Все отзывы посетителя shvichkov
Отзывы (всего: 10 шт.)
Рейтинг отзыва
Аластер Рейнольдс «Machine Vendetta»
shvichkov, 28 февраля 2024 г. 13:35
По какой-то причине я обожаю вселенную Пространства Откровения, хотя оценки, которые я проставил большинству книг, обычно средние или ниже среднего, включая прошлые приключения Префекта Дрейфуса. Пожалуй, главное, что удалось старику Алу за четверть века это показать многослойный, по-хорошему жирный и настоявшийся мир. Половину этого очарования рубит перевод, а, точнее, невозможность или нежелание достойно перевести на русский большинство терминов, которые Рейнольдс рассыпал по книгам. Есть что-то притягательное в самом сеттинге, мрачном и холодном, в крошечном уголке огромной непонятной Вселенной, разделенный десятилетиями досветовых полётов со всеми релятивистскими прелестями, на готических лайтхаггерах с его зачастую лишенными человеческого облика Ультра. С сотней интересных находок тут и там — но с раздутой прозой, объем которой умоляет о редакторе; с далеко не всегда интересными персонажами, даже если у тех есть несколько книг, чтобы их как следует развить; с затертыми до дыр самим автором твистами. И в «Машинной Вендетте» есть всё это — и очаровательное, и плохое, и уныло-средненькое.
Почти треть и без того объемной книги на раскачку — такое не каждый автор может позволить, и не стоит. Хоть и «Префекта» с «Пожаром Элизиума» я читал лишь пару лет назад, мне пришлось даже освежить воспоминания о сюжете первой книги серии о титульном Префекте. И в одном её синопсисе было столько всего, что после трети «Вендетты» казалось, что сюжет в этот раз чисто номинальный. Рейнольдс заботливо напомнил обо всех действующих лицах, особенно тех, про которых он напрочь забыл в «Пожаре Элизиума», и принялся неторопливо раскручивать знакомую конструкцию: снова что-то не так на каком-то орбиталище, префекты снова натыкаются на негостеприимных граждан Блистающего Пояса, гиперпигов снова кто-то за людей не считает, внутри Паноплии кто-то крысит; в общем, в Абстракции снова кто-то не прав.
В какой-то момент и вовсе задаешься вопросом — а это точно некий финал трилогии? Вот уж честно, в первых двух третях «Вендетта» просто не вывозит по уровню ставок и накала. Просто «ещё один» роман про будни Паноплии. Аластер даже позволяет себе очаровательный эпиозод с Ультра, который, даже будучи как будто бы написанным специально для меня, в такой густом сюжетном киселе кажется просто милым фан-сервисом. К счастью, это оказалось не совсем филлером. Рано или поздно, дело всё-таки приходит к разборке с титульными «Машинами», которая, честно говоря, разочаровывает своей безхитростностью. Причем как в случае Авроры, так и Часовщика. Рейнольдс одержал над главным сюжетом техническую победу, но она не вызывает особых эмоций.
В концовке «Вендетты» скорее думаешь о нереализованном потенциале трилогии, при бодрой завязке и сеттинге. О том, что настоящих дилемм между правоприменением и полномочиями Паноплии, довольно уникальной системы, в общем-то и не было. Сложные моральные конфликты оказались на поверку однобокими, протагонисты в лице Дрейфуса, Талии, Справера и Оманье все как один молодцеватые и справедливые, а попытки примерить на некоторых серую неоднозначность, на мой взгляд, не удались. Коллективы орбиталищ Блистающего Пояса смешались в однородную кашу, несмотря на то, что «в Паноплии тысяча человек, а их 100 миллионов», хотя местами Аластер всё-таки выдавал интересные детали. Больше вопросов теперь вызывает сам факт существования «Пожара Элизиума», ведь «Вендетта» могла быть написана сразу после «Префекта», и не изменилось бы буквально ничего. Сплошные «замах на рубль, удар на копейку».
Но на последних страницах меня что-то зацепило. Аластер всё-таки оформил теплое прощание с титульными персонажами, не обделил вниманием главных действующих лиц трилогии. Другими словами, смог подвести черту. «Вендетта», которой я уже с середины задумал поставить низкую оценку, вдруг оставила ощущение крепкого середняка, возможно, и не совсем заслуженно. И четкое понимание, что даже при всех проблемах сюжетов и персонажей автора, в мир Пространства Откровения я вернусь без раздумий, если только Рейнольдс снова позовет туда.
shvichkov, 26 декабря 2023 г. 15:28
Вся трилогия — образцовая иллюстрация выражения «Как море вширь, как лужа в глубину». Да и автор сам по итогам оказался в этой самой луже, дав мастер-класс по тому, как не надо пользоваться POV-системой и как не надо выстраивать семейно-домовые феодальные интриги. Макдональд не смог развить мир в глубину, и, как и в случае с персонажами, у него всё на поверхности. Десятки Суней, Воронцовых, Асамоа и Маккензи, которые смешиваются в однородную кашу дальних родственников на свадьбе. Их и не вспомнить через несколько глав. Но оказалось достаточно накачать текст безвкусными, неуместными сношениями представителей АБВГД+-сообщества, и пипл схавает. И ведь схавали.
Откуда сравнения с Дюной, да даже хотя бы с Пространством (куда более проработанным и структурно выписанным), побойтесь бога. Сложно судить об успехе серии, но у первой книги есть продолжения, а у них — аудиокниги, робкие планы на экранизацию, переводы на многие языки. Как минимум, она нашла своего читателя, и это пугает больше всего. Да, крайне средняя первая часть давала довольно необычный подход к Луне, который мог вылиться во что-то интересное. Мог, но не вылился. Все красные флаги были разбросаны уже там — плохо выписанные персонажи, неспособность выстроить билд-ап к большим событиям вроде концовки, или трата знаков и «экранного» времени на совершенно бесполезное младшее поколение семьи Корта. Всё это ждало нас и дальше, только в куда больших объемах:
Чудесный, заранее заготовленный код-саботёр на Горне, который вдруг появился в устах Адрианы перед смертью? Использован тут же, в начале второй книге, практически не имея никакого драматического билд-апа. Похоронив Владимира Харконнена, простите, патриарха Маккензи, и оставив нас иметь дело с вялой грызней едва выписанных братушек Маккензи.
Может быть, ИИ-фамильяры с разными аватарами, степенью автономности и т.д. будут играть какую-то роль кроме заменителей смартфонов? Нет, у них у всех одна и та же персоналия, они буквально не отличаются ни чувством юмора, ни характером, ни говором. Только платными скинами.
Такими примерами полны все три книги. А разгадка проста: непродуманность. Многие концепты были начаты за здравие, а кончены за упокой, как, например, «Четыре Элемента». Каким образом платный воздух, углеродный след (печать и раз-печать предметов, видимо, дают нулевую сумму, ведь энергия дармовая), или тарифный план оператора связи влияет на наших небедствующих персонажей? Пострадал ли кто-то за неоплаченный счёт, кроме пары статистов? Нет, этот злобный оскал киберпанк-капитализма практически не влияет на 99% героев, у которых за воздух всегда копейка уплачена на всю жизнь вперед. То же самое и с персонажами. Макдональд бросает их, как ребенок надоевшую игрушку, и берет, скажем, персонажа с Земли — чтобы в последней книге серии она исполняла роль Марины в книге первой: персонаж-экспозиция, Луна глазами землянина. И чтобы та шлялась без охраны по трущобам, будучи правой рукой главного человека Луны. Всё здесь — надкусанное яблоко, которое оставили гнить.
И на десерт — миростроение, а именно, неумелое выстраивание баланса между Землей и Луной, истоков их взаимоотношений, связянности двух тел. Ещё в первой книге вызывало вопросы то, что Корта Гелио — это буквально системообразующее предприятие для планеты; мало того — монополист, легким движением подвинувшие на рынке не только самих Маккензи, но и мелочь, вроде США или России. При этом им можно страдать фигней на Луне, а при желании можно просто прибить Корта и отжать их активы. Что мешало сделать это раньше? Почему дело так лениво пытались довести до конца? Макдональд словно не понимает, как работает бизнес таких масштабов, насколько тесно связаны с государством стратегические отрасли типа нефтянки, переработки или добычи полезных ископаемых. Это не IT-стартап, к которому тоже рано или поздно придут уважаемые люди из органов. Поэтому он каким-то неведомым образом сконцентрировал на Луне феодальную анкап-клоунаду (с нежизнеспособным договорным правом), которая делает практически всё, что захочет. И раздувает масштаб значимости и независимости (в том числе, личной) этого марлезонского балета до масштабов янг адалта. Хайнлайн бы от такого второй раз преставился.
Адриана Корта перед самой своей смертью сказала что-то вроде «Я ненавижу это место, ненавижу Луну». Полностью её поддерживаю. Луна Макдональда — сырое и недоделанное полотно, которое под свой конец окончательно развалилось на куски. И концентрация неплохих моментов там — как того самого гелия-3 в реголите. Нужно обработать слишком много пустой породы, чтобы найти там что-то ценное. Зато про тортики сколько узнали!
shvichkov, 5 сентября 2023 г. 22:14
Крепкий рассказ, насильно вытянутый в тягучий роман. Как всегда, интересный концепт, который Рейнольдс, привычно для себя, воплощает в большую форму крайне неровно. Да и как тут реализовывать?
Концепция Эверсии заявлена уже в аннотации, и грандиозного сюжетного поворота из этого уже не выйдет. Сами по себе «слои» едва ли наполнены, события выдаются в час по чайной ложке. На середине книги я стал всё чаще задаваться вопросом «А когда начнется хоть что-то интересное?». Действительно ли необходимо было делать все «слои» настолько лишенными прогресса? Из раза в раз мы проходим путь Сайласа Коуда, продвигаясь лишь на пару шагов вперед. Но если Рейнольдс хотел показать саму мучительность повторения событий, у него это, безусловно, получилось. Возможно, вся концепция Эверсии сильно страдает по вине издателя — не уверен, что Аластер планировал вынести чуть ли не главный спойлер прямо в аннотацию.
Не отпускает ощущение, что роман вполне могли бы спасти более насыщенные и, не побоюсь этого слова, сюрреалистические отдельные новеллы «слоев». Слишком уж буднично и тягостно выглядит бессобытийное существование команды «Деметры». Итоговый результат кажется абсолютным минимумом — компетентный роман от заслуженного автора, который мог и должен был стать куда более сильной работой. И, увы, сказанное относится к большинству романов Рейнольдса.
Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»
shvichkov, 4 июля 2023 г. 22:00
Концовка трилогии на 2/5. Может от разочарования; может, и не заслуживает ниже тройки. Но потенциал первой книги был действительно впечатляющий. Её можно и нужно рекомендовать всем, с ремаркой, что дальше Квантового Вора ни в коем случае не читать.
Персонажи едва ли смогли сдвинуться с мертвой точки после первой книги. В своём сравнении титульного вора с Шераданином Закалве я ой как поторопился; Жан едва ли выписан сильнее любого второпланового персонажа Бэнкса. А Зоку абсолютно перебрали лимит по отсылкам к поп-культуре, лишь немного не догнав Ready Player One. Глаз задергался ещё в первой книге, но в Ангеле резьбу у Райаниеми сорвало окончательно. Можно лишь слегка порадоваться за Соборность, вобравшей в себя самых интересно выписанных персонажей, но оставшейся гениальным наброском с нереализованным потенциалом.
Загубленный потенциал серии чем-то напоминает историю с Пространством Откровения, но у Рейнольдса мир в разы больше и глубже, чтобы он сам мог его испортить. К тому же, спин-оффы помогли сгладить впечатление от основной трилогии. А у финна почти что получилось всё порушить — ведь перед нам лишь эти три книги, и больше ничего.
Аластер Рейнольдс «Алмазные псы»
shvichkov, 27 мая 2022 г. 16:36
Если вам показалось, что в новелле чего-то не хватило, значит с головой у вас всё в порядке. Даже на первый взгляд, дырок в логике больше, чем положено даже с учетом сравнительного небольшого объема текста.
Сначала смущает отсутствие внятной мотивации персонажей для полёта к пыточному шпилю (кроме денег); затем вызывает недоумение нежелание персонажей как можно скорее свалить из шпиля после того, как тот начинает планомерное членовредительство; концовка и вовсе, довольно предсказуемо, не проливает света на природу шпиля. И хотя мрачный мир «Пространства Откровения» радует деталями, но в итоге из рассказа, как из некоторых героев новеллы, словно бы вынули важные органы.
И вроде бы на этом про «Алмазных псов» можно было и забыть, как очередной спорный рейнольдсовский текст, который не лишен достоинств. Но имя инициатора мазохистской экспедиции, Роланда Чайлда, запало мне в память. Собственно, и Goodreads, и Википедия не скрывают — «Алмазные псы» это очередная вариация на тему так любимой англоязычными авторами поэмы «Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни» Роберта Браунинга. Если Стивен Кинг мог взять имя главного героя, фабулу и даже именование «Темной Башни», то чем Аластер хуже?
После этого всё в «Алмазных псах» резко встало на свои места. Никакой разжеванной концовки о природе шпиля там и не должно было быть, ведь её нет и в «Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни». Вся новелла это лишь посвящение зарубежной классике. Только от этого, честно говоря, мне совсем расхотелось выискивать хорошие стороны «Алмазных псов». Несмотря на то, что в «Бирюзовых днях» Аластер ещё упомянет «какую-то башню», «Алмазные псы» это всё-таки авторский эксперимент, а не кусочек в мозаике вселенной «Пространства Откровения». Просто место действия совпало.
Аластер Рейнольдс «Elysium Fire»
shvichkov, 23 мая 2022 г. 23:42
Проклятье вселенной «Пространства Откровения» заключается в том, что Рейнольдс является не столько мастером прозы, сколько мастером миростроения. И создав такой вкусный, классный мир, и повествуя о совершенно разных его сторонах, временных эпохах и локациях, Аластер очень часто забывает прикрепить к своим большим романам крепкий сюжет и запоминающихся персонажей. «Пожар Элизиума» оказался как раз ещё одним подтверждением этого неписанного правила.
И ведь «Префект»/«Восход Авроры» не показался мне такой уж неудачей. То был крепкий, в меру интересный детектив, который тянули на дно несколько не самых удачных сюжетных решений; но каков был потенциал! «Бэлль Эпок» во всей красе, Блистающий Пояс до времен Чумы, до декаданса отдельно взятой человеческой цивилизации на Йеллоустоуне. И заделы на будущее были сделаны неплохие: схватка Часовщика и Авроры; нависающая над цивилизацией Чума, о которой никто ещё не подозревает; ещё один аспект сюжетной линии Эксордиума и конджойнеров; потенциал для появления некоторых персонажей и созданий, заявленных в других романах цикла. Да и концепт Паноплии (русск.надмозг. «Доспехи») был довольно интересен.
Но только после ознакомления с «Пожаром Элизиума» я с ужасом понял, что «Префект» оказался той же ловушкой, коей был и самый первый роман этой вселенной, «Пространство Откровения». Я снова попал в капкан «рейнольдсовской трилогии», которая начинает за здравие, а заканчивает плевком в лицо читателю. И все признаки этого уже здесь, во второй части. Все главные персонажи, от Дрейфуса до Оманье, застряли в своём развитии и росте, словно в болоте. Особенно жаль Дрейфуса, ведь его открывающая сцена в «Префекте» обещала жесткого и бескомпромиссного персонажа, но сам титульный Префект был своей бледной тенью, и будто бы съехал во втором романе на обочину повествования. Талия снова отыгрывает доблестного новичка, словно и не прошло двух лет; Спарверу же уделено удивительно много времени, которое, в общем-то, ни к чему не приводит. В конце «Пожара» складывается впечатление, что персонажи не претерпели никакой трансформации, и произошедшее на них никак не отразилось. Кроме, разве что, пары синяков.
То был персонажный аспект, который, отчасти, можно списать на мои собственные ожидания от следующей книги. Но если закрыть на всё это глаза, то сама по себе детективная сюжетная линия тоже не вызывает восторгов. После масштабного кризиса в «Префекте» возгорание имплантов у пары тысяч граждан Блистающего Пояса как-то совсем не работает. Все жертвы остаются по большей части цифрами в устах персонажей (хотя сделай Рейнольдс хоть одну жертву кем-то близким одному из главных персонажей, всё могло сложиться по другому). Неминуемый твист и вовсе показался мне смехотворным, мало проистекающим из логики расследования. Даже параллельная линия флешбеков хоть и должна была, по идее, подготовить к финалу, но на деле лишь вносит сумятицу.
Думаю, Рейнольдс всё-таки рассчитывал на то, что провернутый им твист сработает, но получилось уж слишком нелепо (как надо делать подобные сюжетные линии, см. «Выбор Оружия» Бэнкса). Но даже это удручает не так, как уже ПЯТЫЙ случай амнезии персонажей в романах «Пространства Откровения». Да, да, вы не ослышались; здесь тоже кто-то вынуждено теряет или стирает себе память, и от такого сюжетного приема глаза начинают закатываться сами собой. Как будто мало было подобных, не побоюсь этого слова, дешевых приемов в «Пространстве Откровения», «Городе Бездны», «Префекте» и «Фазе Ингибиторов». Всему есть мера.
Рейнольдс уже анонсировал третью часть через пару лет, и, по всей видимости, именно туда он и решил перенести противостояние Авроры и Часовщика, одно из немногих интересных решений первой книги. В «Пожаре Элизиума» данный задел удостоился лишь пары коротких сцен. Не ждите здесь и детального описания «Бэлль Эпок» что в Поясе, что в Городе Бездны — Рейнольдсу это совсем не интересно. Вот вам четыре-пять вариаций на тему Святой Демократии, вот вам Избирательные Ядра, вот это и была высшая точка развития цивилизации Йеллоустоуна, о которой так много вздыхали потомки. И всё это лишь вызывает вопросы — зачем разгорелся этот самый Пожар? Больше было похоже на слабый костерок.
shvichkov, 20 апреля 2022 г. 19:28
Если вы уж и добрались до Transition, вряд ли это получилось случайно. После других романов с таким важным «М.» между именем и фамилией автора, а именно, неповторимой Культуры, у меня прямо-таки зачесалось освоить все остальные фантастические работы Бэнкса. Последним в этом списке и был Transition. И в этом романе мастер остался верен себе; по всей книге разбросаны живые и мрачные, яркие и абсурдные, безошибочно «бэнксовские» эпизоды. Уже один этот факт делает Transition обязательным к прочтению всем, кому Бэнкса было и всегда будет мало.
Жаль лишь, что связывающий разношерстные сцены и персонажей сюжет остался по факту номинальным. Не будет никаких серьезных ставок, или понятно мотивированных антагонистов. Финал романа просто «случается», сложилось впечатление, что собственная история увлекла Бэнкса лишь до третьей трети, а дальше он как-то свернул нарратив без лишних откровений. В данном случае, путешествие оказалось куда интереснее самого пункта назначения.
Куда как более интересным мне показалось трудно игнорируемое сходство Transition с Use of Weapons. Всё тот же ворох сцен в разных временах (и мирах), только к середине начинающийся складываться в что-то связное. Стоический и изобретательный Темуджин Оу, моментально отсылающий к Закалве, даже миссис Малверхилл чем-то напоминает Диззи. Это, конечно, может быть притянутым за уши, но именно что структурно, да и по общем настрою, Transition точно тянет в сторону романа Культуры, хронологически написанного самым первым. От того, наверное, и особенно остро встаёт вопрос концовки, точнее — её отсутствия; тогда как в Use of Weapons концовка есть, да и какая! Всем концовкам на зависть, равнодушным не оставит никого. А здесь, увы, все сюжетное наращивание не вылилось во что-то такое же сильное.
Но, при любом сюжетном раскладе, слог Бэнкса сам по себе — удовольствие. Быть может, при повторном прочтении всё уляжется и свяжется чуть более элегантно, ну а пока — просто хорошо.
Дэниел Абрахам, Тай Френк «Грехи отцов наших»
shvichkov, 13 апреля 2022 г. 17:43
На этот рассказ можно посмотреть по-разному, как на самостоятельную зарисовку в уже устоявшемся цикле новелл; либо как на последний текст «Пространства», то, что останется в памяти после большой и противоречивой книжной серии. И в обоих случаях The Sins of Our Fathers не работает.
Как самостоятельный рассказ это, пожалуй, худшая из коротких историй от товарищей Кори. В Gods of Risk и то были хотя бы проблески деталей жизни на Марсе. В The Sins of Our Fathers играется унылая вариация Cibola Burn, с теми же общими темами, и даже ощущениями. И то, что это происходит после финала Leviathan Falls, в этом случае почти не играет никакой роли. За время рассказа к многочисленным героям и их проблемам не вырабатывается ни капли интереса или даже сострадания. Даже тем, чьи фамилии отсылают к прошлым книгам. «Черная Дыра Харизмы» Филипп Нагата-Инарос и вовсе словно вообще не изменился и мыслит как своя 15-летяя версия. Хотя, в других рассказах у Кори иногда получалось показать некоторых героев вполне объемно.
Насчёт потрясающих совпадений,
А в качестве финального произведения цикла «Пространство» этот рассказ и вовсе вызывает недоумение. Да, в финале новеллы есть даже печальный символизм, но так как история не цепляет, то и красивой ноты не получилось. Получился забавный реверанс последнему роману — несколько устало и вымучено. Даже и задумываешься — вовремя цикл закончился. Пора нам всем двигаться дальше.
П.С. Модные западные произношения всё-таки добрались и в мир «Пространства», хоть и на самые последние его страницы — небинарный «they» в отношении одного из персонажей здорово сбивает с толку при чтении. Интересно, как наши переводчики обойдутся с этим веянием времени.
Дэниел Абрахам, Тай Френк «Падение Левиафана»
shvichkov, 17 января 2022 г. 19:54
«Пространству»/«Экспансии» всё-таки безумно повезло. В десятилетие, когда качественная космическая фантастика на ТВ, казалось бы, уже умерла и существует только в виде бездушных перезапусков старых-добрых франшиз (от самого слова уже становится плохо), этот крепкий, в своей книжной форме, середнячок попал к людям с удивительно прямыми рукам. Команда, которая делала сериал, в полной мере обладает умением на коленке и с минимальным бюджетом создавать максимально качественные эффекты. И даже средненький актерский состав и провисание многих сюжетных моментов первоисточника не смогли перевесить тот задор и энтузиазм, с которым художники, звукорежиссеры, композиторы, дизайнеры и аниматоры писали великолепный мир «Пространства».
Причем здесь ТВ-адаптация? Уверен, что подавляющее большинство читателей сначала услышали о сериале и только потом добрались до первоисточника. Сложно сказать, насколько популярной была бы книжная серия без такой яркой рекламы. Более того, я не уверен, что авторы бы закончили там, где они в итоге оказались, и что закончили бы вообще. Все теперь уже 9 частей цикла не существуют отдельно от сериала, и «Падение Левиафана» (или как там его у нас переведут) не является исключением. И по мере расширения аудитории, раскрутки «Пространства» в целом, товарищи Кори в итоге столкнулись с достаточно высокой планкой ожиданий от финала.
«Пожар Сиболы», при всей своей неоднозначности, только подразнил вопросами про создателей протомолекулы. Логично было ожидать ответов дальше, но в «Играх Немезиды» и «Пепле Вавилона» авторы почти забыли про «Строителей», отодвинув всё это ради спорных разборок внутри Солнечной системы. Средней интенсивности попытки наверстать научно-техническую базу насчёт главных вопросов мира «Пространства» в 7 и 8 книгах были, пожалуй, лучшей их частью, но объем, который товарищи Абрахам и Фрэнк должны были покрыть финальной частью, был колоссален. Закрывая «Гнев Тиамат», приходили мысли, что на весь «протомолекулярный» сюжет попросту не хватит времени. И вместо ответов на вопросы в «Падении Левиафана» окажется короткая программа.
Увы, так и вышло. Я пишу свой отзыв спустя полтора месяца после прочтения. Совсем не хотелось торопиться поделиться своим разочарованием. Время, всё-таки, всё расставляет на свои места, но в случае с «Падением Левиафана» ощущения от финала остались теми же, что и сразу после эпилога. Первый раз на моей памяти, при общей компетентности написанного, при его меланхоличном настроении, неизбежности случившегося, при отсутствии серьезных вопросов к логике... этот финал попросту не работает. Не работает лично для меня, конечно. Встречал и продолжаю встречать массу восторженных (или, как минимум, позитивных) отзывов и на русском, и на английском. Отчего и хочется вернуться к связи книжного цикла и ТВ-адаптации и аудитории.
Господа Абрахам и Фрэнк, как мне показалось, попросту захотели угодить всем. Не обидеть фанатов обилием смертей, не загрузить мозги читателя вдумчивым объяснением «Агрессоров» (те полтора предложения про то,
Но именно в этом, как мне показалось, и есть удручающая авторская бесчестность произошедшего в «Падении Левиафана». Вместо того чтобы написать финал, который бы проистекал из логики повествования (уверен, он был бы куда мрачнее), Кори написал(и) финал для фанатов. Для читателей и зрителей. Этакий, если позволите, «пространственный фансервис».
Совершенно не хочется углубляться в более детальные претензии, вроде персонажа полковника Танаки, или того, что
«Пространство» в целом и «Падение Левиафана» в частности это ни в коем случае не «плохая фантастика». Местами Абрахам и Фрэнк совершенно точно превзошли себя, но по большей части весь свой запал они потратили на первую трилогию. Более того, если у цикла и есть потенциал на повторное прочтение, я бы обозначил именно первые три книги как единственный материал, достойный возвращения. Перспективы, которые открывал собой финал «Врат Аббадона», были куда более захватывающими, чем последовавшее продолжение. В сухом остатке именно что книги останутся примечательным середнячком, средненько написанным, средненько и законченным. Зато с экранизацией, которой могут позавидовать все остальные.
Аластер Рейнольдс «Фаза ингибиторов»
shvichkov, 11 декабря 2021 г. 12:13
Ах, трилогия об Ингибиторах. Сколько в ней прекрасных, мрачных и неожиданных деталей и поворотов; повороты, впрочем, почти всегда не в ту сторону. Уникальная серия, в которой каждая последующая книга делает первую часть, «Пространство Откровения», ещё лучше в сравнении со своими сиквелами. Серия, читая которую я просто не мог поверить, что можно настолько бодро и свежо начать, и настолько же неумело, запутанно и поверхностно слить свои интриги, персонажей и антагонистов. И всё же, запавшая в душу так, как мало какая серия.
Ознакомившись с трилогией об Ингибиторах (которых автор и здесь упорно зовет «Волками», самостоятельно отказываясь от великолепного наименования) в этом году, я был удивлен, узнав, что спустя 18 лет, буквально на днях, выйдет по сути её прямое продолжение. И хоть «Ковчег Спасения» уже надломил мою верю в серию, а «Пропасть Искупления» вообще растоптала все надежды на внятный финал, я знал, что читать «Фазу Ингибиторов» всё-таки придется. Может быть, за 18 лет Рейнольдс пересмотрел своё видение финала кризиса Ингибиторов, и вместо плевка в лицо читателю (также известного, как эпилог «Пропасти Искупления»), мастер выдаст что-то более связанное? К тому же, мэтр Джон Ли уже успел монотонно начитать новинку, которая вроде даже в печать не поступила. Грех было отказываться.
«Фаза Ингибиторов» — тот самый необязательный сиквел. Например,
Перечислять можно достаточно долго, но главное, что от этого веет не ностальгией, а вторичностью, безыдейным продолжением своих же великолепных начинаний. Рейнольдс выдал собственный «Эндимион», правда, даже без разрывного катарсиса в финале последнего, но со всеми его недостатками необязательного сиквела. Снова световые года рассекаются героями в поисках макгаффинов, которых нынче сразу два:
Закрывая книгу, в голове отзываются мрачные, холодные и безлюдные коридоры «Ностальгии по Бесконечности». Звучат реплики Вольёвой, Сильвеста и Браннигана. Да даже старины Невилла Клавейна и Скейд (образца второй книги). Но ничего из «Фазы Ингибиторов» вспоминать не хочется.Не прочтете эту книгу — ничего и не потеряете. Мир «трилогии об Ингибиторах» с новой частью не изменился, и в данном случае это не комплимент. Он продолжает движение по тому же тренду вниз, который наблюдался в трилогии, оставляя в душе лишь «Ностальгию по Пространству Откровения». Книге, которую не смогли испортить даже сиквелы.