Все отзывы посетителя BloodyFlame
Отзывы (всего: 2 шт.)
Рейтинг отзыва
Марина Ясинская «Сердце лётного камня»
BloodyFlame, 8 октября 2019 г. 14:20
На эту работу я клюнул после ее победы в конкурсе «Новой детской книги». Прочитал ее довольно быстро. За пару вечеров. В легкости и образности языка автору точно не откажешь. Лично для меня это весомый плюс, причем далеко не последний по значению. Однако созданный мир, а именно империя Арамантида, завалил без малого горой самой разной несуразицы. Не сразу, но после первой трети книги это точно. Сама по себе задумка – матриархальное общество – довольно быстро вызывает интерес. Неподдельный. Но только если глубоко не копать.
1) Сам по себе матриархальный строй объясняется тем, что величие Арамантиды кроется в летных камнях — аэролитах. Пробудить аэролиты могут только женщины, следовательно, они и находятся на первых ролях. Логика довольно корявая. Как складывался матриархальный строй ДО ТОГО, как были открыты и исследованы аэролиты? И на что опирался? Я могу заявить, будто патриархальный строй во Франции нового времени существовал, потому что именно мужчины изобрели ударно-кремневый замок для огнестрела. Но это, мягко говоря, далеко от правды.
2) В некоторых местах то, что автор рассказывает о мире, противоречит тому, что происходит по сюжет. Например, ближе к концу книги автор описывает дам, как суровых и не очень сентиментальных.
«Впрочем, Ансель и не ожидал от нее никаких сентиментальностей; проявлять эмоции было уделом джентльменов, дамы же всегда оставались сдержанными и не выказывали своих чувств.» (с)
Но мы с вами уже видели, как плакала абитуриентка, которую не выбрал аэролит. Как плакала абитуриентка от горя, которую сначала аэролит не выбрал, а потом заплакала от счастья, когда он все-таки выбрал (^_^). Как плакала протагонистка, неудачно посадив свое ведро гаек. Между тем ни один из мужских персонажей не пролил ни слезинки.
2) Не в ладах с бюрократией. Без пол-литры не разберешься, кто и за что отвечает.
- Главный инженер имперской Конструкторской занята обучением механикеров. А не более важными задачами вроде планирования бюджета, выделенного на изобретения, внедрения модернизации, штатных испытаний проектов и прочим. Как будто ей заняться нечем. Представьте себе, что министр транспорта РФ занят преподаванием в железнодорожном ВУЗе. Сюр.
- Неясно, кто такие механикеры. Это техники? Или уже полноценные инженеры?
- Директриса летной школы большую часть проблем решает самостоятельно, а не через заведующих кафедрами и учебными отделениями. Работает, как рядовой исполнитель.
- Заместитель начальника Министерства труда и исправления по внедрению новых технологий самолично расследует пропажи монкулов. Хотя это хищение имущества. А хищениями должны заниматься не гражданские, а Жандармерия. Ну и служба безопасности Министерства, само собой.
- Гражданских и военных авионер обучают вместе. В одной учебной группе. Как будто пилот бомбардировщика, летчик-испытатель и пассажирский пилот — одно и то же.
- Майор-авионера возглавляет военный аэродром. Хотя если учесть, что звания взяты вроде как из реального мира (капитан вот есть, майор), аэродром может возглавлять как минимум полковник.
3) Министерство полетов — военная организация? До того, как Трис назвался капитаном, я бы никогда об этом не подумал. Во-первых, здесь же работают и гражданские авионеры. А во-вторых, с военной службой тут не связано решительно ничего:
- Девушки живут у себя по домам, а не в казарме.
- Девушки вообще не заняты военной подготовкой. Ни кроссов, ни стрельб, ни выживания, ни первой помощи. Кто сказал «они авионеры и будут только летать»? А как, будучи сбитой, выбираться к своим с вражеской территории? Военный летчик — прежде всего солдат, а уже потом летчик.
- Не описаны воинские ритуалы (вроде присяги, поверок личного состава, отдачи дани памяти павшим) и жизнь режимного объекта (караулы, наряды, рабочки и другое).
- Все служащие, не носящие форму авионеры или механикеры, ходят в гражданской одежде.
- Один служащий может пожамкать другую служащую за филейную часть на глазах у кучи свидетелей и даже не улететь в дисбат за неуставные отношения.
- Впрочем, отсутствие воинской дисциплины тут почти полное.
- Какой-то поп-диве с легкой руки дарят звание майора, хотя у нее ни военного образования, ни выслуги, ни... (>_< мне так неловко, будто я рассказываю правила игры в тетрис).
Основные мои претензии именно к миру. Ни к персонажам, ни к сюжету, ни к тем более языку. Проблема лишь в том, что большая часть плюсов теряется, когда пытаешься чуть-чуть анализировать. А на этом, пожалуй, и хватит с меня. Всем сыру.
BloodyFlame, 4 октября 2019 г. 12:01
Вообще, я довольно долго думал, как сформулировать и подвести черту всему тому, что мне не понравилось в этой книге. Я сам большой поклонник военной прозы. Как советской и российской, так и зарубежной. И всегда что-то отличает ее профессиональных авторов от сонма остальных. Некая косточка. Квинтэссенция того, почему она представляется у них совершенно по-иному, нежели у гражданских. И я сейчас ее вам назову.
Отсутствие морали.
«Однажды он порадовал меня поразительным рассказом — таким же ярким и конкретным, как все другие рассказы о войне, но суть его я понял только год спустя: — Патруль вышел в горы. Вернулся один человек. А рассказать ничего не успел — умер. Я ждал продолжения, но его рассказ этого не требовал. Когда я спросил, что же там произошло, он посмотрел на меня с какой-то жалостью, словно говоря: «И стоило на тебя время тратить, если ты такой тупой?» (с) Майкл Герр, «Репортажи»
Война слишком многогранна, чтобы повидавший осмеливался делать хоть какие-то обобщения. Назвать войну каким-то одним словом равносильно тому, чтобы назвать одним словом весь мир. Война — это грязь? А если я скажу, что война — это тайна? Или что это открытие? Или что это работа, которую приходится делать? Как и постулат того, что война жестока и аморальна, все эти слова не раскрывают и десятой доли ее сути. И тот, кто хочет рассказать о ней правдиво, не будет закладывать четкий вектор.
А вот Аберкромби будет. И его инструменты — нытье, морализаторство и тяга к навешиванию ярлыков. Большая часть происходящего в книге, будь то сюжетные коллизии, взаимоотношения персонажей и прочие перипетии, используется лишь для продавливания авторской позиции. Джо так стремится убедить читателя в том, что война — это кошмар, что не брезгует даже прямыми логическими дырами.
Первое, что мы видим с самой завязки — это отсутствие мотивации сторон. Мотивация Севера — вроде как пограбить, но ради такого сообща не будет действовать армия двунадесяти языков. Мотивация Юга — вообще полная нулевка. Три дивизии прут умирать на холм. Возможно, свою роль сыграла пропаганда? Нет. Религия? Нет. Стойте-стойте, а в армии есть вообще хоть кто-то, должный заниматься поддержкой боевого духа? Капеллан или комиссар? Нет, таких нет. И паникеров никто не казнит? Да кто ж их будет казнить, они целыми дивизиями бегут. В реальных регулярных армиях перед отправкой людей на смерть пытаются представить все в правильном свете. Мы-де делаем правое дело, защищаем страну, спасаем угнетенных, а они — наглые вторженцы, варвары, убийцы, у них нет ничего святого, а еще они используют запрещенные методы войны. Просто удерживать позицию, когда тебя идут убивать — это одно. А удерживать позицию, когда враг вешает и сжигает заживо твоих соотечественников, а за Волгой для тебя земли нет — совсем другое. Пропаганда — кропотливый труд. Но через него «грязь и жестокость» не показать. Да еще и солдаты будут казаться людьми с какими-то идеями, а не бедным-разнесчастным стадом на бойне. Поэтому Аберкромби такое не интересно.
Высшие офицеры Юга представляют из себя гражданских чиновников, по ошибке затянутых в армейские мундиры. Все о них говорит первая с ними же сцена. Какая-то девчонка (если сравнивать возрасты) может легко встрять в их разговор и даже начать смешно острить и утирать носы. Место, где находится командующий фронтом — это штаб командующего. А штаб — это, на секунду, режимный объект. Интересно, позволила бы себе дочь современного генерала вмешаться в разговор с его подчиненными? А дочь феодала — с его рыцарями? Не думаю.
Эти люди похожи на злодеев из «Одиссеи капитана Блада». Проспав все пары по тактике и пустив страницы «Обороны Дурацкого брода» на самокрутки, они принимают просто феерически тупые решения. А в перерывах между этим решаловом демонстрируют свои эго, самонадеянность и недальновидность. Как они вообще усидели на своих местах?
Передать важный тактический приказ первому попавшемуся солдату? Запросто, с кем не бывает. Какие такие профессиональные адъютанты, специально обученные обходить битвы и уничтожать послания при малейшем риске? Да ладно. У нас битва, и фронт сыпется, что вообще может произойти?
Вся тактика Юга держится на Бремере дан Горсте. Сюжетная броня делает его пробивным клином любого наступления. На руку также работают и особенности мира вроде отсутствия копий или распространенности лезвийного оружия в эпоху кирас и кольчуг. На что рассчитывает воин, атакующих тяжелого конника мечом? Что в забральную щель каким-то чудом ткнет? Не лучше ли взять что-нибудь с тупым концом?
Естественно, бессмысленная война, ведомая идиотами — наилучшая декорация для рассмотрения взятых конструктов. О том, что война — это бессмысленно, плохо и жестоко, Джо напомнит Вам не раз. И не два. Напомнит устами всех персонажей. А если вы и после этого не поймете, он даже создаст специального персонажа,
Концовка — апогей инфантилизма.
Просто финиш. Полное дешевого морализаторства писево. Оправдание войнам лично я не ищу. И промилитаристом не являюсь. Но если это единственное, что может предложить антивоенное фэнтези, то я не впечатлен. Все на этом.