Все отзывы посетителя efo
Отзывы (всего: 2 шт.)
Рейтинг отзыва
efo, позавчера в 19:50
Увлекательная утопия — это крайне редкая, штучная, вещь.
Написать антиутопию и утопию, это как снять триллер-ужастик, или хорошую добрую комедию.
Человек так устроен, что вызвать сильные эмоции у нас проще страхом и напряжением.
Спросите себя — как давно вы видели действительно захватывающий триллер?
А захватывающую комедию, с умным сюжетом, чтобы юмор был не из разряда «упал на банане», или «лицом в торт» и не из разряда шуток ниже пояса?..
Поэтому и хороших антиутопий мало, но они есть, а вот утопий — еще меньше.
Олег Дивов — российский писатель, известный всем поклонникам фантастики (Мастер собак, Выбраковка и др).
Со временем определились стержневые темы — во многих произведениях, помимо собственно фантастических атрибутов, присутствуют собаки, армия, Россия-СССР.
Фирменная черта Олега — авторский юмор.
Поклонники и критики пишут подозрения, что та или иная вещь написаны не Дивовым, а литературными неграми (имя и место автора в современном литературном мире — позволяют).
Что ТОЧНО не относится к Чужой Земле — тут авторский стиль, слог, философия — все на самом высоком уровне того Олега Дивова, в которого можно влюбиться как писателя.
Местное население примерно на уровне индейцев в Северной Америке на момент основания США.
Флора и фауна отличается от земной.
А вот дальше начинается самое интересное — отставая в технологическом прогрессе от нас, земляне-2 дальше или просто по другой ветке — ушли в этическом и философском понимании мира.
В этом им помогают 2 эволюционных особенности, не развившиеся у землян.
Во 1-х они умеют отличать ложь (и из этого происходит масса отличий: в установлении властной иерархии, организации общества и т.п.). Предположение не очень фантастичное, тк, например, у нас — в нашем реальном мире — многое завязано на умении отличать лица, определять нюансы мимики (это навыки, нужные для выживания, поэтому мозг человека их закреплял в ходе эволюционного процесса). Причем это умение настолько прокачано, что зачастую дает ложные срабатывания, когда мы видим лица на облаках или в узорах ковра, морду снежного человека в хаосе листвы — у психологов есть этому название «Парейдолия».
У Землян-2 могла эволюционно развиться так же и способность определять ложь.
2 особенность — коллективная память предков — способность сохранять и передавать воспоминания из поколения в поколения.
Тоже суперспособность — тк не обучаясь, например, военному или торговому делу — если твои предки умели это делать — умеют и их потомки.
Итак, Земля и Земля-2 должны как то выстроить отношения.
Чтобы не портить впечатления от прочтения — вскользь затрону сюжет, без спойлеров.
Вся современная дипломатия, в основном, построена на обмане, манипулировании, недоговаривании, навязывании своей картины мира оппоненту и т.д.
Что вообще не срабатывает на Земле-2. Так как аборигены могут определять, когда им хотят всучить очередные бусы (под бусами автор остроумно преподносит западные ценности (и другие векторы и понятия) — не оспариваю их важность для нашей Истории как человечества на Земле, но кто сказал что для других, внеземных, обществ они беспрекословное благо?), а когда искренне желают добра.
И вот на Земле-2 существует ограниченное присутствие России.
База военно-дипломатическая. Угрозы аборигенам не представляющая. Но в результате некоторых событий на орбите появляется тяжелый крейсер Кутузов, одноглазая скотина, которая может (и в определенном смысле ему это предписано), выжечь всё живое на Земле-2 (потом ее заново заселят, и перезапустят, но уже без уникальных и суперпродвинутых аборигенов).
И с другой стороны на дипломата Андрея Русакова — от лица которого ведется повествование — давит вождь, который похоже понимает в том, что нужно России больше ее самой, и требует тех или иных действий.
Повествование постепенно закручивается в клубок противоречий и вызовов перед базой русских и их партнеров — туземцев.
При этом почти в каждом абзаце автор шутит, причем юмор часто с несколькими слоями смысла, и это вам не гвоздь в голову забить — тут мастерство нужно.
А под прослойкой динамики и юмора — философские, исторические и пр. рассуждения.
Кстати, при прочтении шутки и юмор часто проскакивают мимо, а вот аудио исполнение выше всяких похвал.
Почему эту книгу я отношу к утопии?
В ней Россия и русские — армия, космофлот, дипломатическая служба — это утопические идеальные сущности.
Не идеальные, своеобразные, но добрые, честные и с благими намерениями.
И вот тут утопия, для умеющего критично мыслить читателя, делает свое дело — она показывает КАК могло бы быть.
А нам остается только верить (и по возможности приближать), что когда нибудь — будет.
efo, позавчера в 19:19
Яна Вагнер — уникальная писательница с чешскими корнями (на мой взгляд ее сильнейший детектив «Кто не спрятался» сюжетно происходит на курорте в зимней Чехии).
Все книги Яны бестселлеры и написаны на очень высоком уровне: «Вонгозеро» — по которому снят сериал Эпидемия, «Живые люди» — снят второй сезон Эпидемии (представлен на кинофестивале в Каннах), «Кто не спрятался» и наконец — «Тоннель».
Яна задает высокую писательскую планку тем, что в книге много мыслей и вопросов, которые прикрыты жанровой историей.
Какова природа власти?.. Власть вообще это явление со знаком + или -. Что было бы, если в тоннеле оказался бы только персонаж из Майбаха, без Чиновницы... Что было бы, если бы вообще среди запертых не оказалось майбаха — стало бы все лучше или наоборот сильно хуже?..
Стоит ли стремиться наружу, если там может быть опасней.
Может сосредоточиться над тем, чтобы выжила небольшая часть чем погибнуть всем.
Почему перед лицом гибели кто-то действует, а кто-то ложится и ждет конца.
Почему часто самые активные и громко говорящие личности — агитируют толпу на неправильные (не оптимальные для выживания) действия.
Способны ли современные люди в принципе к кооперации на уровне отдельных личностей или обязательно произойдет сегрегация по каким то признакам (по национальности, образованию, религии, по силе и т.п).
Да и вообще — надо ли тихо мирно, экономя ресурсы — ждать помощи от внешнего мира? Или же пытаться решить ситуацию самим (от попыток спастись может стать еще хуже, что и происходит когда повреждают силовой кабель и в тоннеле останавливаются вентиляторы).
Все это запаковано в хороший слог, динамичный сюжет, какие то персонажи могут показаться некоторым читателям не правдоподобными (или они будут не согласны с их описанием) — но автор их видит так.
Интересный ход в финале — когда группа прорывается, но не наружу, а как оказывается — в соседний тоннель, с такими же запертыми людьми — у них оказывается совсем иная реальность — детей кормят арбузами и играют в слова.
А у наших героев — в их тоннеле — происходило совсем другое и прямо противоположное. В чем причина, это случайность или разный набор людей дает разный итоги (тогда какой какие).
Итого имеем очень хорошую историю, современную, с хорошим послевкусием и темами для размышления — это дорогого стоит.