Сообщения и комментарии посетителя
Распределение сообщений по форумам
Сообщения посетителя Gvendоlen на форуме (всего: 10 шт.)
Сортировка: по датепо форумампо темам
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]()
Мм, то есть делить ту же фантастику на фэнтэзи и НФ непродуктивно и смысла не имеет? |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]() ameshavkin
Изначально — это из какого начала? Есть сага. Есть сказка. Есть быличка. Между ними нет границ? Это если мы об "изначально". Возьмём девятнадцатый век. Есть любовный роман. Есть утопия. Есть научно-фантастический роман. Между ними нельзя провести границы? Оперировать списком жанров так, как оперируют таблицей Менделеева, не корректно. Но отрицать, что существует "ореол жанровых ожиданий", которые формируются конкретным жанром, боюсь, не получится. |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]() ameshavkin
1) Так опять же. Размывание жанровых критериев же. В двадцатом веке и далее примеры, строго укладывающиеся в жанровую схему, — как раз исключение. 2) Так а зачем литературоведу рассчитывать на первый-второй? Чтобы в случае, когда "полвторого", предположить, зачем автору понадобилось ломать жанровые рамки, или включать элементы другого жанра, или совмещать первое с вторым. Разобраться, как и для чего сделано. |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]()
Согласна. Как раз мессидж там противополжен мессиджу "Пикника" |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]()
Мне интересно, в какой момент границы жанра размываются и зачем так происходит. Тут же вся тема — про научную фантастику и её характерные черты. Вот при наличии определённых характерных черт — всякий ли текст является НФ? Нет. А почему? И так далее. а если мы откажемся от точности в определениях, тогда разговаривать станет невозможно совсем :) kagerou
А вот интересно, текстов про кризис_рационального_познания у нас ещё_есть? Сравнить бы. На одном Пикнике делать выводы неудобно. *перебирает*
А Ваше определение сциентизма как мифологемы отличается от словарного, кстати? |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]()
Ну это и есть, прямо в тексте. Но Пильман о том и страдает — что размножаться этаки они заставили, а_сделать_этак не смогли, что статистика вокруг эмигрантов из Хармонта нарушает принцип причинности, — и доходит в гипотезах до того, что ситуацию контакта предполагает пикником на обочине. За что его Нунан ругает? За презрение к человечеству. Смириться с тем, что происходящее- экспансия или попытка контакта, он может, это его достоинство человека не ранит. А предположение о том, что посещение ВООБЩЕ не имело цели, наводит экзистенциальный ужас. Контакт совершился, но он был_случаен. В нём нет ничего, кроме случайности. А мы тут логику пришельцев ищем, вспышки расшифровываем. Эта проблема АБС занимала совершенно явно, она — одна из тех, что в центре сюжета. Но не на первом месте. И Шухарт в конце пытается же вспомнить Кирилла (а Кирилл, адепт прекрасного будущего, добрый чистый человек, учёный и адепт науки, рационалист, погибает — опять же случайно! — в самом начале). И когда Шухарту среди "воспоминаний о рылах" таки удаётся вспомнить Кириллово "Человек рождён, чтобы мыслить" (опять же фраза — маркер целого течения), он и осознаёт: подстава в том, что его не научили мыслить. И никакие учёные, никакой институт ему не могут помочь сделать выбор и понять, почему всё плохо, и что пожелать, чтоб стало лучше. Вот это, как по мне, точно в центре конфликта. А то, как воспроизвести этак и какие были цели Посещения, — далеко не. Не о том история. |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]()
Ну вот насчёт "совсем не интересует Стругацких" я бы не сказала. Почему я прицепилась к "Пикнику": мне упорно кажется, что некоторый эксперимент именно над каноном НФ имеет место. А конкретно — намеренная деструкция этой самой сциентистской мифологемы в рамках текста. Ведь всё имеем в тексте: ситуация контакта с иным разумом (ок, опосредованного), попытки научного осмысления, диалоги, в которых проговаривается "научная логика" исследователей. И раз за разом АБС заводят научное сознание в тупик — на его поле, в его классическом, можно сказать, сюжете. Вот с этой точки зрения, мне кажется, Пикник к теме дискуссии очень даже относится.
Так их это и привело. Туда, где их захавало... эээ, фантастическое допущение. Они сами себя добровольно ему вручили этим самым отказом от. По-моему, это тоже входит в понятие "сюжет вокруг науки": что бывает, если от неё отказаться, а что — если вот этим вот её подменить. В тексте ж даже есть подробный пример нормальной филологической дешифровки этой их сакральной записки про розы и тамплиеров, — как по мне, неслучайно. |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]()
Да я не против :) Но критерии в виде синтеза мифологем и научного метода, науку как движущую силу сюжета и метод конструирования-разрешения конфликта, фантастическое допущение (организация тамплиеров же, со всей структурой) и, не побоюсь этого слова, прогностическую силу мы имеем же? НФ?
А постмодернизм, боюсь, мне не поможет. Вот уж определений постмодернизма точно вагон. И насчёт "примата художественной реальности" — что значит "художественной реальности"? "Вселенная есть текст" в романе — это не столько привет чисто романтическому "вымышленному миру", сколько отсылка к Пирсу и Co. Персонажи применяют к миру семиотические и постструктуралистские методы, а не романы пишут, чтобы изменить реальность... |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]() И с "Пикником на обочине" (если мы оперируем приведёнными определениями). Насколько можно говорить о противоречии-непротиворечии научной картине мира и применении научного метода на материале "Пикника"? О том, что же такое "Посещение", каковы его цели и даже как работают артефакты, мы не знаем. Мы знаем, что учёные в "Пикнике" констатируют противоречие того, что происходит вокруг Зоны, формальной логике и как раз их представлению о научной картине мира.
...и далее, весь разговор Пильмана с Ричардом.
То есть насколько_возможно_научное объяснение феномена Зоны, так и не ясно. На текущий момент Пильман констатирует, что наука зашла в тупик и пытается из него выбраться. Научный метод познания есть (хотя не он является движущей силой сюжета и действие происходит не вокруг него, а во многом как раз внутри вполне наивной картины мира Шухарта), но насколько происходящее противоречит научному мировоззрению на самом деле, мы не знаем. Пильман говорит, что противоречит, но у него явно не вся полнота информации. В любом случае, фабула развивается не вокруг Пильмана или Института и приключений научного разума, столкнувшегося с неизведанным. Таким образом, под определение НФ подверстать "Пикник" ИМХО невозможно. Но когда я пытаюсь определить жанр, я зависаю. По-моему, с "Пикником" мы имеем пример размывания жанровых критериев в чистом дистиллированном виде... |
Другие окололитературные темы > Хронотоп: фантастика, сказка, миф > к сообщению |
![]() Здравствуйте, можно к вам? :)
С определением НФ пока всё у всех туманно, а вот с термином "сциентистское мировоззрение" дела обстоят яснее.
Это есть словарное определение, которое знает даже Википедия. Вот более развёрнутые, целая подборка на Academic. Возникает вопрос. Если научная фантастика (по очень грубому определению) — это жанр, в котором фантастическое допущение не противоречит научной картине мира (и приводится в действие силами науки), то причисляем ли мы сюда произведения, где наука — это гуманитарная дисциплина? "Маятник Фуко" Эко — с подробным описанием механизмов мышления, кодов, формирования мифологем, с конфликтом, наглядно демонстрирующим, как филология приносит решающие изменения в жизнь человека, с развитием событий, не противоречащим научной картине мира (если под наукой понимать семиотику) — есть научная фантастика в строгом смысле? Другими словами, сциентистское представление (ок, часть мифологемы), подразумевающее примат точных и естественных наук, — необходимый критерий? |