Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя ArtemTolmachev

Отзывы (всего: 30 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Стивен Кинг «Карниз»

ArtemTolmachev, 3 февраля 16:42

Отличный рассказ, прекрасно создающий ощущение тревоги и леденящего ужаса. Ещё бы: герою предстоит обойти небоскрёб по узкому карнизу. И если ли он хлопнется вниз, то его будут соскребать с асфальта и собирать в совок. Ставки очень высоки: жизнь, свобода и любимая женщина. За короткий, но увлекательный рассказ успеваешь проникнуть к главному герою-теннисисту. Ему сопереживаешь так, будто это ты на карнизе. Замирает дух, а злейшими врагами становятся так и норовящий сбросить вниз ветер и обычная птица, готовая заклевать до смерти, защищая своё гнездо. Негодяй Креснер получился великолепным, настоящий антогонист. Но сопереживать ему абсолютно нет желания.

Один из ранних примеров малой прозы Кинга и один из лучших его рассказов.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Юн Айвиде Линдквист «Музыка Бенгта Карлссона, убийцы»

ArtemTolmachev, 30 января 11:52

Рассказ, без преувеличения, могу назвать одним из самых страшных среди тех произведений ужасов, с которыми я ознакомился. Довольно оригинальная подача идеи. В основном рассказ пронял своей жуткой, мрачной, давящей атмосферой, которой способствуют удачно подобранные составляющие: ситуация, в которой отец-одиночка, лишившийся из-за трагедии жены, пытается найти общий язык с сыном-игроманом, их переезд в дом около леса, мрачная, неприятная история, произошедшая с хозяином жилища, жуткие предания о мюлингах. Всё вместе образует очень гнетущую и пугающую композицию. Прочитать финал оказалось не просто. Психологический хоррор, воздействующий на потаённые струны души.

Переведённой малой прозы у Юна Линдквиста не так много, в основном российский читатель знаком с так называемыми романами «Места» и более ранними романами. И есть всего несколько рассказов.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ричард Матесон «Дуэль»

ArtemTolmachev, 27 января 14:44

Пример великолепного триллера. Сюжет несложный, в основе него — противостояние обычного человека, едущего на встречу и некоего огромного грузовика с многоговорящей надписью «KELLER» на корпусе. Кто сидит за рулём грузовика с прицепом непонятно, однако такой грузовик может появиться в любой точке мира с целью просто уничтожить вас.

И тогда, чтобы остаться в живых, придётся выйти далеко за рамки порядочности и социальных норм, и предаться импульсам природных инстинктов. В каком-то смысле, чтобы выжить, герой истории сам становится зверем, жаждущим смерти своего врага, — от него осталась лишь оболочка человека.

Возможно, рассказу не хватило какого-то разнообразия, в остальном, всё на своих местах.

10 из 10.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Леонид Андреев «Красный смех»

ArtemTolmachev, 15 января 08:40

Одно из самых заметных, ярких и запоминающихся произведений у Леонида Андреева. Повесть носит явный антивоенный характер, где война представлена гипертрофированно, намеренно гротескно, явно с целью вызвать у читателя сильное чувство, которое ещё долго не пройдёт после прочтения.

Здесь даже солнце обливается кровью, подобно лысой голове, с которой сорвали скальп. И безумно ухмыляется, сошедшее с ума, кричащее, выжигающее всё вокруг, несущее погибель, а не уютное тепло и радость. Этот жуткий оскал заметен у погибших солдат. Безумие затопило мир, охваченный войной, где люди уподобились животным, уничтожая друг друга, и сама Земля готова расколоться пополам. Финал, где небо становится полностью алым и появляется сам Красный Смех, очень сильный.

Повесть актуальна в наши дни, и актуальна в принципе. Она несёт единственный посыл: война — это ужасно; это гибель человека, как физическая, так и моральная, духовная. Это гибель Земли и Мира

10 из 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Кларк Эштон Смит «Цветочный демон»

ArtemTolmachev, 15 января 08:27

Рассказ увлекает своим необычным образом — чудовищный, наполненный злом неземной цветок имеет власть над людьми. История полна глубокими, красочными описаниями, атмосферой чёрного страха, граничащего с космическим кошмаром. После прочтения остались только яркие, положительные впечатления. Здесь есть и ужасы, и захватывающие приключения, и даже любовь. Безусловно, одно из лучших произведений Смита.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Кларк Эштон Смит «Склепы Йох-Вомбиса»

ArtemTolmachev, 14 января 16:47

Один из лучших рассказов из цикла «Марс» К. Э. Смита. История повествует о группе исследователей-археологов, прибывших на Красную планету. Они собираются спуститься в гробницу среди развалин города Йох-Вомбис. Поначалу кажется, что кругом пустынно и остался лишь прах. Но не зря здешние жители опасаются сопровождать исследователей и заходить в эти проклятые, гиблые места: в недрах гробницы, глубоко под землёй, вековечная тьма породила целые сонмы прожорливых тварей. И археологам предстоит выяснить, какие же мерзкие тайны скрывает гробница Йох-Вомбиса.

Один из самых страшных рассказов Смита, наполненный напряжённой, полной тревоги и недобрых предчувствий, атмосферой липкого кошмара, подстерегающего исследователей в самом сердце древней планеты.

Написано превосходно, слог прекрасный, завораживающие описания. И остаётся только сожалеть, что писатель создал такое скромное количество «марсианских» историй. Но и те, что он написал, достойны высших похвал.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кларк Эштон Смит «Ужасы Йондо»

ArtemTolmachev, 14 января 13:07

Великолепный рассказ Мастера, наполненный всевозможными леденящими ужасами, которые поджидают путника в бесплодных землях пустыни Йондо, что раскинулась на краю света. Здесь есть лишь мёртвые пески, развалины городов, да твари, рыщущие в поисках пропитания. Жрецы Онга отправили того, кто поведал нам эту историю, в пустыню Йондо, откуда никто не возвращался . Обречённый на страшную смерть герой сталкивается по пути с различными кошмарами, порождёнными пагубным дыханием бездны. Рассказчик сам примет решение, которое определит его судьбу.

Этот небольшой рассказ написан колоритным, богатым языком, наполненным множеством пугающих образов и описаний. Для поклонников творчества К. Э. Смита и лавкрафтианских ужасов, и для всех ценителей качественной литературы.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кларк Эштон Смит «Убийство в четвёртом измерении»

ArtemTolmachev, 12 января 23:01

Название рассказа уже намекает на интересное развитие сюжета. Идея весьма любопытная и обыграна Смитом превосходно. Рассказ позиционируется как фантастический, и не является ужасами как таковыми. Однако описанная в нём история подводит к ощущению мощного, всеохватного, глубокого и панического ужаса, который может овладеть человеком, попавшим в параллельные миры. И ужас этот, подобно чёрной бездне, раскрывается во всей своей мрачности в самом финале.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Таинственный дом в туманном поднебесье»

ArtemTolmachev, 10 января 20:31

Рассказ — как великолепный, драгоценный камешек, извлечённый со дна прозрачного озера. При прочтении явно заметно влияние Дансени, с его мифологическими мотивами и сказочностью. Однако уже проглядывает стиль и особенности лавкрафтианской прозы. Отдельные эпизоды напоминают сновидения, однако в целом это реалистичная история, где события разворачиваются последовательно. Один из примеров того, как без литров крови, наглядной демонстрации трупов и других ужасов создавать напряжение, ощущение недосказанности, страха и даже ужаса. Филигранная работа мастера.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роберт И. Говард «Пламя Ашшурбанипала»

ArtemTolmachev, 1 января 02:58

Один из лучших «лавкрафтианских» рассказов Роберта Говарда. Здесь найдётся место и приключениям, и жестоким схваткам, и сверхъестественному ужасу, до поры затаившемуся в древних стенах мёртвого города, затерянного среди песков пустыни. Не зря говорили, что над этим городом из чёрного камня довлеет страшное проклятие. Но двое отважных путешественников, отчаянных и храбрых искателей приключений, несмотря на опасности, отправляются за таинственным камнем Ашшурбанипала.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Стивен Кинг «Крауч-Энд»

ArtemTolmachev, 31 декабря 2024 г. 22:31

Стивен Кинг решил сыграть на поле Лавкрафта, и ему это блистяще удалось. Лавкрафтианский стиль соединился со стилем и манерой письма Кинга. На выходе получаем отличный, атмосферный рассказ со своей историей, с хорошо прописанными, не «картонными» персонажами и жуткой хтонью, просочившейся в один из глухих райнов Лондона под названием Крауч-Энд из иных измерений, где всё не так, как в мире людей. В некоторых местах ткань между привычной, известной реальностью истончается до такой степени, что параллельный мир соприкасается с нашим. Это пагубно влияет на человека, может его убить или свести с ума. Поначалу мы сталкиваемся с пропажей человека, мужа героини, и это могло бы быть детективной линией. Но уже скоро, почти с первых же страниц, мы понимаем, что герои столкнулись с чем-то ужасным, сверхъестественным. И рассказ постепенно сползает в безумие — то безумие, о котором говорил нам создатель «Дагона» и «Зова Ктулху». Сумасшествие, жертвой которого становится человек, услышавший или увидивший, во сне или наяву, нечто запредельное, чудовищное. Порой это походит на горячечный кошмар, плод наркотического сна. И вот уже окружающее меняется: на всё изливается странный вечерний свет, люди кажутся монстрами, угрюмые дома напирают с двух сторон, создавая ощущение клаустрофобии, трамвайные рельсы отрываются от земли и зависают в пространстве, а из-под уличных булыжников появляется такое... Неспроста кошмар начинает нарастать и цвести на закате, когда дневной свет, сменяется кровавым багрянцем, а затем переходит в сумерки, в которых загораются незнакомые звёзды. Это переход из бодрствования (свет) в сон (тьма), где может быть что угодно. И у Лавкрафта есть немало произведений, затрагивающих сновидческую тематику. Но что есть сон, а что действительность? Где между ними грань? И не одним ли большим и странным сном является наша так называемая «реальность»?

Крауч-Энд — лишь одно из многих мест на Земле, где проявили себя (и проявляют) некие могущественные, ирреальные силы.

Рассказ будет интересен читателям, которые хотят взглянуть на другую сторону творчества Кинга, на его умение работать в короткой форме, а также тем, кто поклонник одного из троих «мушкетеров» знаменитого журнала «Weird Tales».

10 из 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Кларк Эштон Смит «Чёрный идол»

ArtemTolmachev, 27 декабря 2024 г. 11:15

Превосходный рассказ — одна из «жемчужин» цикла «Зотик». Несложный сюжет, но какая подача, какой колорит, какое богатство красок! За одно только это уже можно поставить наивысшую оценку. История наглядно показывает, что может сотворить с человеком и его душой чувство мщения и обиды, которые давным-давно следовало бы похоронить.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Лорд Дансени «Бедный старина Билл»

ArtemTolmachev, 2 декабря 2024 г. 21:40

Великолепный рассказ! Прочитал с интересом. История не отпускала до конца. Рассказ ведётся от лица одного из матросов. Ощущается космический ужас, одна сцена сильнее другой. В то же время есть здесь и весьма мрачный юмор. А начинается всё с, казалось бы, очередной байки о давно минувших днях — такие сотнями рассказывают в прокуренных приморских таверных. И в финале вот уж действительно не позавидуешь бедному старине Биллу...

Рассказ — словно вишенка на торте или жемчужина, припрятанная на дне морском, но привлекающая внимание свом сиянием. Всем, кто желает ознакомиться с творчеством Дансени и просто ценителям качественной литературы — прочитать однозначно!

10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Анатолий Уманский «Америка»

ArtemTolmachev, 23 ноября 2024 г. 16:49

В целом рассказ понравился. В нём нет той атмосферной глубины и обилия разбросанных по тексту деталей, как в рассказе «Вендиго» Э. Блэквуда. Однако настроение истории создают динамичные, метко и красочно описанные события, развернувшиеся на далёкой, заснеженной Аляске. Интересный финал.

8 из 10.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Алекс Лоренц «Щань»

ArtemTolmachev, 10 ноября 2024 г. 18:26

Ознакомился с одной из работ Алекса Лоренца (он же — Алексей Фирсов) — повестью «Щань».

История драмы одной семьи, в которой случилось горе — тяжело заболел ребёнок. Всё начинается весьма безобидно. С дружеской поездки на рыбалку в глухие места брянского захолустья. Но разве мог Прохор представить себе, чем обернётся для него путешествие в край местных лесов, полей, аномальных зон, разваливающихся колхозов, гниющих заборов, одичалых, полузаброшенных деревушек, где о когда-то живущих здесь людях напоминают лишь тусклые фотографии со старых могил? Ужас возрастает, нагнетается постепенно, от страницы к странице, когда ты всё глубже погружаешься в сюжет. Фоном служит мрачная обстановка середины 1990-х: Союз развалился, и на его руинах строится что-то чуждое, далёкое от былых идеалов... Идеальное время и место для всевозможных чёрных дел и рождения многоликих кошмаров. Этакий инфернальный генератор. Есть нечего, пустые полки, нет уверенности в завтрашнем дне. А про глубинку и говорить нечего — была когда-то жизнь, а теперь все быльём поросло. Селения под натиском непогоды и времени разваливаются, исчезают, и о прежней жизни напоминают лишь бесчисленные погосты, затерявшиеся среди лугов, перелесков и урочищ.

Но с этими окрестностями, с этими лесами, уже издавна творилось что-то странное, жуткое. Упыриные и ведьмовские места, где также водятся черти и бог знает кто ещё...

И вот друг пропадает, радио начинает работать само по себе, а возле заброшенного деревенского дома, где остановились ночевать приятели, показываются бабка с внуком: на женщине броский красный платок, на мальчишке несуразный костюм, и улыбается он как-то недобро.

Прохора будто бы чёрт водит за нос, само это глухое, неприветливое место берёт в оборот, заставляя окунуться в водоворот немыслимых событий, как в глубокий, чёрный омут.

История увлекает, подкупает сочными образами, точным языком без «воды», своей искренностью и откровенностью. Отдельные фрагменты даже хочется привести в качестве цитат:

* «...Женьки не видать. Либо потерялся и шастает в окрестностях, либо утоп. Утопнуть много ума не надо — достаточно пьяному поскользнуться в грязи да ухнуть в лужу поглубже. Так, наверное, и случилось. Через месяц придут холода. Лежащее ничком тело покроется ледяной корочкой. Потом пойдёт снег. С первым апрельским теплом труп вспухнет, начнёт разлагаться и вонять. Вернутся из спячки дикие звери, придут на пир. Что не доедят они, то дожрут жуки и червяки. До голых косточек охотнички тоже найдутся. Бабка сварганет для внучонка наваристый бульон... «

* «...Хуторское кладбище. Почти одни бугорки. Редко где крест торчит... Вот выезжаешь так с коллективом своего заводского цеха на природу после первомайской демонстрации — и посреди перелесков за колхозным полем приглянулась вам живописная полянка, усеянная лохматыми зелёными бугорками. Обосновываетесь там, едите, выпиваете, а под вами — залежи людских костей в изъеденных жуками гробах да гниющая труха от свалившихся крестов...»

* «...Ветер выл остервенело. Мотал туда-сюда листья, рвал в клочья. Щедро расшвыривал струи дождя. Нависшие над землёй облака укутали щанские леса и болота в серый полумрак. А внизу, среди деревьев и борщевика, бродили фигуры. Толпы. Несметные полчища. Бабы, мужики, пионеры, солдаты, крепкие парни в форме вермахта, юродивые, попы. Свирепый ветер нещадно обдавал их всех горстями дождя, бил в лица, молотил по синюшной коже. А они словно бы и не замечали. Вода текла по выпученным глазам, по обнажённым в судорожных улыбках зубам — белым, жёлтым, с гнильцой, превратившимися в коричневые пеньки. По растянутой, кроваво растрескавшейся коже губ...»

В пример можно привести и многие другие эпизоды. Моменты с маленькой тварью во рту ненавязчиво напомнили «Чужого», а эпизод с таинственной башней — Исполнителя желаний из повести «Пикник на обочине» Стругацких — на них автор конкретно ссылается в тексте.

Написанному веришь, поскольку автор сам из здешних мест. Несомненно, заметен почерк талантливого литератора, который свободно и точно владеет языком, оперирует образами, выдерживает стиль. Особенно понравился местный сельский говор)

Чем дальше — тем больше. Творится форменное безумие: появляются фантомы прошлого, радио рассказывает жуткие истории одну за другой (которые, к слову, вполне могли бы послужить самостоятельными произведениями), как роботы маршируют во главе со своим вожаком пропавшие в советское время пионеры, которые загоняют Прохора на верхние этажи затерянной в лесу башни, где он сталкивается с жуткими подобиями военных (намёк на секретные эксперименты военных, о которых говорят местные. Но пробраться туда не просто из-за плотных насаждений деревьев, образующих искусственные заборы) и самой «Мамкой».

Эпизод с пионерами один из самых жутких в повести. Всё это очень ярко представилось в воображении.

Ну и конечно здесь присутствует обволакивающая атмосфера распада, обречённости, потерянности, тревоги, сырого, дождливого, промозглого ужаса, что рождается в глубинах нехоженых брянских лесов, посреди раскисшей грязи, среди почерневших, просевших изб и бесконечных кладбищ.

Финал яркий, мерзкий (в хорошем смысле) и пугающий, как и должно быть. Всё происходит так, как и должно произойти. Об этом, читатель, вы сами узнаете, прочтя повесть.

Предлагаю ознакомиться с ней всем, кто любит истории про деревенскую чертовщину и фольклор, ужасы первозданного леса и старых погостов, нашу хтонь, способную дать фору западной и какой, бы то ни было, любой другой.

Искренне радуюсь за коллегу и одназначно рекомендую к прочтению!

Ставлю 10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дэвид Дж. Шоу «Шахта»

ArtemTolmachev, 27 октября 2024 г. 09:59

Прочитал «Шахту» и хотел бы поделиться своим мнением о романе Девида Дж. Шоу, автора, которого я открыл для себя впервые. Изначально привлекла, конечно, классная обложка — серия «Легенды хоррора» славится таким оформлением. Аннотация заинтересовала.

Повествование идёт неспешно, размеренно, все события происходят тогда, когда их задумал автор. И персонажи появляются на сцене в нужные моменты. Сюжет постепенно увлекает.

Внушительная часть романа уделена криминальным взаимоотношениям между персонажами, которыми здесь являются в основном представители низших слоёв общества, аутсайдеры: спасающийся от возмездия своих дружков преступник мелкого пошиба Круз; бегущий от прошлого Джонатан и его приятель Баш; местный криминальный авторитет Баухаус, честно говоря, вызывающий отвращение, подстать ему, жестокий Эмилио, и в придачу с ними — целая команда вооружённых до зубов головорезов; породистая путана Ямайка с прекрасным телом и умопомрачительными ногами, чья жизнь зависит от решений и действий Баухауса, и которой, в конце концов, всё это надоедает.

И ещё здесь очень много наркотиков, алкоголя, грязного секса, жестокого насилия, смрада и крови. Но не скажу, что это чистый сплаттер-панк — здесь есть и напряжённый триллер, и саспенс, и вирд, и даже фантастический хоррор в духе «Чужого» — тварь, обитающая в доме чем-то напоминает. Да и сам жилой комлекс Кенилворт Армс — сплошная аномальная зона, лиминальное пространство, словно обладающее своим разумом, волей, желаниями, чувствами и памятью, способный менять свои очертания до неузнаваемости и играть с людьми, точно с игрушками.

Следишь за историей с интересом, напряжённым вниманием, смакуя жуткие сцены, следя за хитросплетениями всех этих разборок, даже умудряясь сопереживать Джонатану, Крузу, Ямайке, хоть они далеко не безгрешны и движимы отнюдь не светлыми побуждениями, а в основном желанием спасти свою задницу и выбраться из разворачивающегося Ада любой ценой, сколько бы трупов им не пришлось из-за этого перешагнуть.

Автор отлично удерживает внимание, погружая в густую, вязкую атмосферу конца 80-х и 90-х годов, со всеми вытекающими. И это реально захватывает. Сам образ заснеженного, терзаемого жестокой метелью, мрачного Чикаго, одной из негласных столиц Криминала, впечатляет. Это как Нью-Йорк, который поначалу так любил Кауфман из «Полночного поезда с мясом» Баркера. Не случайно это имя пришло на ум — «Шахта» напоминает произведения известного британского писателя, в частности, его рассказы из «Книг крови», которые однажды совершили небывалый прорыв, выведя жанр ужасов на новый уровень. Похоже по стилю, воспроизводимым образам.

Чего не хватило в романе, так это большего количества именно хоррорных сцен. А так — вполне крепкая работа.

9 из 10.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дмитрий Мордас «Зайчик»

ArtemTolmachev, 20 октября 2024 г. 00:36

Впечатлён рассказом! Читал его давно, и вот перечитал снова. Дом у леса, заснеженное поле, по которому ветер гоняет снежную пыль в свете луны. И таинственные фигурки в масках зверей — вроде люди, а вроде и нет... Эпизод с очками на подоконнике напомнил о толковании Томаса Лиготти сверхъестественной прозы: просыпаясь, человек протягивает руку, чтобы взять очки, и некто из темноты вкладывает их ему прямо в ладонь. Отлично написанный психологический хоррор с финалом в лучших традициях.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Амброз Бирс «Заколоченное окно»

ArtemTolmachev, 18 октября 2024 г. 22:07

Замечальный образец чистого хоррора, мастерски представленного писателем всего на нескольких страницах. Да, рассказ короток, но в этом объёме просто выкристоллизован ужас. Тёмный лес, глушь, где вокруг ни одной живой души. Одинокий дом, в котором охотник Мэрлок бдит ночью у гроба своей жены. Просто видишь, как черты покойницы едва белеют в свете догорающей свечи, как наступает мрак и ужас. Концовка словно удар под дых — резкий и парализующий.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Джо Р. Лансдэйл «Случай на горной дороге»

ArtemTolmachev, 27 августа 2024 г. 20:05

Жуткий, напряжённый триллер, где буквально кожей и нутром ощущаешь все злоключения главной героини. Однако молодая женщина — не промах, и способна за себя постоять. Она оказывает сопротивление психу, пустившему в расход целую группу людей. Уроки выживания в своё время не прошли даром. Финал стал своеобразной вишенкой на торте.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Максим Кабир «Среди теней»

ArtemTolmachev, 26 августа 2024 г. 23:46

Рассказ чем-то напомнил историю Нэвилла «Забыть и быть забытым» и, местами, его роман «Номер 16». Мрачно, атмосферно, тревожно. И очень много подступающих всё ближе теней.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Юлия Лихачёва «И наступит ночь»

ArtemTolmachev, 13 августа 2024 г. 22:15

Очень понравился рассказ) Слушал в аудио, был под впечатлением. Возникли ассоциации с «Показаниями Рэндольфа Картера», «Хребтами безумия», «Нечто», «Вендиго», «Восставшим из ада». Как говорится, не буди лихо... Порой не стоит ворошить прошлое, и лучше оставить всё как есть. Иначе может случится так, что на свободу вырвется первозданная тьма, которая существовала ещё задолго до мира и нас, тьма, рождённая из довселенской ночной безды. И тогда наступит ночь...

10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Дмитрий Витер «Ночной пловец»

ArtemTolmachev, 11 августа 2024 г. 11:13

Любопытный рассказ, с постепенным нагнетанием жуткого и финальным проявлением ужаса. Концовка рассказа впечатляет. Есть что-то лавкрафтианское в этой истории. Поначалу следуют описания быта, привычной обыденности, ничто не предвещает беды. Но затем фокус смещается, и вот уже всё представляется иначе, реальность распадается, уступая место кошмару. Возможно мне не хватило атмосферы, я не успел ей проникнуться, возможно чего-то ещё. Но в целом, рассказ — достойный образчик отечественного хоррора.

9 из 10.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Иван Белов «Рождественский подарок»

ArtemTolmachev, 4 августа 2024 г. 22:03

И снова просматривается влияние Гоголя, но для рассказа это только в плюс. Отлично передана атмосфера Рождества. Словно нацепив маску и вырядившись, сам гуляешь с праздничной толпой, ходишь по избам, озоруешь без контроля, да глядишь на огромный костёр, разжигаемый для того, чтобы согреть мёртвых, дабы они не возвратились в мир живых. И история про бабку-ведьму на метле, требующей у чёрта добыть ей звезду с неба, кажется лихой сказкой, фантазией. Но всё ж таки приходится настораживаться, поглядывая на неспокойную тьму за пределами света от костра — мало ли что там может скрываться?

10 из 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Иван Белов «Ночь вкуса крови»

ArtemTolmachev, 4 августа 2024 г. 21:53

Рассказ явно навеян «Вием» Н. Гоголя с памятной жуткой фразой, произнесённой страшилищем замогильным голосом: «Поднемите мне веки! Не вижу!» Сразу же вспоминается и одноимённый, замечательный фильм с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей в главных ролях.

Жуткое пребывание в сельской церкви под образами, бесконечные молитвы о спасении. Страшная образина, рыщущая вокруг. И искромётный, ядрёный юмор. Только здесь всё гораздо страшнее и жёстче.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Иван Белов «Полста жён Руха Бучилы»

ArtemTolmachev, 4 августа 2024 г. 21:44

Прослушав в аудиоформате «Полста жён...», я впервые познакомился с персонажем Рухом Бучилой, Заступой, одним из многих, кому пришлось жить в страшном, трещащем по швам мире, где нечисти стало больше, чем людей. Привлёк хороший слог, образность. Сразу погружаешься в этот пугающий, но в то же время притягательный мир.

Первый рассказ из цикла о Бучиле — это вводная о Рухе-Заступе и о Вселенной, где разворачивается действие. Атмосферно, жутко и с юмором.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владислав Женевский «Мёд»

ArtemTolmachev, 13 июля 2024 г. 13:56

Рассказ «Мёд» из сборника В. Женевского «Запах» читал, как и перечитывал, довольно давно, однако впечатления и послевкусие всё ещё яркие и ощутимые.

Вещь, исполнинная небывалых высот визионерства. Суть этой истории вполне соответствует её названию — «Мёд». Прямо ощущается эта ароматная приторность, медовость, тягучесть. В историю погружаешься без остатка и вместе с Андреем и его псом Туфелем бродишь под солнцем сначала по цветущим, пряным полям, наполненным гудением насекомых, шорохом трав и журчанием ручейков, а затем углубляешься всё дальше и дальше в дремучие дебри местных древних лесов — всё дальше от цивилизации, навстречу с неведомым. А тут ещё гроза некстати начинается... Вместе с героем сначала испытываешь беспокойство, затем всё возрастающую тревогу, и всё это вскоре обрушивается лавиной панического ужаса.

Очень быстро обычная, беззаботная прогулка на природе оборачивается смертельной эстафетой на выживание. И ставки здесь — жизнь или смерть...

Прекрасная вещь, великолепные описания, густая атмосфера и таящийся в неизведанных лесных массивах ужас...

Однозначно, 10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Владислав Женевский «Запах»

ArtemTolmachev, 12 июля 2024 г. 16:05

Эту книгу можно рекомендовать всем, кто серьёзно интересуется «тёмным» литературным направлением, кто, — а на это способен не каждый, о чём упоминал Лавкрафт, — может чувствовать бледные и бесформенные ростки ужасов, фиксировать удушливые ночные кошмары на бумаге после пробуждения в холодном поту, различать маячащие за гранью обыденности кошмарные личины и, зябко поёживаясь, улавливать дуновения далёких космических ветров с примесью звёздных осколков.

И, конечно, сборник обязателен к прочтению всем начинающим писателям, посвятившим себя жанру ужасов, который во всех планах, поднимает у нас в России голову, являя образцы и примеры творчества, не уступающего творчеству зарубежных коллег. Этого, безусловно, очень желал Владислав, который, к сожалению, не дожил до столь яркой эволюции жанра в нашей стране. Сам Женевский, переводчик, блистящий писатель и профессионал своего дела, в целом сделал для жанра очень многое. Он возлагал надежды на восходящих звёзд хоррора, на талантливых новичков, способных оттачивать своё мастерство.

Сборник Влада, где собрано его творчество за разные периоды жизни, представляет собой целую россыпь талантливых, ярких историй, где каждый найдёт себе что-то по душе. Здесь сложно обойтись без восхищения. Пугающие, кровавые, порой откровенно мерзкие (конечно, в хорошем смысле) истории написаны прекрасным, грамотным, изобилующим превосходными образами, русским языком.

Здесь и отличные, запоминающиеся миниатюры: «Веки», где, в, на первый взгляд, пустой темноте таятся кошмарные бледные лица, чьи губы целуют беззвучно, кричи — не кричи, и нет от того спасения; «Жар» — пронзительная, грустная история о матери и больном ребёнке.

«Она» чем-то сродни мальчишечьим ужасам. Жутью, тем не менее, определённо веет, а в глубокий, сырой подвал заходить как-то не хочется.

«Запах» — озаглавивший сам сборник исторический хоррор в серых, пасмурных декорациях старой Франции, где распутывать странное, пугающее дело берётся местный детектив.

«Никогда» — готическая, написанная в классическом духе история о городском садовнике, готовящем месть с помощью весьма оригинального способа. Завораживающая и трогательная «Зевака» — в том же стиле.

Рассказ о мучительной, пламенной любви «Идолы в закоулках» и фэнтезийная, философская «Атеист», объединённые темой веры в бога.

«В глазах смотрящего» проводит читателей по запутанным, малоизученным лабиринтам человеческой психики, которая, возможно, навсегда останется нерешимой загадкой. Как говорят — «В тихом омуте черти водятся».

В «Каждой» мы наблюдаем тяжкие трудовые будни простой девушки-уборщицы в общественном туалете. Кровавый, тошнотворный трэш с прямой отсылкой к Баркеру.

В «Боге тошноты» можно узнать, какому созданию человек невольно даёт приют внутри себя, когда подкатывает тошнота. Оказывается, существут целый ряд божков в подобном роде.

«Ключик» — кошмарное повествование о существах, вполне способных дать фору тварям из «Нечто» Карпентера, и оттого кажущихся ещё более отталкивающими и пугающими.

О губительных последствиях затворничества и отсутствия полноценного человеческого общения рассказывает нам «На дальних рубежах». На ум приходит «кабинетная лихорадка» из кинговского «Сияния», сыгравшая злую шутку со смотрителем занесённого пургой уединённого отеля «Оверлук», полного призраков прошлого. Спустя неделю все разговоры прекращаются, а из-за углов постылых стен уже скалится безумие.

«Огненная птица» — печальный рассказ с душещипательным, колющем сердце финалом, где девочка со всей своей детской упорностью и наивностью дожидается отца — лётчика пассажирского самолёта, обещавшего взять её с собой, когда она повзрослеет.

Занятная и не менее пугающая «Искусство любви» отсылает нас к чтимому Владом затворнику из Провиденса, знаменитому любителю кошачьих, противнику антропоцентризма и создателю Мифов Ктулху Г. Ф. Лавкрафту. Здесь даже упоминается главред журнала «Weird Tales» Ф. Райт, а по огромному американскому городу бродит безымянный ужас извне.

«Мёд» — одна из моих любимых вещей, по напряжённой атмосфере напоминающая «Вендиго» Блэквуда, рассказ «Исконный обитатель» или роман «Ритуал» Адама Нэвилла. Здесь герой сталкивается с вечно суровыми природными стихиями и беззвестными обитателями древних лесов, куда ещё не заглядывали люди.

Написанная в своеобразном жанре «weird» или «вирд», «странная проза», сложная, требующая погружения и осмысления «Com», оставляет после себя тягостное, беспокойное чувство. Любимая вещь Женевского, как он сам говорил.

К подобной «странной» прозе, как писатель, тяготею и я сам.

В книге также можно ознакомиться с несколькими стихотворными произведениями автора.

Да, в творчестве Влада прослеживается влияние Лавкрафта, Кинга и других авторов, без этого никак. Но это не бездумное, под копирку выполненное подражание. Писатель взял всё самое лучшее из созданного мастерами, и выработал свой уникальный, узнаваемый стиль. И проза эта великолепна!

Хочется особо отметить, что в конце сборника представлен замечательный, исчерпывающий экскурс в историю отечественного жанра ужасов, который называется: «Хоррор в русской литературе». На западе в пример, наверное, можно привести только лавкрафтовское эссе «Сверхъестественный ужас в литературе», служащее, впрочем, прекрасным путеводителем по зарубежной литературе ужасов. Это самостоятельное и глубокое исследование, выполненное Женевским и представленное им на публику в форме доклада.

Было бы замечательно и вполне справедливо, если бы сборник Женевского «Запах» был дополнен ранее не вошедшими в него работами, как рассказами, так и стихотворениями, и переиздан.

За сборник однозначно 10 из 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Оксана Ветловская «Третья смена»

ArtemTolmachev, 12 июля 2024 г. 14:03

Атмосферный рассказ, постепенно погружающий читателя в чёрный, удушливый, всеохватный кошмар, укоренившийся в небольшом промышленном городке, сердцем которого является химический завод, дающий местным обитателям как жизнь и средства существования, так и тягостные мучения, оканчивающиеся смертью и забвением среди нечистот и увядания.

Городок и сам завод представлены очень детально. В таком городе вовсе не хочется не то что жить, но даже задерживаться на какое-то время. Угнетающие и зловеще чернеющие по ночам высокие пирамиды пустой породы. Вываливающиеся из оседающей, отравленной, изъязвлённой земли кости и черепа, остатки сгнивших гробов со старого кладбища. Яркий образ пса с человеческой костью в зубах...

С давних времён отравляющий экологию завод выступает главным антогонистом, он готов уничтожить всё живое в округе, в том числе и главного героя, решившего выведать, что происходит на самом заводе и в полуопустевшем городе, отчего с ядовитыми выбросами с неба оседают чёрные хлопья, от которых у местных жителей идёт носом кровь.

Борьба страдающего астмой скромного сотрудника экологической службы с заводом, отнявшим у него почти всех близких, а мать сделавшего инвалидом.

Индустриальные ужасы. Психологический триллер, полный саспенса и тревоги, заставляющий постоянно оборачиваться на каждый шорох и скрип. Есть что-то лавкрафтианское в этих индустриальных подлунных, в чём-то неземных пейзажах; есть что-то и от Лиготти — мрачного затворника из Детройта, с его гибельными, удручающими, инфернальными полотнами, заставляющими душу непроизвольно трепетать от ужаса.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Джей Арс «Житель глубин»

ArtemTolmachev, 9 мая 2024 г. 20:10

Рассказ ведётся от первого лица. Герой этой истории, если правильно понимаю, клинический психолог, к которому на приём упорно стремится попасть некий господин Тришо. Оказавшись в приёмной, тот рассказывает о своём странном сне, где он видит некую девушку, в чью сущность он вселяется. На первый взгляд всё кажется безобидным, без намёка на что-то иррациональное. Предполагается помощь клиенту в разъяснении его сновидения, его скрытых посылов, чтобы разобраться в себе, своём внутреннем мире.

Однако, по мере развития сюжета, когда ведётся работа с Тришо и его необычным случаем, нечто запредельное, жуткое и зловещее проявляет себя. Сначала оно проявляется во сне Тришо, потом переходит уже на его реальную жизнь. Дальше — больше. Вот уже сам рассказчик ощущает на себе влияние некой властной силы, воплощении исконного зла, способного управлять людьми, как марионетками. Нечто проникло в его сознание, подчиняя себе.

История рассказывается постепенно, равномерно, без скачков и провисаний. Нагнетание ужаса начинается с беспокойства, тревоги, понимания, что происходит что-то странное, выходящее за границы человеческого разума. В итоге герой лицом к лицу сталкивается с воплощением кошмара, что произрастает из тьмы начала времён.

Мне понравилось. Ещё одна жемчужина из коллекции сверхъественной прозы. Рассказ, достойный находится в ряду с историями исследователей тёмных миров и материй Лавкрафта, К Э. Смита и Лиготти.

Ставлю 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Джей Арс «Спираль»

ArtemTolmachev, 8 мая 2024 г. 20:23

В рассказе есть все составляющие добротной лавкрафтовской истории: герой-исследователь, стремящийся осмыслить цифровой код самого Времени; таинственная сущность, с которой сталкивается Пётр Точинов; неуютное ощущение незначительности, ничтожности в сравнении с могущественными, неведомыми силами, способными проявить себя в любой момент и в любом месте; и, наконец, финал при свете свечей и в окружении старинных книг — свидетельства большой Мудрости. Проявляя чрезмерные любопытство и настойчивость, Точинов слишком уж глубоко «заглянул» в Суть Вещей и узрел Спираль, цикл, саму суть Бессмертия.

Атмосфера неведомого держит в напряжении и тревоге. Завораживает ощущение загадки, притягательной тайны, к которой хочется прикоснуться вместе с героем.

Написано простым, грамотным языком без излишних и громоздких описаний, которыми можно грешить в подобных историях. Очень ценю такие рассказы: получаешь чуть ли не эстетическое наслаждение. Достойная, атмосферная вещь. Затворнику из Провиденса рассказ наверняка пришёлся бы по душе)

Автору — продолжать писать в том же духе и творческих успехов!

Ставлю 10 из 10.

Оценка: 10
⇑ Наверх