Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя vooster

Отзывы (всего: 1 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Антология «Мир без Стругацких»

vooster, 20 марта 2024 г. 18:09

Без Стругацких.

(Заметки на полях)

« Вы, дорогой мой, на службе, вы обязаны отчетом»

О концепции проекта «Мир без Стругацких» я говорить не буду. Её автор Василий Владимирский достаточно подробно всё разъяснил в предисловии к книге. Можно спорить, можно негодовать, можно впадать в религиозный транс, но я предлагаю просто принять это как данность.

Итак, перед нами мир, в котором Стругацкие не написали свои великие произведения. Впрочем, это не один мир, это миры. У каждого из авторов своя альтернативная реальность. Где-то Стругацких нет, где-то они есть, но они не фантасты. В самом экзотическом варианте братья появляются в виде дуэта исполнителей авторской песни. (Виктуар, перестаньте бренчать)

Что ж, братьев нет, а кто есть?

А есть очень много хороших и интересных рассказов, и даже три маленькие повести. И если идея автора концепции дала творческий толчок к появлению хорошей литературы, то уже всё не зря.

На этом, пожалуй, закончу с преамбулой и перейду к амбуле.

Предупреждаю – плохих рассказов в сборнике нет. Но (и это частное мнение) есть неудачные концептуально. С них и начну.

Это рассказы Е.Клещенко (Вл.Орлов) и К.А. Терина (Юрий Рытхэу). Неудача , на мой взгляд, в том, что это обычные рассказы Орлова и Рытхэу, хоть и сочиненные другими людьми. Городские сказки Орлова и истории про китов и шаманов Рытхэху , возникшие в мире без Стругацких, ничем не отличаются от таких же историй, написанных ими же в нашей реальности. Да, хорошие, профессиональные стилизации. Но и не более.

К ним косвенно примыкает рассказ Тимура Максютова (В. Шукшин). Нет, с концепцией тут всё в порядке, колхозы Юпитера , Космострой, план по сбору кристаллов и всё такое. И рассказ хороший. Беда в том, что это не Шукшин. Это крепкая деревенская проза 70-х, перенесенная в космос. И перенесённая очень хорошо и стильно. Но это, скорее, Белов, Распутин ,Афонин. Либо мы с Тимуром читали разных Шукшиных.

На этом мои жалкие претензии к сборнику кончаются. А дальше, как в анекдоте – всё такое вкусное.

Но всё же выделю лидеров личного рейтинга и оставлю их на сладкое.

А сначала «второй надёжный эшелон». Д. Бобылева (А. Битов)- да, если бы Андрей Битов писал фантастику, он бы здорово потеснил наших заслуженных лириков вроде Ольги Ларионовой.

Инна Голдин ( В. Конецкий) – давно подмечено, что море и космос очень похожи по специфике. И моряк Конецкий мог бы стать шикарным космическим фантастом. Что этот рассказ и доказывает.

Ася Михеева (М. Анчаров). Внезапно (ибо, чего греха таить, к Михеевой отношусь с предубеждением) один из лучших рассказов проекта, очень анчаровский и очень фантастический.

Н. Караев (В. Аксенов) – это тоже шедевр. Автор, чуть ли не единственный, отнесся к концепции сборника с юмором и написал восхитительную альтернативную историю мировой фантастики, в которой всё вывернуто наизнанку, Лем пишет роман «Полярис» о буднях арктической станции, Герберт сочиняет сагу «Орегонские дюны», а лидерами НФ оказываются Набоков, Грэм Грин и другие. Я понимаю, что это отсылка к классической мистификации Р.Арбитмана, но почему бы и нет. В рамках этой альтернативной истории маститый фантаст Аксенов смотрится вполне презентабельно. И отрывок из романа «Гагарьянцы и гагарьянки» служит этому прекрасной иллюстрацией .

И тут мы плавно переходим к лучшим вещам сборника.

А.Сальников (Ю.Коваль). Приятно наблюдать за работой мастера. Это именно Коваль, и именно научный фантаст Коваль. Но, боже мой, до чего же это смешная повесть. Но на этом шутки и кончаются.

Ника Батхен (В. Шаламов). Невероятная смелость – взяться за такую тему и такого автора. Тем не менее, урановые рудники Урана – « съедают человека за пару лет». Безнадежный шаламовский данс макабр, тлен и безысходность. И всё всерьез. Есть там одна блестящая находка, о которой я уже написал лично автору, а здесь не буду спойлерить.

Вл. Березин (Ф. Искандер). Тяжелая артиллерия. Лучший фантаст среди постмодернистов, лучший постмодернист среди фантастов. Как всегда, велик и грозен. Отмечу лишь, что написанная им альтернативная биография Искандера сама является отдельным рассказом.

При этом я думал, что Березина никто не переплюнет. И повесть Веркина (он же Гансовский) начинал читать в весьма скептическом настроении. Хотя бы потому, что усмотрел нарушение правил. Всё ж таки, Гансовский фантаст, и в этом проекте выглядит чужеродно. Но нет, Веркин сделал невозможное — поместил Гансовского в «мир без Стругацких» и заставил написать «Далекую Радугу». Получился, конечно, «День гнева», но очень крутой «День гнева», на мой взгляд, лучше оригинального.

Последний в списке, но первый в моем рейтинге – С. Кузнецов (Ал. Галич).

Почему первый? Да потому что задача была наисложнейшая – превратить поэта в прозаика, да ещё и в фантаста. Получилась отличная инфернальная мистическая повесть, вся замешенная на песнях Галича, очень горькая и печальная. Да, это не НФ, но и Стругацкие писали не только (и не столько НФ). В повести Кузнецова отчетливо слышны мотивы «Хромой судьбы», но сама судьба это судьба Галича. А судьба его, как известно, была трагична.

Вот, собственно, и всё.

Оценка: нет
⇑ Наверх