Все отзывы посетителя Щерба Наталья
Отзывы (всего: 3 шт.)
Рейтинг отзыва
Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Ловушка для духа»
Щерба Наталья, 22 мая 2014 г. 13:14
В этой истории всё есть — интересные герои, много, и каждый — со своей необычной судьбой, выбором пути, привычками, характером, мировоззрением. Увлекательный сюжет, в котором присутствуют и новые, необычные идеи, и неожиданные ходы, и финал — логичный, но немного грустный (впрочем, надеюсь, история ещё не закончилась). Восточный колорит, соединение изящного и грубого, прекрасного и жестокого: здесь шуршат под быстрыми шажками тонкие цветные шелка, слышен перестук барабанов, светит особо яркая, мистическая Луна и чувствуется лёгкий аромат цветущей сакуры.
Но что особенно поразительно в этих двух книгах, это мир потусторонних существ, мир духов. По картинке мне лично чем-то напомнило мой любимый мультфильм «Унесённые призраками» от Хаяо Миядзаки, хотя в «Заклинателях» присутствует своя неповторимая мистическая атмосфера, ощутимая в каждой фразе, эмоции, движении, описании одежды, интерьеров, звуке шагов или шорохе листвы таинственного леса Гихару. В этой истории мир духов и людей как бы нанизан один на другой, имеет крепкие сплетения и, похоже, не может существовать один без другого.
Мне кажется, что в аллегорическом плане это борьба внешнего и внутреннего мира человека, где главный посыл — держать своего духа под контролем и лишь тогда он станет духом-хранителем. А иначе — разрушит тебя. Впрочем, история Сагюнаро с духами имеет свои оттенки и «мерцающие смыслы», но тоже очень показательна на общем плане.
Главная линия в «Заклинателях» — это противостояние миров людей и духов, — сложное, опасное, всегда непредсказуемое. Есть система со своими законами — духи опасны, их надо убивать или использовать для убийства им подобных. И вот — появляется человек, заклинатель, который предлагает понять их, духов, самых заклятых врагов мира людей. Казалось бы, так просто — понять «врага», но, как известно, понимание — это одна из самых старых проблем нашей цивилизации.))
В этом плане особенно интересна история с чёрным кодзу. Вначале он кажется очень опасным, с ним надо бороться, его надо немедленно уничтожить. Но по ходу повествования, вместе с главным героем, мы начинаем понимать поступки этого коварного духа, его мотивы .цели и даже мечты. Кодзу непрост)) Кстати, немного отвлекаясь, хочу сказать, что в этой истории много интересных женских образов: смелая циркачка; заклинательница, мечтающая ковать магическое оружие; мать Сагюнаро, императрица со своей непростой судьбой, изящные духи — аори, помощница Древнего и даже служанка Юи — по известной прочитавшим причине самый колоритный персонаж.))
И опять же, возвращаясь к потустороннему миру. Духи есть везде, у каждого своя задача и предназначение, определённые цели. Духи, как и люди, часто ведут себя как хотят — и ленятся, и бунтуют, и меняют планы, то помогают, то разрушают, независимо от того, кому и чему служат. Этот мир, его многоообразие, постепенно раскрывается перед нами, его магия присутствует повсюду, она не всегда понятна, иногда даже отталкивающая, опасная. Как очень красивый, нежный и яркий цветок, который, несмотря на свою красоту, в любой может может показать ядовитые шипы. На мой взгляд, это ещё в чём-то противостояние природного мира с миром людей, та самая вечная борьба человека и природы. Человек считает себя венцом творения, а природа, по сути, плевала на это)), — всё та же тема понимания и взаимодействия.
В общем, «Заклинатели» представляют собой сложную, многосмысловую, очень интересную историю, которая раскрывается последовательно, осторожно, шаг за шагом, как долгий путь по лестнице на вершину горы.
И по-настоящему откроется тому, кто захочет понять. Ну а и иначе — покажет острые шипы. =)
Щерба Наталья, 31 января 2013 г. 14:24
Невероятно классная вещь. Даже как-то не ожидала, что мне настолько понравится. Всё хорошо: идея, тема, развитие сюжета, «объяснительные» диалоги. А герои?! Настоящие.
На самом деле «Отрок» я планировала почитать ещё в 2008-м году, когда только-только вышла первая книга. Причина — идея: 50-летний современник попадает в тело 12-летнего мальчишки, проживающего в ХІІ веке на Руси, а там, с помощью теории управления, «строит» свой авторитет.
Интересно ОЧЕНЬ. Первые драки за сараем с бояричами, тренировки в «спортзале», с кинжалами и самострелами, первый бой с волками, создание Циркуса и тотализатора боёв. А чего стоит «дружба» с волхвами разных мастей, обряды и обычаи, разные бытовые хитрости управления, «интеллектуальные» бои Мишки, религиозные прения, отборная древнеславянская ругань, осада крепостей, появление второго «гостя из будущего», враждебно настроенного и так далее, и так далее.
Ну а самое главное, герои — очень настоящие.
Сам Мишка, который всеми правдами и неправдами заставляет себя слушать взрослых мужей, а ровесников — подчиняться, — вот веришь его победам и ошибкам. Настоящий такой мальчишка.
Дед Корней — мой любимый герой, интересно за ним следить, как меняется его отношение к внуку, как он его то слушает, то нет, и всегда учит — по-своему, жестковато так. Интересны все «ближники» Мишки, друзья-товарищи — Роська, Кузька, Демьян, Юлька, и взрослые — немой Андрей, Лавр, купец Никифор, Алексей.
Складывается впечатление, что читаешь настоящие хроники: герои — каждый по-своему интересен и ведёт себя непредсказуемо, всегда кто-нибудь да удивит.
Плюс интересны вставки из будущего, например, когда Мишка рассказывает деду, что был вот такой мудрец — Антуан де Сент-Экзюпери, он сказал «Мы в ответе за тех, кого приручили». А дед в ответ: «Правильно мужик сказал. Как говоришь, звали? А, всё равно не запомню. Жаль»
Кстати, и юмор в книге очень толковый, много смешных бытовых ситуаций.
Очень ловко выстроена подача текста. Сначала вроде как даётся задача: пришёл там дед Корней с боярами, их надо уламать на то-то. Мишка раздумывает, ставит перед собою цель и начинает вести «разговор» — обычно выигрывает и обычно тяжело даётся, или проигрывает, но всегда что-то новое понимает об этом непростом времени. То, как он выкручивается при этом — просто песня! Много перечитывала по ходу, чтобы лучше понять.
Отдельно скажу, что в этой истории очень хорошо показана мужская психология: отношение к войне, быту, женщинам.
Женщины, кстати, показаны больше как интриганки и сплетницы. С одной стороны — в этом как бы их сила, при такой-то жестокой жизни, но с другой — ни одной честной особи. Разве что Юлька-лекарка, но и она ведь волхва, «знающая» хитрюга опять же.
Ну и самое интересное в книге — это создание армии. Мне вообще кажется, что в этой книге реализована главная мальчишеская мечта: создать армию из ровесников и пойти громить каких-нибудь врагов. А тут ведь и враги настоящие, и «противники» есть — свои же, взрослые ратники, которым тяжело доказать, что ты не сопляк, когда ты, в общем-то, сопляк, хоть и умный. Короче, читайте, покупайте — не пожалеете, очень хорошие книги.
А ещё автор начал второй цикл — «Сотник». Вот выйдет сейчас вторая — буду брать две сразу. Зуб даю, что автор ведёт к тому, что Мишка должен предотвратить татаро-монгольское нашествие или же просто укрепить Русь к появлению Орды. Посмотрим.)))
И я вот думаю: какой бы классный сериал вышел или несколько фильмов. Офигенный бы вышел, и ведь про Русь — любимая вроде бы тема наших-то режиссёров. И куда они смотрят? Да и есть ли они ещё? Эх, печаль. Дать бы этому циклу размах «Игр престолов» — и ведь не хуже бы вышло, даже наоборот. Очень, очень бы хотелось посмотреть фильм по этим книгам.
Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Иногда они умирают»
Щерба Наталья, 9 августа 2012 г. 13:29
Мне кажется, что в литературе, всё равно, реализм это, мистика или фантастика, самыми ценными являются книги о силе духа. Впечатление усиливается многократно, если знаешь, что написание данной книги основывается на личных впечатлениях авторов.
Действие происходит в альтернативном мире, — скорее даже в мире–аллегории, но, что радует лично меня, в центре повествования горы и только горы.
«Если вы ещё не любите горы, тогда мы идём к вам» — вполне можно было написать в аннотации =), если бы это была несерьёзная вещь.
Но это далеко не так.
Вся книга состоит из великолепных, ярких, дух захватывающих горных картин, мелких интересных деталей, которые и делают происходящее живым, осязаемым и — завораживающим. Нельзя остаться равнодушным к этой суровой, опасной и беспощадной красоте. Здесь нет места слабости, нет сделок со своей совестью. По горной тропке ты идёшь совершенно один, к своей цели, и неважно, сколько рядом попутчиков. А если вдруг забываешь об этом, тебе напомнит злой, пронизывающий ветер, летящий через всю книгу. Потому что в высоких горах он постоянный твой спутник.
Кстати, вся книга – это одно непрерывное, постепенное восхождение, когда герои преодолевают не только новую высоту, но и что-то в себе, поэтому и выходит у каждого в горах своя дорога.
Отдельно хочется сказать о сильных, запоминающихся образах – Седой Старик, Одинокая Дева или гора Аркарам, которую обходить нужно только по часовой стрелке.
Единственное, с чем не согласна, так сказать, «внутри» – с концепцией мира как обиталища бездушных. Всё-таки хотелось бы верить, что у каждого человека есть душа. Может, просто у одних она — маленький огонёк, едва тлеет, а у других – огромный костёр, который может как согреть, так и сжечь тех, кто рядом.
Вот почему философия мира бездушных внушает некоторую горечь и даёт пессимистический настрой и этому хочется сопротивляться, с этим хочется спорить. С другой стороны, ценность одинокой души в мире бездушных многократно увеличивается. Может, действительно свою душу ещё надо заслужить, пройдя в жизни хотя бы одно восхождение на вершину?
Да, и очень понравился вывод, сделанный на последней странице – мощный, и в тоже время изящный виток. Такое явление некоторые чудаки называют катарсисом. =)) Кстати, подобное сильное впечатление на меня произвел когда-то «Повелитель мух» Голдинга. Когда в финале даётся вывод, заставляющий взглянуть на всю книгу абсолютно по-новому, — словно исчезает стеклянная перегородка, обнажая самое «нутро» ранее скрытого смысла.
Я уверена, что после прочтения этой книги любому нестерпимо захочется в горы, даже если он никогда там не бывал. Помню, вроде бы у Кастанеды ещё было о местах силы: если вас куда-то тянет, особенно если это место в горах, то для вас есть повод вернуться – значит, там вы получили сильнейший заряд энергетики. Такое впечатление, что авторы передали часть энергии гор в слова, потому что эта книга – тоже место силы, куда наверняка захочется вернуться. Вот я пишу и вспоминаю золотистые кайлатские топазы, красные данфы, звон колокольчиков эбо, грохот бегущей где-то далеко внизу речки, переплетающийся с печальным звуком ганлина – флейты, сделанной из человеческих костей, и — «ветер с холодным ароматом свежести» (с)
Желаю и вам всё это тоже пережить. =)