Все отзывы посетителя radio_cinema
Отзывы (всего: 4 шт.)
Рейтинг отзыва
radio_cinema, 18 апреля 10:06
Напишу сразу главное: Полари — лучший русскоязычный цикл в жанре эпического фэнтэзи.
Захватывает с первой книги, оторваться невозможно. Не буду повторять все превосходные эпитеты про продуманность мира и реальность персонажей, об этом достаточно написано в других отзывах.
Вместо этого я хочу остановиться на том, что в цикле мне НЕ понравилось, ведь недостатки тоже есть.
Сначала общее. Первые книги это захватывающее складывание мозаики из различных кусочков, событий, поступков разных персонажей в разных линиях. Просто невероятно, как скрупулёзно автор уделяет внимание мелочам и то, что поначалу кажется проколом в сюжете, несуразицей, в какой то момент логично объясняется, хотя иногда это происходит в аж следующей книге.
Однако где то с Янмэйской охоты сам подход и общая направленность книг меняется в сторону динамики. Главное — быстрей быстрей, вперёд-вперёд, все куда то бегут, перемещаются между локациями, воюют друг с другом. Про игры разума и загадки уже забыли — боёвка и экшен.
Особенно хорошо эта видно в последней книге, которая вышла худшей из всех. Там проблема усугубляется еще и тем, что автор с хрустом через колено загоняет персонажей в свою эффектную концепцию —
Задумка, вне сомнения, вызывает уважение, но как же утомляет следить за типа опасными приключениями, когда уже понятно к чему всё идёт.
Лично мне больше по душе первая половина цикла, конечно кому то важнее динамика.
Теперь по отдельным элементам, что не получилось:
Предметы и всё что с ними связано. Предметы в Полари это заменитель магии. Но у магии должны быть какие то ограничения, понятные читателю правила. В Полари же в любой момент может возникнуть неизвестный Предмет с совершенно внезапными характеристиками и неочевидными правилами использования. При этом Предметы описаны так, чтобы читатель не догадался, что они из мира SciFi, хотя комменты на сайтах показывают, что всё равно все догадались. Справедливости ради автор не злоупотребляет предметами.
Первокровь. Тут всё просто — лютый криповый криндж. Неясно настолько, что куча обсуждений было посвящено расспрашиванию Романа как происходит инициация, чем первокровь отличается от второкрови и как это вообще всё работает.
Виттор Шейланд в качестве Кукловода. Ну вот не подходит он для этой роли. Да, автор хотел показать зло как зло, это понятный подход, но проблема в том, что Виттор не выглядит злом. Слабый, скользкий, неуверенный персонаж, который ни разу за весь цикл не придумал чего то умного или хитрого (лучшее с ним — интерлюдия флешбек про цену страха, там хоть что то). Ну невозможно поверить, что за ним идут люди добровольно или что он ими хитро манипулирует. А Виттора много, очень много в последних книгах.
Вообще я думаю, что идея с Кукловодом появилась уже по ходу написания второй книги, изначально всё было проще.
Воскрешение Адриана. Вот просто зря, после чудесного спасения он творит какую то дичь
Ну и напоследок скажу страшное — не получился Эрвин.
Самый яркий, самый любимый персонаж цикла, с кучей фанатов-обожателей среди читателей, поклонников и особенно поклонниц к концу цикла превратился в какого то Мистера Совершенство.
У него тупо нет недостатков. Умён, ироничен, пользуется уважением мужчин и обожанием женщин, непобедимый командир на поле боя, гениальный стратег, способный где то посреди степи придумать план битвы, которая состоится через пол года, хитрый тактик, храбрец спасающий свою сестру, которую не мог спасти батальон кайров, тонкий дипломат, а в конце еще и крутой боец на мечах.
Нет ни одного дела, которое ему бы не было по плечу, он ни в чем не терпит неудачу.
Читаешь и думаешь — серьёзно?? Зачем настолько раздувать качества одного персонажа? В жизни не бывает таких людей, а в книгах это признак либо халтуры, либо намеренного подыгрывания фанатам.
При том что в начале цикла, особенно в первой книге, Эрвин был вполне хорош
Подводя итог — кто не читал обязательно читайте, цикл реально того стоит
Марина и Сергей Дяченко «Варан»
radio_cinema, 9 апреля 11:07
Думаю перед прочтением надо было посмотреть отзывы, т.к. книга оказалась совершенно не тем, чего я ожидал в первых главах.
Поначалу — интересный необычный мир людей, живущих на периодически высыхающем подножье острова (правда механику этого процесса я так и не понял), приятный персонаж, которому очевидно предстоит расти, романтическая линия, интрига с магом.
Но внезапно это всё обрывается и оказывается, что весь роман — это философская притча о человеке, который отправился на поиски чего то призрачного, хотя мог бы счастливо прожить спокойную семейную жизнь. Собственно размышлениям над этой, честно говоря очень простой, мыслью и посвящено большая честь раздумий автора и главного героя.
В остальном интересно, мир своей диковинной вычурностью чем то напоминает Рошар Сандерсона, правда там всё намного более продумано и увязано.
У авторов же герой путешествует по разным причудливым локациям, чем то занимается, ищет свою неуловимую цель и это собственно всё.
При этом его мотив не очень понятен
Сам Варан вызывает уважение своей упорностью, граничащей с упоротостью, но при этом ему
Не понравилась линия девушки, она по сути
В целом неплохая книга, но и недостатки тоже есть.
Продолжение прочту
Марина и Сергей Дяченко «Магам можно всё»
radio_cinema, 18 февраля 10:39
Увы, не могу согласиться с положительными оценками.
Хороший ГГ. Получился яркий и нестандартный для фентези персонаж.
Хотя на фоне разгула дарк фентези и Аберкромби понтовитый, заносчивый и при том сильный маг уже не выглядит сильно необычным.
В остальном, к сожалению, сказывается возраст книги.
Основная, детективная, линия сейчас смотрится слишком простой и предсказуемой. По сути уже в первой трети, когда мы узнаем, что у каждого
Тоже самое современная линия — слишком много всего изменилась, чтобы «экзотика» южных окраин воспринималась адекватно. Да она и не нужна там вовсе эта линия, пересечение с ней только в самом конце и то по касательной.
Вставки про обучение и мир могли были бы быть интересными, но большинство выглядит как набивка текста.
Мотив антагониста раскрыт, но как он достиг такой магической силы так и осталось за кадром, а это по сути единственное, что держало интерес.
В общем 20 лет назад это наверное была хорошая и интересная книга, но сейчас она выглядит простой и устарелой
Джо Аберкромби «Мудрость толпы»
radio_cinema, 16 ноября 2022 г. 11:54
Я начал читать книги Аберкромби в этом году и не останавливаясь прочел все девять томов Земного круга плюс рассказы.
В таком ритме хорошо видна динамика, с чего автор начал и к чему пришел. Фанатом Аберкромби я не стал.
Его стиль с гипертрофированным реализмом и смакованием физиологических подробностей по началу вызывал неловкость. Это примерно как смотреть на взрослого, который ведёт себя словно ребёнок, узнавший слово «пиписька» и выкрикивающий его, чтобы подчеркнуть свою крутизну. Потом неловкость превратилась в смех, а затем в скуку. Еще в «Первом законе» в каждой главе, где появляется Глокта нам два абзаца рассказывают, как у него всё болит — ну зачем? В «Эпохе безумия» это только усугубилось, не буду конкретизировать.
Тем не менее Аберкромби умеет писать так, что хочется продолжать читать и узнавать, что произойдёт дальше.
Вернее, умел. Когда в конце «Красной страны» Логан ушел в закат, такое ощущение, что с ним вместе ушло и то, что вызывало интерес и подогревало стремление продолжать.
В «Эпохи безумия» произошла магия, причем единственная магия в этой трилогии — всё стало хуже.
Какой параметр не возьми: сюжет, персонажи, развитие мира, описания — это получилось бледнее, беднее, мельче, чем в «Первом законе» или второй тройке книг. «Мудрость толпы» я дочитывал уже на волевых, пересиливая себя.
Дальше на всякий случай под спойлером, хотя без особых деталей.
Крайне простой — борьба за власть и революция в Адуе плюс очередные разборки за трон Скарлинга на Севере. Всё, больше ничего нет. В Первом законе был интересный квест и поход на Запад, в «Лучше подавать холодным» и «Красной стране» нам показали Стирию и Дальние территории. В каждой локации были свои особенности и свои истории. Всё это, увы, осталось в прошлом, «Эпоха безумия» — только про Срединные земли и Север. При этом Север был более чем раскрыт в «Героях» и первом цикле. Единственное новое, что происходит — революция рабочих в Адуе, но об этом ниже.
Персонажи.
Все основные персонажи прошлых книг либо ушли на задний план, либо умерли. Второстепенные, типа Горста, иногда мелькают. Многочисленные новички вышли слабые несмотря на то, что автор изо всех сил пытается подчеркнуть их яркую индивидуальность. Попробую показать, как я это вижу.
Долго не мог понять, что не так с женскими персонажами, потом дошло — они почти все сделаны по одному шаблону. Работает это так: есть условно базовый характер, назовём его БХ. БХ — это активная женщина с развитым, язвительным чувством юмора, острым языком и желанием всё прокомментировать. Потом к БХ добавляется какая то изюминка, характерная черта (про которую автор «фирменно» напоминает в каждой сцене) и вуаля — готов персонаж.
БХ + алкоголь = Арди. БХ + Долгий взгляд = Рикке. БХ + преданность Орсо = Хильди. БХ + жуёт чагги = Изерн-и-Фейл. БХ + резать сыр = Шолла. БХ + крепкие бёдра = Корлет.
Исключений среди основных женских персонажей три — Судья, Вик и Савин. Судья — психопат без полутонов, так и не раскрытый. Вик — это тупо копипаст Витари из первых книг, но теперь она ПоВ.
А вот над Савин автор похоже действительно старался, но это не значит, что получилось. Савин предстает в образе эдакой крутой бизнес вумен, воплощение американской мечты. Правда в чем её крутость не показано, за всё время она так и не проявляет каких то особенных деловых качеств, хотя постоянно об этом вспоминает. Тем не менее характер развивается, Савин стремительно глупеет (я даже задумался нет ли тут фиги в кармане, типа от беременности у женщин понижаются интеллектуальные скилзы) и далее её носит по волнам сюжета без особого на них влияния.
Мне долго нравилась Зури, но её можно сказать всю обратили в финальный твист. И я так и не понял, Ишри или нет? С одной стороны бинты, но с другой, цвет кожи не совпадает.
По поводу общего феминизма — в принципе оно не мешает, но местами автор хватает через край. Савин родила двух младенцев, после чего в каждой сцене подчеркивается, что девочка активная и сильная, а мальчик — хилый плакса. Причем он первенец. Понятно, что это расстановка фигур перед продолжением, но как то уж совсем чересчур.
Мужские персонажи.
В общем и целом намного более плоские и тусклые, чем женские. Интересный получился только Клевер.
Лео — это Джезаль в усиленной и от того менее правдоподобной версии. Орсо — новый типаж для Аберкромби, но не новый для фентези. Это один из самых встречающихся персонажей подросткового чтива. Не герой, но и не трус, ничего толком не умеет, но не дурак, на всё смотрит иронично и цинично. Не очень понятно, зачем он был нужен если честно. Вполне можно было оставить королём Джезаля и вышло бы тоже самое.
Остальные не запомнились, причем особенно никакие северяне. Повторюсь, «Герои» полностью закрыли северную тему, зачем к ней было возвращаться — неясно.
Байяза, этого как казалось могущественного кукловода, можно считать и нет. От силы полторы страницы, за которые его успевают все послать, а тот единственный, кто согласился на его помощь — проигрывает. Офигеть какой могучий маг Байяз. Причем я еще могу понять, что две книги он занят чем то очень важным на Западе, но когда он возвращается то почему то не спешит спасать своё детище, Союз. Вместо этого вдруг всплывает на Севере и что то там заговаривает с Рикке. Неужели это важнее? Признаюсь, я до самой последней страницы ждал появления Байяза в Адуе, хотя бы в финале. Но нет, за всё отдувается Сульфур, который, как выяснилось, ничего толком не может сделать. Причем непонятно почему, он же, в теории, не только едок, но и маг, ученик Байяза. В первом цикле Сульфур менял внешность, но этот навык использовался аж один раз за девять книг. Действительно, смена внешности — довольно читерский писательский приём, но раз уж его ввели, то либо использовать, либо объяснить почему Сульфур больше так не делал. Тем более это умение пригодилось бы в «Эпохе безумия», где чехарда действующих лиц и все всех предают.
Насчет смерти Джезаля — как по мне, это был самый обидный и слитый эпизод. Вот так выключить одного из ключевых персонажей, причем вообще без всякого объяснения. Всего лишь умер король, здоровый, не старый мужчина, который прекрасно себя чувствовал — ну и что? Никто не удивился, никаких расследований. Я до конца ждал, что это козни Баяза/Глокты/аристократов ... да хоть кого. Нет — просто умер и всё.
Развитие мира.
Такое ощущение, что Аберкромби то ли разлюбил Земной круг, то ли у него нет идей, что с ним делать. Опять Срединные земли, опять Север. Всё, что происходит в других территориях упоминается лишь парой фраз, причем про государства типа Тхонда мы после девяти книг по прежнему не знаем абсолютно ничего. Тоже самое с магией — её попросту нет. В первых книгах маги еще как то действовали или обозначали присутствие, но здесь их роль свелась к редким появлениям Сульфура, который нудит и стращает Байязом, а всем наплевать.
Фактически единственное новое, что Аберкромби ввёл в книги это рабочая революция в Срединных землях. Как только эта тема появилась в «Немного ненависти», моей первой реакцией было: чтооо?!. Промышленный и социальный скачек за тридцать лет из условного средневековья в девятнадцатый век?! Вы это серьёзно? Во всём мире стандартное фентези, а вот именно в Адуе уже практически стимпанк? Мало того, что это нелепо выглядит, так и главы со всеми этими подпольщиками-стачечниками самые скучные. Я надеялся, что автор таким образом выразит своё отношение к революционным радикалам и успокоится, благо этих глав не много, но в «Мудрости толпы» ВСЁ вертится вокруг революции. Как оказалось, в этом и был замысел цикла и стержень сюжета. Ужасно.
Описания.
Тут всё просто — бесконечные самоповторы. Например Аберкромби придумал очень сочный, кинематографичный приём с показом битвы глазами чередующихся простых участников. Это действительно мощно и впечатляет, но всё хорошо в меру. Один раз это было уместно в «Героях», но тут он КАЖДУЮ стычку рисует таким образом, не важно, нужно оно для сюжета или нет. Когда начиналась очередная глава с очередными «маленькими людьми» я уже закатывал глаза — ну вот опять.
Общий итог для всего цикла Земного круга.
Первые три книги — неплохо, но и не шедевр. Вторые три и рассказы — можно читать, в качестве интересных спинофов.
«Эпоха безумия» — сильно хуже, не тратьте время.
Конкретно «Мудрость толпы» — самая слабая из «Эпохи»