Все отзывы посетителя direwolvex
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Джордж Р. Р. Мартин «Грёзы Февра»
direwolvex, 18 февраля 2016 г. 14:29
О людях и зверях.
Сразу скажу о том, чем мне нравятся произведения Мартина в первую очередь, это умение глубоко прописать характеры персонажей, их чувства, переживания и в то же время не терять нить истории, общей атмосферы произведения.
«Грёзы Февра» начинается довольно далеко от основной нити или задумки, создает некую иллюзию, сразу появляется впечатление, что роман о реке и параходах, что главная цель героя и самого романа — это пароход и долгожданные гонки «Грёз» и «Эклипса». Но углубляясь в повествование постепенно понимаешь, что этот роман о «больших мальчиках» и их почти детских, сумасшедших, наполненных страстью мечтах. Оба главных героя являют собой противоположности — Эбнер Марш, не молодой заядлый речник, чья жизнь собственно началась на реке и на реке он живёт и дышит, не ведая другого существования. Его заветная мечта — победить в речных гонках самый красивый и знаменитый пароход «Эклипс», но как часто случается в жизни, у него нет достаточно сильного и быстрого парохода, чтобы осуществить мечту жизни. И тут в его жизни появляется молодой и очень таинственный человек по имени Джошуа Йорк, который предлагает ему буквально бесплатное осуществление этой заветной мечты, он предлагает ему средства на постройку парохода, который будет в разы быстрее и прекраснее «Эклипса» а взамен лишь просит взять его и его «странных» друзей на пароход и не вмешиваться в его дела. И вот Эбнер видит свою мечту — самый шикарный и быстроходный пароход, который он назвал «Грёзами Февра», для него это имя значило «мечту», но для Джошуа оно показалось «зловещим», к тому моменту читатель вполне понимает кто такой Джошуа и его люди, так что интрига с вампирами, как в других вампирских романах, здесь не растянута. Всё очевидно с первого знакомства Джошуа и Эбнера. «Fevre Dream». То, что для человека символизирует «мечту» и «грёзы», для вампира и его животного начала это символ «лихорадки». Так что тут Мартин заложил определённый символизм в само название корабля и романа в целом.
Но вернусь к тому о чём же на самом деле это произведение. Главным плюсом для меня стало конечно же отсутствие всяческих слащавых любовных историй между вампирами и людьми, с которыми ассоциируется большинство произведений, когда мы слышим слова «вампиры». Этот роман о двух мужчинах принадлежащих к разным расам, двух противоположностях, впечатляет полное различие в характерах главных героев, старый, скептичный, упрямый и одинокий человек и молодой, мечтательный идеалист вампир. Но чем больше мы углубляемся в историю этих героев, тем больше схожего мы находим, а главное, что объединяет их — это МЕЧТА. У каждого своя, возможно сумасшедшая, но идеальная мечта. Признание Джошуа и принятие Эбнера является переломным моментом этой истории.
«Мы все делаем свой выбор, Эбнер»
Но так о чём же она эта история? Повторюсь в очередной раз, она о мечте, она о неожиданной дружбе, она о выборе, она об ошибках, она о близком триумфе и провале. Но самое главное — она о людях и зверях и о том, как неоднозначно это сравнение. Рождённый «зверем» способен быть человеком, как и рождённый человеком страстно жаждет быть «зверем». Хищники и скот. Именно так смотрит на существование Деймон Джулиан — главная ошибка Джошуа Йорка и навсегда сулящий крах мечтам Эбнера Марша. Далее мы видим двух сильных представителей «высшей» расы и их различия. Джошуа, который верит и грезит о спасении своего рода, Джошуа, сотворивший казалось бы невозможное, «вино» помогающее его народу справиться с «лихорадкой жажды» и не убивать и далее самое пожалуй странное и шокирующее явление — «СУМАСШЕДШИЙ ВАМПИР», он же Деймон Джулиан. Мы делаем открытие, что даже бессмертное существо как вампир способен сойти с ума как обычный человек. «Старческий маразм» у вампира. Он не испытывает «жажду», но продолжает убивать. Убивать ради убийства, ради гордыни, ради развлечения, ради ненависти к красоте, которую создал «скот», низшая по его понятиям раса, и это сводит его с ума. Деймон Джулиан являет крах сам по себе, и «всё чего он касается — гибнет». Исключением не стали и «Грёзы Февра» и мечта Эбнера Марша. Он стал главной ошибкой, но возможно и уроком для Джошуа Йорка. Разрушил ли он Джошуа? В какой-то момент да, но это в то же время и дало Джошуа больший стимул к борьбе и осознание окружающей его реальности. Казалось, Джулиан сломал все, к чему прикоснулся. Но Джошуа боролся, как боролся всю свою жизнь до встречи с Джулианом, и теперь он снова боролся и встал и сделал свой выбор. Однако время не властное над Джошуа, оказалось властным над Эбнером, который за тринадцать лет отсутствия и личной борьбы друга — потерял все, в том числе канул в лету и «Эклипс» а с ним и последняя надежда и мечта Эбнера.
Переходя к концовке романа, хочу отметить что стало для меня минусом и слегка разочаровало. Эта скомканность последних двух глав, которые на мой взгляд имеют большое значение. «Финальная битва» оказалась какой то очень простой на мой взгляд и повторюсь, скомканной. На фоне развернувшейся истории и временного охвата, создается впечатление, что автор просто быстренько «свернул» все на нескольких страницах. Хотя пожалуй в этом романе я наблюдала видение Мартина на «горько-сладкий» финал. Главный злодей повержен, он повержен на проклятом им и разрушенном «Грёзах Февра», он повержен не только от руки Эбнера, но и собственной преданной «крысы» Билли. Билли и в этой части не вызывает сочуствия или понимания, однако внезапно становится очевидным, что тема «разбившихся мечтаний» затронула и этого жалкого героя. Именно в этот момент видишь, что даже это жалкое человеческое создание имело что-то общее с главными героями и одной из основных линий романа. Он тоже имел мечту, хоть и извращенную, но мечту, которую как и все остальное разрушил Деймон Джулиан, которому он доверял и посвятил свое существование (Не могу назвать это жизнью)
Одной из любимых частей романа все же стал Эпилог.
«Не бродить уж нам ночами
В серебристой лунной мгле...»
Надпись на надгробии капитана Эбнера Марша и гравировка изображения двух пароходов в гонке. Если прикоснуться пальцами к рисункам то можно различить названия «Эклипс» и «Грёзы Февра». «Чаще всего к ним прикасается один посетитель, как ни странно, приходит он только по ночам...» Данное когда -то давно обещание Джошуа Эбнеру никогда не осуществилось, но всё-же Джошуа «выполнил» обещание после смерти друга, пусть это был всего лишь рисунок на надгробной плите, но на нём мечта Марша осуществилась, выбитая в камне.
Подводя итог, могу сказать, что роман мне действительно понравился и на фоне огромного количества сопливого и инфантильного вампирского мыла, которое собирает кассы в кинозалах и идёт по десять телевизионных сезонов, «Грёзы Февра» одно из самых недооценённых в этом отношении произведений, гораздо больше заслуживающее хорошей экранизации.