Все отзывы посетителя Юкке Сарасти
Отзывы (всего: 9 шт.)
Рейтинг отзыва
Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Юкке Сарасти, 26 января 2015 г. 01:27
Книга Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» в наших пенатах стала известной после того, как на экранах появился одноименный кинофильм с Эммой Уотсон. Вначале мы поговорим о книге, а потом немного о фильме.
Книга, вне всяких сомнений, чудесный образец молодежной прозы, была внесена в десятку запрещенных книг Ассоциации Американских Библиотекарей по причине большого количества аморальных сцен с участием подростков. Так что в США несовершеннолетнему получить эту книгу в библиотеке будет трудно.
Произведение Чбоски написано в жанре эпистолярной прозы и описывает жизнь очень неадекватного, но умного парня по имени Чарли, который только что попал в первый класс старшей школы. Ситуация сложная для любого ребенка, но в случае с Чарли все усугубляется тем, что он действительно имеет проблемы с головой. В возрасте семи лет умерла его любимая тетя Хелен, и это вызвало у мальчика настолько тяжелые переживания, что его даже пришлось поместить в больницу. С тех пор он так и не оправился. А перед переводом в старшую школу, в мае месяце, лучший друг Чарли Майкл совершил самоубийство. В общем, та еще картина.
На этом фоне Чарли начинает писать письма парню, которого обсуждали девчонки в его классе. Девушки утверждали, что он умеет слушать и не воспользовался случаем переспать с ними на вечеринках, хотя мог. В форме писем к этому таинственному человеку и изложен роман. Чарли проживает свой учебный год и рассказывает, что с ним происходит в письмах. А в роли таинственного человека, который умеет слушать, выступает читатель.
Вместе с Чарли мы переживаем его процесс адаптации к окружающей реальности, его дружбы и первый в жизни роман, первые пирожные с коноплей…
Фишка этого романа состоит в том, что все происходящее: наркотики, вечеринки, первый секс, мастурбация… рассказано фактически ребенком. Человеком умным, добрым, крайне открытым, ранимым и беззащитным.
Именно контраст этого «детского восприятия» и окружающей «взрослой» подростковой реальности делает этот роман выделяющимся из общей массы. Без этого приема книга либо превратилась бы в тяжелую молодежную драму, либо в вариации на тему «Американского пирога». К счастью, автору удалось избежать и первого, и второго.
Вместо этого Чбоски написал книгу о приятии нас другими людьми и о нахождении своего места в мире. Об отношениях, которые позволяют нам избежать безумия. По сути, вся книга – иллюстрация к известному эксперименту Лэйнга. В свое время психиатр Лэйнг взял шизофреников, одел их в нормальную, а не больничную одежду и рассортировал по диагнозам. После этого им было позволено нормально общаться и совместно проводить время. Через некоторое время больные выздоровели и были отпущены домой. Оказавшись в обычной жизни, без поддержки, наедине с собственным ощущением изолированности и ненормальности, менее чем через полгода они все вернулись обратно в больницу.
Сам автор в интервью говорил, что его к написанию книги подтолкнуло то, что очень многие отличные люди, с которыми он был знаком, в подростковый период своей жизни позволяли обращаться с собой, как с мусором, потому что считали, что заслуживают такого обращения. Так же и Чарли наблюдает, как люди ранят друг друга, и со своей неуклюжей добротой начинает отыгрывать поддержки для окружающих, теоретически более «нормальных» людей, функцию поддержки и опоры. И пространство их взаимоотношений позволяет самому Чарли не сходить с ума.
Если попытаться выразить основную идею книги одним предложением, я сказал бы, что книга о том, что быть безумным не означает быть плохим. Да, Чарли полный неадекват, но он все равно остается живым человеческим существом, достойным сострадания и сочувствия. И даже тот факт, что он не понимает половины происходящего, но все равно остается чутким и сострадающим человеком, говорит о нем больше хорошего, чем плохого.
Книга заканчивается госпитализацией Чарли, но, в конечном итоге, он сумел дотронуться до самой глубокой и мрачной своей тайны, и в перспективе это большой шаг вперед к его «выздоровлению».
Отзывы о романе делятся на две полярные категории. В первой, большее внимание обращается на отношения Чарли с окружающими, и доминирует отношение, что это очень теплая книга о дружбе, чувствах, изоляции и об ее преодолении.
Вторая же категория рецензентов зациклилась на пустой и глупой обывательской морали, в худшем значении этого слова. Они видят лишь поверхность, вместо того, чтобы взглянуть вглубь, сосредоточив свое внимание на «взрослых» темах и глубоко осудив их. Ну, что сказать по этому поводу! – «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».
В сети рекомендуют читать книгу в любительском, а не издательском переводе, поскольку издательский перевод плох. Читал в любительском. Нареканий не имею.
Теперь следует сказать несколько слов о фильме. Фильм хорош, актерская игра выше всяких похвал. Если сравнить книгу с фильмом, то, как ни парадоксально это звучит, фильм не дает достаточно глубокого погружения в происходящее. Однако все основные моменты романа были переданы. Это не удивительно, учитывая, что режиссером и сценаристом картины был все тот же Стивен Чбоски.
В книге все описано глазами Чарли, а в фильме мы просто видим происходящее. Со стороны Чарли кажется просто обычным тихим подростком. У каждого из нас в классе такие были, или мы сами такими были. А вот, когда читаешь книгу, понимаешь, что именно происходит в голове этого человека. Ведь там действительно концентрированное безумие, которое просто не проявляется в полной мере наружу. От этого эффект погружения в книге раз в 50 сильнее, чем в фильме. Это притом, что я сначала смотрел фильм, а только потом читал книгу.
Отдельно стоит упомянуть вырезанную из фильма линию отношения Чарли с его сестрой. В ней он возил ее в больницу делать аборт. К сожалению, из-за хронометража эту часть фильма вырезали. Однако ее можно легко найти на youtube. Стоит посмотреть. Сцены просто сердцеразрывающие.
P.S. У меня есть стойкое подозрение, что когда девчонки в классе говорили о понимающем парне, они имели ввиду именно Чарли. Так что, по сути, он писал сам себе. Косвенно на это намекает и автор.
Юкке Сарасти, 4 ноября 2013 г. 16:19
Сказать что это плохой роман значит нагло польстить автору. Это вообще не роман. Это непонятно что. Полное отсутствие смысла, сюжета и банальной логики в действиях героев способно вызвать лишь лютый фейспалм.
Сейчас последует ударная доза спойлеров. По своей сути Враги хотели
Это только начало феерии идиотизма. Там весь сюжет такой. И еще Лукьяненко разучился писать героев. Вообще. Судя по всему он планировал озвучить ремейк Калек, но не вышло. Просто показать чью-то странность и уродство недостаточно чтобы сделать его глубоким персонажем. К каждой странности надо приделать свою историю. Иначе это не персонаж, а просто странность висящая в воздухе.
Еще «впечатлили» разного рода флэшбеки жизни заставы. Такая милая попытка долить в роман воды чтобы скрыть отсутствие вменяемого сюжета и всего остального в этом «произведении».
Семь только по старой памяти что пейсатель когда-то был писателем. В лучших моментах даже Писателем.
Юкке Сарасти, 19 сентября 2013 г. 13:30
По сути эта трилогия вывернутая наизнанку банальность. У нас есть весь набор штампов характерных для фэнтези, но только каждый из них по факту является собственной противоположностью.
По прочтению у меня осталось стойкое ощущение что автор не знает о чем ему писать. Он написал банальных персонажей и дальше, чтобы не было как у всех, вывернул их суть наизнанку. Поскольку не хватило фантазии для того чтобы показать их органическое развитие и взаимодействие Аберкромби сделал так чтобы везде где можно сделать подлость и мерзость персонажи делали подлость и мерзость. Тоже вывернутый наизнанку фэнтезийный штамп. Подлость и мерзость не вытекает тут из развития персонажей и их взаимоотношений. Она есть потому что есть. Это Вам не Мартин и не Бэккер с их проработанным бэкграундом.
Вот и все что я могу рассказать об этом романе.
Роберт Хайнлайн «Звёздный десант»
Юкке Сарасти, 18 сентября 2013 г. 15:41
Когда-то в подростковом периоде моей жизни Звездный Десант был одной из моих любимых книг. Не нужно усматривать в этой книге пропаганду милитаризма, хотя она там есть. Прежде всего это книга о взрослении и ритуале инициации. По сути мы ничего не знаем про жизнь Федерации. Потому смешно говорить что там цветет фашизм, милитаризм и всякая прочая тоталитарщина. В конечном итоге из описания повседневной военно-профессиональной жизни штатовских морпехов тоже можно сделать вывод что они живут в военноей диктатуре. Однако это не так.
О гражданских реалиях федерации нам известно лишь то что люди которые не прошли воинскую службу лишены права голосовать и быть избранными. Однако любой может один раз в своей жизни вступить на воинскую службу и пройти ее до конца в независимости от уровня интеллекта и состояния здоровья. И служба это действительно опасна и трудна, иногда смертельно опасно.
Суть федеральной службы в ЗД совсем не в прославлении армии, хотя это там тоже есть ведь это подростковый роман, а юношеству следует давать позитивные примеры для подражания, а в том что она определяет право «сметь свое мнение иметь» параллельно сортируя тех кто действительно имеет мнение и тех кто умеет только много болтать. Согласитесь IRL это был бы прекрасный способ отсеять интернет воинов и ура-патриотов от настоящих воинов и патриотов раз и навсегда.
Хочешь изменить общество и служить своему виду? Вперед в армию.
Юкке Сарасти, 23 сентября 2012 г. 14:21
Я долго зрел для того чтобы написать эту рецензию, но ужасался глубиной этого романа и стремительно убирал немытые лапы в карман когда они тянулись в клавиатуре. Но сейчас я дозрел.
Прежде всего надо сказать что это ВНЕЗАПНО роман о контакте. Роман о контакте, если он действительно о контакте практически должен демонстрировать нам две вещи:
а) Неких нестандартных, непонятных и действительно чужих инопланетян.
б) Должен показать как хрустит, трескается и раздвигается во все стороны хрупкий человеческий разум и личные качества при встрече с неведомым которое превосходит все с чем мы сталкивались раньше по своей чуждости.
С обеими задачами Уоттс справился блестяще. Инопланетяне действительно чужие
А вот на людях пожалуй следует сосредоточиться особо. Нюанс состоит в том что к звездам летят уже практически не люди. Точнее летят существа которые уже,в значительной своей части, настолько изуродованы/переделаны что людьми их можно назвать только с большой натяжкой, а управляет ими сверхчеловек-вампир,
По сути человечество на поле контакта так и не выйдет на протяжение всей книги. Будет видна только остаточная человечность и это наполняет весь роман некоторой особой болью, пониманием того простого факта что для человека в постчеловеческом мире фактически не остается места. Потому на Земле люди массово уходят на Небеса, виртуальную реальность, ведь в реальном мире они уже не нужны.
Но с другой стороны именно в нечеловеческих пейзажах синигулярности и можно проявить и понять человеческие эмоциональные качества, именно там она выглядит настоящим чудом.
Фактически эта книга о человечности, о Сири Китоне который вновь обретает себя, через боль, страдания и муки вновь возвращаясь к своей способности понимать и чувствовать поскольку в определенный момент при столкновении с безграничной и чужой Вселенной, когда разум бессилен единственное что нам остается делать это страдать.
Именно это делает «Ложную слепоту» в моих глазах шедевром который войдет в века.
Питер Уоттс, Дэррил Мерфи «Подёнка»
Юкке Сарасти, 4 августа 2012 г. 23:29
Это очень жестокий рассказ. Рассказ после которого тошнит от ужаса и все внутри содрогаеться от мысли о том до какого уровня насилия психического и физического можно дойти на живом человеке.
Р. Скотт Бэккер «Зовите меня Апостол»
Юкке Сарасти, 30 июля 2012 г. 21:02
Знаете думаю очень страшно жить в мире Бэккера. Ведь по сути в каждом, по крайнем мере переведенном, произведении ГГ смотрит вокруг через призму своего восприятия и видит исключительно людей-автоматов которые регулирются через нажатие тех или иных кнопок.
Апостол конечно не Келхус и потому страдает не имея возможности, буквально, забыть ничего из того что его окружает. Благодаря уникальной фотографической памяти ГГ имеет возможность видеть заевшую пластинку жизни которая окружает всех нас. Однако в отличии от Келхуса о он остается просто человеком, как бы он ни протворялся циником, и это его потихоньку убивает.
Вообщем страшно жить в мире Бэккера. Но если говорить о романе то он прежде всего о религии. По сути он только о религии. Страдание ГГ, детективная интрига и части тела разбросаные по городу ведут нас к финальному
И это я называю действительно непредсказуемый финал.
P.S. И атмосфера действительно ну очень нуаррррная.
Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»
Юкке Сарасти, 28 июля 2012 г. 23:50
Очень живой и красивый город. Буду банален, город, вот главный персонаж. Он описан неимоверно ярко, особенно вся грязь, похоть и коррупция которая лежат в его основе. Именно они и создают тот убойный бьющий по мозгам коктейль который течет в жилах любого по настоящему большого города и заставляет его любоненавидеть всеми фибрами и жабрами души.
Линия гаруды, как и слепок с жизни ученых и различного рода богемы показан просто блестяще, что много добавляет в моих глазах этому роману. Также из каждой буквы романа светятся левые убеждения автора. Как к этому относиться личное дело каждого.
Дэвид Зинделл «Хранитель времени»
Юкке Сарасти, 28 июля 2012 г. 23:21
Нет сомнений это одна из величайших НФ-книг которые я когда либо читал. Прежде всего следует сказать что поражают знания автора о различных культурах и состояниях сознания которые приветствуются в них. Явно видно достаточно глубокое знакомство с трудами таких ведущих трансперсональных теоретиков, как Станислав Гроф и Кен Уилбер. Что позволило создать масштабное эсхатологическое полотно.
По сути вся книга пронизана идеей трансцеденции человеческого эго во всех ее проявлениях. Начиная от анимизма деваки, всепобеждающего индивидуализма воинов-поэтов, гармонии Агатанге…
Идеи русских философов космистов в произведении тоже присутствуют.
Особого внимания заслуживает идея ордена «Мистических математиков и иных искателей несказанного пламени» в любом более бездарном произведении я бы сказал про плагиат идеи Германа Гессе из «Игроков в Бисер», но здесь идет скорее творческое развитие этой идеи. По крайней мере более прекрасной реализации этой идее в фантастике я не встречал. Я вообще ее не встречал в фантастике.
Стоит сказать также про сюжет и персонажей. Так вот сюжет… Он мощен. Реально суровая реализация противостояния отцов и детей, тонкий мистицизм событий и ощущение жестокой судьбы которая стоит за каждым шагом ГГ производит впечатление и это даже не Шекспир, это действительно Ананке древнегреческой трагедии. Особенно это заметно в отношениях Мэлори Рингеса с его
Также рекомендую помедитировать над символизмом смерти и воскрешения лучшего друга ГГ Бардо. Что такое Бардо и с чем его едят в буддизме гугл в помощь.
Вообще книга изобилуют целой кучей аллюзий и я абсолютно уверен что очень многие из них ускользнули и от Вашего преданного слуги))))
Моя оценка 10 из 10. Must read.