Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя robotbobot

Отзывы (всего: 5 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

robotbobot, 9 февраля 21:57

Филипу Дику не хватило буквально нескольких месяцев жизни до выхода на большие краны знаменитой экранизации Ридли Скотта, сделавшей роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» культовым на все времена. Между тем, само произведение было выпущено значительно раньше, в 1968 году, и стало предвестником эпохи киберпанка. В те времена, когда Дик создавал свой самый знаменитый роман, научно-фантастическое сообщество интересовали совсем другие проблемы. Подозреваю, что именно поэтому книга была не сразу принята. В известной степени она опередила свое время, став образчиком концептуальной фантастики.

Для Филиппа Дика, испытавшего в 60-е сильное влияние психотропных веществ, проблема двойственности реальности, виртуального и действительного, становится центральной в творчестве. К идеям о влиянии наркотиков на мышление он еще не раз вернется (например, в культовом «Помутнении», также экранизированном Ричардом Линглейтером, или «Стигматах Палмера Элдрича»). Однако, именно в «Электроовцах», как мне кажется, Дик выходит на совершенно иной уровень осмысления симулякров мира человеческого, будто бы пророчески предрекая грядущую катастрофу смерти субъекта, как бы выразился Бодрийяр.

Для 68-го года идея книги кажется революционной и провокационной. Как искусственный человек может стать заменой реального? Но в то же время, проблема настолько глубока в своей основе, что поднимает едва ли не фундаментальные тезисы философии гуманизма с времен античности. Что есть человек? И может ли он сам играть роль создателя-бога? Теперь представим себе, что знаменитый философский трактат «Общество потребления» ранее упомянутого Бодрияйра выходит лишь в 70-м году, а «Различие и повторение» Делеза в 69-м. Дик был действительно, гениальным новатором своего времени, поскольку фактически в то же время успел почувствовать грядущие изменения в мире. Да и имя главного героя, Декарда, как я думаю, появилось тут неспроста и отсылает нас Декарту и его критическому субъективизму. «Мыслю, следовательно, существую», а не «существую и мыслю» — возможно это единственный признак определения человечности при прохождении теста Войта-Кампфа в романе Филипа К. Дика.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Джек Макдевит «Двигатели бога»

robotbobot, 17 января 19:42

«Двигатели бога» Джека Макдевита — настоящая твердая НФ. Не боевик, не космоопера и не адаптированный учебник квантовой физики, как это любят делать современные азиаты. Хороший пример синтеза гуманитарной научной основы, космологии будущего и прекрасного литературного языка. Роман рассказывает о ксеноархеологии и ксенобиологии далёких миров.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В XXIII веке учёные находят странные артефакты и сооружения древности на разных планетах сродни земным Стоунхенджу или пирамидам в Гизе. Заброшенным городам и мегалитам насчитываююеютя десятки тысяч лет. Это следы погибших цивилизаций, о которых фактически ничего не известно. Остатки письменности и литературы некогда великих народов ещё больше запутывают историю и нагоняют тумана таинственности. Между гибелями миров явно прослеживается некая связь. Но какая она? И какие космические боги погубили их — об этом главным героям предстоит узнать.

Мастерски сделан сюжет, где в качестве основоного триггера выступают обстоятельства извне. В одной части книги взрывное терраформирование может сгубить команду корабля археологов. В иных главах романа огромную угрузу представляют жуткие твари, обитающие в диких лесах далёкой луны. Из-за этого сюжет строится не только на основных идеях связи истории, археологии, значении языка и религии в культуре, но и таких внешних факторах смерти. Это интригует и держит в напряжении. Поэтому то книга похожа на кларковскую «Одиссею», то на комического «Индиана Джонса, то на «Чужих» или подобный космохоррор.

К сожалению, Макдевита у нас издавали немного. «Двигатели бога» относится к циклу «Космоархеологи», из которого на русский язык было выпущено всего два романа. В отличной серии 90-00-х «Координаты чудес» был издан только этот роман. А жаль. Умный и талантливый писатель.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

robotbobot, 17 января 19:40

Жуткое сочетание научной фантастики, космического хоррора и биопанка. Заброшенная космическая станция, дрейфующая в глубоком космосе несколько сотен лет, представляет собой лабиринт неразгаданных тайн. Буквально в каждом отсеке, за каждым поворотом, нас ждут диковинные создания, модифицированные существа, странные «чужие» и безобразные монстры из иных миров.

Книга держит в напряжении из-за быстрого сюжета, экшн-сцен и совершенной неразберихи, доходящей до уровня сюрреализма. Что вообще происходит, понять по-началу очень сложно. Стиль ненадежного рассказчика (до конца произведения неясно вообще, что собой представляет сам рассказ) и появление «странных иных» создают сложную структуру текста. Однако позже, пробираясь через дебри непонятных образов, начинаешь разбираться в этом космическом Зазеркалье и оно тебя не отпускает.

Грег Бир — непростой писатель. Обладатель пяти премий «Небьюла», нескольких премий «Хьюго», президент ассоциации американских писателей-фантастов и специальный консультант «Майкрософт». В России выходило немного произведений Бира. «Корпус-3» — одно из лучших в твердой нф 2000-х.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Джек Макдевит «Берег бесконечности»

robotbobot, 17 января 19:25

Берег Бесконечности Джек Макдевита

Вопрос первого контакта с иным разумом останется для научных фантастов, пожалуй, определяющей проблемой жанра. И в этом отношении физиология пришельцев далеко не самая сложная задачка. Куда сложнее понять их коммуникацию. Мышление — ключ к пониманию разных цивилизаций.

Для Макдевита это генеральная тема произведений. «Берег бесконечности» сольный роман мэтра и, как мне кажется, необоснованно забытый. В России он издавался один раз небольшим тиражом и давно. А тем временем, эта книга претендует на одну из лучших в своем каноне. Одинок ли человек в бесконечной Вселенной? Есть ли у нас шанс на понимание другого разума? На каком языке говорить с ним и как установить первый контакт? Как понять пришельца, если мы сами не можем понять, кто мы и как устроен наш язык.

Джек, безусловно, наследник старой школы золотого века фантастики. И в его произведении сохраняется все от этой традиции, что мы так любим. По своей форме «Берег бесконечности» — это роман-расследование. Детективная основа и динамика приключений в нем находятся на первом плане. Хотя само произведение, конечно, поднимает глубокие проблемы философии космического гуманизма и психологии личности. Но Макдевит не ограничивается линейностью повествования и стиля. Как и в цикле «Космоархеологи» он постоянно балансирует между разными тональностями сюжета. Поэтому на выходе мы погружаемся то в детектив далекого будущего, то в космическую одиссею, а местами и в космохоррор в лучших традициях «Чужих», то в мистический реализм «сталкерства».

Превосходная авторская находка с видом пришельца и его кораблем. Подобные примеры редко встречаешь в литературе. Описание зоны отчуждения, где произошла катастрофа, одно из лучших в романе. Оно окутано тайной, в ней постоянно чувствует холодный мрак потусторонней силы. И этот мрак исходит от ощущения неведомого. Позже, ближе к концу книги, мы сталкиваемся с этим созданием и становится, действительно, страшно. Сцена погони настолько ярко вгрызается в память, что по своему восприятию затмевает остальную часть сюжета. Хотя объем этой главы умещается на паре десятков страниц.

Постепенно произведение превращается в космическую одиссею и тут читатель вместе с героями книги знакомится с глубоким космосом. Научной фактуры много, но она не становится приемом и не перегружает язык автора, как это бывает в современной литературе. Наоборот, художественное и научное тут работают друг с другом как единое целое. И совершенно прекрасный финал. Это финал надежды, почти саймаковское чувство веры в человечество и его цель.

Хорошее произведение для ценителей жанра, в котором вы не найдете бесконечных перестрелок и эпических сражений. В этом случае, так и должно быть.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Яцек Дукай «Идеальное несовершенство»

robotbobot, 13 января 2023 г. 19:22

МЕТАФИЗИКА ПОСТ\НАНО\ПАНКА. Достаточно интересный эксперимент проделал польский фантаст Яцек Дукай. В России автор практически не известен, издается редко и мало. Его произведения осилит не каждый, понравятся точно не многим. Но если вы любите концептуальную НФ, технокультурный гиперреализм на грани сюрреализма, то вам сюда. Да, всё именно так. И даже страшнее.

Роман «Идеальное несовершенство» рассказывает о далеком ХХIХ веке и эре постчеловечества. В этом невообразимом мире самом понятие «человек» уже перестало быть актуальным. Человеческие особи фактически покинули свои родные тела, «пустышки», эволюционируя в различные постбиологические формы: фоэбэ, инклюзии, деформантов. Копирование сознания, памяти и эмоций стало обычным явлением. Поэтому не удивительно, что многие создания далекого будущего меняют свои тела на «Плато Homo Sapiens», как перчатки. Причем, делают они это в совершенно разных модификациях: с генетическими трансформациями или нано-облачными, без разницы. Такая технокультурная эволюция произошла из-за научного прорыва и преодоления предельных возможностей компьютерных технологий, ограниченных законами термодинамики и квантовой механики. На смену физики пришла мета-физика, способная уже изменять законы мироздания, выкручивать, как хочется ландшафты космоса и, как бы сказал один из героев, попросту «насиловать физику». Благодаря такой области знаний, каждая из цивилизаций развивается в своем времени и пространстве, фактически отделенном от внешней вселенной.

Нано-манифестации, как призраки, могут появляться в наэлектризованных полях из сущего ничего. А некоторые постсоздания достигли такого уровня мышления и организации, что по сути своей представляют целые планеты.

В общем и целом, в таком совершенно непонятном и безумном мире, оказывается главный герой, Адам Замойский — член космической экспедиции из ХХI века, чей корабль попал в какую-то пространственную аномалию. Что будет дальше — читайте.

Однако, замысел Яцека Дукая не заканчивается только навороченным сюжетом. Он создает полноценный литературный концепт. Для описания постчеловеческого мира писатель конструирует свой постязык или «связык», объяснение которого есть в тексте.

Так, Дукай для описания манифестаций вводит 4 род: «ону», «егу», «взялу», «смотрелу», «любилу» и т.д. Кроме того, он частично меняет синтаксис, вводя в предложения двойные тире =, когда речь идет о коммуникации «во вне», двойной слэш \\, когда существуют вводные данные, технические обозначения и элементы формул. Помимо этого, полностью меняется и структура повествования: происходят временные разрывы; вводные части текста из области воспоминаний или внутренних ощущений вытесняют основной сюжет; внутренний «молчащий» монолог разворачивается параллельно с реальной речью героев и т.д.

Вся эта мешанина новых символов и знаков затрудняет прочтение. По началу автора начинаешь ненавидеть. Трудно преодолеть такие обломки арматуры первые 100 страниц. Но потом адаптируешься.

Сделано это, конечно, неспроста. Главный герой, Адам, человек ХХI века просто сходит с ума и чувствует себя пещерным человеком в постгуманистическом будущем. И это понятно: представьте себе викинга, оказавшегося в современном городе. Поэтому и читатель смотрит на мир далекого будущего глазами главного героя, на которого обрушивается весь поток непонятной информации и терминологии. Да, понять, это сложно. И если не преодолел первую главу, то книгу можно закрывать.

В этом отношении, книга «Идеальное несовершенство» в больше степени философская, чем фантастическая. На мой взгляд, автор не скрывая берет такие концепты, как тело без органов или симулякр и развивает их в своем произведении. Причем, часто использует даже сами понятия, выработанные Делезом, Бодрийяром, Вермюленом.

Само Плато — это и есть «тысяча плато». Все эти «строительные леса» и игра с сюжетностью вместо последовательной структуры и формы создают постмодернистский текст. Кстати, именно ризома, запутанная и иногда несвязанная, а не осевая структура классического содержания, формирует язык романа.

Да и само «Идеальное несовершенство», кажется, будто ссылается на такой подход уже в названии: деконструкция — это и есть идеальное несовершенство. И тогда становится ясно, что в общем-то всё, что происходит в романе — это плато самого ирреферентного (без связи с объектом) рефлексирующего языка, превратившегося в этакий самокопир, симулякр, смыслов. Он не имеет субъекта, объекта, конкретной фиксации. Он как бы состоит из мета-физики в значении пост-физики.

А главный герой, действительно, цельный субъект ХХI века, как мы с вами, который пытается разобраться в этом нагромождении запутанных ризом.

Оценка: нет
⇑ Наверх