Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя ermolaev

Отзывы (всего: 91 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  9  ] +

Александр Петрович Казанцев «Планета бурь»

ermolaev, 13 декабря 2015 г. 23:05

Раннюю «Планету бурь» (см. https://fantlab.ru/work23195) я считаю лучшей вещью Казанцева и оценил на семерку (выше всё равно не могу — до Стругацких и даже Ефремова Казанцеву как до неба). Но то, во что автор превратил свою «Планету бурь» впоследствии — это уже ни в какие ворота не лезет. Понимая, что Венеру уже исследовали земные автоматические станции, и что условия там совершенно непохожи на описанные в романе, автор просто перенес действие в будущее и в далекую космическую систему.

Прилетает, дескать, туда огромный земной исследовательский звездолет, обустраивает базу на третьей планете, а потом начинает рассылать свои отряды на другие планеты системы... А чтобы не мучиться с придумыванием новых названий, космонавты звезду этой системы начинают называть «Солнце-2», третью планету — «Земля-2», вторую планету — «Венера-2» и так далее. В личных же разговорах эту «двойку» традиционно опускают. Сделав этакое вступление, автор далее просто повторяет свой давний роман, и считает, что всё нормально!!! В результате мы получаем первостатейный бред :-((((

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда в первой редакции космический корабль летел от Земли до Венеры много недель — было логично. Но когда это же происходит в будущем, в эпоху межзвездных перелётов — становится страшно. И не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться... ...! ...!

А робот — как новейшее слово земной техники — выглядит теперь более чем нелепо! ...!

Оценка: 3
– [  3  ] +

Робин Хобб «The Inheritance»

ermolaev, 7 февраля 2015 г. 21:43

Я никак не могу согласиться с авторами двух предыдущих отзывов. Рассказ не может быть назван ни «замечательным» (как в первом отзыве), ни «посредственным» (как во втором). Просто потому, что судить пока что не о чем. То, что получило распространение в русском интернете, не может считаться «переводом» этого рассказа. Я же читал романы Робин Хобб. Она просто не в состоянии писать теми суконными фразами, из которых состоит данный так называемый «перевод». То есть перед нами в лучшем случае _непрофессиональная поделка_ кого-то, выдающего себя за переводчика, в худшем — _подделка_.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Эрл Стенли Гарднер «Дело о молчаливом партнёре»

ermolaev, 24 июня 2013 г. 18:27

В этом романе, видимо, впервые появляется один из знаковых персонажей цикла — лейтенант Трэгг. Перри Мейсон упоминает, что его только что назначили начальником отдела по расследованию убийств. А Делла Стрит в ответ лукаво спрашивает: «Его предшественник, Холкоум, не вам ли обязан тем, что лишился места?»

Оценка: 7
– [  1  ] +

Святослав Логинов «Угомон»

ermolaev, 1 января 2013 г. 15:25

Замечательный маленький рассказик, блистательная зарисовка от хорошего писателя. Мне очень понравился Угомон — что-то типа домового, только с сильно ограниченной специализацией :-)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Александр Житинский «Хранитель планеты»

ermolaev, 17 октября 2012 г. 12:58

Замечательная детская литература! Лучше всего пойдет, я думаю, для школьников 3-7 класса, только надо будет объяснить им, кто такие пионеры, классная линейка, фарцовщики. Да и слово «милиционер» уже, кстати, устарело. После этого любым школьником, который готов погрузиться с атмосферу полусказки, повесть будет читаться на ура.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Элизабет Кернер «Эхо драконьих крыл»

ermolaev, 5 октября 2012 г. 12:03

На мой взгляд, это один из лучших романов в серии «Век Дракона». Его, конечно, испортили обложкой и аляповато-примитивной аннотацией, так что в руки вдумчивых читателей он, видимо, почти не попал.

Написанное от лица разных героев, это произведение заставляет вспомнить классику английского приключенческого романа (отдельное спасибо переводчику!). Это роман не столько о приключениях героини (хотя их-то как раз — хоть отбавляй), сколько попытка изобразить процесс узнавания и установления контакта между народами, которые не общались уже почти пять тысяч лет... Психологически интересно, хотя и несколько наивно, да и «женским романом» попахивает. Для меня это замечательный образец фэнтези. Вот только не стоит его читать тем, кто привык отбрасывать психологию и видеть в романах только экшн.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Мэри Стюарт «Не трогай кошку»

ermolaev, 16 апреля 2012 г. 14:18

То, что это романтический детектив, безусловно верно. Но это еще и произведение, которое можно отнести к фантастическому жанру, пусть и с некоторыми оговорками. Дар телепатического общения, присущий героине и передаваемый в её роду начиная с сожженной в XVII веке «ведьмы»; налет мистики, который существование этого дара кидает на всё повествование (тем более, что понять, с кем именно из родственников она мысленно общается, героиня не может), — всё это придает книге явный фантастический оттенок. «Растянутость» повествования, по-моему, не столько недостаток, сколько сознательная стилизация под классический «романтический» стиль.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Святослав Логинов «Мент, летящий на крыльях ночи»

ermolaev, 28 марта 2012 г. 12:06

В наше время, когда сместились и перевернулись многие понятия; когда народ нередко боится работников правопорядка больше, чем преступников; когда профессионалами называют не тех, кто знает свое дело и имеет стаж работы по специальности, а тех, кто умеет «зашибить деньгу»; когда выборы со множеством подтасовок превозносятся за их «удивительную честность»; когда телевизор ежедневно и с упоением рассказывает нам о том, как нас обманывают чиновники и депутаты, продавцы и производители продукции — в наше время реалистического метода уже явно недостаточно, чтобы описать жизнь страны. Более соответствует сюрреализм.

И вот Логинов пишет потрясающе сильный и очень смешной рассказ на стыке сюрреализма и фантастики, где верно ухвачены некоторые элементы того зазеркалья, которое на самом деле является нашим собственным привычным миром. Его герои заплутались между понятиями «честно» и «нечестно», между «правильно» и «неправильно», между «милиция» и «полиция» (рассказ, кстати, написан в аккурат перед тем, как произошло переименование), между человечностью и безразличием. Они не звери, в них перемешано плохое и хорошее, они несчастные задавленные действительностью люди, не понимающие, что они несчастны... Они просто пытаются выжить в Зазеркалье...

Оценка: 9
– [  15  ] +

Виктор Колупаев «Самый большой дом»

ermolaev, 26 марта 2012 г. 11:22

Пронзительная, щемящая, но очень светлая история о девочке, потерявшей в космосе своих родителей.

Но самое главное в рассказе не это, а мечта о таком идеальном обществе, в котором к ребенку не окажется равнодушным ни один человек. Не стоит разбираться, является ли это утопическое общество коммунистическим, или оно построено на совсем других принципах (рассказ совершенно вне политики!); не надо пытаться выявить фрейдистские комплексы главной героини (рассказ абсолютно не об этом!); бесполезно также рассуждать, достижимо ли такое общество в реальности. Это же Утопия, чистая и незамутненная мечта! А любого человека во многом характеризует то, что именно он считает идеалом, а что — ужастиком...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Виктор Колупаев «Весна света»

ermolaev, 19 сентября 2011 г. 22:04

Кто-то из великих сказал, что художник это тот, кто может изобразить привычное неожиданным и удивительно-странным. Колупаев — великий художник. Изображаемые им улицы городов Марград и Фомск заполнены нашими современниками с их маленькими радостями и привычными горестями. Но автор касается их своей кистью, и они преображаются — как море на картинах Айвазовского, как будничная рутина жизни в сказках Александра Грина... Романтика рассказов Колупаева щемяще трогательна и потрясающе светла, хотя вряд ли кто-то назовет его большим оптимистом.

А в сборнике «Весна света» собраны, пожалуй, лучшие рассказы Колупаева.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Мария Галина «История второго брата»

ermolaev, 26 июня 2011 г. 12:57

Наше время — это время очередных переоценок устоявшихся избитых истин. И попыток «переписать» заново старые сказки сделано уже весьма немало. Прошла по этой дороге и Мария Галина, сделав это не только весело и иронично (наш классификатор это отмечает), но и с изрядной долей философии (что, в классификаторе, к сожалению, не отразилось).

Очень интересно посмотреть, как изменялось во времени традиционное противопоставление трех братьев, давно ставшее аллегорией разных типов отношения к «ценностям жизни». Во времена классической литературы младший брат почти всегда резко противопоставлялся самому старшему, служившему выражением привычных жизненных ценностей. Он — «Иван-дурак» не от мира сего, человек, который «желает странного». А средний относительно безлик, потому что «средний» во всем. Достаточно вспомнить Ершова с его сказкой о Коньке-горбунке.

Во время коллективизации тройка братьев пришла в полное соответствие с триадой понятий «кулак — середняк — бедняк». Младший стал носителем всего хорошего в жизни, а средний полностью потерял свою индивидуальность, почти слился со старшим братом (подкулачник, ну что тут скажешь :gigi:)

Если бы Мария Галина написала сейчас сказку о том, что именно средний брат является «центром мира» и создает своим незаметным трудом все его материальные ценности, она была бы права, но не оригинальна. Но автор пошла дальше, в том-то и дело! Мир ее сказки, безусловно, живет по меркам старшего брата и ему подобных. Соединив в этом образе ставшее общим местом презрение новорусских нуворишей не только к шалопаю младшему, но и к честному труженику среднему, она заставила своего героя — среднего брата — совершить удивительную эволюцию. Начав как простак-трудяга, вполне удовлетворенный своей незаметностью в окружающем мире, он постепенно, помимо своей воли, вынужден переустраивать этот мир, замещая собой младшего брата.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Именно он (а не младший брат) побеждает маркиза Карабаса (впрочем, этот-то ход я предугадал с самого начала), но потом вовсе не пытается занять его место, а тихо отходит в тень (!) Да еще и помощников младшему подбирает — и каких! :super: лесных молодцов a la Робин Гуд, тоже вполне себе бунтарей и шалопаев :gigi:

А далее он и вовсе превращается, как кажется, в пресловутого «Ивана-дурака» (это к слову о концовке произведения, вызвавшей споры здесь, в отзывах). Это происходит хоть и постепенно, но весьма неожиданно, и в то же время очень органично. Ведь не может же быть живым мир, если в нем никто не хочет странного...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Даниил Гранин «Сад камней»

ermolaev, 18 мая 2011 г. 01:26

Эту книгу можно было бы назвать путевым очерком, рассказом о путешествии в Страну восходящего солнца, в Японию. Но назвать ее так нельзя, потому что повествование ведется от лица двух выдуманных героев — журналиста Глеба Фокина и физика Николая Сомова, которые и совершают путешествие по Японии. Рефреном к рассказу о восточной экзотике идут размышления о роковом дне, когда на Японию были сброшены две атомные бомбы. Погода в тот момент сыграла роль Судьбы, уготовив участь развалин Хиросиме и Нагасаки, но при этом спасла от разрушения древнюю столицу — город Киото, в котором находится, в частности, знаменитый Сад камней...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Елена Хаецкая «Новобранец»

ermolaev, 4 марта 2011 г. 16:57

Спасаясь от призыва, в фэнтезийный мир попадает наш современник, молодой парень Денис Мандрусов. И неожиданно оказывается новобранцем на совсем другой войне — войне эльфов против троллей, где защитница замка Гонэл защищает свою твердыню и весь мир от приближающейся серой завесы нашествия троллей.

Впрочем, не боевые сцены главное в этом романе. И даже не запутанная интрига, заключающаяся в поисках ответа на вопросы, зачем послал Дениса в этот мир хитроумный Моран Джурич, и кто передает противнику сведения о действиях защитников замка. Как всегда у Елены Хаецкой, любовно прописаны образы героев — и Защитницы Гонэл, и безымянной эльфийской девы из ее окружения, и бесшабашного эльфа Арилье, и ученых людей Махонне и Эхельвана, и самого Дениса, и других людей, эльфов, фэйри, троллей... Читателю остается только наслаждаться по старомодному изящным слогом автора и ждать, пока части сюжета сложатся вместе, раскрывая свои загадки.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Клод Легран «По мерке»

ermolaev, 8 октября 2010 г. 12:49

Очень веселая юмореска не не более того. Не стоит искать в этом тексте какие-либо вопросы и ответы :wink:

Оценка: 8
– [  0  ] +

Герберт В. Франке «Самоуничтожение»

ermolaev, 8 октября 2010 г. 12:45

Как юмореска этот рассказ хорош. Но не более того...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Антология «Безработный робот»

ermolaev, 5 октября 2010 г. 23:14

Отличный сборник, хотя и собранный из хорошо известных советскому читателю рассказов.

Но читать его даже сейчас — одно удовольствие!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роман Арбитман «Две тайны советской фантастики: Тайна Джона Энтони»

ermolaev, 17 сентября 2010 г. 10:51

Я слушал этот доклад при его первом исполнении на «Интерпрессконе», и до сих пор с радостью вспоминаю. Автор талантливо использовал некоторые истинные реалии для создания совершенно фантастической картины — например, то, что свои отчеты об экспедициях Иван Антонович подписывал «разведчик Ефремов» (имеется в виду — сотрудник геолого-разведывательной партии)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роман Арбитман «Две тайны советской фантастики: Тайна Шапиро»

ermolaev, 17 сентября 2010 г. 10:44

Замечательная мистификация! Я слушал этот доклад в авторском исполнении во время «Интерпресскона», и до сих пор радуюсь, когда его вспоминаю.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Журнал «Измерение-Ф. № 3»

ermolaev, 10 сентября 2010 г. 17:25

Замечательная подборка, в которую вложено масса любви и уважения к Великому Мастеру отечественной литературы. Спасибо всем, кто делал этот номер журнала.

Поскольку после выхода журнала Аркадий Натанович прожил всего год, то номер сделался как бы мемориальным, нередко можно прочесть, что он был посвящен памяти А.Н. Стругацкого. Это не так. Хотя... по сути, и вправду получился памятник Писателю и Человеку.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Иван Кузмичев «Путница»

ermolaev, 26 апреля 2010 г. 17:09

Начало стиха банальное:

«Уже не ровен час когда,

Уйду из жизни навсегда.»

То есть, оно банальное для мятущегося подростка. Из уст накаченного мышцами будущего офицера слышать это несколько странновато. Ну, да ладно, не будем придираться. Каждый имеет право изливать свою тоску как хочет.

Но дальше пошло интереснее. Уважающий себя автор хотя бы должен исправить опечатки, :wink: выставляя произведение на сайте:

«Придет ко мне она вся в белом,

Шагнет, протенят руки наконец.»

А про рифмы, пунктуацию и внутренний ритм стиха уж и говорить не приходится :pray:

«Возьму я бережно ее ладони,

Прижму их к сердцу своему,

Прикрою веки, и уберу кордоны,

Открывая дорогу, к сердцу моему.»

Оценка: 1
– [  5  ] +

Иван Кузмичев «Заблудшие»

ermolaev, 26 апреля 2010 г. 16:53

Автор пишет об этом стихе так: «Я считаю это стихотворение своим лучшим поэтическим произведением. Когда я его писал я пережил каждую строку в себе, и только после этого нанес ее на бумагу...»

Стих, должен сказать, очень так себе. Сначала я поставил ему двоечку, потому что таких стихов полно на просторах интернета, и ничего они не дают ни уму, ни сердцу. Но потом я сообразил, что перед нами творчество человека, который называет себя писателем. И я снова зашел на сайт и переправил оценку на единицу. Потому что звание обязывает. Писатель не должен позволять себе писать так слабо. Мой совет автору — убрать свои стихи с общедоступных сайтов.

Оценка: 1
– [  13  ] +

Даниил Гранин «Искатели»

ermolaev, 22 марта 2010 г. 10:41

С одной стороны — это типичный реалистический «производственный роман». С другой — меня не оставляет ощущение, что от распространенной в те годы «фантастики ближнего прицела» роман отличается только одним — тем, что это не полуграфоманская поделка, а достаточно качественная литература. Автору удалось заставить меня с большим интересом следить за развитием сюжета, хотя на первый взгляд он целиком состоит из штампов: новатор-изобретатель, ретороград-начальник, борьба в коллективе помощников с обязательной в таком случае легкой любовной интригой и так далее... А уж лирические отступления о реалиях работы инженера-конструктора удались Гранину просто прекрасно. И всё это на фоне жизни Ленинграда начала 1950-х годов. Так — было. И если автор несколько идеализирует деятельность партийной организации на производстве, то не потому, что создает политическую агитку, а потому что так ему казалось в те годы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джек Уильямсон «Принц космоса»

ermolaev, 11 марта 2010 г. 19:34

Классика жанра, которую нужно прочесть всем, кто хочет видеть эволюционный путь, пройденный фантастической литературой. Но, боже мой, как убого это смотрится! Хотя во многих отношениях писавший в то же самое время Александр Беляев был столь же наивен и так же не блистал красотами художественного стиля, но на фоне Уильямсона Беляев — гигант :smile:

Оценка: 3
– [  2  ] +

Иэн Бэнкс «Дар Культуры»

ermolaev, 11 марта 2010 г. 19:22

Чисто психологический рассказ о человеке, поменявшем пол. Пока она (он) жил в тепличных условиях, ему всё сходило с рук — и разрыв с собственной цивилизацией, и отрицание данной от рождения биологической сути. Но как только этот человек попал в сложную жизненную ситуацию, тут же выяснилось, что женственность несчастная героиня давно утратила, а мужественность, естественно, не приобрела. В результате это несет страдания и ей, и грандиозному количеству окружающих, поскольку из всех лежащих перед ней путей она выбирает чуть ли не самый подлый...

Оценка: 6
– [  12  ] +

Александр Петрович Казанцев «Тайна нуля»

ermolaev, 24 февраля 2010 г. 17:23

Чтобы составить представление об уровне романа, достаточно привести несколько цитат из публикации в «Искателе» (1988, № 6):

«Чтобы сохранить речную воду чистой, был введен запрет на использование в конструкциях судов любых двигателей» (с. 8);

«Ведь в ночной сорочке у Нади не было ни крупных, ни мелких монет!» (с. 27);

«Уже сто лет известны флюктуации скорости света и вакуума, учитываемые в морской навигации» (с. 49).

Последняя, конечно, особенно хороша! :gigi:

Оценка: 3
– [  2  ] +

Тарас Витковский «Поймать незнакомку»

ermolaev, 8 февраля 2010 г. 14:07

Если рассматривать эту повесть как фантастический детектив, то то вряд ли она являет собой что-то особенное. Положенная в основу сюжета загадка вычисляется читателем почти сразу, еще до того как ответ на нее найдет Юстас Мрожек. Чуть сложнее разгадать произошедшее убийство... Однако, книгу не надо воспринимать как банальный детектив — это же ироническая повесть, скорее издевательство над детективным жанром.

Зато какой язык! В качестве примера: «На двери комнаты шевелилась моя тень. Я погрозил ей пальцем и снова уснул».

Или вот: «Когда я уходил, обремененный контейнером с термитами, профессор Янусь и кузнечик исполняли дуэтом «Гаудеамус».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Леонид Филатов «Апельсины цвета беж»

ermolaev, 26 января 2010 г. 15:11

Ах, какая это замечательная песня! Я помню ее с детства... Формально в ней нет ничего фантастического, но перепутывая цвета реальности автор создает ощущение совершенно невероятного мира:

«Над Москвой встает зеленый восход,

По мосту идет оранжевый кот,

И лотошник у метро продает

Апельсины цвета беж...»

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Григоров «Класс млекопитающие»

ermolaev, 25 января 2010 г. 11:48

Рассказ Григорова — философский по сути, сатирический по форме — напомнил мне некоторые из рассказов «фантастов-шестидесятников», посвященные вопросу «Что такое человек?». Школьников привели вовсе не на историческую экскурсию, как на то намекает аннотация, для них прочитали мировоззренческую лекцию об эволюции человеческого самосознания. Кто-то что-то понял, но большинство не просто «остались равнодушными», а совершили обратную эволюцию:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор указывает, что возвращаясь с экскурсии, они движутся по-обезьяньи, намекая читателям на возвращении их на уровень питекантропов

Задумка хороша, и сатира тоже классная. Но мысли автора об эволюции показались мне надумаными и беспомощными. Директор музея как будто для пятиклассников лекцию читает, а не для 12-го класса. Так что до философских обобщений рассказ, на мой взгляд, не дотянул.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Рик Нойбе «Полевые исследования»

ermolaev, 13 января 2010 г. 12:50

Автор очень интересно придумал мир — и в плане биологии персонажей, и в плане социологии, и в плане психологии. И проблему поставил важную, хотя и не новую: если цивилизации ракенов и пончиков (живущие на разных материках) столкнутся — пончикам не выжить, что чрезвычайно обидно, ибо кое-что из их философии и для землянина небезынтесно. :frown:

Да и заканчивается рассказ очень сильной фразой. И все равно меня не покидает чувство, что концовка скомкана, и автор что-то не договорил...

Оценка: 6
– [  7  ] +

Фрэнк Йерби «Возвращение на родину»

ermolaev, 3 января 2010 г. 14:46

Это реалистический рассказ, но меня его присуствие в сборнике фантастики не напрягает, потому что я сразу вспоминаю рассказы «Око за око» Рея Брэдбери и «Зацепка» Роберта Шекли. Именно такие рассказы подготовили окончательную смерть расизма в США. Негр возвращается в свой родной город, и видит его совсем другими глазами, как будто он прилетел с иной планеты, а не вернулся с театра военных действий. В нем нет желания мстить белым или устанавливать свои порядки, — он всего лишь хочет, чтобы его уважали наравне с белыми.

Как хорошо было бы, если бы этот рассказ прочел в нашей стране каждый, кто расуждает о проблемах, связанных с «лицами кавказской национальности», неважно, какую из крайних точек зрения он отстаивает. Оголтелый фанатизм всегда плох, независимо от того, с какой стороны он идет...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Святослав Логинов «Статуя великой богини»

ermolaev, 31 декабря 2009 г. 00:54

Довольно необычный для Логинова рассказ — классическая сайнс фикшн, поданная в ироническом стиле.

Хотя что я говорю? Для Логинова не существует «необычных» жанров; в любом он чувствует себя как рыба в воде. И ироническую сайнс фикшн он уже писал — «Картежник», например. Но в Картежнике «русский дух», и юмор там был наш, откровенно отечественный, иностранцу не понять :wink:

А данный рассказ заставляет вспомнить произведения «великих американцев» периода середины XX века — Каттнера, Сильверберга, Рассела или Шекли. Классическому герою таких рассказов — космонавту-одиночке, «вольному торговцу» на этот раз предстоит украсть (хоть и очень не хочется!) с далекой планеты предмет культа — статую местной богини. Герой с честью выпутался из этой ситуации, а Святослав Логинов в очередной раз доказал, что ему «все жанры покорны». Браво! Рассказ вышел замечательный :beer:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Вадим Казаков «Полёт над гнездом лягушки»

ermolaev, 28 декабря 2009 г. 20:24

Писать «псевдорецензии» на уровне Станислава Лема — не многим дано. Вадим Казаков один из тех, кто может это делать. Я безумно люблю его «Полет над гнездом лягушки» и совершенно осознанно вставил его в составленную мною несколько лет назад подборку «В поисках Странников» — ей там не просто самое место, но без изящного эссе Вадима Казакова книга бы проиграла. Имхо. :beer:

Оценка: 10
– [  14  ] +

Роберт Шекли «Зацепка»

ermolaev, 23 декабря 2009 г. 18:17

Когда-то эта тема была очень важной для американской литературы. Такие рассказы как этот подготовили окончательную смерть расизма в США. Низкий авторам за это поклон. В частности, Шекли, который делает это с едким сарказмом и редкой изобретательностью.

С другой стороны, надо признать, что писатели немного не рассчитали. Маятник качнулся в другую сторону и расизм сменился такой слащавой политкорректностью, что стало невозможно назвать негра негром не только в жизни, но даже в литературном произведении. И электронный переводчик PROMT теперь переводит в биологическом тексте «черные мыши» как «мыши афроамериканцы» :lol:

Оценка: 9
– [  6  ] +

Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая»

ermolaev, 23 октября 2009 г. 20:40

Давно я не читал столь хорошего «космического романа», при том, что основой его являются не «звездные войны», а процесс покорения ближнего внеземного пространства. Военные действия служат для автора лишь фоном, на котором характеры героев вырисовываются более выпукло и отчетливо. Да, как ни удивительно, характеры всех главных героев (как наших, так и американцев) действительно прописаны, и они вовсе не похожи на «картонные маски».

Еще подкупает эрудиция автора, как в профессональном плане (а книга не зря снабжена приложением о развивающихся сейчас космических программах), так и в плане «общей культуры». То тут, то там на страницах романа мелькают раскавыченные цитаты из Михаила Булгакова, братьев Стругацких, Владимира Высоцкого и многих других. Даже имя дочери главной героини явно «взято взаймы» у Кира Булычева — это Алиса, «девочка, с которой ничего не случится». То есть случиться-то как раз может, и с ней, и со всеми другими, ибо политики в 2020-м опять поставили мир на грань третьей мировой войны. Но я еще раз повторюсь — не это в романе главное. Это роман не о войне, а о _созидании_.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Иоанна Хмелевская «По ту сторону барьера»

ermolaev, 26 сентября 2009 г. 14:26

Это очень странная, и очень любимая мной книга...

Она потрясающе нелогична, автора не только не интересует технология путешествий во времени, но вообще не делается попыток придать переходам через «барьер времени» хотя бы тень смысла. Вслед за автором, не интересуют эти вопросы и героиню, хотя любой нормальный человек, наверное, попытался бы разобраться, что с ним происходит. :insane:

Интересует же Хмелевскую совсем другое — культурологические различия того и нашего времени, и переданы они мастерски, через бытовые подробности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Героиня переживает шок не тогда, когда слышит о прокатившихся по планете мировых войнах и революциях, и не тогда, когда садится в салон автомобиля, заменившего привычные ей кареты, а когда знакомится с современными ванной и туалетом, когда покупает в магазине нынешнюю одежду, когда видит как изменились за сто лет правила этикета.
В этом сила книги и ее привлекательность.

Ну, и плюс то, чего у Хмелевской никогда не отнимешь — легкий детективный сюжет, загадочный, но не кровавый; и обычный для нее тонкий ироничный юмор.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Леонид Андреев «Кусака»

ermolaev, 25 мая 2009 г. 15:33

Отличный рассказ про собаку, рассчитанный на детей. Можно сказать, классика детской литературы

Оценка: 8
– [  6  ] +

Леонид Андреев «Жизнь Человека»

ermolaev, 25 мая 2009 г. 15:29

Я когда-то в студенческом театре играл в «Жизни Человека». Глубочайшей эмоциональной и философской глубины произведение. Но очень трагическое...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Уолтер Йон Уильямс «Распад»

ermolaev, 27 апреля 2009 г. 15:14

Строго говоря, это даже не цикл романов. Это один роман, оборванный на полуслове в первой книге, и с этого же полуслова начатый во второй.

Если в первой книге наряду с космооперой присутствовала заметная «психологическая» составляющая, то во второй книге она сведена к минимуму. На первый план выходят космические сражения и жизнь героев во время идущей межзвездной войны. Тем не менее, книга не показалась мне слишком примитивной, и не разочаровала. Я с удовольствием прожил еще несколько месяцев рядом с героями «Праксиса», и хочу продолжения, несмотря на то, что не являюсь таким уж большим поклонником «боевой фантастики».

Не стоит ждать от этой книги откровений, но то, что автор обещает, он честно дает читателям. Вот только аннотацию на задней странице обложки лучше не смотреть, она, как и многие АСТ-шные аннотации, написана человеком, не читавшим книгу :wink: А уж рисунок на обложке — это вообще кошмар! :mad:

Оценка: 7
– [  1  ] +

Антология «Поиск-83»

ermolaev, 12 марта 2009 г. 19:27

Честно говоря, ни одного из рассказов, здесь опубликованных, не помню. Зато материалы Бугрова и Халымбаджи всегда были прочитываемы с огромным удовольствием. Именно за это книге, в любом случае — 8 баллов!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Илья Варшавский «Перпетуум мобиле»

ermolaev, 9 марта 2009 г. 11:10

Вся прелесть рассказа в его концовке. Kuntc прав, если бы не она — рассказ был бы примитивен. А так он сразу поднимается до уровня философских обобщений. Варшавский, безусловно, удивительный мастер как неожиданных концовок, так и вообще иронически-пародийного взгляда на окружающий мир. Тут его только с Шекли сравнивать!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет»

ermolaev, 9 марта 2009 г. 10:35

Илья Варшавский пришел в фантастику почти одновременно со Стругацкими. Он был старше по возрасту и поэтому ему было отпущено судьбой только 10 лет жизни в литературе. Но сколько он сделал за эти десять лет!

Перед нами своеобразный «творческий отчет» писателя. Здесь и рассказы о роботах, и размышления на темы будущих виртуальных технологий, и восторженная ода прогрессу, и горькая правда о трагическом столкновении научных достижений с реальностью. Все это сдобрено хорошей порцией доброго юмора, за завесой которого автор мастерски прячет свои социальные и философские идеи. И еще перед нами — судьба Писателя, проглядывающая между строк рассказов, и прямо, хотя и очень саркастично, представленная самим Варшавским в своих авторских отступлениях…

Мало есть в отечественной фантастике сборников, более достойных прочтения, чем этот.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Виктор Пелевин «Омон Ра»

ermolaev, 26 февраля 2009 г. 20:00

У какого-нибудь другого автора я мог бы оценить эту книгу выше... Но для хорошего писателя Пелевина это все сверхпримитивно и слишком отдает конъюнктурностью :blush: :frown:

Про «пинание мертвого льва» тут уже говорилось, так что я не буду повторяться. Просто скажу, что глубокий смысл в повести отсутствует, есть только откровенный сакразм «на злобу дня» (да еще и — дня уже прошедшего). Для писателя уровня Пелевина это откровенная поделка :weep:

Оценка: 4
– [  4  ] +

Дэвид Вебер «Восход луны»

ermolaev, 25 февраля 2009 г. 18:47

Это неплохая НФ, но когда я читал ее, у меня было четкое ощущение, что я переместился на полстолетия назад и читаю один из романов Александра Казанцева :smile:

Странно, но то, что российская фантастика переросла много лет тому назад, на Западе ныне в чести — а именно примитивная НФ с налетом чего-то, удивительно напоминающего приснопамятный соцреализм :wink: :biggrin:

Написано, впрочем, неплохо, хотя и переведено кое-как.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Айзек Азимов «Часы, по которым мы живём. От солнечных часов до лунного календаря»

ermolaev, 7 февраля 2009 г. 19:09

Азимов написал прекрасную книжку, но, к сожалению, мы не можем оценить ее по достоинству, так как перевод ее ужасен (как и многие другие переводы Центрполиграфа).

Как вам такие фразы: «Солнце движется от одного горизонта к другому» (с. 18); «Давайте вернемся к Земле, так как она перемещается и вращается по кругу» (с. 98); «Календарь, очень похожий на этот, использовали майя, южно-американские индейцы, которые за тысячу лет до прихода Колумба построили замечательную цивилизацию, где сейчас находятся Юкатан и Гватемала» (с. 142)??

Ну, и наконец, вообще шедевр: «Жители Медины последовали за Магометом и даровали ему тело одного из лучших воинов в дар за его уроки» (с. 171)! Так что переводчик сделал из Магомета киборга, переведя таким образом книгу из разряда научно-популярных в разряд круто-фантастических :glasses: :biggrin:

Поэтому мой вывод — посоветовать я ее никому не могу.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Лино Альдани «Онирофильм»

ermolaev, 6 февраля 2009 г. 17:52

Когда этот рассказ писался, он, наверное, казался откровенной фантастикой. Теперь же, по прошествии почти полувека, его социальная сатира приобретает все более реалистические черты. Это рассказ о виртуальной реальности, написанный в те времена, когда такого слова еще никто не знал. И рассказ замечательный, остро ставящий вопросы о том, что же лучше для человека — невесёлая и проблемная реальность или сладостная несуществующая виртуальность?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джеймс Уайт «Звёздный хирург»

ermolaev, 4 февраля 2009 г. 15:09

В целом я очень люблю цикл Уайта «Космический госпиталь». Но этот роман слабее, чем первый.

Собственно он распадается на три части. Первая — доставка в госпиталь странного существа с неизвестной планеты, и попытки Конвея выяснить, в чем же причина его заболевания. Заслуживает самой высшей оценки. Второй кусок — попытка Конвея и мониторов разобраться в обстановке на некоей планете, пораженной разными эпидемиями. Социологически недостоверно, действия мониторов страдают явным непрофессионализмом, и вообще очень слабо. Третий кусок — межзвездная война с Империей. Достоверностью не пахнет и тут, хотя как экшн на троечку сгодится. Впрочем, писалось не ради этого, а чтобы показать как врачи и медсестры доблестно преодолевают тяготы войны.

В итоге — семь баллов.

Только объясните мне, Бога ради, «становление и взросление» какого героя имели в виду коллеги-классификаторы на Фантлабе? Если имелось в виду то, как Конвей продвигается по служебной лестнице, то это явно не то. Его взросление было показано в одном из начальных рассказов первого романа, а тут он уже, что называется, «матерый человечище» :wink: Вот только в отношениях с женщинами ведет себя как ребенок :superkiss:

P.S. Благодарю, коллеги, за то что из «сюжетных ходов» классификатора исчез пункт «становление и взросление героя». Спасибо, что поддержали моё мнение.

Оценка: 7
– [  27  ] +

Сергей Снегов «Галактическая разведка»

ermolaev, 28 января 2009 г. 11:38

Здесь многие писали, что этот роман — замечательная фантастическая утопия. С этим невозможно не согласиться (и странно, что в классификаторе слово «утопия» не стоит).

С другой стороны, почти никто не обратил внимания, что что книга в то же время является откровенной пародией на жанр космооперы :smile: Вчитайтесь! Это же чудесно сделанная пародия, причем настолько изящно, что большинство читателей купились, приняли все описанное за чистую монету и потребовали от автора продолжение. Снегов, как рассказывают, был от этого в отпаде, но подумавши решил продолжить и следующие два тома написал уже чуть более серьезно.

Так что не стоит возмущаться по поводу «дебильности» персонажей и ситуаций. Автор же откровенно потешается над всем этим и предлагает читателям посмеяться вместе с ним. :biggrin: При всем при том философские и научные идеи романа вполне серьезны.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Сергей Снегов «Чудотворец из Вшивого тупика»

ermolaev, 28 января 2009 г. 00:39

Это не «попытка политической сатиры». Это она и есть — политическая сатира :wink: И мне как раз кажется, что она удалась. Просто Снегов подходит с позиций НФ-писателя к ситуации, где научности нет никакой в принципе (мне, кстати, было очень забавно читать в крассификаторе «твердая НФ»), поэтому не сразу удается за якобы научными терминами разглядеть социально-психологические характеристики. Как говорит в рассказе генерал Бреде «Десять процентов моего расхождения с армией тревожат меня в сто раз меньше, чем один процент несинхронности Властителя с народом». Сатира здесь поднимается до философских обобщений...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Антология «Американская фантастика»

ermolaev, 21 января 2009 г. 15:22

Один из лучших сборников, что тут скажешь. Отобраны замечательные вещи, представлены хорошие переводы. Я не знаю, сам ли Парнов это делал (он ведь был в те годы «литературный генерал», так что не исключено, что на самом деле составителями книги были И.Архангельская и Т.Жудро, обозначенные как редакторы), но хочется от всей души поблагодарить создателей этого чудесного сборника. Низкий поклон им всем, а в первую очередь — авторам произведений.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»

ermolaev, 21 января 2009 г. 00:09

«Гадких лебедей» я читал на рубеже 70-х и 80-х в виде машинописной копии (в СССР роман тогда еще издан не был, хотя на Западе распространялся уже более 10 лет). Мне трудно рассказать словами, какое впечатление произвела на меня книга. Про некую из книг классиком было сказано: «Она меня всего перепахала». Так вот, меня перепахали три книги: «Маленький принц» Экзюпери, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Гадкие лебеди» Стругацких.

Мысли о прогрессе из ГЛ вошли в меня тогда раз и навсегда. Навсегда запомнились цитаты, такие как: «Будущее создается тобой, но не для тебя», «Высшее счастье человека состоит в том, чтобы отдать все силы на построение нового мира, но при этом умереть в старом» и так далее. Навсегда запомнились, но не стали по-попугайски затверженными, они по-разному играют в различных исторических ситуациях :wink:

Нужно заметить, что ГЛ вовсе не был для меня первым романом Стругацких с мыслями о прогрессе. Я уже читал к тому времени и «Малыша», и «Улитку на склоне», и многие другие романы. Но они лишь подготовили почву. А во время чтения ГЛ мне казалось, что авторы навели на меня полевую пушку и выпускают заряженные мыслями снаряды прямой наводкой, целясь даже не в мозг, а куда-то глубже... в душу, наверное...

Оценка: 10
⇑ Наверх