Все отзывы посетителя Ras Algethi
Отзывы (всего: 2 шт.)
Рейтинг отзыва
Ras Algethi, 10 декабря 2014 г. 22:06
«Ученик убийцы» — первая книга трилогии «Сага о Видящих». Первый роман саги посвящен детству и юности главного героя всех трех книг. Фитц Чивэл Видящий – бастард наследного принца Шести Герцогств. В шесть лет он попадает в Баккип – резиденцию короля Шрюда – деда Фитца по отцу. Первые несколько лет Фитц живет среди слуг на попечении начальника конюшен. Но однажды он заключает договор с королем, который берет его под свою опеку взамен на верность и преданность Фитца. С этих пор Фитц живет и учится в дворце и в тайне ото всех постигает тонкости дипломатии кинжала у нынешнего королевского убийцы.
Что понравилось:
- Хобб пишет хорошо. К тому же мне попался довольно приличный перевод. После прочитанных мной накануне книг, скудных с художественной точки зрения, «Ученик убийцы» стал глотком свежей воды. Яркий и сочный язык. Текст просто приятно читать вне зависимости от сюжета.
- Понравилась драматичность и художественность романа. Хобб умело создает особую психологическую атмосферу, и если вы резонируете с ней, то книга вам понравится. В противном случае вас, вероятно, ждет разочарование. Повествование течет медленно и плавно, лишь к концу книги набирая обороты. Читатель погружается во внутренний мир героя, его чувства и переживания.
- Роман понравится тем, кто устал от книг с множеством героев, когда приходится читать десятки POWов, хотя тебе нравится всего парочка. В «Ученике убийцы» в центре истории один герой, от лица которого и идет повествование.
Что не понравилось:
- Название книги не отражает ее сути. Автор уделила мало внимания как обучению героя на убийцу, так и самой «работе» героя. Дипломатии кинжала как таковой в первой книге нет.
- Не понравилась структура текста. В романе две временные линии. Основная сюжетная линия – история взросления и становления героя – прерывается дополнительной сюжетной линией, в которой мы видим уже взрослого Фитца, пережившего все эти события. Каждая глава начинается с мыслей этого «будущего» Фитца, который вспоминает события прошлого. Такие вставки в рамках основного сюжета книги дают некоторое представление о том, что ждем героя в будущем. Прямых спойлеров нет, но угадывается общее настроение и появляется понимание, пусть и смутное, что произойдет или не произойдет с героем дальше. Это портит впечатления от чтения.
- Мало уделено внимания происходящим в мире Хобб событиям. Скудные, обрывочные данные, получаемые через главного героя, дают лишь понимание, что много чего происходит. Хочется подробностей. Необязательно делать много POWов, чтобы наполнить сюжет. Здесь дело в мастерстве и инструментах рассказчика. Некоторым интригам не хватало серьезности и продуманности.
- Многим читателям понравилось, что герой звезд с неба не хватает. Однако на мой взгляд тут автор несколько перегнула палку. Наравне с поражениями должны быть и победы. Не хватает большего влияние героя на сюжет. Хочется, чтобы герой активно влиял на события, а не чтобы события случались с героем.
Итог. Мне, как человеку, склонному к рефлексии, роман понравился. К тому же книга попала под настроение. Психологизм, драматизм, художественность – основные достоинства романа для меня. Однако фэнтезийная составляющая несколько задвинута. Поэтому не могу рекомендовать роман в рамках фэнтезийной литературы.
Орсон Скотт Кард «Игра Эндера»
Ras Algethi, 2 декабря 2014 г. 18:31
«Игра Эндера» – первая книга цикла про Эндера Виггинга. Будущее человечества. Инопланетная раса существ, названных жукерами, уже дважды нападала на Землю, и лишь благодаря неимоверным усилиям и удаче удалось сдержать их натиск. Земля ожидает третьего витка войны, третьего нашествия, и вовсю готовиться к нему. Для этой цели была запущена программа по отбору и воспитанию одаренных детей и поиску особенного ребенка, который сможет стать великим полководцем, не менее гениальным чем Александр Македонский, Наполеон, Юлий Цезарь, и который приведет человечество к победе над многократно превосходящими силами противника. Главный герой книги – Эндер Виггинг – потенциальный искомый спаситель человечества.
Есть такие книги, которые читаешь с интересом, не отрываясь, но после прочтения остается неприятный осадок недоумения, неудовлетворенности и обманутости. «Игра Эндера» оказалась для меня такой книгой. С первых строк роман увлекает в свою вселенную, читатель погружается в гипнотическую атмосферу. Небольшой объем романа позволяет прочитать его за один раз от начала и до конца, сохранив это ощущение завороженности. Но вот книга дочитана, дурман очарования рассеивается, и четко проступают уродливые недостатки. Множество моих претензий к роману можно обобщить одним эпитетом – поверхностный. У книги есть потенциал, но он не реализован в должной мере. Недоделанность чувствуется и в описании мира, и в характерах героев, и в событиях сюжета, и в раскрытии идей романа. Хочется большей глубины и детализации там, где это действительно необходимо. И дело не столько в количестве текста, сколько в его качестве: наполненности и достоверности можно достичь и грубыми штрихами, уделив им должное внимание.
Конец романа, на фоне более-менее подробного описания обучения главного героя в школе Международного флота, выглядит особенно скомкано. Автор лишь сжато пересказал нам последующие события. Герои, которые должны были встретиться, не встретились. Диалоги, которые читатель должен был услышать в тексте романа, остались за пределами текста. События, свидетелем которых читатель мог ожидать быть, обозначены лишь схематично. И на том спасибо. Лучше было бы вообще об этом не писать, чем писать столь скупо. Сюжет вполне бы обошелся без таких подачек. Я сильно не люблю такие ходы авторов. Я всегда ожидаю от книги вовлеченности в повествование, сопричастности в той или иной мере. А этого трудно достичь, если автор пересказывает события, а не показывает их читателю.
Некоторые сюжетные ходы романа оказались предсказуемыми. Я не отличаюсь проницательностью и в процессе чтения не стремлюсь предвидеть, что будет дальше, однако в «Игре Эндера» некоторые события были очевидными, в частности события генерального сражения. Иногда очевидность может быть благом для сюжета: когда именно понимание ужасающей неизбежности происходящего служит главным инструментов воздействия на читателя. В отношении «Игры Эндера» этого сказать нельзя. Как мне видится, здесь читатель должен вместе с героем приходить к понимаю случившегося, чтобы в должной мере осознать, пережить и понять.
К прорисовке персонажей та же претензия – поверхностность. На некоторую глубину характера претендует главный герой, в меньшей мере – его сестра и брат. Остальные же персонажи играют служебные роли. За рамками сюжета такие герои не живут: мыслей и переживаний о том, что делает персонаж, не будучи в тексте, не возникает. Автору не присуще умение кратко, но емко описывать героев, наполнять их жизнью и давать читателю понимание, что у каждого персонажа есть своя история, пусть даже описания этой истории в романе и нет.
Эндер, главный герой, вызывает противоречивые чувства. При всей его гениальности, уме, лидерских качествах, неординарном и нестандартном мышлении ему не хватает самодостаточности и самобытности. Мне не хватает в характере героя остроты, драмы. Противоречия в личности героя хочется вывести на более тонкий, более высокий уровень. Необходимо наивысшее напряжение перед духовным очищением в процессе сопереживания и сострадания.
Катарсиса мне не хватает и в раскрытие автором наиболее актуальной для меня идеи романа – идеи значимости и важности каждой жизни во Вселенной. Обесценивание этой идеи – моя главная претензия к роману. Где подлинное осознание героем трагедии случившегося? Где глубина чувств, без которой невозможно духовное прозрение? Поверхностность переживаний главного героя нивелирует всю идею о ценности жизни и неоспоримом праве на жизнь каждого живого существа, о любви в самом широком смысле. Особенно циничным для меня выглядит описание истории жукеров. Почему тому, что становится ключом к духовному прозрению персонажа, автор уделяет только несколько предложений, общий смысл которых сводится к определению «хороших» и «плохих» и «мы не хотели». «Хороших» уничтожать нельзя? А «плохих» можно?
Идеи можно раскрывать разными, порой даже противоположными, способами. Указанного выше я требую не столько в силу своих нравственных убеждений, сколько в силу того, что автор претендует на раскрытие идеи таким путем. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Отдельно хочется отметить маленьких возраст героев. Эндеру на момент начала повествования всего 6 лет, а на момент окончания основных событий романа – 11 лет. Автор показывает нам маленьких взрослых. Да, герои – одаренные дети, но они все же дети. При всей их гениальности у них мало жизненного опыта, на получение которого требуется время даже гениям. Дело ведь не в уме. Не ум отличает взрослого от ребенка. Умом нужно еще уметь пользоваться. И этому тоже нужно учиться, как и учиться понимать свои чувства и эмоции, управлять ими, нести ответственность за свои поступки и многое другое. Поэтому ряд событий и ситуация в романе вызывает здоровый скепсис.
«Игра Эндера» определенно найдет своих читателей, но ваш покорный слуга не входит в их число. На этом свое знакомство с циклом считаю законченным.