Все отзывы посетителя spring_time
Отзывы (всего: 17 шт.)
Рейтинг отзыва
spring_time, 13 ноября 2024 г. 06:50
Читала Авиатора после Лавра, поэтому эффект может отличаться если читать его первым, но я условий не выбирала, какая последовательность вышла, такой и результат. Громко нашумевший роман и создаёт эффект большинства, сказали что роман шедевр, вот и тянет за собой людей. Лично я осталась равнодушно неудовлетворенной к данному произведению. Роман построен в виде дневника и получаются отрывки фраз и событий, а не целостность повествования. К тому же перекидывают нам то в воспоминания, то в текущие события, то догадки и размышления. Сюжет понятен, но он безэмоционален, все события сухие и тусклые. Например, когда Иннокентий увидел год на пачке с таблетками, вообще ты не переживаешь, ты сух, подумаешь год какой-то. Человек проснулся на другом конце века, а эмоций по поводу ручки шариковой, телевизора, компьютера никаких. У него нет ни шока, ни страха, ни паники, просто «Ах подумаешь другой год, технологии какие-то носят, и что с такого». И так описание всех событий.
Тема времени уже была озвучена в Лавре, автор повторил и тему и обрывчатое повествование. Читать тоже самое неинтересно, новый идей и вопросов автор не поднимает.
Возможно читая вначале Авиатора, потом Лавра эффект вышел бы другим, но этого больше не проверить.
spring_time, 19 октября 2024 г. 18:33
Не понравился мне роман. Я даже не могу придумать ни одного аргумента, чтоб сказать, что прочитайте его из-за того или этого. Можно приводить в пример жанр роман-житие и использование церковно-славянского языка является новинкой и уникальной, отличительной чертой, и что с этого если идеи и проблематика тебе чужды.
Начало романа меня очень смутило и ввело в состояние дежавю. Средневековье, мальчик потерявший всех родных, живёт со стариком знахарем и травником, учится ремеслу у него и после потери последнего родного начинает свой путь. Именно такое повествование, наблюдаемое в Лавре, можно обнаружить в книге Ноя Гордона «Леккарь: Ученик Авиценны». Вся первая книга — книга познания словно копирует её и чувство идентичного повествования меня не отпускало. У Гордона средневековая Англия, мальчик из-за болезней теряет родных и попадает в тележку путешественника врача, также собирает травы и варит лекарства, после смерти старика также отправляется в путь. После начального сюжета и знакомства происходит изменение их поведения. Да они движимы разной идеей, да разные судьбы, да оба поехали на восток, но зная историю Роба Коула я в точности поняла, чем закончится роман Лавр, хотя середина книги отличается. Может это ещё один камень параллели, который меня оттолкнул, а кто не читал «Учиника» тому это в новинку и эффект другой. Отойдём от Роба и рассмотрим Арсения, что ещё отталкивает от него.
Начнём с вопроса веры. Раннюю жизнь Арсения нам показывают, как глубоко верующая семья. Все вместе они ходят в церковь на причастие, проходя большие расстояния туда и обратно, и всё ради причастия — даёт нам представление что человек верит в Бога, его мир богоцентричен. Однако, как всё оборачивается: весь верующим стержень Арсения рушится при появлении Устины, абсолютно не понятно почему они не могли обручиться, столь сильно верующий человек, который рассказал священнику как на кладбище занимался онанизмом, но при этом при появлении беззащитной девушки сразу лезет к ней в постель. Она тоже его не отвергает, но при этом рожать без причастия не может. Заниматься сексом с мужчиной без причастия быстро, а вот рожать уже греховно. Получается воспитание, нравы времени соответствуют нашему современному секулятивному миру. Потеря неназванной жены и ребёнка приводит Арсения в глубокий внутренний кризис греха, который на протяжение всего романа он пытается преодолеть, вопрос как? Живя за Устину, и очищая свою душу. Потеряв Устину, у него образуется огромная дыра в душе, при этом он заполняет её Устиной, своей любовью к ней. А должно быть по-другому. Если бы он поместил в это внутреннее чёрное пятно Христа, он бы жил другой жизнью. Он Христа закрыл Устиной, она стала его центром это как язычество и нарушение уже заповеди Не сотвори себе кумира. Да если подумать все другие люди, описанные в романе, ведут себя также: верой с него они исцеляются, как в евангелие Христос исцелял и люди ходили за ним, так и тут вся толпа идёт за Арсением. Христос умирает за нас на Голгофе, спасая нас, приняв наши грехи, а люди в романе идут за Арсением как за Богом, поклоняются иконам и мощам. Я не приверженец таких поклонений, видимо поэтому меня это поведение и пропитка романа отталкивает.
Любовь к Устине странная. Он так её любит, что прячет и никому не показывает, огородился от мира и взял её в собственность, завладев её телом, духом, даже после смерти держит её не отпуская. Он хочет прожить жизнь за неё, но она хотела семью и детей. Поэтому жизнь Устины — это жизнь Арсения с Ксенией и Сильвестром. Он не хочет жизни Устины, он хочет очистить себя после грехов. Устину он тоже не спасёт, так как нельзя свои поступки записать на счёт другого человека. Устина будет судима по своей книге жизни, а не по книге Арсения.
Теперь рассмотрим путь Арсения: он идёт как по горизонтали, так и более важно по вертикали. По горизонтали автор нам показывает это не самое главное, так как прошлое, настоящее и будущее происходят одномоментно. Мы живём одновременно сейчас и тогда и это описано во всех предсказаниях Амброджо и видение Арсением в пламени Амфросия и наоборот. Про горизонтальность времени автор неплохо написал, но скомкано. Понять, что все события существуют в одном миге очень сложно. Вот вертикальность пути Арсения вызывает большое количество вопросов и сомнений. Всё начинается, когда он покидает Рукинскую слободку, всё его блуждание из одного села в другой очень скомкано описано, буквально в одно предложение, и словно по щелчку пальцев он становится чудо лекарем и все за ним ходят. При этом он в какой-то момент бросает жизнь врача, значит это для него не важно. Он не хочет помогать людям, ему важнее свое спасение. Основные его трансформации происходят при нападении на него и отрывочного хождения в поисках спасения. Принятие юродства и обет молчания ставит в тупик, после чудом мы видим он начинает разговаривать и начинается фантастическое описание его пути в Иерусалим. На протяжение всего повествования ты ожидаешь, когда же он туда дойдёт, и что его там ждём. Но нам не рассказывают ни цели, ни достижения, ни духовной трансформации. Просто он пришёл, на него напали, позаботились о нем, спасли и потом он возвращается в Русь! А цель какая была? И последняя его остановка – это возвращение домой — классика жанра и спасение Анастасии словно второй шанс и ошибки молодости исправлены настолько очевидны, что по-другому быть не может. Поэтому в целом тот ажиотаж, который вокруг возник этой книги не оправдался. Есть куски хорошие, словно автор действительно хотел написать о чём-то другом, но мысли были о житие и вышла смесь 2-3 романов обрывчато слеплено и по ощущениям черновик.
Джоанн Харрис «Ежевичное вино»
spring_time, 5 октября 2024 г. 11:23
Не всегда, когда читаю электронные книги автор запоминается, так как не видно обложки и только название можно запомнить. С этим романом произошла забавная история: «Ежевичное вино», интересное название мне показалось на первый взгляд, и возникли ассоциации с «Шоколадом» — я не знаю, что в название такого схожего, но одно только название напомнило мне роман «Шоколад». И очевидно не спроста, так как оказалось, что оба этих романа написаны одним и тем же автором, вот такой магией названия обладает данный роман. И собственно говоря главное не начать сравнивать их, но без этого, наверное, никуда не даться и волей-неволей сравнение будет.
Собственно говоря, сам роман мне понравился, он переносит нас во Францию, но не ту где Эйфелева башня, утренний кофе и круассаны в кафе напротив с газетой свежих новостей. Это не прогулки вдоль Сены под дождем, это не Марсель и не 13 район. Это тишина плантации, где ты близок с природой и садоводством, ты рядом с собой, со своим Я. Некогда популярный писатель Джей Макинтош застрял в кругу своей былой славы, житейской рутины и в воспоминаниях о старом друге Джо. Но всё меняется в его жизни после глотка ежевичного вина – он решается на изменения в жизни, покупку дома и уехать из Англии. После этого начинается его путь к личностному росту и осознанию своего места, на фоне написания нового романа, от которого агент уже в восторге. Он сближается с соседями благодаря винам, припасенным от старого Джо. Вот на этой точке я бы уже начала сравнение с «Шоколадом». Всё аналогично: новый человек в новом городе и надо сблизиться: главный герой использует либо вино, либо шоколад и вся обстановка пропитана в той или иной степени магией, волшебством, колдовством и прочее. Как говорится, это мы уже читали. Обособленно произведение хорошее, легкое, волшебное, с сюжетом и развитием. Но при рассмотрении что тот же автор написал тоже самое, то не интересно. Здесь уже включается авторское развитие, а его не происходит – следовательно смысла в следующем каком-то романе я не вижу. Идея понятна! Поэтому ставлю 7 за повторение автором самой себя.
Дж. М. Кутзее «Осень в Петербурге»
spring_time, 1 октября 2024 г. 11:39
Не зашло произведение от слова совсем. Я начала читать не прочитав анатации и поэтому не возникло никакого ожидания. После первых страниц там появляется никто иной как Фёдор Михайлович, именно тот самый... который Ф.М. Достоевский. От этого возник интерес, но чтение трудное. В книге слишком много мрака, нудного погружения во всю осеннюю тоску и тьму. В описание сказано, что Ф.М. встречается со своими героями из романов, так как мне нравиться Достоевский, но я не разбираю героев по психотипам, то в этом романе я не заметила ни одного героя из других произведений. Но так может было бы и интереснее, новые герои, новые персонажи, новые личности. Но нет.. было скучно, тягостно, всё душекопание не наводит на анализ. Герои не раскрытые, описание скучное. Намешано всё в одном небольшом романе: здесь есть и любовь, и интрига, политика, убийство, революция, проблема отцов и детей, религия с Христом и прочее. Я наверное не нахожусь в таком состоянии потемнения и отчаяния духовного состояния, поэтому мне было пыткой всё это читать, хотелось красок. У Достоевского даже убийство старушки написано ярко живо, рукой мастера. А тут волей неволей пытаешься сравнить Ф.М. и «Осень в Петербурге», а не читать как обособленное произведение. Поэтому для меня оказалась проходная книга.
Фредрик Бакман «Вторая жизнь Уве»
spring_time, 19 сентября 2024 г. 19:59
Понравился мне этот роман с первых страниц, но даже, наверное, с первых слов. Заголовок очень многообещающий и с нотками надежды на будущее, про второй шанс или поворотные события в жизни. Однако это может сделано исключительно для русского читателя, так как оригинал куда более скучный, чем наша версия: название в оригинале «Мужчина по имени Уве» — такое название меня, наверное, не заставило бы взять эту книгу в руки. Спасибо издателем, кто немного поменял и внёс смысл в название.
Сам роман небольшой — легко прочитать за одни дождливый выходные или за неделю по дороге на работу. Читается легко, слог простой и с юмором, книгу можно разобрать на цитаты, но при этом с небольшим троллингом, в ней описаны действительно жизненные ситуации, независимо где живёт человек в Швеции, России или Америке, психология поведения человека останется типичной. В любой стране человек думает о суициде, сдаёт на права, ищет любовь, покупает машины и новые дома. При этом книга современная и миллениалы и моложе поймут её, так как она полностью откликается в нашем сознании со всеми технологиями и как наши родители и дедушки пользуются технологиями. Каждый человек в этой книге найдёт себя, своих близких и родных, коллег по работе.
Книга повествует о пожилом пенсионере, которого отправили на пенсию, да и жену он потерял совсем недавно. Он потерял весь смысл своего существования, Соня дополнила его всеми красками и теперь ее нет, он хочет отправиться в путь к жене. Но его мирную жизнь нарушает молодая семья, которая въезжает в коттеджный посёлок и сносит его почтовый ящик. В этот момент его жизнь переходит в новое русло. Здесь показана важность каждого из нас и влияние нас на жизнь людей. Уве живёт правильно и размерено, без роскоши или в нищете, каждый этап жизни происходит своевременно: учёба, работа, свадьба, семья. Он был сыном своего отца – отец говорил красть нехорошо, значит в семье Уве не воруют. Рано лишившись родителей, он замыкается в себе, он педаент и хочет весь мир систематизировать и построить по правилам, так как в хаосе жизнь — это страдание. Жизнь преподнесла ему не только счастье, но и жёсткие уроки потери ребёнка и инвалидность жены. Не каждому под силу пережить инвалидность родного и смерть ещё народившего ребёнка. Казалось бы, красавица жена, которая делала то что Уве не делает (общение с людьми, выход в город, чтение книг, прогулки и пить кофе в кафе), она сделала его мир ярким и веселым — вместо белого и серого добавила палитру красок. Только его жизнь должна была встать на новые рельса, когда родиться ребенок. Рождение детей людей меняет, ты первое, о чем думаешь это о жизни и безопасности другого человека. Авария всё изменила – детей у Уве нет, так ещё и жена калека – руки можно опустить, но только не Уве. Он идёт дальше и остаётся верным своим принципам. Так и нам надо смотреть на него и в жутких ситуациях не бросаться в пьянство или разбой. Уве показал, как стойко он пережил невзгоды, как он жил этим и перенёс благодаря любви. Любовь к ближнему своему, любовь к себе, любовь блаженная, любовь милосердная, без гордости и зависти. Уве просто делает и помогает людям, и люди в ответ на его доброту отзываются добротой. На первый взгляд всё ворчание Уве выглядит как негативное отрицательное поведение, возникают мысли, что это за душнила на кадре, и только через несколько страниц понимаешь, что это не так, он добр и мягок по природе своей олицетворение положительного героя. При всей своей отдаленности от людей, скованности и интровертности — это человек с большим сердцем и широкой душой. Мне нравиться, что он не даёт советов и не учит уму разуму, да поворчит что-то о месте и руках, но никогда не читает нотации. Он открыт ко всем, и кто не в силах его понять, тот считает его чудаком и врагом всего мира. Однако, что он сделал не так? Ничего, он искренний и добрый, он живой и весёлый, он пример для подражания.
Его образ не был бы цельным без жены Сони и в дальнейшем без кота, эти два героя словно делали его полностью состоявшимся героем. Одно без другого существовать не может, это несколько частей одного целого. Уве отдавал своё сердце каждому кто в нем нуждался и получал взамен либо любовь, либо зависть.
Я думаю важным в жизни главного героя является воспитание. Мать его была глубоко верующей женщиной и Уве впитал в себя основные христианские ценности, хотя сам в церковь не ходил. Вера его осталась до конца, когда он пытается покончить с собой, то Бог вносит в его жизнь отвлекающее событие, как бы говоря: «Ещё не время». Он не красовался ни перед кем-либо и его любили, с ним пришло попрощаться 300 человек! Хотя его любовь нам в романе показали через 10 человек соседей, но это с уверенностью можно экстрополиповать на весь посёлок, на весь его мир, на работу, на учёбу. Он по жизни прошёл верный себе. В романе он действительно занимает центральную роль, всё движется и вращается вокруг него, мы переживаем все события через мировоззрение Уве, а не бросает нас на взгляд Уве, взгляд соседа, взгляд журналиста или белой рубашки — весь роман мы пропускаем через призму главного героя. Роман очень Увецентричен.
Ещё, наверное, хочется рассмотреть кота, который, как и Уве занимает важное место, у него нет имени, но он на обложке книги. Кот внешне дранный, покусанный, кусками шерсть, кусками блохи, но внешность не главное. Мне кажется автор через образ кота хотел показать душу христианского мира, он прототип Уве в мире животных. Не наряд или внешний вид, ни платье или украшение обогащают человека, а душевные качества и отношение к другим.
Хотелось еще прокомментировать попытки суицида главного героя. Изначально на поверхности кажется это старый душнила, который всех изводил решил покончит с собой. Но это не так, если капнуть глубже, что мы увидим — он решил умереть не после смерти жены, а после увольнения. Потеря супруги, его ранила и опечалила, он носил траур, но всё-таки сокращение на работе стало последней каплей. Он отдавал всего себя работе, выполнял её честно и правильно, работал добросовестно и не обманывал работодателя. А заслуга за твой труд – сокращение, словно о тебя вытерли ноги – Уве окончательно разочаровался в обществе, оно наплевало ему в душу. И теперь нет поддержки в лице Сони, работа пропала, соседи ничего толком не умеют, и вся бюрократия всем заправляет. Именно отчаяние от всего с подвигло на столь отчаянный шаг – общество, которое тебя не ценит и не уважает. У него как ему казалось нет ничего, но это не так – у него были то же самое общество рядом с ним – вряд ли к нему начали просто так обращаться за помощью, он всегда всем помогал, просто новые жильцы помогли ему раскрыть глаза на то что он не один – и как мы видим не всем было на него наплевать – Парване знала его и любила, знала его привычки и заметив, что что-то не так как всегда тут же ринулась с заботой (когда заметила, что тропинка нечищеная). Если одно общество тебя не принимает, это еще не значит, что все люди от тебя отвернуться, стоит осмотреться и вдруг поддержка с кем можно поговорить совсем близко…
Парване с мужем образ типичной традиционной семьи, но они другие в отличие от семьи Уве, но это не делает их хуже или лучше. Уве к ним не тянулся они сами влетели к нему в жизнь, и он не оттолкнул их. Парване с мужем интересное сочетание так как они разных национальностей и мировоззрений, но при этом муж и жена и трое детей. Не знаю это намек на мигрантов в Швеции и проблему Востока и Запада, но мысль интересная…
В романе собраны герои разных возрастов от крошки до старика и безусловно возрастные противоречия есть и недопонимания, но обнять человека, сказать добрые слова, поддержать и жить бок об бок можно в любом возрасте.
Конечно стоит отметить, что не обошлось в романе и современности в виде гейской пары и компьютерных гиков, и при всей христинизации романа эта часть мне кажется выбивается из романа. Словно мы все грешные и это грех романа, но верой он будет спасён либо это западный либерализм и толерантность.
Рекомендован к прочтению однозначно, разбор и анализ заставит серое вещество работать. Так что если кто-то ищет что прочитать, то берите «Вторая жизнь Уве».
Ной Гордон «Лекарь. Ученик Авиценны»
spring_time, 1 февраля 2024 г. 12:36
Бесподобное произведение, читается просто на одном дыхание. Роман настолько глубокий и жизненный, что может показать жизнь с разных сторон. В романе описана жизнь молодого Роберта Коля, его детство, юность, молодость, личностный рост, взаимоотношение с семьей, друзьями и врагами. Роман охватывает все сферы человеческой жизни социальной, религиозной, экономической, политической и другие.
Детство Роба проходит в средневековой Англии в нищете, где на его пути встречается голод, разврат, рождение брата, но и смерть родителей. Первый жизненный удар пришёлся к нему на самое раннее время в возрасте девяти лет, но и этот период показал ему его предназначение. И сама судьба вела его по данному пути, ему требовалось мужество, смелость настоящего мужчины, чтобы принять свой путь и пройти по нему. Дар Роба, которого он так боялся, в результате стал бесценной путеводной звездой.
Жизнь Робу давала испытание в силу его опыта, знаний и возможностей. Изначально он встречает цирюльника, у него он познает медицину в самом примитивном его уровне, здесь у него возникает страсть к учёбе, стремление к познанию и тревога, что он может вылечить ту или иную болезнь. Долгое время он путешествует с цирюльником, познает азы существования, развлекает публику жонглированием и фокусами. Для дальнейшего роста ему надо вырваться из уз цирюльника и, к сожалению, новый этап начинает после смерти его наставника. Начинается самостоятельная жизнь Роба, теперь принятие решений лежит исключительно на нем, только он определяет кем ему быть и где. Почти два года он проводит в познание мира, он идёт к своей цели, за этот период он готовиться к подготовленный для него жизни.
После этого мы погружаемся в мир его обучения в лекаря. Его жизнь среди евреев очень богата, здесь есть взаимоотношение с друзьями, с врагами, проявление истинной человеческой дружбы, независимо от вероисповедания, любовь, политика, мир и войны. Эта часть книги самая сильная и богатая. Робу приходиться обманывать людей по характеру своей религии, чтоб получить знания о медицине и помогать людям. Он идёт на это во благо человеческих жизней, чтоб лечить больных и какая разница какому Богу ты поклоняешься, если можешь уменьшить человеческие страдания. В мире евреев однако Роб остаётся верен христианству. Хотя Авиценна и знает, что Роб не еврей, все равно учит его, наставляет и помогает, так как истинные желание в познание, учение не могут быть разделены по классовой принадлежности.
Любовь в жизни Роба встречается ещё на пути в Персию, и судьба сводит их вместе ещё раз. Хотя Роб мог всё бросить и остаться с любимой, но он не отказался от своей мечты, за что вселенная его блогосволила и пути их снова перекрестились. Брак Роба наполнен пламенной любовью, страстью. Это такая нежная любовь и взаимоотношение, понимание, они поддерживают друг друга в своих начинаниях и жизни в другой стране. Ради спасения семьи им приходится идти на обман и измену, однако это испытание, как жертва во спасение брака только укрепляет их силу.
Возвращение в Британию тоже сопровождаеться испытанием на силу и стойкость духа. Хотя они и вернулись в родную страну, все равно их преследует гонение и неприязнь со стороны жителей Британии. Словно народ не может принять новые знания, даже от человека одной веры и национальности. Видно противостояние мира прошлого и мира будущего.
Книга отлично описывает жизненный путь любого человека и его место в обществе. Однозначно к прочтению, мыслей возникает очень много и сложно вписать в один отзыв, поэтому каждый читатель увидит в книге, то что ему необходимо в этот период.
Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»
spring_time, 24 января 2024 г. 10:54
Интересная книга с точки зрения идеи. Мне нравяться книги, где главный герой имея определённое твёрдое мнение, со временем жизнь даёт ему шанс проверить свою теорию. Вот эта книга примерно об этом. Автор знает и может с научной точки зрения доказать, что любовь живёт три года. В книге приведены данные из журналов и статей на эту тему и объясняется все на уровне гормонов. Автора ждёт испытание любви на фоне брака, развода, измены, новой жизни. И всё время уговаривая себя, что он не будет любить жену, но основное препятствие он встречает когда на похоронах бабушки знакомится с Алисой. Эта девушка вносит в жизнь героя новый вкус, радость и счастье. Интересным является наличие открытого финала данной книги, и только читатель решает, что ждёт героев и ответить самим правда ли живёт любовь три года и это действительно всё химическая реакция или же чувства не подвластны этому закону.
Книга, конечно, не обладает художественностью, лично для меня она немного грубовата со своим описанием разгульной жизни главного героя с ночными бабочками, однодневными встречами и попойками с наркотиками. Поэтому считаю книгу неплохой, но исключительно за идею, сама постановка, написание немного выглядит размышлениями героя без литературной чувственности.
Святослав Логинов «Свет в окошке»
spring_time, 7 января 2024 г. 17:15
Впервые познакомилась с этим произведением в далеком 2018 году, но тогда я видимо не была готова к пониманию данного романа. Сейчас я вступила в фазу жизни, когда задумываешься о том, что останется после меня в этом мире, кто будет помнить и именно этим пронизаны события в романе «Свет в окошке».
Илья Ильич попадает после долгой жизни на тот свет и здесь уже происходит осознание им его памятной жизни, которую он провел в мирском мире. Наличие лимишек и мнимонов это память людей о тебе, которые остались на земле. Можно получить всё что захочешь, тратя на приобретение «деньги» из кошеля. Однако со временем память о тебе на земле заканчивается, особенно если нет детей и внуков, как у Ильи Ильича, а помнят только случайные прохожие или посторонние люди, кто читает архивы. Но на памяти таких событий долго не проживешь и поэтому со временем и на том свете ты растрачиваешь все деньги и превращаешься в призрака.
Ранее любимые родители, жена не хотят с тобой иметь ничего общего после жизни, либо память уже давно прошла, либо жар любви остыл. И как-то обидно получается. Однако в загробном мире также существует разврат, обман, невинность, дружеские чувства и прочее. Герои романа хоть и мертвы, но умирать они не хотят, у них остаются принципы и привычки прошлой жизни – чтение книг, спортзал, кулинария, живопись, литература и прочее. Даже после смерти человек хочет жить по-настоящему, но для этого у него есть только мешок с деньгами, объем которых все утекает и утекает.
Роман очень добрый и философски живой. Заставляет задуматься о личной жизни, семейной, достойности жизни или просто прожить впустую. Описании загробной жизни, автор каким-то образом смог описать все живо и «красочно». Читатель не попадает в мир полный мрака, черный котел кипящий адским пламенем. Все довольно просто и лаконично – хочешь постой свои Эдем, хочешь взрывайся у стен цитадели – но и тут не будет криков, смерти и ужаса, только откинет тебя куда подальше и можно залатать все раны за несколько лимишек.
Вот и будет человек так жить покуда память о нем жива на земле. А как растратиться всё, как перестанут помнить тебя люди, так и превратишься в пепел. Как вариант загробной жизни и ценности мира земного, роман очень достойный и стоит к прочтению. Хотя и мое представление о загробной жизни немного отличное (но никто истины не знает), меня зацепила мысль достойной жизни и праведного пути.
Диана Сеттерфилд «Пока течёт река»
spring_time, 18 августа 2023 г. 19:48
Давно хотела прочитать данную книгу, но все помня больше негативное, чем позитивное мнение о первых двух книгах Дианы Сеттерфилд чтение третьей книги как-то отложилось в долгий ящик. И зря.. Потому что именно «Пока течет река» отозвалась в моем сердце, душе и разуме. В течение всего времени чтения она не отпускала и звала к себе. Я расстраивалась, когда надо было закрывать книгу, и с нетерпением ждала окончания рабочего дня чтоб вновь ее открыть и погрузиться в этот поток.
Мне нравиться литературный слог Дианы – он богат, музыкален, его легко и приятно читать. Текст повествования легок и живой, он красочный что все сцены повествования формируются в голове, и ты становишься словно не свидетелем всего происходящего, а самым что ни на есть участником всех событий книги.
Собственно говоря, теперь про книгу. Необычным, и что ты осознаешь не сразу, является то что по факту нет главного героя в книге. В романе описаны истории и хитросплетения между героями и событиями, которые их окружают. Но как такового центрального героя не существует, что для меня в новинку. При этом все равно центральным местом является вопрос семью, добра и чести. Каждая семья совершала ошибки в молодости, и дети платили по счетам, либо оплошность и непонимание могло привести тебя к терзаниям на долгие годы. Нам показано искупление человека за свои ошибки с одной стороны, но также и плата, которую человек платит за содеянное. В жизни человека есть не только белое или черное, но все-таки много оттенков между ними. История Робина дает задуматься о наследственности характера, а не истории маугли. Хоть Робин родился и вырос в порядочной семье, вызывающей доброту и тепло, сам он пошел по стопам отца, которого никогда не знал и не видел. Но по воле случая стал таким же как отец, а не частью общества, которому он принадлежал. Жизнь маленького Бена аналогично но противоположна при жёстком отце, он добрый и храбрый малый.
Есть конечно и история любви, но при отсутствии центра в книге (словно мир не вертится вокруг одного человека, а каждый из нас герой) она не рассказана с огнем и чувствами. С первой встречи мы понимаем, что Донт и Рита будут вместе. Жаль конечно нам не рассказано их чувственный рост от знакомства к пламенной любви. Читатель все это и так понимает от слова к слову от предложения к предложению, что между ними что-то возникает. Но мы не видим самой трансформации чувств. Видимо тогда бы это был большой роман из нескольких томов. И несколько противоположная история любви Воганов, которая за роман перетерпела множество изменений. От начальной любви до жизни в негласной борьбе друг с другом и в то же время с самим собой. Но лишь преодоление невзгод дало им силы и зарождение новой жизни.
Диана поднимает также вопрос Бога, через веру Риты и Лили, но в силу сжатости романа данный вопрос только витает на поверхности и после скачка событий к другой сюжетной линии он ускользает словно вода.
Роман пронизан мистикой и тайнами, от историй про призраков до детективного повествования и все это расписано на 500 страницах.
Книга дает только маленькие ростки на вопросы, которые люди часто задают себе и над которыми размышляют в минуты единения с собой. Конечно самый жирный недостаток книги является отсутствие ответов, жизненного опыта героев и извлечение уроков. При все легкости чтения и поднятия важных вопросов, мы с героями просто помочили ножки, а дальше… Размышляйте сами в силу вашего нынешнего состояния. Поэтому я бы отнесла сейчас данный роман больше к чтению для легкого времяпрепровождения чтоб унять скуку. Прочитал и поставил на полку. Однако кроме самого романа мне интересно наблюдать как меняется автор книги, потому что третья книга уже получает от меня больший балл чем первые две и посмотрим, что же будет дальше.
Диана Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном»
spring_time, 9 октября 2022 г. 16:57
Данный роман является вторым романом современной британской писательницы Дианы Сеттерфилд. Решила читать романы по порядку их написания, чтоб можно было проследить ещё и рост самого автора. Увидеть, что поменялось или осталось прежним, как автор развивается в своём жанре. И вот итог. Начну с минусов, так как их меньше и они не сильно портят впечатление от прочтения. Порой на них можно и закрыть глаза.
Минусы:
Во-первых, также как и в первом своём романе госпожа Сеттерфилд не сильно утруждаются рассказать когда происходит события романа. Исключительно по косвенным признакам, можно навести справки. Например, понятно, что в романе окрашивание тканей ещё не сильно развито — заходим в интернет и узнаем, что наверное середина 19 века. Затем в конце появляется кремирование — а это как раз ближе к конецу 19 века. Отлично хотя бы с временным интервалом разобрались. Если бы история была про пекаря или рыбака, мы бы вообще не догадались когда происходят события. По-моему мнению, время определяет многие поступки, поведение и мысли человека, очень важно понять сразу когда герой живёт. Вполне можно было бы пометить «на дворе стоял 19 век или 20» и прочие отсылки к периоду времени.
Во-вторых, описание героев полностью отсутствует, от слова совсем. Единственное, что мы видим: этот рыжий, этот с щербинкой в зубах, он не такой худой, как тот и т.п. Для автора которого сравнивают с Бронте, Остин, Дикинсом, подобного рода описание несколько хромает. Читатель не понимает чем увлекается, чем живёт, что заботит и что думает герой — словно это не важно в романе.
В-третьих, роман очень маленький, для описания всей жизни человека. Читаешь про тридцатилетнего мужчину, а потом через три-четыре главы, он уже сидеющий старик.
Плюсы:
Мне понравился слог каким пишет Диана Сеттерфилд, он мягок, лёгок, читается мелодично. На глазах читателя проходят события словно штиль на море, тебя несёт и захватывает с головой.
Идея романа сделки с дьяволом, и как наши поступки влияют на нашу судьбу довольно щипитильна и порой задумываешься об этом, ищешь взаимосвязи своих действий, анализируешь и иногда ничего не находишь. Согласно роману, стоит просто заглянуть куда глубже в себя и порой мало что можно уже поменять.
Вопрос ценностей романа основан на выборе между работой и личным счастьем. Беллмен всю жизнь работал, уделял каждую минуту, а порой и каждую секунду на дело. Однако он женился и у него были дети. Хотя в современном мире при такой работе 24/7 никогда семьёй даже не обзавестись. Даже при жене и детях, он никогда их не видел, не знал, не проводил с ними времени. Поэтому толк и счастье такой семейной жизни явно не сулит ничем хорошим.
Такое пагубное стремление Беллмена к работе связана с боязнью смерти. Человек опасается умереть, прожив жизнь без пользы для других, всегда задумываешься какой след ты оставишь после себя, каким словом будут тебя поминать.
Конечно, интересно что описана жизнь одного героя от детства до смерти, но к сожалению сильно сжато. Порадовало, что нет в романе психов, грязи, испрожнений, рвоты и прочего. Так что роман лучше первого, но ждём дальнейшего развития.
spring_time, 1 октября 2022 г. 20:29
Странный роман... что-то в нем безусловно есть, но я не смогла понять что именно. Повествование ведётся то от лица Виаан, то от лица священника. При этом большинство эпизодов урывками и все перемешенно с личными мыслями. Лично для меня все эти скачки оказались сущей неразберихой. Ведьминские способности оказались только угадывание любимого шоколада. Ожидания от ведьмы не оправдались, хотелось немного больше магии, если уж заявляется героиня, которая имеет магические способности.
Тема противостояния правил, морали, чистоты и веры против разврата, похоти и удовлетворения очень интересна. Однако раскрыть её надо в психологическом, филосовском романе, а не про «ведьму» с шоколадом.
В целом, не сильно зацепило. Что даже и сказать нечего.
Аньес Мартен-Люган «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе»
spring_time, 25 сентября 2022 г. 07:26
Не понимаю как можно было такое красивое название и ирландскую деревушку превратить в подобие личного дневника шестиклассницы.
Роман абсолютно не вызвал никаких чувств, кроме разочарования. Событий нет, героев нет, эмоций нет.
Во-первых, главные герои, в прочем также как и второстепенные не раскрыты от слова совсем: кто они, чем занимаются, чем увлекаются, чем живут и дышат, да и как выглядят нам не понятно. Нет никаких описаний, кроме нескольких раз как одет человек. Герои полностью не цепляют, за ними неинтересно наблюдать, они скучные.
Во-вторых, события описываются настолько сжато и кратко, что хватает одного предложения или абзаца, чтоб описать происходящее. Поэтому на одной странице книги, читатель видит три события, следующие друг за другом. Даже местность где происходят события нам не описываются.
В-третьих, эмоций и чувств нет никаких. Тоска и боль главной героини не вызывает сочувствия, эти её эмоции наровне с приобретенной любовью сухи и бездушны. Диана встречает Эдварда и двоя начинают ненавидеть друг друга просто из-за ничего, потом через несколько страниц они любят друг друга. Почему? Как такое произошло? Да никак — просто так должно быть по сюжету, а развития чувств и отношений не было описано.
Единственное за что поставила оценку в 3 балла это за старание и смелость автора. Как никак она потратила время, чтоб написать данное произведение и, имея смелость выложила это в интернет, и в результате как-то это вышло на рынок и все-таки мы этот роман прочитали.
Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
spring_time, 23 сентября 2022 г. 10:48
Прочитала роман «Шантарам» и конечно же он оставил отпечаток в сердце, душе и памяти. Но при этом немного сомнительный отпечаток нежели восторги и восхищения о которых писали в рецензиях, что заставили меня взяться за довольно объёмистый роман.
Начну наверное с построения и сюжета. Роман имеет описание жизни писателя, в тоже время преступника, в Индии, где он скрывался от австралийского правосудия. Роман как таковой по сути не имеет определённого сюжета. Если в любовных романах или детективах читатель понимает что всё должно закончится развязкой любви — свадьба или растование, либо поиском преступника, то в «Шантараме» не понятно чем должно все закончится. Читатель погружается в мир Индии с описанием событий, которые происходили с главным героем. Здесь нет одной определённой сюжетной линии, за исключением описания жизни Линбабы, при этом описание не одного конкретного события, а целого периода времени, где с человеком происходило одно событие за другим.
По отзывам и возможно по замыслу нам хотели показать как человек может искупать свою вину, очистить душу за свои преступления, и стать светлым человеком. Но по-моему мнению, я не заметила искупления, трансформации души и сознания, Лин после побега и приезда в Индию продолжает заниматься противозаконными делами и ведёт жизнь в притонах, барделях, употребляя наркотики, куря травку и т.п. и всё это происходило на протяжение всего романа. При этом романа довольно объемный. События в романе описываются несколько сжатого, но живописно, иногда возникало чувство желания узнать больше подробностей о том или ином эпизоде, но это видимо оставлено на попечение и фантазию читатель. Иногда конечно думаешь, что этот эпизод можно было бы не включать.
Событий на самом деле очень много, много людей и перекрещивание судеб, что заставляет задуматься о своей жизни, то с кем нас сводит жизнь и для каких целей.
Начало романа и до середины мне очень понравилось — жизнь другой страны, другой культуры, описание индийской жизни в деревнях, трущебах, как люди в условиях нищеты, умеют жить и радоваться очень впечатляюще и захватывающе. (Может кто писал рецензии до сюда и почитали, а потом бросили и прочитали последнюю страницу). Кажется, что после попадания в индийскую тюрьму должно произойти то самое переломное событие, которое изменяет и несёт определяющее действие. Так оно и есть после тюрьмы в Индии всё поменялось и в сторону которая меня отталкивала — именно эта вторая часть романа проносит человека через мафию, войну, убийства и пр. — подобного рода события только затягивают человека в пучину тьмы и дальнейшего зла, поэтому здесь я не увидела того лучика в конце туннеля.
Одним из тех немногих моментов которые остались у меня на поприще размышлений, это то что мир вокруг остаётся отчасти неизменным, а меняются люди которые им управляют и при этом меняется система, в которой мы живём и которая делает нас теми кем мы становимся.
На последок хочется сказать пару слов о героях, кто встречается в романе — большинство из них остались в памяти, и через сотню страниц встречая повторно второстепенного героя, ты понимаешь кто это. В этом плане плюсик роману, так как должно быть мастерство, чтоб парой ключевых слов зацепить читателя на героях, чтоб они остались в памяти.
В общем и целом, идея интересная, но местами перебор. Поэтому вторую книгу начну читать позже.
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
spring_time, 1 сентября 2022 г. 13:04
Потрясающее произведение, которое поражает своей глубиной и мудростью. Читается оно немного сложно, но в конечном итоге, когда прослеживается сюжет, то становится легче. Трактат состоит из четырех частей, и каждая новая часть всё больше и больше накаляет накал страстей. Любой читающий Заратустру найдет для себя те мысли и цитаты, которые близки ему, то как он понимает мир, поскольку очень много вопросов поднимает Ницше. Читать данный трактат можно снова и снова и каждый раз удивляться точностью слов, мыслью, повествованием.
Первая часть знакомит нас с Заратустрой, который был отшельником и жил в пещере со своими зверями. После он решает донести до людей своё учение, он проповедует свою теорию, но никем не был понят и слышан. Так он решает найти учеников и повествует нам свои речи – они очень богаты и насыщены, ибо в них поднимаются темы любви, государства, врагов, друзей, законов, преступления и многое другое. В конце он решает опять уйти в свою пещеру.
Во второй части Заратустра вновь приходит к людям и проповедует свое учение – здесь оно больше направлено на качества человека, на его волю, власть, развитие, творчество и прочее. Однако проповедуя свою теорию, сам Заратустра не достиг того состояния, о котором говорит. И тут мы переходим к следующим главам.
Третья и четвертая части уже показывают нам развитие и становление личности Заратустры, как он с внутренними переживаниями стал сверхчеловеком. Он плывет на корабле в свою пещеру, проходит деревню, где ранее проповедовал и вот он в своей пещере со своими мыслями – в результате он слышит зов о помощи и собирает путников в своей пещере. Так происходит тайная вечеря…
После прочтения, конечно стоит вернуться к повторному чтению, но при этом можно читать отдельно по главам, по частям в зависимости от твоих переживаний.
Я намеренно не говорила, что Ницше через речи Заратустры говорит о том или ином состоянии человека, так как каждый в «Так говорил Заратустра» найдет свою правду, и она может отличаться от правды других людей. Ваша правда может отличатся, но она будет вашей и имеет полное право на существование. Так что милый читатель дерзайте и читайте достойные книги – «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше одна из таких.
spring_time, 25 августа 2022 г. 21:04
Джен Эйр великий роман британской классики XIX века, который рассказывает о сиротки на долю которой выпала сложная судьба как на фоне любви, так на фоне человеческих взаимоотношений.
Сама героиня в романе раскрыта в полной мере, так как повествование ведется от ее лица, и она передает нам все чувства и переживания, которые она испытывала при жизни в доме миссис Рид, затем в школе и конечно же у Рочестеров и после побега и воссоединение с любимым. Она трудолюбива, терпелива, романтична и добра. В доме тёти Джен испытывает тяготения, постоянные издевательства, нелюбовь со стороны названных сестёр, брата и тёти. Но при наличии своей человечности она их прощает и зла не держит. Школьный период она обучалась и развивала многие свои навыки – игра на рояле, рисование, шитье, изучение языков. Джен понимает, что только трудолюбием она сможет выбраться из безденежной жизни. Так и происходит – она выбирается из приюта и становится на службе гувернанткой в доме Рочестеров – где продолжает развивать свои качества, но и познает главное чувство жизни – любовь. Но об этом чуть позже. Следующий основной вехой в её жизни становится скитание и жизнь в доме Сент-Джона, которое способствует осмыслению ее возможностей и основных качеств. Она принимает предложение быть сельской учительницей, но исключительно как метод скопить денег на дальнейшую жизнь.
Эдвард Рочестер второй главный герой романа, который раскрывается нам с разных сторон любви. Он возвращается в свое поместье из постоянных заграничных поездок и на удивление экономки остается на долгое время. В дальнейшем мы понимаем, что основной причиной его оседлой жизни становится любовь к Джен. Мы вначале не понимаем, что он любит Джен – он холоден и строг, в дополнение флиртует с мисс Ингрэм, но вечерами сидит с Джен и ведет с ней странные разговоры, при этом он на 20 лет старше мисс Эйр, и он годится её в отцы. Но после признания в любви он раскрывается нам абсолютно с противоположной стороны – он боготворит Джен, готов украсить ее в цветы и шелка. Она для него спасение в жизни и души. Но ложь о первом браке убивает его спасение… на время…
Остальные герои сёстры, слуги, экономки и прочее раскрыты не так сильно, и они ведены для заполнения пространства и для развития и наблюдения главной героиней.
Главная тема романа конечно любовь. Джен влюбляется неожиданно для себя в человека незаурядной внешности, грубого и к тому же довольно взрослого. Её терзают чувства ревности, любви и возможности отказа. Но мистер Рочестер признается ей в ответной любви и ее начинают терзать сомнения как ей жить дальше после того если она выйдет замуж. У нее ощущение того что она будет жить за его счёт, так как у нее ни денег, ни жилья, ни родственников – свадьба странная: только он и она. Она испытывает тотальное давление с его стороны – он носит ее на руках, готов покупать шелка в которых она не чувствует себе комфортно. И получается она добилась любви, которой хотела, но ожидания не оправдались – она не получала от данного союза своего развития, так как брак – это взаимовыгодное содружество. Испытав предательство первого брака, она сбегает, но понимает, что всё равно ее сердце принадлежит только ему. Тут судьба и небеса улыбаются ей – она получает наследство и становится богатой и независимой – она получает именно то, что ей не хватало в союзе с Эдвардом. Это пример некоего феминизма женщин, которые стремятся к независимости от мужчин. И теперь она готова быть со своим возлюбленным и только вырастя и развившись до уровня самостоятельности они теперь могут в союзе друг с другом жить в гармонии и взаимопонимании. Это удивительный пример того что брак и взаимоотношения должны приносить развитие каждому из партнеров, а не уничтожать себя как личность и лучше отказаться от любви если это приносит вред тебе и найдется другой для счастья.
Очень понравилось, что роман построен на описании чувств и наблюдений самой героине – она живо и ярко описывает поля, сады, а также лица героев и понимаешь, что мир с тобой разговаривает и подобному навыку – чтение людей учиться долго и не каждому дано.
Однозначно рекомендую к прочтению как женской половине, так и мужской.
Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»
spring_time, 14 августа 2022 г. 21:25
Прочитала роман «Тринадцатый сказка» британской писательницы. Роман написан в 2006 году и это её первая работа. Роман оставил после себя неоднозначное впечатление. Давайте разбираться по порядку.
1. Слог повествования прекрасен. Это факт — он живой и богатый, и что самое важное он литературен. Именно литературным повествованием роман завораживает. Есть живописные и красочные описания персонажей, людей, местности и ландшафта. Да нам не описывают человека до последней пуговицы и дырки на штанах, но главное и примечательное описано и представить человека его внешний облик персонажа не составляет труда. Поэтому то как роман написан это конечно 5 баллов. Читается легко, красиво, живо и с интересом, нет лишнего нагромождения или сухого текста любителя писателя. Это написано рукой мастера, что в современных романах не часто встретишь. Каждый новый герой вводится постепенно, и ты к нему привыкаешь, изучаешь и прощаешься. Последовательность изложения правильная и доступная. Нам говорят о том, что надо знать сейчас, а не сразу нагромождение всего и на протяжении книги все это разгребаем, суть половины даже забыли, героев не помним.
2. Роман написан в 2006 году, когда про мобильные телефоны, а уж тем более про интернет мало что знали, и они были нераспространенны повсеместно. В связи с этим читаешь и думаешь «Зачем ты с блокнотик и карандашеком все записываешь, ты не можешь включить диктофон»; «Чтоб найти Эстер, надо написать детективу?» В гугле сейчас столько информации, что как оказалась известный врач, нашлась бы одним кликом. Но в этом и прелесть романа, что тебе приходится доверять исключительно себе и труд поиска в конечном итоге вознаграждается. Но это роман не детектив — для решения разгадка, а повествование истории, в которой есть тайны.
3. Последнее это то что оставляет все больше и больше вопросов при каждой новой главе и каждой новой мысли. И по мне снимает баллы с романа. Это история не близнецов, это история целой семьи, а то и поколения у которых не всё в порядке с головой. Читая, то садистские, то пароноидальные эпизоды, ты понимаешь, что все люди из этой семьи психически нездоровы. При этом они живут и размножаются, и передают свою психологическую мутацию из поколения в поколения. И такие люди живут среди нас. Лично меня данная история с такого рода персонажами вызывала отторжение. Читая о трех поколениях больных людей, в дрожь бросает, то в холод. Отец Изабеллы уходит в небытие, Чарли сидит в доме в грязи, своих отложениях и при этом всем до этого нет дела. Изабелла отправлена в психушку. Девочки хотя и под присмотром экономки и садовника выросли... да они не выросли. Они до 13 лет толком и разговаривать не умели, о каком образование и воспитание может идти речь. Но вот почему-то мисс Винтер те же садовник и экономка воспитать смогли. Она и говорить, и читать умеет, даже думать, ходила в магазин, занималась хозяйством. Полнейшее безумие в персонажах данного дома.
В общем по сюжету много нелогичности и болезней головы. А это сняло баллы из общей оценки.
P.S. При том факте, что через страницу упоминается произведение Джен Эйр волей неволей решаешь прочитать данное произведение британской классики. И потом понимаешь откуда Диана Сеттерфилд переписала сюжеты — пожар, подсмотреть в окно как старушка вяжет, гувернантка и даже герои страдающие сумасшествием. Даже сюжетные линии сплогиатили. Благо немного обёртку изменили.
Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
spring_time, 2 августа 2022 г. 21:50
Вот прочитала книгу Святослава Логинова “Многорукий Бог Далайна” и хочу сказать это удивительное произведение, хотя сама бы я не стала его читать, но так как мне посоветовали прочитать этот роман, я так и сделала. И не пожалела о прочтение. Книга повествует о судьбе человека по имени Шооран, которому суждено было изменить мир, либо его уничтожить.
В первую очередь хочется сказать про структуру романа. В романе описан удивительный мир, не похожий на наш, так как там все существует строго по правилам и каждый участок земли — это квадрат с острыми углами и разделенный поребриками. К тому же что мир нам не знаком это понятно с первых слов романа, все животные, места, имена, растения и оружия имеют названия из монгольского языка, но схожее по звучанию на то что это может быть. Поэтому привыкать придется первые несколько страниц, но потом нойт, тукка, татайцы, жанч, шавары и т.п. становятся вполне понятными местами, животными и прочим что в голове возникает представления всей это неразберихи в словах на первых страницах.
Автор поднимает большое количество вопросов в романе от семейной жизни, брака, родителей до политического управления. Однако главные темы романа, которые я отметила для себя это: тема изменяемости и ограниченности.
Во-первых, автор показывает весь мир ограниченным пространством и у каждого есть свои зоны, которые не стоит покидать и пересекать. Так и мы хоть и живем в хаотичном мире, но каждый человек, народ, мир и даже сознание человека ограничено. Мы способны жить и думать только в тех рамках, которые сами для себя сформировали. Мир Шоорана можно рассматривать как мир отдельно взятого человека, при этом сам далайн это весь мир и знания, которые не познаны и хочется познать о мире, людях, пространстве. Стена Тенгера – границы нашего сознания, за рамки, которого очень сложно выйти, лишь познав многое с разных сторон можно сломать барьеры сознания, но здесь тогда встречается новый мир, который тебе также не известен.
Земли, описанные в романе – это участки человеческого сознания, жизненные составляющие. Так, например, земли Вана – дом родной, ты здесь родился и вырос. Это связь с семьей – материю, отцом, братом, женой. Даже приход Энжина это доказывает, так как на землях изгоев он сразу же нашел жён, которые существовали как чисто экономическое образование – вместе выжить было легче. Земля старика – это наставник, учитель в самостоятельную жизнь, место угла мироздания, которая определяет кем ты будешь в жизни – она располагается между домом и индивидуальностью. Земли старейшин – внешний мир, земли добрых братьев – друзья и враги. Земли изгоев – это внутренний мир личности или индивидуальность. Эту землю построил сам Шооран и с развитием своим, земли становилось больше. Шооран постепенно узнавал мир и формировал себя как личность. При всей ограниченности мира он остается безграничным для изучения. И так на протяжении всей нашей жизни мы совершаем познание в каждой области существования и словно Шооран совершаем набеги строим кусочки земли. И только познав достаточно о мире можно разрушить стену, которая ограничивает нас в понимание мироздания.
Еще один вопрос в романе, который прослеживается на пути всего повествования – это вопрос изменяемости. Что меняется: мир вокруг нас, сам человек или все сразу. Шооран за свою жизнь менялся много раз, он рос и развивался, он любил и ненавидел, он терял и находил. За многие годы Шооран вырос – он был цэрэгом, изгоем и земледельцем, но главное он стал илбэчем и сумел изменить мир – он замкнул далайн, построил новую страну. Но при этом оройхоны остаются прежними. Затем Шооран не строит земли для людей, он строит их против далайна. Земли становится очень много и людей нельзя сделать счастливыми сколько бы земли у них не было. Если раньше они умирали от перенаселения и мечтали о землях, то теперь с приходом земель началась засуха и неурожай – поэтому все равно люди умирают от других причин, в частности от голода и доходило до людоедства. Мир менялся очень стремительно и люди просто не успевали к нему приспосабливаться. Но вот после падения стены они получили новый мир – земли хватает, еда есть, но они все равно чем-то не довольны.
Кульминацией изменяемости может конечно служить Шооран, то как сильно он боролся с Многоруким, как хотел искоренить зло приносимое им. Но все ли то добро, что он делал было добро, и борясь со злом берегись, чтоб самому им не стать.
Еще хотелось бы затронуть тему форм правления территорией и как видно ни одна из них не является идеальной. Сильно впечатлили земли добрых братьев, при их правлении равенства они обнищали и разорились в один миг. Моэртал и Ээтгон правили несколько схоже, но все-таки достижение одной цели шло разными способами.
Большое количество героев представлено в романе и каждый по-своему хорош! Например, можно найти героев таких как Мунаг и Турчин, которые все делают по совести или Боройгал и Тройгал, первый даже сильно насолил Шоорану, но все-таки дух его не сломал. Ээтгон — это зеркало Шоорана, они одинаково храбры и заботятся о мире, но каждый идет своей дорогой, однако учитель у них обоих был Чаарлах. И конечно же нельзя оставить без внимания Ай, маленькую карлицу, которая следовала везде за Шоораном, вначале он к ней испытывал накую неприязнь, но потом она заменила ему все человечество и весь мир. Маленькая уродинка становилась спасением и лучиком света для Шоорана, в то время, когда душа его уже столь сильно почернела, что спрашивается где же тот Шооран, что был раньше.
Роман однозначно стоит к прочтению и первый раз будет сложно читать, но стоит потом перечитать или делать пометки.