Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя куку ца поль

Отзывы (всего: 1 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Виталий Зыков «Дорога домой»

куку ца поль, 29 июня 2016 г. 17:54

Итак. Я осилила. Читала очень долго, потому что книга давалась тяжело, и желания особого не было дочитывать до конца «Дорогу домой» Признаться честно, серию хотела забросить после «Безымянного раба», но узнав, что товарищ Зыков в фэнтезийный мир засунул Михаила Саакашвили и скачущих москалей-кайенцев, решила дойти до последней книги. Начну свой большой трактат по порядку:

Перед нами история о попаданцах, которые магическим образом оказались в параллельном мире. Книжек с попаданцами видимо-невидимо. Обычно, героев встречают с распростёртыми объятиями либо устраивают жестокую охоту, но они отважно проходят все испытания, получают супер-силу, становятся королями и женятся/ выходят замуж за местных аристократов. У Зыкова в этом плане шаблон на шаблоне, однако прописаны шаблоны умело (ну до поры до времени, об этом позже). Люди Торна принимают пришельцев с распростёртыми объятиями: Олега устраивают в академию магии, девчонок выдают по-быстрому замуж. Но в радушной встрече иномирян заключен хитрый замысел, от иномирян нужна их кровь и способности. Так что светлой и счастливой жизни новый «дружелюбный» мир не несёт землянам. С Ярославом всё гораздо хуже. Что может ждать заблудившегося одинокого иномирянина? Его продают в рабство, а дальше подчинение системе и наконец борьба со всем миром.

Мир Торна прописан хорошо и красочно. Благодаря путешествиям Ярика в первой книге знакомишься со многими странами, их обычаями, а заодно с магией. Мне понравилось, что новый мир наполнен своими уникальными животными: тиры, шестилапы, кайфаты. Однако тут автор совершает непростительную ошибку. Мир другой, животные тоже другие, даже наших кошек и собак нет. Зато есть лошади, на которых удобно сражаться воинам. Спрашивается, чего мешало привычных лошадей заменить другими существами, на которых тоже удобно ездить и воевать? Впрочем, это не единственное слияние нашего мира и Торна не к месту. Но чуть позже.

Путь на Землю закрыт. Персонажи вынуждены жить до конца своих дней на Торне, и поэтому начинается их история, а заодно знакомство со множеством обитателей Торна. Я читала много отзывов, что зыковские персонажи картонные и плоские ребята. С этим я не соглашусь. В книжных персонажах видно реально живущих людей (ну или эльфов, гномов и др.). Они хорошо возникают перед глазами, в их речах, поступках чувствуется жизнь и свой собственный характер. Однако в чём беда — эти персонажи не цепляют! Ну вот никак. По мере прочтения хороших книг у меня возникает симпатия к протагонистам и антипатия к мерзавцам. Читатель должен переживать, болеть в душе за героя, злодея он должен презирать. Почему зыковские персонажи не вызывают эмоции? Наверное, потому что они являются рупором идеи автора. До третьей книги меня ещё заставлял волноваться Ярослав-К`ирсан. Я негодовала от его эгоизма, от его жестокости по отношении к людям, а потом всё сошло на нет. Убил человека? Пусть и дальше убивает, не жалко никого.

На примере Ярослава мог бы получиться очень хороший персонаж. Могла быть показана история о превращении человека в зверя. Ярослав жил обычным программистом, но в одночасье поменялась судьба. Сначала рабство у жестокого вождя гвонков, катакомбы, банды, где ему приходилось превращаться в убийцу, потом долгожданная свобода и… живое мясо в армии короля Ранса. Убийства, подчинения, предательства, побеги и наконец своя страна, где ты царь и бог. Но, даже став правителем Сардоура, персонаж «Дороги домой» не находит дома, он остаётся одиноким странником в по-прежнему чужом мире. Что же мы видим вместо этой волнующей истории? Марти-Сью собственной персоной. Ярослав бешено прокачивает свои силы как в фанфике «йунного аффтара» или же в компьютерной игре под предводительством опытного игрока. Он не ошибается, он не проигрывает. И все персонажи вертятся вокруг него. Любит или ненавидят – неважно, Ярослав – пуп Торна. При этом Зыков сам забывает характер своего персонажа. В первой книге Ярослав раболепствует перед Даргом, корчиться, без отвращения зовёт «моим господином». Я даже сначала думала, это у него хитрый план такой – завлечь доверие Дарга, притвориться преданной собакой и освободиться в конце. Нет, Ярик просто любит вилять хвостиком. Однако потом Зыков быстро забывает недостаток ГГ, и с его лёгкой руки Ярик умело отстаивает свою честь перед задирами в армии.

Чем мне нравились первые 2 книги, так это тем, что марти-сьюшности было мало. На неё ещё можно закрыть глаза, но потом она начинает ядовито скакать по страницам книги. Линия К`ирсана становится самой неинтересной и скучной. Вот к примеру такой нюанс. Казалось бы, во второй книги у Ярослава появились друзья, союзники. Но вместо дружбы мы видим подчинение ГГ. Кто друзья К`ирсана? Недальновидный Тёрн, ург Гхол, который то ли раб, то ли слуга ГГ, мальчишка Канд и т.д. Дружба К`ирсана строиться на подчинении и обожании «владыки». Его друзья – напарники, призванные помогать прокачке ГГ.

Приведу фразу из книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ведь кем он только не был за свою жизнь: дикарь, раб, беглец, наёмник, вольный капитан, маг и король, теперь вот ставят на ступеньку повыше».

В этой сцене ГГ узнаёт, что местные жители стали считать его богом. Приплыли. Марти-Сью в десятой степени.

Остальные персонажи намного интереснее и живее Ярослава. Мне больше всего понравился Олег, адепт магии Земли. Не супермен, не борец со всем миром, а обычным парень. К слову сказать, единственный из пятёрки попаданцев, сохранивший земное имя. Впрочем, линия Олега сведена к прокачиванию сил и бесконечной учёбе магии. Зыкова можно поблагодарить, что он любит четверостепенных незаметных, уже забытых, персонажей резко выводить в строй. Гхол не исчез после встречи в лесу с Яриком, а Мелисандра после поездки на пузыре, вылез наружу даже пророк и его повзрослевший внук. Но, как легко Зыков пробуждает персонажей, так же легко он бросает на них болт. Интересная линия Лакристы скатилась до второй подушки в постели Дарга, Олеся и Наташа вообще были бесполезны. Восставший из забытья Дарг нужен только для войны Светлых эльфов, Дарг в «Безымянном рабе» был самым реалистичным персонажем, человеком своего времени и мира. Теперь же его удел нянькаться с чужим ребёнком и время от времени мелькать на страницах книги. Про короля Ранса все дружно забыли.

В заключении (к сожалению, длинном и нудном) я поговорю об идеи книги и философии мира. Мир Зыкова – жесток и неумолим. Этим он реален. Мне нравится, что нет борьбы «добра со злом», обязательной победы хорошеньких над плохишами. Есть сила, власть, ярость – это и движет миром и людьми. Мир реалистичен и этим прекрасен. Но реальность порой выбешивает ох как сильно. Начать с того, что персонажи из другого мира говорят нашими словами. Аналитика, премьера, агитация, пропаганда – ну нельзя ли было более простых найти слов, это же не Земля, это же другой мир. Самое забавное, что люди, знающие нашу «пропаганду» не знают слова «геноцид».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«кто-то из иномирян рассказывал, такое необычное слово… точно: геноцид!»

И это в мире, где живут сотни рас, которые в свою очередь делятся на под-расы (белокожие, чернокожие и желтокожие люди, Светлые и Тёмные эльфы), а войны по национальным признакам не затихают ни на час! Да у вас слово «геноцид» должен знать ребёнок пяти лет!

Книга носит символичное название «Дорога домой». Путь на Землю закрыт, нужно искать дом на Торне и это не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Но вместо поиска дома нам с 4 книги показана земная история. Нолд – местные США, Мишико Свили, пожиратель платков – Михаил Саакашвили, в Торне заскакали кайенцы. Я люблю читать о политике в фэнтезийных мирах, но только тогда, когда это совершенно уникальные миры и их политика никак не перекрещивается с нашей. Если Зыков хочет показать своё отношение к сегодняшним политическим событиям, то почему бы ему не заняться документалистикой, а не смешивать москалей с кайенцами?

К слову о доме, за всё время (а это пятнадцать лет минимум) персонажи ни разу не вспоминали о родной Земле, отцах и матерях, братьях и сёстрах. Помниться, что в «Наёмнике» К`ирсан ещё думал о семье, но потом перестал. Скажете, К`ирсан настолько проникся Торном, что просто не мог не забыть о семье. Но почему он тогда помнит Пугачёва и Степана Разина?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Узнав о своем благородном происхождении, Кайфат не смог сдержаться и громко захохотал. Планируя захват власти в Западном Кайене, он опирался на знание земной истории – восстаний Болотникова, Разина и Пугачева. Пусть неудавшихся, но всерьез напугавших власти. На чужих ошибках не грех поучиться. Однако историю с Пугачевым, когда того называли Петром Третьим, он как-то подзабыл. А зря! Немногие захотят идти против законной власти, однако подержать свергнутого наследника – дело другое. Здесь уже речь идет о восстановлении справедливости.»

Фууух, я подошла к концу. Про Язык Зыкова говорить не буду уже, без меня его люди раскритиковали. Добавлю, что после 3 книги стало жутко бесить замена матов на мурхуза, бездну и т.д. Через каждый абзац персонажи всё и вспоминали проклятых богов.

Моя итоговая оценка циклу: 5 из 10. Книга неплохая, но ужасно превращённая в компьютерную игру. Впрочем, игру в последствии вытесняют скачущие кайенцы и политика.

Оценка: 5
⇑ Наверх