
Удивительный рассказ! Через три дня после прочтения попытался вспомнить о чем там речь. В памяти проявились только фрагменты путеводителя по Праге и все! И что здесь поставить? Пускай будет 4.
Ксандер, 17 января 2015 г.
История Русалочки многим памятна с детства: это навевающая грусть сказка, вынесенная из прошлого. Морская красавица, отказавшаяся от бессмертия ради любви и расставшаяся с жизнью. Но, что если обратить сюжетные роли и рассказать историю Принца? Историю его влечения к загадочной обитательнице вод, завершающуюся исчезновением. Будет ли это лишь вариация меланхолической повести, или грусть в новом сюжете быстро сменится нарастающим ужасом?
На фоне мистических чертогов чешской столицы, словно сошедшей со страниц замечательной эссе-поэмы Анджело Марии Рипеллино «Мистическая Прага» и фантазией Дэвида Хертера соединенной со временем Холодной войны — эпохой противостояния шпионов, мертвящего всевластия спецслужб и преследования диссидентов, старая сказка оживает в новом, пугающем воплощении. Два мира – шпионских интриг и мистических загадок — логически несовместимые и, одновременно, родственные: взаимно близкие своим иррациональным началом, которое захватывает главного героя, увлекая его в воды безумия, к трагическому финалу. Рассказ Хертера — это последняя исповедь университетского мечтателя и апологета демократических ценностей, заброшенного в тоталитарное общество и не подозревающего о том, какие зловещие и далекие от политики силы существуют за гранью этого ареала.
…Один мой друг — неисправимый романтик — побывавший в Москве, на Болотной площади во время памятных событий, потом рассказывал, что на митинге его не покидало ощущение какой-то мрачной отстраненности. Некой мимолетности происходящего на фоне незыблемости судьбы, запечатленной, казалось бы, даже в памятнике Абаю Кунанбаеву, чей образ и чьи цитаты о противостоянии фатуму тогда обрели символическое значение. Может быть, именно в этом представлении о неотвратимости рока и заключено понимание истории Дэвида Хертера?
Романтизм, когда-то увлекший Стивена Мэдисона в Прагу во имя научных интересов и распространения демократических ценностей и романтизм его сына, повторившего приключение отца под впечатлением рассказа о Русалке, были лишь результатом соприкосновения человека с потусторонним миром, пленительным и по-древнему безразличным к судьбе самого человека. Тяга к смерти — влечение поэтов и революционеров, мечтателей и артистов, вроде утопившейся во Влтаве певицы Габриэлы Березковой, несомненно, была знакома Стивену. И главный герой неизбежно должен был погибнуть, пусть ему и удалось отсрочить свою участь на годы. Его исчезновение в подземелье стало итогом его приобщения к тайнам вечности, хранимым Водяным и Русалкой, и той ценой, которую он должен был за эту связь заплатить.
Gynny, 24 июня 2013 г.
Странное впечатление от рассказа. Кажется, задумывался он как шпионская приключень с мистической развязкой. Что получилось? Добросовестный пересказ фрагментов путеводителя по Праге в стиле «я здесь был» а ля серия любительских фотографий на фоне достопримечательностей.
Мистическая таинственость? Загадки? Если бы.
В общем, если после «Синдрома Петрушки» Рубиной хочется перефразировать чеховских трех сестер и воскликнуть: «Хочу в Прагу», то эта история аналогичных эмоций у меня не вызвала.
Claviceps P., 18 сентября 2010 г.
В немногочисленных рецензиях на Западе — «Чернь, Золото и Зелень» не особо отмечают, тоже некоторые называют скучной вещью скорее. Хотя сам по себе ее автор очень и очень интересный похоже. По мне так и вовсе — Хертер безусловный талант судя даже по одной этой вещи.
Я вот в очередной раз удивляюсь низким оценкам. На мой взгляд рассказ совершенно прекрасный. Эпистолярной формы, но не в виде переписки как это часто бывает, а просто текст как одно длинное письмо, с историей злоключений, с прошлым, спуску не дающим герою. Стилистически и интонационно четко выверенное и гладкое повествование, очень атмосферная — и из-за пражского колорита, и из-за тонкостей всяких. Размытый фокус в конце — это тоже плюс. И микс общий — культурологический, социально-политический, мифологический — Рудольф II, «Русалка» Дворжака... Все прелести и странности Праги описаны прекрасно, плотным текстом, буквально физически погружающим читателя в ее атмосферу...
И не насмехается автор совершенно — все исторические детали к месту. Город не мыслим без своей истории — даже для простого туриста, а тут еще и с учетом профессии героя и особенностей сюжета... Сцена странного дурного наваждения и чувственного помешательства в театре, блуждания по лабиринтам, наплыв одержимости к поиску, интрига и встреча, опухший и тукающий палец, кульминация в катакомбах и финальный зов — все играет как надо.
Говорите — блекло, уныло и серо? Хех, а мне кажется, что — пестро. Черно, золотисто и зелено... :smile:
Такое ощущение, что некоторым просто лень читать что ли и вслушиваться разучились... :frown:
valkov, 21 декабря 2008 г.
Рассказ выше среднего, но не намного. Значительную часть текста занимают различные названия, выдержки из истории, многочисленные описания культурных памятников и местечек Праги. Вот только рассказ — не путеводитель по столице, а история ужасов. И если автор хотел создать образ этого города, ему это не удалось. Я и сам бывал в Праге, но при чтении этот удивительный город не всплыл в моем сознании ни разу. Все это обилие названий,имен, историй и легенд написано на редкость сухим, каким-то топорным языком. Уныло и серо в общем, утомляет с самого начала, и это совсем не к лучшему, и роли для развития сюжета и самой истории не играет.
Разбавили эту овсянку сцены в театре, а затем в катакомбах, здесь все отлично, автор подкидывает интригу, под землей творится настоящий хоррор, написано атмосферно и густо. Хотя вряд ли эти моменты вытаскивают рассказ, история все равно невнятная, а развитие примитивного сюжета банально. К тому же имеются серьезные претензии к логике поведения тех, кто назначил гг встречу в катакомбах. Для чего его было приглашать, если все так закончилось?
alex1970, 30 декабря 2010 г.
Части рассказа неравнозначны. Вначале идет прекрасная ода старой Праге. Затем собственно рассказ – с диссидентами, шпионами, госбезопасностью и чудовищем.
Финал какой-то смазанный.
Автор блестяще знает предмет, отлично описана готическая архитектура и мрачные катакомбы, но вот мистико-шпионские происки удались меньше.
Variel, 25 сентября 2010 г.
Прекрасный рассказ начисто угроблен глупейшей концовкой и непонятной мотивацией Хастрмана.Город,холод,катакомбы,промокшие ботинки все это создает безупречную атмосферу,погрузившись в которую становится страшно и хочется узнать некую тайну,жаль что тайны попросту нет.
alex_kr, 21 августа 2010 г.
Рассказ, откровенно говоря, не сильно впечатляет. Вроде и сюжет довольно неплох, и продуман, и прописан, но смотрится это все как-то блекло и мутно. Да и красоты Праги в описании автора не очень то и поражают. В общем, не могу назвать этот рассказ одной из удач сборника.
Pickman, 13 октября 2008 г.
Мрачный, красивый рассказ. Главное здесь не действие, а сам дух одного из величайших городов на Земле, и вот эту-то атмосферу Хертер передал блистательно. Здесь каждая историческая, архитектурная, культурная деталь — неотъемлемый штрих в портрете чудовища, что много веков возвышается надо Влтавой... Этой мистической цельности я ожидаю и от не читанной еще «Богородицы Тьмы» Фрица Лейбера. Рассказ буквально обволакивает со всех сторон, убаюкивает сырым воздухом пустынных улиц и катакомб...
Но, сам побывав в Праге, могу с уверенностью сказать: такой взгляд на нее — не единственный из возможных, хотя и близкий мне самому (а также, скажем, Францу Кафке). Прага многолика, и каждому откроется какая-то ее сторона... каждому, кроме тех, кто едет туда исключительно за пивом, покупками и дешевыми проститутками.
Вертер де Гёте, 10 октября 2008 г.
Хертер — специалист по чешской культуре. В своём рассказе он демонстрирует отличное знание предмета, очень много места уделено подробным увлекательным описаниям разных уголков старой Праги, такое серьёзное отношение не может не вызывать уважения. А вот сама мистическая история не слишком интересна.
Asmodey, 12 января 2009 г.
Рассказ с легко предугадываемой концовкой, чересчур насыщенной вставками исторических эпизодов. Определённый шарм, конечно, немного присутствует — русалка, водяной, но всё это зарисовано как-то блекло.