Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя Зоюуломи

Отзывы (всего: 2 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Юрий Буйда «Свинцовая Анна»

Зоюуломи, 5 октября 2021 г. 13:24

Рассказ «Свинцовая Анна» — это смешение невероятно приземленного с высоким, заоблачным: «с утра до вечера она подметала и мыла школьные коридоры» и «Анна в мгновение ока крутанулась на расставленных циркулем ногах, одним прыжком достигла переезд». Контраст виден невооружённым взглядом, начиная с имени главной героини, заканчивая самой структурой произведения. Под слоем грубой словесности скрывается нотка лиризма, одухотворенная и невесомая.

Натуралистичная шероховатость сглаживается сказочным мотивом «из чудовища — в красавицу», знакомым нам по литературе детства, такой как «Аленький цветочек» и «Финист — ясный сокол». В начале прозвучали слова одного учителя, не только являющейся отсылкой к древнегреческой мифологии, что является связующим элементом прошлого главной героини, но и отражает предвзятость мира, не видящей в ней даже намёка на самодостаточную личность, а только заурядную и сварливую женщину, чей образ, стоит отметить, она и сама неосознанно поддерживает.

Психологический портрет Анны дополняется символами. Кукла в клетке, в которой она прежде держала своего сумасшедшего брата, даёт понять о душевном состоянии героини, её переживаниях и неустанном воспоминании о несчастливом детстве, когда сама кукла олицетворяет несформировавшуюся женскую зрелость, Анна Ионовна – кукла из свинца. И самое главное – танец, благодаря которому она осознает себя, не стоит также убирать со счетов Михаила Старцева, учителя вокала, сыгравшего значительную роль в её становлении как личности. Анна рядом с ним меняет свои привычки: от бытовых мелочей до образа жизни. Ей уже не быть балериной в свои-то двадцать шесть, только «остается танцевать перед Богом», по словам Старцева. Он же и подводит Анну Ионовну к вопросу: «Зачем ей все это нужно? Все эти прыжки, повороты, скольжения…». «Я есть то, что у меня есть: тяжелая память об отце и матери, о брате, о серой жизни. Куда денешься от памяти? Или от имени? Это ведь только в танце память становится бестелесной. Значит, я есть свинец», — принимает себя такой какая она есть Анна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самым важным кульминационным моментом становится спасение «ребенка, пытавшегося на четвереньках уползти от надвигавшегося грузовика». Героиня не только находит дальнейшее счастье своей жизни, но и раскрывается с неожиданной стороны для людей, что «вдруг почувствовали, как ноги их отрываются от земли, и, онемев то ли от ужаса, то ли от восторга, поднялись в воздух». Но если спасение было публичным, то преодолении «свинцовости» происходит в замкнутой интимной обстановке дома, где Анна демонстрирует труды свои и Старцева трюком с подушкой: «Она отошла к двери, постояла несколько секунд с закрытыми глазами – и вдруг легко прыгнула и опустилась на пуховую подушку левой ногой. Замерла на несколько мгновений. Встала на правую, согнув левую в колене. Михаил Любимович перевел взгляд с ноги на подушку, на которой не осталось даже намека на вмятину». На вопрос про прыжок, она ответила прямо: «Я есть то, что у меня есть: душа».

Произведение показывает, что каждый человек может изменить себя, в случае с Анной, «перековать», пройдя через душевное плавление и остужающуюся боль. Даже в самом мрачном человеке есть искра любви, сострадания и желание постигать себя, мир. Также, красной линией через всё повествование прошла тема исцеления души в содружестве, ведь Анна и Михаил, помогая друг другу, вылечились сами от долголетней стужи сердца.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Анри Барбюс «Огонь»

Зоюуломи, 1 сентября 2021 г. 19:48

«Огонь» (1914-1916)- антивоенный роман, представляющий собой коллекцию эпизодов, — коротких и продолжительных, бытовых и боевых, — собирающихся в единую мозаику. Сюжет порывист, чем автор хотел объять необъятное – жизнь всего фронта: передовую и постой в деревнях, перевязочный пункт и рытье окопов. Что также добавляет непредсказуемости, и смерть товарищей становится неожиданностью.

В произведении выражается окопное бытие со всей честностью, единство опыта «потерянного поколения», почтение и запечатление павших ближних, а главное подводится к мысли, что война бессмысленна и является одной из самых ужасных зверских и нелепых проступков человека.

Поднимается тема ужасов войны: обезличивание солдат, превращение их в расходный материал; многочисленность жертв, что в общественности, знающей о войне из газет, будут стоять за анекдотичными плакатами.

Через истории сотоварищей раскрываются проблемы веры и надежды и одновременно с этим утрата понимания чувств отрадности. Противоположное войне – любовь и её труп в мешке; национальные различия между южанами и северянами; разрыхлённая снарядами дорога в родную деревню и гора обугленных жителей.

Самое страшное в том, что привыкаешь. К грязи, вшам и крови – всё становится неотъемлемой частью быта. Прошлое и будущее размывается и остается только настоящее с его потребностями. Перманентная усталость и опустошение после боя. Остается ожидать последнего дня войны или жизни.

Люди – «машины забвения». Даже такой кошмар забудется. Но именно в конце Барбюс чётко даёт понять о своей политической позиции – социалистическом равенстве (не пустое братство и варьируемая свобода), обрисовывает как после битвы французы и немцы ложатся в яму, утомлённые и сонные, «как в братскую могилу». В финале солдаты символически выкарабкиваются из слякоти невежества, стремясь к мыслящему просвету, что не даёт запамятовать войну благодаря обрастающей голосами революции.

(Замысел прекрасен, но исторически не удался: люди не учатся на ошибках, из-за чего пламенные речи останутся вдохновляющей бравадой).

Оценка: 9
⇑ Наверх