Все отзывы посетителя Sweit
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Sweit, 7 декабря 2024 г. 19:48
Однажды в 17 веке в относительно спокойное время в Париже родился комедиант, чьи пьесы навсегда стали классикой как на родине его, так и во всем мире. Жан-Батист Поклен, он же Мольер. Именно ему и посвятил Булгаков целый биографический роман. Опять же, я не знаю, как лучше подступиться к данному произведению, оттого начну с истории.
Ещё до революций в Российской Империи, но на её закате, книгоиздатель Павленков Флорентий Федорович поставил своей целью ознакомить читателей с выдающимися деятелями прошлого и настоящего. Не обязательно их сферой должна была быть литература, это были деятели в совершенно разных культурных сферах: от науки до религии. Проект Павленков наименовал как «Жизнь замечательных людей» и первая книга из серии вышла в 1890 году и была посвящена католическому священнику, Игнатию Лойоле. Книги серии были очень дешевыми и оттого доступными практически любому сословию. Проект пережил своего родителя и переиздавался вплоть до 1924 года.
Максиму Горькому единственному впоследствии удалось возродить данную идею и воплотить её вновь, только к видным деятелям также прибавил революционеров и, естественно, исключил религиозных деятелей. И вот до сих пор серия книг выходит в свет, только уже под издательством «Молодой Гвардии».
Ну не будем забегать вперед, в 1932 году Булгаков подписал договор с издательством Жургаз и начал писать роман о Мольере в серию «Жизнь замечательных людей». О ком же ещё мог писать Булгаков, кроме как не о комедианте и директоре театра? Мольер, по словам Михаила Афанасьевича, был с ним с самых ранних лет и значительно повлиял на формирование его как писателя. Закончив написание романа, к сожалению для себя, Булгаков был вынужден убрать его на полку к остальным отвергнутым издательством произведениям. Его работу, мало того, не приняли, так ещё и дерзко раскритиковали, в том числе и Максим Горький. Мол к истории Булгаков подходит не с той стороны, формат выбран им неверный, вместо литературной прозы стоило бы прибегнуть к сухому историческому повествованию и всё в таком роде… По итогу, Жургаз издал работу о Мольере другого автора, Мокульского Стефана Стефановича, которая, на мой чисто субъективный взгляд, читается ну слиииишком тоскливо и скучно в сравнении произведением нашего маэстро. Ну что и не удивительно: мы сравниваем статью и роман, а это вещи не сопоставимые.
Что меня поражает в данном произведении, так это то огромное количество источников, с которыми поработал Булгаков. Практически каждый персонаж, попавший на страницы истории благодаря Жану Батисту, и занесенный как действующее лицо в роман, имеет несколько строк о том, откуда он родом и как впоследствии сложилась его судьба. По некоторым данным, у писателя была целая картотека, где он расписал биографию героев произведения. Булгаков проделал огромную работу и что удивительнее всего, проделал он её всего за год. Хотя замысел возник еще в 1929 году.
Не менее удивительна история Мольера, я бы даже сказал, она вдохновляющая. Большая часть его биографии состоит из сплошных неудач. Сложно представить, сколько требовалось герою усилий, чтобы пойти наперекор отцу, что был камердинером и обойщиком при самом короле. Пойти наперекор уверенности в завтрашнем дне лишь для того, чтобы посвятить себя не самому уважаемому в те времена делу – актерству. Сложно представить, сколько требовалось усилий продолжить заниматься этим делом после громких провалов, когда ты буквально оказываешься камнем на самом дне. Но все же Мольер оставил огромное наследие и оказал большое влияние на развитие комедии и театра в целом. Даже в России Мольер повлиял не только на Булгакова, но и на Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и многих других известнейших писателей классиков.
Как и у любых других знаменитостей, образ Жана Батиста оброс огромным количеством мифов и недосказанностей, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Некоторые из них Булгаков упоминает в своем романе и старается дать им наиболее объективную оценку и адекватное разъяснение.
Естественно, сюжетную канву описывать здесь не имеет смысла. Жизнь господина де Мольера – буквально пересказ его биографии. В моем случае здесь важнее упомянуть форму, нежели содержание. Роман написан настолько прекрасно, что читается крайне легко и увлекательно. Безусловно, в содержании затрагивается огромное количество тем – отцы и дети (через взаимоотношения Мольера, его отца и отца его отца); тернистость творческого пути (насколько сложно, но важно суметь раскрыть творческий потенциал); отношение писателя и власти (что было крайне актуально для Булгакова); любовь (здесь, на удивление, имеется довольно остросюжетная линия) и многое другое…
Жизнь Господина де Мольера – это прекрасно описанная история, воодушевляющая и жизнеутверждающая. Безусловно, с ней стоит ознакомиться ради переосмысления и накапливания того опыта, который может однажды повлиять на вашу жизнь или даже кардинально изменить её. Это, безусловно, не лучшее произведение Булгакова из его библиографии, но оно точно одно из лучших, особенно среди биографических романов.