Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Все отзывы посетителя AndreyBelyakov

Отзывы (всего: 14 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Томас Лиготти «Особый план у меня есть о мире этом»

AndreyBelyakov, 13 июля 2024 г. 03:46

Довольно удачный рассказ в суб-жанре «корпоративного хоррора/корпоративной мистики» (к которому относятся также такие рассказы Лиготти, как, например, «Наш временный управляющий», «Мои доводы в пользу возмездия» и «Градоначальник»).

Этакий микс Дэвида Линча и Виктора Пелевина.

Не слишком сложный и даже как будто несколько неотполированный, но довольно атмосферный и ёмкий.

Некоторые элементы сюжета перекликаются с заглавной повестью содержащего рассказ сборника «Пока мой труд не завершён».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Томас Лиготти «Чистота»

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. 13:33

Рассказ относится к суб-жанру хоррор-триллера, сюжет которого состоит из практически непрерывных шьямалановских «твистов» (в кино подобной конструкции подчинены, например, такие фильмы как «Мученицы», «Совершенство», «Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль», «Смертельная ловушка», многие корейские триллеры). Как и в большинство произведений подобного рода, к непрерывному ощущению удивления и шока добавляется большая доля юмора, пародии и деконструкции жанра. Заканчивается рассказ, опять же в полном соответствии с правилами жанра, продуманным «панчлайном», к которому подводит начиная с самого первого абзаца. В общем этот рассказ имеет максимальный массовый потенциал (и в том числе потенциал кино-экранизации в умелых руках) и зайдёт даже многим из тех, кому менее развлекательное, более депрессивное и безнадёжное творчество, типичное для Лиготти, покажется слишком тяжёлым для восприятия.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Томас Лиготти «Вастариен»

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. 13:10

Один из самых знаковых и удачных рассказов Лиготти, своеобразная хоррор-фэнтези-версия «Книги песка» и «Алефа» Борхеса про книгу, являющуюся порталом в другую реальность. Стоит читать всем наряду с такими его классическими рассказами, как «Нифескюрьял», «Церковь Бога-Идиота», «Шут-марионетка» и «Утерянное искусство сумерек».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Томас Лиготти «Заметки о том, как писать "хоррор"»

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. 07:56

Чуть ли не вообще самый-самый по-настоящему пугающий (по крайней мере в конце) рассказ во всей библиографии Лиготти, использующий довольно клишированные и наивные, и потому вызывающие скорее иронию и скуку, чем страх, примеры конструирования ужастиков, приводимые рассказчиком в начале, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одновременно контраст и трамплин для прыжка в линчевско-баркеровское безумие его реальной жизни в конце.

Данный практически беспроигрышный в хорроре приём долгого и скучноватого «сетапа» обыденной реальности вызывает ассоциации с такими выдающимися фильмами жанра, как, например, «Дом дьявола», «Кинопроба», «Одержимая», и в особенности «Малхолланд-Драйв» Дэвида Линча

.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Томас Лиготти «Маленькие человечки»

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. 02:42

Поздние рассказы Лиготти «Metaphysica Morum» и «Маленькие человечки» оставили ощущение, максимально приближенное к чтению записок реального пациента дурдома.

Они менее филигранно выстроены, чем, например, его же тематически схожий рассказ «Чистота», повествование от первого лица более хаотично-бредово-горячечное, перенасыщенное маниакальными повторами и прямолинейно-исповедальное (включая мысли автора про эвтаназию), чем в более ранних произведениях.

Начинать знакомство с этих рассказов я бы скорее не рекомендовал, по-моему их легче оценить после знакомства с более ранними этапами развития стиля Лиготти.

Они — не вершина мастерства, оригинальности или доступности Лиготти, а если чем-то и выделились лично для меня, то именно наиболее ярко передаваемым в них ощущением медицинской патологии.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Томас Лиготти «Metaphysica Morum»

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. 02:39

Поздние рассказы Лиготти «Metaphysica Morum» и «Маленькие человечки» оставили ощущение, максимально приближенное к чтению записок реального пациента дурдома.

Они менее филигранно выстроены, чем, например, его же тематически схожий рассказ «Чистота», повествование от первого лица более хаотично-бредово-горячечное, перенасыщенное маниакальными повторами и прямолинейно-исповедальное (включая мысли автора про эвтаназию), чем в более ранних произведениях.

Начинать знакомство с этих рассказов я бы скорее не рекомендовал, по-моему их легче оценить после знакомства с более ранними этапами развития стиля Лиготти.

Они — не вершина мастерства, оригинальности или доступности Лиготти, а если чем-то и выделились лично для меня, то именно наиболее ярко передаваемым в них ощущением медицинской патологии.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Томас Лиготти «Дом с верандой»

AndreyBelyakov, 12 февраля 2024 г. 13:51

Рассказ Томаса Лиготти из его серии рассказов про арт-богему (в которую также входят «Teatro Grotesco», «Бензозаправочные ярмарки», «Северини» и «Эта тень, эта тьма») сочетает юмор, дар обнаруживать удивительное и пугающее в окружающей всех нас банальной повседневности (сам Лиготти родом из депрессивного Детройта, поэтому в описываемых им пейзажах запустения и упадка крайне много знакомого найдут жители России) типа малобюджетных арт-галерей, пустых библиотек, автобусных остановок ранним утром — и исследует грань между ценителем искусства и маньяком/сумасшедшим.

Рассказ обладает довольно внятным сюжетом и понятной наиболее вероятной трактовкой произошедших событий, хотя в нём, как в фильмах Линча или «Сиянии» Кубрика остаётся элемент недосказанности и некоторый простор для разных трактовок.

Любопытным образом по приёмам и описываемым феноменам рассказ перекликается с «Чёрным монахом» Чехова.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Томас Лиготти «Терапия (фрагмент из видений Зодиака)»

AndreyBelyakov, 12 февраля 2024 г. 00:25

Один из самых ярких примеров хоррора, построенного на предельной недосказанности, встречающегося не так уж часто даже у самого Лиготти.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказчик помогает своему нанимателю — доктору, проводящему вечеринки для людей, превращающихся в монстров. После превращения рассказчик убивает гостей (которые сами просят его об этом) — это и есть его работа. По косвенным признакам мы узнаём, что, судя по всему, это происходит далеко не в первый раз, расстраивает доктора и как минимум на уровне подозрений ожидаемо гостями.

Является ли превращение гостей в монстров успехом или провалом «терапии» (или это слов вообще используется тут иронически)?

Это превращение неизбежно или не все вечеринки заканчиваются им?

Знают ли гости об этом заранее — или только смутно подозревают?

Добровольно ли и с какой целью этим занимается доктор?

Что означает «фрагмент из видений Зодиака» в заголовке? Есть ли тут связь со знаками зодиака — или может быть серийным убийцей с таким псевдонимом?

Все эти вопросы Лиготти намеренно оставляет без ответа. Возможно, о них не полностью осведомлены даже рассказчик и доктор.

Рассказ максимально близок к фильмам в жанре абстрактного триллера типа «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера или «Скрытое» Михаэля Ханеке (забавно, что последний крайне не понравился самому Лиготти), где мы можем только смутно догадываться о причинах и механизмах многих изображаемых событий, подробностях взаимоотношений и мотиваций персонажей.

Из недостатков рассказа могу отметить только то, что его как будто можно было развить чуть больше и снабдить более ярким «панчлайном».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Брет Истон Эллис «Правила секса»

AndreyBelyakov, 11 февраля 2024 г. 23:22

Одна из лучших книг Эллиса, отражающая хаос и бессвязность жизни в восприятии человека в возрасте двадцати с небольшим лет.

Повествование ведётся от лица постоянно переключающихся рассказчиков, учащихся в вымышленном гуманитарном колледже Кэмден в Нью-Гэмпшире (прототип — Беннингтон, где учился автор) в 1985 году.

Рассказчиков всего несколько десятков, но есть 3 основных: Шон Бэйтман, Пол Дентон и Лорен Хайнд.

Рассказчики повествуют о часто пересекающихся событиях, но рассказывают о них совершенно по-разному, что часто делает восстановление объективных событий — если таковые в данной реальности вообще существуют — довольно сложным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Пол много и подробно рассказывает о своей гомосексуальной связи с Шоном, Шон же не упоминает о ней не слова, описывая своё общение с Полом как чисто приятельское, что может объясняться как скрытностью или даже отрицанием Шоном данной сексуальной связи в собственной голове, так и тем, что она на самом деле существует только в воображении Пола.

Прогрессирующие по ходу книги хаос и бессвязность событий одновременно смешат и ужасают. Самая сильная сторона книги — то, что общая реальность в ней всё-таки присутствует и она проработана довольно подробно. Мы примерно понимаем географию колледжа и окрестностей, и положение героев в ней в разные моменты времени. Сильно различаются детали: что и как персонажи запомнили, на что обратили внимание, как описывали своё поведение и трактовали чужое.

В целом это одна из лучших современных художественных книг, отражающих дух времени, социальные тренды и связанные с ними психологические изменения.

Если, например, Кафка и Оруэлл отражали страхи человека индустриального общества, то Эллис неплохо отразил психологические деформации человека постиндустриального — избалованного, нарциссичного, страдающего СДВГ и FOMO, заигравшегося в иронию и притворство, абсолютно запутавшегося в себе из-за изобилия вариантов выбора.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Брет Истон Эллис «Информаторы»

AndreyBelyakov, 11 февраля 2024 г. 00:57

Очень грамотно выстроенный сборник/роман в рассказах (русскоязычным читателям такой формат наиболее знаком по произведениям Пелевина), у каждого из которых новый рассказчик — житель Лос-Анжелеса в 1984-м.

Богатый разведённый отец (явно списанный с отца автора), его дети и бывшая жёна, телеведущая, переехавшая в Калифорнию студентка колледжа в Нью-Гэмпшире, пишущая безответные письма другому студенту, мелкие преступники и люди с социального дна, Лос-Анджелесский рок-музыкант-наркоман на гастролях в Японии, девушка, больная СПИДом...

Всех персонажей объединяет пассивность, бессилие, проблемы с мотивацией, самоконтролем, отказом от разрушительных компульсий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В числе прочего через элементы повествования разных рассказчиков мы постепенно, как в «Дракуле» Брэма Стокера, начинаем получать намёки на потенциально сверхъестественные события, которые подтверждаются, когда ближе к концу, в рассказе «Секреты лета» мы знакомимся с вампиром (или человеком, считающим себя таковым — грань тут размыта, как в классического фильма Джорджа Ромеро «Мартин»).

Это один из довольно удачных и свежих современных вампирский рассказов, сочетающих реально пугающий хоррор в духе «Утерянного искусства сумерек» Лиготти с журналистским реализмом и неполиткорректным чёрным юмором.

В финальном же рассказе один из персонажей, то ли в шутку то ли всерьёз, сообщает о том, что принадлежит к ещё более древней, инородной и враждебной людям расе, чем упомянутые выше вампиры.

В «Информаторах» Эллис ближе всего приближается к Лавкрафту и Лиготти, без швов сплавляя привычные бытописательство и социальную сатиру с космическим хоррором.

На мой взгляд это одно из самых удачных его произведений — лаконичное, разнообразное, мастерски композиционно выстроенное (что интересно, такого же мнения придерживается, например, Чак Паланик).

Оценка: 10
– [  5  ] +

Томас Лиготти «Церковь Бога-Идиота»

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. 23:52

Первый рассказ Лиготти, с которым я познакомился — и в целом хороший рассказ, чтоб начать знакомство с его творчеством: одновременно довольно доступный и очень мощный.

Берём демиурга из мифологии Лавкрафта, добавляем анонимную вневременную реальность в духе Борхеса, приправляем чужими технологиями и телесным хоррором в духе серии игр Half-life и фильма «Района №9» (которые, в свою очередь, сами наследуют эстетике и мифологии Лавкрафта, а возможно заимствовали и напрямую у Лиготти — появились они сильно позже данного рассказа).

На мой взгляд из остального творчества Лиготти данный рассказ выделяет какое-то спилберговское ощущение чуда, пусть и максимально зловещего.

P.S.: Для понимающих английский могу от души порекомендовать вот такую отличную «аудио-экранизацию» данного рассказа, с музыкой и атмосферными звуковыми эффектами — https://podcasts.apple.com/ru/podcast/the-oddcast-tales-of-the-occult-weird-and-arcane/id894362709?i=1000438191769

Оценка: 10
– [  4  ] +

Томас Лиготти «Эта тень, эта тьма»

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. 23:13

Для меня этот рассказ — одно из тех произведений, которые вызывают скепсис в процессе, но восторг в конце.

Повествование от первого лица, несколько затянутое, изобилующее повторами, риторикой и деталями, вызывающими вопросы о своей необходимости — но концовка,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
очень убедительно передающая своеобразный массовый психоделический бэд трип/чёрное просветление
, использует всю эту подготовительную часть как трамплин к катарсису.

Читать данный рассказ лучше не отдельно, а именно как завершающий рассказ сборника — тогда, опять же, многие предыдущие рассказы сделают подготовительную работу, которая усилит его эффект.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Томас Лиготти «Les Fleurs»

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. 22:35

Гениальный рассказ.

Ненадёжный и отрицательный рассказчик в духе «Лолиты» Набокова, «Американского психопата» Эллиса, «Ты» Кэролайн Кепнес, «Поцелуя перед смертью» Айры Левина и романтического арт-слэшера от первого лица «Маньяк» с Элайджей Вудом повествует о своих романтических и криминально-сверхъестественных похождениях.

Страх и напряжение, как и в упомянутых произведениях, строятся на взгляде на наивную и неинформированную потенциальную жертву через глаза опасного злодея.

Один из лучших и наиболее доступных рассказов Лиготти, который стоит прочитать всем.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Томас Лиготти «Утерянное искусство сумерек»

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. 22:13

Соглашусь с предыдущим автором отзыва: в этом рассказе Лиготти блестяще справляется с непростой задачей сделать таких ставших на сегодняшний день довольно попсовыми, избитыми и скучными монстров как вампиры снова свежими, интересными и по-настоящему пугающими.

Рассказ использует литературные приёмы в духе Набокова, поднимает хоррор до уровня высокого искусства, а работа в знакомом всем суб-жанре делает его доступным в том числе для тех, кому более эзотерические произведения Лиготти могут не зайти — это один из лучших рассказов, чтоб начать знакомство с его творчеством.

P.S.: Как ещё один удачный современный вампирский рассказ, но с большим элементом чёрного юмора, могу порекомендовать «Секреты лета» Брета Истона Эллиса из сборника «Информаторы».

Оценка: 9
⇑ Наверх